Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кончина святителя Игнатия 6 страница




[435] 1 Сол. 5. 17

[436] Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7. 7)

[437] Не дремлет и не спит (Пс. 120. 4)

[438] Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6. 6)

[439] Ин. 4. 23

[440] все роды (Лк. 1. 48)

[441] Слово святого Феолипта. Добротолюбие. Ч. 2

[442] Мк. 2. 27

[443] Преподобный Матой. Алфавитный патерик Скитский, буква М

[444] Преподобный Исаак Сирский. Слово 17

[445] Ин. 5. 19

[446] Ин. 12. 49.

[447] Ин. 5. 30.

[448] Новая Скрижаль, гл. 1.

[449] Последование Утрени, тропарь по Славословии.

[450] Пс. 26. 4.

[451] Ин. 7. 14.

[452] Деян. 3. 1.

[453] Сочинения Святителя. Ч. 1. Внутренний человек.

[454] Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 3; Слово 3, гл. 2 и 3.

[455] Слово 40

[456] О седми службах смотри Новую Скрижаль. Ч. 1, гл. 13

[457] Лк. 18. 10

[458] Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19).

[459] от [ святого ] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его (Пс. 17. 7)

[460] …я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18. 11–12)

[461] А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5. 8).

[462] См. житие святого Игнатия Богоносца. 20 декабря; святого Исаака Сирского, Слово 71

[463] воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26)

[464] И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26. 30)

[465] Ин. 11. 41–42

[466] Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели (Деян. 16. 26)

[467] Говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее (1 Цар. 1. 13)

[468] …жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13. 15)

[469] …назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф. 5. 19)

[470] И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер (1 Кор. 14. 8–9)

[471] Предисловие от Писаний святых Отцов о мысленном делании, сердечном и умном хранении и проч.

[472] Внутренний человек, гл. 3.

[473] Слово 40.

[474] Святой Петр Дамаскин. О третьем видении. Добротолюбие. Ч. 3.

[475] Житие его. Четьи-Минеи, 24 мая.

[476] Слово 31

[477] Смотри житие сего преподобного

[478] Рукописное житие преподобного Илариона Суздальского.

[479] 1-я из молитв утренних: «От сна возстав, благодарю Тя, Святая Троице», и проч.

[480] 6-я из утренних молитв: «Тя благословим, Вышний Боже», и проч.

[481] Пс. 46. 8.

[482] [«Одни поют, …то есть молятся устами». — Ред. ]. Слово о трех образах молитвы св. Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1.

[483] [«Те же, которые не поют, …также хорошо поступают, если находятся в состоянии духовного преуспеяния: им не требуется пения псалмов, поскольку они пребывают в молчании и непрестанной молитве». — Ред. ]. Преподобный Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8. Добротолюбие. Ч. 1.

[484] Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48. 10)

[485] Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2. 2)

[486] в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2. 3)

[487] Бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк. 21. 36)

[488] Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21. 36)

[489] Мф. 25. 32

[490] Бодрствуйте в молитвах. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 4. 7; 5. 8, 9)

[491] Непрестанно молитесь! (1 Сол. 5. 17.)

[492] Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом (Флп. 4. 6)

[493] Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4, 2).

[494] Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2. 8)

[495] А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 17)

[496] Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих в Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18. 7, 8)

[497] Слово 21

[498] Требник, или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля

[499] Деян. 1. 14

[500] Ис. 56. 7

[501] Святой Исаак Сирский. Слово 21

[502] Деян. 6. 2, 4

[503] …в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24. 49)

[504] Antonii Magni Opera. Patrologiae Graecae. Tom XL, pag. 1080.

[505] Слово 4, гл. 17

[506] Collatio X, cap. Χ.

[507] Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях февраля 19.

[508] Канонник. Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного

[509] Четьи-Минеи. 9 января

[510] Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия.

[511] Слово 52.

[512] 15 глав о безмолвии, глава 2. Добротолюбие. Ч. 1.

[513] Ин. 11. 39, 43–44.

[514] Святой Исаак Сирский. Слово 72.

[515] Слово 21, гл. 7.

[516] Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38. 4).

[517] Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29).

[518] Алфавитный патерик Скитский, буква Η

[519] Слово 8

[520] Слово 69.

[521] Cassiani callatio X, cap. Χ

[522] Добротолюбие. Ч. 2. Ксанфопулов гл. 21.

[523] О авве Филимоне. Добротолюбие. Ч. 4.

[524] Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, лому, отвсюду затворенному и заключенному.

[525] доселе дойдешь и не перейдешь (Иов. 38. 11). Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4.

[526] не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2. 9)

[527] Мк. 10. 30.

[528] Слово 28, гл. 31

[529] для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2 Кор. 2. 16).

[530] приближаться к Богу! (Пс. 72. 25, 28). Лествица. Слово 28, гл. 25

[531] Преподобный Исаак Сирский. Слово 55

[532] Святой Исаак Сирский. Слово 5: «Не должно нам преждевременно искать великих мер, чтобы Божие дарование не потребилось по причине скорости приятия его. Все, легко приобретенное, легко и утрачивается; все же, приобретенное с сердечною болезнию, хранится тщательно».

[533] Преподобный Симеон Новый Богослов. О первом образе внимания и молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. Также: Аскетические опыты. Ч. 1. О Иисусовой молитве. Разговор старца с учеником его

[534] Не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17. 20)

[535] Слово 55

[536] 1 Кор. 2. 9.

[537] будете, как боги (Быт. 3. 5)

[538] 3 Цар. гл. 18

[539] …дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21. 13)

[540] Житие преподобного Досифея. Книга поучений преподобного аввы Дорофея

[541] Слово 21

[542] Слово 41

[543] Слово 41

[544] Опыт показывает, что встреча с женским полом, с развратным обществом и с другими соблазнами действуют несравненно сильнее на инока, нежели на мирянина, всегда вращающегося среди соблазнов. Действие это на инока тем сильнее, чем внимательнее и строже его жительство. Страсти в нем измучены голодом и кидаются с неистовством и исступлением на свои предметы, когда не будет принята осторожность. Если возбужденная страсть и не совершит убийства, то может нанести страшную язву, для врачевания которой потребуются многие годы, кровавые труды, а более всего особеннейшая милость Божия

[545] Иез. 16. 49. Подлинный стих Писания читается так: Сие беззаконие Содомы сестры твоея, гордость в сытости хлеба и во изобилии вина, и сластолюбствоваша та и дщери ея. [Ср.: Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности…]

 

[546] Мф. 5. 22

[547] Преподобный Марк Подвижник. Слово к Николаю иноку

[548] И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11. 25–26)

[549] Мф. 5. 44

[550] Ин. 4. 24

[551] Преподобный Марк Подвижник. Слово 7. О пощении и смирении

[552] Преподобный Исаия Отшельник. Слово 8, гл. 1. Этот глубоко вникавший в себя инок говорил: «Иногда вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника: кто найдет его, садится на него; когда же сей отпустит, то схватывает другой, и равным образом садится на него»

[553] Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4. 5–6)

[554] будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 4. 7; 5. 7)

[555] на всяком месте… воздевая чистые руки (1 Тим. 2. 8)

[556] Все повеления Твои — все признаю справедливыми (Пс. 118. 128)

[557] Ср.: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце (Пс. 39. 9)

[558] Любящие Господа, ненавидьте зло (Пс. 96. 10)

[559] и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15. 50)

[560] Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже (Пс. 50. 19)

[561] Святой Иоанн Карпафийский. гл. 87. Добротолюбие. Ч. 4

[562] По объяснению преподобного Макария Великого (Беседа 37, гл. 5) и преподобный Марк Подвижник. Слово 6

[563] Слово 56

[564] Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5. 44)

[565] Преподобный Нил Сорский. Слово 11

[566] Ср.: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2. 18)

[567] Лк. 6. 48

[568] «Прежде всех (духовных даров) непарение даруется уму Господом». Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 24. Добротолюбие. Ч. 2

[569] Беседа преподобного Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом. Добротолюбие. Ч. 1.

[570] Пс. 103. 22–23

[571] Различие показано выше

[572] Алфавитный патерик

[573] возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! (Мк. 12. 30; Втор. 6. 5)

[574] Варсонофий Великий. Ответ 184-й. Святитель Григорий Палама. Послание к монахине Ксении

[575] …любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5. 22–23).

[576] Святой Исаак Сирский. Слово 15

[577] А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 17)

[578] Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14. 27)

[579] …чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16. 33).

[580] который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Иисусе Христе (Флп. 4. 7)

[581] Ср.: Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6. 33)

[582] Ср.: Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец Вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис. 9. 6–7)

[583] Во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира (Пс. 71. 7)

[584] Господь благословит народ Свой миром (Пс. 28. 11)

[585] кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11)

[586] Ин. 16. 14

[587] Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11)

[588] Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 59.

[589] …пред своим Господом стоит он или падает (Рим. 14. 4)

[590] И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань (Пс. 75. 3–4)

[591] Взываю всем сердцем [ моим ]… ибо, где двое (Пс. 118. 145; Мф. 18. 20; Лествица, Слово 28, гл. 61)

[592] пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное (Мф. 19. 14)

[593] Слово 19. Эта же мысль помещена Преподобным и в 17 Слове его

[594] Слово 56

[595] Добротолюбие. Ч. 1, гл. 114

[596] Наставление 11 о молитве

[597] жилище Его (Пс. 75, 3)

[598] Ин. 14. 27

[599] Господи! Ты даруешь нам мир! (Ис. 26. 12)

[600] Четьи-Минеи, 19 июня. Житие преподобного Паисия Великого

[601] ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30. 25)

[602] Наставления 3 и 4. О мире душевном и о хранении его. Москва, издание второе 1844 года

[603] Ибо Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей (Рим. 14. 17–18)

[604] Поучение преподобного аввы Дорофея о смирении

[605] мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4. 7)

[606] Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28–29)

[607] Слово 25, гл. 3 и 27

[608] Слово 48

[609] Слово о думающих оправдаться делами, гл. 35

[610] Слова 25, 28

[611] Преподобный Симеон Новый Богослов называет такое состояние нашего естества раздранием его. Слово 3

[612] Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 10

[613] Ср.: Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать (Пс. 100. 4)

[614] Лествица. Слово 29, гл. 10

[615] Слово 28, гл. 38

[616] Пс. 103. 20–21

[617] Преподобный Нил Синайский. Главы о молитве, гл. 61

[618] Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. — [Ср.: Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» (Пс. 125. 1–2)]. В Псалтири повсюду под именем языков разумеются, в таинственном значении, демоны. Тогда подвижник познает избавление свое от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистой молитвой, всегда соединенной с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними

[619] сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже (Пс. 50. 19)

[620] О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде [то же самое — Ред. ] писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3. 1)

[621] се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2. 34)

[622] Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенскою Оптиною Пустынию вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год

[623] Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презрением. Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими (Пс. 30. 19–20)

[624] Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся (Пс. 19. 8)

[625] Слово 2

[626] О безмолвии в 15 главах, гл. 2. Добротолюбие. Ч. 1

[627] И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14. 13–14)

[628] Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16. 23–24)

[629] Спаситель — на еврейском Иисус

[630] Псалтирь с восследованием

[631] Псалтирь с восследованием

[632] Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18. 3–4; Мк. 9. 36. Четьи-Минеи, 20 декабря)

[633] Подобие 9, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей Церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении

[634] Четьи-Минеи. 27 сентября

[635] Слово преподобного Исихия, гл. 1. Добротолюбие. Ч. 2

[636] Издание 1844 года, Москва

[637] Какою силою или каким именем… Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4. 7–12)

[638] всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10. 13)

[639] смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2. 8–10)

[640] Ср.: …от моря и до моря и от реки до концов земли… поклонятся Ему все цари: все народы будут служить Ему. …В почете будет имя Его у них. И будет жить, и будут давать Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нем непрестанно, всякий день благословлять Его. Будет имя Его [ благословенно ] вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его; и благословятся в Нем [ все племена земные ], все народы ублажат Его. И благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля (Пс. 71. 8, 11, 14, 15, 17, 19)

[641] Ср.: Падут пред Ним жители пустынь, и враги Его будут лизать прах (Пс. 71. 9)

[642] Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя (Пс. 8. 2–3)

[643] Преподобный Нил Сорский. Слово 9

[644] Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне (Пс. 112. 1–3)

[645] воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его (Пс. 28. 2)

[646] потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи (Пс. 9. 11)

[647] Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое (Пс. 73. 21).

[648] Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющийся ко лжи (Пс. 39. 5)

[649] Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой (Пс. 118. 55)

[650] Главы зело полезные, о еже како подобает пети. Добротолюбие. Ч. 1

[651] Все народы окружили меня, но именем Господним боролся я с ними; обступили меня, окружили меня, но именем Господним боролся я с ними; окружили меня, как пчелы [ сот ], и угасли, как огонь в терне: именем Господним боролся я с ними (Пс. 117. 10–12)

[652] Лествица. Слово 21, гл. 7

[653] С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас: ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; но Ты спасешь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас. О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек (Пс. 43. 6–9).

[654] Славлю Тебя всем сердцем моим, пред Ангелами пою Тебе, [ что Ты услышал все слова уст моих ]. Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость (Пс. 137. 1–3)

[655] Свято и страшно имя Его (Пс. 110. 9)

[656] Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего (Пс. 78. 9)

[657] Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих (Пс. 53. 3–4)

[658] ибо спасает Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его, и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем (Пс. 68. 36–37)

[659] См.: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11. 25)

[660] Ради имени Твоего, Господи, оживи меня: ради правды Твоей выведи из напасти душу мою (Пс. 142. 11)

[661] и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое (Пс. 79. 19)

[662] ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего. Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род, да пребудет он вечно пред Богом (Пс. 60. 6–8)

[663] Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых. Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем. Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему (Пс. 149, 1–3).

[664] утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно, ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего (Пс. 85. 11–13)

[665] праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицом Твоим (Пс. 139. 14)

[666] Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его (Пс. 102. 1)

[667] цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно (Пс. 148. 11–13)

[668] …именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16. 17)

[669] вошел в него сатана (Ин. 13. 27)

[670] И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие (Еф. 2. 1–3)

[671] Мф. 12. 43–45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник

[672] Преподобный Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании. Добротолюбие. Ч. 1

[673] Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11. 25)

[674] Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16. 17)

[675] Ср.: Один из народа сказал в ответ: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец от рока воскликнул со слезами: верую. Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал (Мк. 9. 17–27). Преподобный Варсонофий. Ответ 116

[676] Ответ 301

[677] Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49. Добротолюбие. Ч. 2

[678] Слово 1, гл. 1

[679] Беседа 2, гл. 1,2.

[680] Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56. Добротолюбие. Ч. 1.

[681] сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14. 33)

[682] О третьем образе внимания. Добротолюбие. Ч. 1.

[683] Добротолюбие. Ч. 1

[684] Ср.: Тогда затрепетали сердца и руки их, и они мучились, как родильницы (Сир. 48. 21)

[685] Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12)

[686] О еже обрести действо, § 4. Добротолюбие. Ч. 1

[687] Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк. 10. 17)

[688] се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10. 19)

[689] Ср.: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками (Мк. 16. 17)

[690] однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10. 20)

[691] В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. И обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца (Лк. 10. 21–22). Благовестник.

[692] Ответ 181

[693] Псалтирь с последованием

[694] Беседа 8, на Послание к Римлянам

[695] Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры

[696] Ответ 74. Преподобного Григория Синаита. 4 глава из 15 глав о безмолвии. Добротолюбие. Ч. 1

[697] Издание Оптиной Пустыни, 1847 года

[698] Четьи-Минеи, 1 апреля

[699] Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 года

[700] Гл. 4.

[701] Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита

[702] Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского

[703] Слово 11

[704] Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое, Господь примет молитву мою (Пс. 6. 9–11)

[705] См.: время всяцей вещи под небесем (Екк. 3. 1)

[706] Слово 11

[707] Преподобный Григорий Синаит посетил Афонскую Гору в XIV веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале VII века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской Горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом. Добротолюбие. Ч. 1. Преподобный Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра; до знакомства с этим иноком он занимался исключительно псалмопением. Рукописное житие преподобного Григория Синаита

[708] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 года




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.