КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизнь как сопротивление смерти. Здоровье человека
3. Фрейд выделил два основных инстинкта человека — танатос и эрос. Первый — инстинкт смерти, второй — жизни. Первый связан с самосохранением жизни (смерть как вечная угроза для живого организма), второй — с ее активностью. Хотя эти положения подверглись критике, они все же остаются незыблемыми для понимания истоков жизни. Борьба со смертью как сопротивление человека конечности своего существования проявляется в следующих формах. 1. При понимании смерти как момента перехода живого организма в состояние мертвого тела борьба ведется в двух формах: а) реанимация, т. е. возвращение к жизни умирающего тела медицинскими методами; б) эвтаназия, т. е. облегчение страданий умирающего врачом («легкая смерть»). Проще говоря, последнее есть форма добровольного самоубийства больного с помощью врача, медицинских средств1 — своеобразное сопротивление смерти с ее неизбежными страданиями. 2. При понимании смерти как акта безвозратного, окончательного исчезновения сознания (души) человека сопротивление ей проявляется в формах: а) мифологических и религиозных идей о переселении души, о множественности форм жизни индивида, о продолжении жизни души в загробной жизни соответственно степени праведности земной жизни человека; б) идей и ценностей светской культуры о сосредоточении жизненных усилий человека на «посюсторонней» жизни, идей о продолжении себя в своих земных делах и потомках (развитие институтов социальной памяти — музеев, монументальных и персональных памятников, библиотек, литературных и киноархивов и т. д.). 3. При понимании смерти как процесса умирания (старения, дряхления организма) сопротивление смерти проявляется в формах: а) сохранения и укрепления индивидуального здоровья, физического и психического; на этой основе в обществе возникает и развивается институт здравоохранения народа (система организаций, кадры и их подготовка, медицинское просвещение населения, производство медикаментов); б) развития физической культуры и спорта; в) развития экологической культуры.
В последние двадцать-тридцать лет в связи с естественным в условиях относительного мира повышением ценности человеческой жизни кроме развития государственных и частных систем здравоохранения стала развиваться и пропаганда здоровой жизни, основанная на опыте долгожителей, прежде всего людей с медицинским образованием. Появилось множество программ по улучшению здоровья и достижению долголетия посредством приложения специальных личных усилий индивида. Остановимся кратко на одной из программ, описанной в книге П. Брэгга «Здоровье и долголетие»1. Он оставил человечеству десять заветов здоровья. Вот некоторые из них: ты должен почитать свое тело как величайшее проявление жизни; ты должен отказаться от всей неестественной, неживой пищи, возбуждающих напитков; ты должен сохранять свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными; ты должен подчиняться законам Природы, здоровье — твое право, пользуйся этим правом. В социально-антропологическом смысле решающими факторами отдаления смерти, сопротивления ей являются: а) функционирование системы здравоохранения общества и развитие медицинской науки; б) формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни; в) обеспечение мира между народами внутри страны (борьба с конфликтами политическими средствами) и мирное сосуществование народов на Земле (системы коллективной безопасности, ООН). Все эти группы разнородных (казалось бы) факторов имеют один и тот же обобщающий показатель, универсальный индикатор своей эффективности. Им является продолжительность жизни человека (среднестатический показатель). Рассмотрим кратко историю вопроса и динамику продолжительности жизни в России за последние 10 лет.
Россия, пережившая в XX веке несколько разрушительных войн и революций, достигла к середине 60-х гг. среднеевропейского уровня продолжительности жизни (около 70 лет). Под достаточно эффективный социальный контроль были поставлены все опасные инфекционные и паразитические заболевания, эпидемии, болезни органов дыхания и пищеварения, младенческая и материнская смертность1. С 1965 г. по 80-е г. в результате действия различных причин, в том числе и ослабления контроля за структурой причин смертности ввиду самоуспокоенности властей, продолжительность жизни упала на два года, наметился серьезный разрыв между мужской и женской смертностью (11 лет). Несмотря на это, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России в 1987 г. оказалась максимальной за всю ее историю — 65 лет, а прирост за 1980—1987 гг. составил 3,5 года. В целом смертность в стране к концу 80-х годов вернулась к уровню середины 60-х годов. За годы кризиса 1990—1998 гг. положение резко ухудшилось. Например, за 1987—1993 гг. продолжительность жизни уменьшилась на 4,5 года, причем из них уменьшение на 4 года приходится на 1992— 1993 гг. — годы интенсивных разрушений экономики и тотального развала системы здравоохранения. В сравнении с 1987 г. продолжительность жизни мужчин, например, сократилась на 6 лет (с 65 до 59), женщин —на 3,1 года(с74,6до71,5)2. В 1993 г. депопуляционная зона расширилась на всю Россию (в 1992 г. — европейская часть и Урал) и совокупная убыль населения составила свыше 760 гыс. человек. Эта тенденция продолжает усиливаться, поскольку разрушенная реформами система здравоохранения не способна эффективно противостоять негативным влияниям социально-экономической ситуации на здоровье населения, а отсутствие своевременной медицинской помощи усиливает груз патологий. Сопротивление смерти всей нации (народа) выражается также в формировании жизнеспособных, жизнестойких поколений. В России молодежь (до 29 лет) составляет 40 % трудоспособного населения. При этом за чертой бедности (официального прожиточного минимума) находится 69 % молодых семей, число разводов в стране достигло 47 %. Первоочередному увольнению при сокращении рабочих мест подвергаются женщины и молодежь. Среди общего числа безработных 37 % — молодежь. Практически здоровы лишь 14 % детей, 50 % имеют отклонения от здоровья, а 35 % хронически больны1.
В условиях принципиальных перемен, когда жизненный опыт старших поколений не всегда и не во всем пригоден для младших, последние прикладывают свой путь по жизни путем проб и ошибок. Это характерно для России. Жизнестойкость молодого поколения во многом зависит от школы, в том числе и высшей. Она должна не только подготовить молодых людей к жизненной борьбе в новых условиях, но и ценностно ориентировать на сохранение и развитие всякой жизни — в этом основа этического обновления общества и человечества. Тему завершим выделением основных типов людей по состоянию здоровья и оценим население России с этих позиций. Выделяют четыре основные категории (Лисицын, 1998). К первой группе относятся здоровые люди (30 %), ко второй — практические здоровые с факторами риска (20 %); к третьей — больные в состоянии компенсации (20 %); а к четвертой — больные в состоянии декомпенсации (30 %). В социологии выделяют тип личности, называемый «тип А». Ему свойственны самоотверженное отношение к работе, дух конкуренции, нетерпение, агрессивность и интенсивные попытки достичь поставленных целей. Среди лиц этой категории впоследствии регистрируется много случаев сердечно-сосудистых заболеваний. А Вы к какой группе относите себя? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем выражался культ мертвых у древних народов? 2. Объясните себе происхождение ритуала «сати» в индуизме. 3. Перечислите формы индивидуального и социального сопротивления смерти. 4. Что значит «преклонение перед жизнью» (А. Швейцер)? (Каковы философские и религиозные истоки этого девиза?) ЛИТЕРАТУРА
Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание, врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.
1 См.: Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М., 1995. Ч. 1.С. 132. Брэгг П. Здоровье и долголетие. М., 1996. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М., 1995. Григорьева Н. С. Опыт зарубежных стран в реформировании здравоохранения. М., 1999. Дымов В. М. Философия и социология здоровья. Алматы, 1998. Дмитриева Е. В. Отчет о проведении социологического исследования по проекту «Здоровье, сексуальное и репродуктивное здоровье, права на них: социологический анализ представлений россиян». М., 1998. Дмитриева Е. В. Социология здоровья. М., 2002. Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М., 2004. Моуди Р. Жизнь после смерти. М., 1991. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. Рэндлз Д.,Хог П. После жизни. Ярославль, 1994. Спасибенко С. Г. Смерть и бессмертие: границы и безграничность в социальной жизни человека // Социальные и гуманитарные знания. М., 2004. №6. С. 79-102. Судьбы людей: Россия XX век. М., 1996 (проект «Социодинамика поколений»). Тайна смерти. М., 1995. Человек и современный мир. Глава «Индекс человеческого развития». М., 2002.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |