Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кончина святителя Игнатия 8 страница




[995] См. Житие его. Четьи-Минеи, 13 декабря.

[996] А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6. 14).

[997] Слово 14, гл. 22

[998] Алфавитный патерик.

[999] Слово 14, гл. 21.

[1000] Там же, гл. 21.

[1001] …вражда, ссоры, зависть, гнев… разногласия, [ соблазны,] ереси (Гал. 5. 20).

[1002] Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, указал в отвержении Креста Христова причину заблуждения и погибели Оригена. Четьи-Минеи, 21 июля.

[1003] Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8. 35).

[1004] Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25).

[1005] с Богом моим восхожу на стену. Бог! — непорочен путь Его (Пс. 17. 30, 31).

[1006] Алфавитный патерик.

[1007] Поучение о еже не составляти свой разум.

[1008] Пс. 18. 9.

[1009] Добротолюбие. Ч. 1. О Законе Духовном, гл. 2.

[1010] Лк. 18. 10–14.

[1011] Ср.: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1. 18).

[1012] Лк. 6. 19.

[1013] Лк. 17. 10

[1014] 1 Кор. 15. 50

[1015] спасайтесь от рода сего развращенного (Деян. 2. 40).

[1016] Изречение преподобного Памвы Патерик Алфавитный.

[1017] В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16. 33).

[1018] Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28. 20).

[1019] Святые Отцы называют состояние по сотворении естественным, состояние по падении — нижеестественным, состояние по искуплении — сверхъестественным. Святой Исаак Сирский. Слово 4; Преподобного Дорофея «Поучение».

[1020] Быт. 2. 9, 17; 3. 2–3.

[1021] 1 Тим. 6. 20, 21.

[1022] …свет очей моих, — и того нет у меня (Пс. 37. 11).

[1023] Лк. 11. 13.

[1024] Пс. 50. 7.

[1025] …нет праведного ни одного; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Рим. 3. 10, 12).

[1026] …не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (Рим. 7. 18)

[1027] …не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [ сими ], потому что они плоть (Быт. 6. 3).

[1028] Рим. 7. 24.

[1029] Рим. 6. 6.

[1030] Деян. 19. 12.

[1031] живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8. 8).

[1032] чтобы упразднено было тело греховное (Рим. 6. 6).

[1033] кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7. 24.)

[1034] Ср.: …закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха (Рим. 7. 14–25).

[1035] Рим. 8. 14.

[1036] Рим. 6. 6.

[1037] …плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15. 50).

[1038] Еф. 4. 22.

[1039] в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4. 23–24).

[1040] облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 13. 14).

[1041] будем носить и образ небесного (1 Кор. 15. 49).

[1042] Преподобного аввы Дорофея поучение 1.

[1043] Священномученик Петр Дамаскин, исчисляя благодатные духовные видения, представляющиеся уму подвижника Христова при постепенном его очищении, помещает между этими видениями и видение падения, которому подверглось человечество. Св. Петр Дамаскин, книга 1-я о осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3.

[1044] Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10. 18).

[1045] Лк. 11–13.

[1046] Рим. 4. 2–3; Иов. 1. 8.

[1047] Рим. 4. 2–8; Гал. 3. 18–26

[1048] Мф. 10. 39.

[1049] Мф. 16. 24.

[1050] Слово 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых пред Святым Таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; Таинством Св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование Св. Крещения в Требнике.

[1051] Слово 4, гл. 5.

[1052] Преподобный Макарий Великий. Беседа 21, гл. 1.

[1053] 16-е поучение преподобного Синклитикия. «Достопамятные сказания».

[1054] Ответ на вопрос 210.

[1055] Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2. Эта цитата полнее приведена в «Слове об Иисусовой молитве».

[1056] Беседа 21, гл. 3 и 4.

[1057] Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается». [ Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ] (Рим. 14. 22). Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г.

[1058] Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих … (Пс. 24. 15–20), …избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою (Пс. 21. 21), …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16. 26), …спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов (Пс. 21. 22), …потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8), …призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Со храни душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24. 18–20; Иов 2. 6).

[1059] Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему (Пс. 39. 2–4).

[1060] Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18. 7, 8).

[1061] …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28).

[1062] …верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но и при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13).

[1063] Слово 4, гл. 6–8.

[1064] Святого Григория Синаита глав зело полезных, гл. 117. Добротолюбие. Ч. 1.

[1065] Преподобный Макарий Великий. Беседа 27, главы 4, 5 и 18.

[1066] Если же останетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8).

[1067] Слово 7, гл. 14.

[1068] Исх. 3. 21–22.

[1069] Слово 31. Здесь употреблено слово «делание», потому что Отцы наиболее так называют мысленный и сердечный подвиг, чаще обозначая словом «подвиг» телесные труды. Преподобный Варсонофий Отв. 210. Исаака Сирского. Слово 56.

[1070] Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл.1.

[1071] Добротолюбие. Ч. 1, деятельных и Богословских глав 43.

[1072] Преподобный авва Дорофей. Поучение 1.

[1073] 2 Пет. 1. 4.

[1074] …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3. 5–6).

[1075] «Он (Господь) освободил нас Св. Крещением, подав нам прощение грехов, и Дал нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно к злому; ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают, и увлекают, как и сказано (в Писании), что каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5. 22). Преподобного аввы Дорофея поучение 1 об отвержении мира. — «Самовластия и самопроизволения нашего не отнимает Крещение: оно доставляет нам свободу, при которой диавол уже не насилует нас, когда мы не соизволяем ему. Нам предоставляется по крещении на произвол, или пребывать в заповедях Христа, Владыки и Бога, в Которого мы крестились, и ходить по пути повелений Его, или снова возвратиться лукавыми деяниями к супостату и врагу нашему, диаволу». Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 109. Добротолюбие. Ч. 1.

[1076] Мф. 12. 43–45. «Крещением изгоняется нечистый дух и обходит безводные и безверные души, но в них не обретает покоя, ибо покой для беса состоит в том, чтобы смущать лукавыми делами крещенных — некрещенные принадлежат ему от начала (зачатия) — и он возвращается на крещенного с семью духами. Как семь даров Духа, так семь и лукавых злых духов. Когда диавол возвратится на крещенного и найдет его праздным, то есть по причине лености не имеющим той деятельности, которая сопротивляется супостатам, тогда взошедши в него, злодействует лютее прежнего. Очистившемуся крещением, потом (осквернившемуся) нет надежды на второе крещение: разве [что] есть надежда на многотрудное покаяние». Объяснение Блаженным Феофилактом Болгарским приведенного здесь евангельского текста. — Преподобный Григорий Синайский сказал: «Держи неудержимый ум, то есть обуреваемый и рассеиваемый сопротивною силою, возвратившеюся снова по крещении, по причине нерадения, с иными лукавейшими духами, в ленивую душу, как говорит Господь». Святого Григория Синаита главы зело полезные, гл. 3. Добротолюбие. Ч. 1. — Преподобный Макарий Великий. Беседа 27, гл. 11.

[1077] Гал. 3. 27.

[1078] Гал. 3. 28.

[1079] Слово 3 о Крещении.

[1080] Кол. 2. 3; Рим. 5. 19.

[1081] Прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс. 91. 8). Грешники, прозябающие как трава, суть страстные помышления, подобные траве слабой и не имеющей силы. Итак, когда прозябают в душе страстные помышления, тогда проникают, то есть обнаруживаются еси делающии беззаконие, то есть страсти, яко да потребятся в век века, ибо когда страсти соделаются явными для подвизающихся, тогда они истребляются ими. Вникните в порядок изложения: сперва прозябают страстные помышления, таким образом обнаруживаются страсти, и затем истребляются». Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. О терпении искушений.

[1082] О Законе Духовном, глава 2.

[1083] Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. …Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 4–10).

[1084] Рим. 5. 5.

[1085] кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8. 34–35).

[1086] Если кто… не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14. 26).

[1087] и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 38–39).

[1088] все вы, во Христа крестившися, во Христа облеклись (Гал. 3. 27).

[1089] Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13. 12–14).

[1090] Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15. 47–49).

[1091] 2 Кор. 4.10.

[1092] и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20).

[1093] 2 Кор. 13. 5.

[1094] …банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3. 5; Мф. 19. 28).

[1095] Здесь выписаны слова Апостола в русском переводе, изд. 1822 г., для большей ясности.

[1096] По-славянски: Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся (погружались). Крещение и погружение — однозначные слова. Во всей Вселенской Церкви Крещение совершалось через погружение до 12 столетия. В 12 столетни начали заменять в Риме погружение обливанием. Dictionnaire Theologiquc par Bergier, Bapteme.

[1097] Рим 6. 3–13 (перевод издания 1822 года). См. объяснение сих слов св. Иоанна Златоуста.

[1098] а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17).

[1099] Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 26.

[1100] «Чрез Крещение «решаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его». 20 нравственное правило св. Василия Великого. Творения св. Отцов.

[1101] Преподобный Марк Подвижник. Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1–6. Добротолюбие. Ч. 2.

[1102] Ioanni Chrisostomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5.

[1103] Деян. 8. 39.

[1104] Деян. 10. 44–46.

[1105] Скобель — плотничный инструмент, которым скоблят дерево.

[1106] «Церковная История» Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло пред взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучим и потом казнен.

[1107] Святитель Григорий Богослов. Слово 18. Творения святых Отцов.

[1108] Святитель Григорий Богослов. Слово 40. Творения святых Отцов.

[1109] Четьи-Минеи, 1 января.

[1110] Ин. 7. 38.

[1111] Пс. 50. 20–21.

[1112] Слово 4 о послушании.

[1113] …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 2).

[1114] Мф. 3. 11.

[1115] покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17).

[1116] покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1. 15).

[1117] Мф. 10.7.

[1118] Деян. 20. 21.

[1119] …что нам делать, мужи братия? …Покайтесь, и да крестится каждый из вас. во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2. 37–38).

[1120] См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других.

[1121] …во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25. 30).

[1122] «Закон свободы, — сказал преподобный Марк, — разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется»: глава 32, О Законе Духовном.

[1123] в единство веры… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13).

[1124] Заключение «Слова о Крещении».

[1125] …моего собственного виноградника я не стерегла. …Паси козлят твоих (Песн. 1. 5–7).

[1126] Слово 21.

[1127] Слово 7.

[1128] дух сокрушенный (Пс. 50. 18–19).

[1129] Слово 5. Советы ума душе.

[1130] Слово 1.

[1131] Слово к иноку Николаю.

[1132] суды Твои да помогут мне (Пс. 118. 175).

[1133] Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12. 6).

[1134] Ср.: Твердо уповал я на Господа (Пс. 39. 2).

[1135] В славянском последнее предложение читается так: якоже предприятию обрестися таковой памяти (гл. 152). Предприятием называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий преподобного Моисея Мурина, преподобной Марии Египетской и других.

[1136] Слово «О думающих оправдаться делами». Главы 193, 197, 150–156.

[1137] Слово 36.

[1138] сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12. 9).

[1139] Мф. 21. 44.

[1140] Откр. 18. 9.

[1141] Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. Преподобная Мария сказала о себе святому Зосиме, между прочим, и следующее: «Я — жена грешная, но огражденная Святым Крещением».

[1142] Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Откр. 3. 20–21).

[1143] научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 29).

[1144] Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6. 36).

[1145] Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14. 15).

[1146] употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12).

[1147] подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13. 24).

[1148] Ин. 14. 23.

[1149] Слово 1, гл. 13.

[1150] Преподобный Исаак Сирский, Слово 1.

[1151] …не знаешь, что родит тот день (Притч. 27. 1).

[1152] Ср.: Вся заповеди Твоя истина … — Твоя заповедь безмерно обширна (Пс. 118. 96).

[1153] Св. Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 3, книга 1, статья 1

[1154] небеса нечисты в очах Его (Иов. 15. 15).

[1155] Флп. 3. 20.

[1156] 1 Кор. 4. 4 — по русскому переводу 1822 г.

[1157] Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1. 15).

[1158] 2 Пет. 1. 4.

[1159] Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13. 31–32).

[1160] Преподобный Исаия Отшельник. Слово 11 о зерне горчичном.

[1161] уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп. 2. 7).

[1162] Он был презрен и умален пред людьми (Ис. 53. 3).

[1163] …предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был (Ис. 53. 12).

[1164] Мф. 5. 19.

[1165] По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского.

[1166] Добротолюбие. Ч. 2. Св. Каллист и Игнатий, гл. 92.

[1167] В первые времена христианства язычники, видя в Таинстве Крещения только наружную сторону его и не понимая сущности, насмехались над ничтожностию, по их мнению, наружности. Св. Кирилл Иерусалимский.

[1168] Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13. 33).

[1169] 1 Сол. 5. 23

[1170] Деян. 19. 12.

[1171] Деян. 28. 5

[1172] Четьи-Минеи, 7 апреля.

[1173] Там же, 5 апреля.

[1174] Там же.

[1175] Алфавитный патерик.

[1176] все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27).

[1177] Мф. 5. 8.

[1178] «Тщательное блюдение (евангельских заповедей) научает человека «немощи его». Св. Симеон Новый Богослов, 4 глава Деятельная и Богословская, Добротолюбие. Ч. 1. Это значит: Тщательное блюдение заповедей вводит в первое блаженство, именуемое духовною нищетою, от которой рождается духовный плач, рождающий из себя кротость. Последовательность «Блаженств» изложена с особенною ясностию священномучеником Петром, митрополитом Дамаска. Добротолюбие. Ч. 3, книга 1.

[1179] …любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5. 44–48).

[1180] Слово 48.

[1181] Слово 89; Рим. 5. 6–8.

[1182] Там же.

[1183] Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

[1184] Беседа 9.

[1185] Слово 55 к преподобному Симеону

[1186] рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5. 18).

[1187] мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4. 7).

[1188] Слово 26

[1189] ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8. 23).

[1190] Слово 27.

[1191] Добротолюбие. Ч. 3. О седми телесных деяниях.

[1192] Там же. О осьми видениях ума.

[1193] Молитва прп. Ефрема Сирина, употребляемая в Святую Четыредесятницу.

[1194] …там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13)

[1195] Св. Феолипт, митрополит Филадельфийский. Слово о сокровенном делании. Добротолюбие. Ч. 2

[1196] Начатком состава, то есть залогом завета с Богом, здесь разумеется благодать Крещения, насаждаемая в нас при вступлении в сочетание со Христом подобно зерну горчичному. Сохранение дара благодати есть развитие его: иже не собирает со Мною, расточает (Лк. 11. 23), — сказал Господь.

[1197] говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг, друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3. 7–14).

[1198] Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4. 14–16)·

[1199] Высочайшим рескриптом от 11 июля 1858 г. Государь Александр II повелел открыть в Ставрополе «Комитет для составления проекта правил об улучшении и устройстве быта помещичьих крестьян» (Сборник правительственных распоряжений и официальных известий по улучшению быта помещичьих крестьян. М, 1858. Ч. 2. С. 10–12).

[1200] [ Щапов А. П. ] Голос древней Русской Церкви об улучшении быта несвободных людей // Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. 1859. Ч. 1. [Январь]. С. 40–76. (Далее — Православный собеседник); [ Иоанн (Соколов), архимандрит. ] Слово об освобождении крестьян в день восшествия на престол Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. 19 февраля 1859 г. // Православный собеседник. 1859. Ч. 1. [Март. С. 334–355.

[1201] «Собеседник», стр. 354, месяц март. (Примеч. свт. Игнатия.)

[1202] «Собеседник» подчинился этому насилию принятого им метода. Признав несвободное состояние, состояние холопа, унизительным и неестественным для человечества, он устами Даниила Заточника называет холопами вельмож и бояр Царя. Умалчиваемая здесь мысль очень ясна, очень сильна: она — необходимое последствие сказанного (Январь, стр. 48). (Примеч. свт. Игнатия.)

[1203] Св. Иоанна Златоустаго толкование на послание к Ефесеем, Patrologiae Cursus Completus. Chrisostomi in Epist. ad Ephes. Homilia XXII. (Примеч. свт. Игнатия). Цитируется издание: S. Ioannes Chrysostomus. Homiliae in Epistolam ad Ephesios // Patrologiae Cursus Completus… / Accurante J.-P. Migne. Series Graeca. Parisiis, 1862. T. 62. P. 157. Русский перевод см.: Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 1. С. 194 (Далее — Иоанн Златоуст. Творения…).

[1204] Русская Беседа, 1859 года, книжка 14, «Крестьяне на Руси», стр. 94. (При меч. свт. Игнатия.) Цитируется работа: Беляев И. Д. Крестьяне на Руси // Русская беседа. 1859. М., 1859. Т. 2. Кн. 14. Раздел «Науки». С. 39–94.

[1205] Указ Императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения, согласно которому церковные и монастырские крестьяне передавались в ведомство государства, вышел в 1764 г.

[1206] В речи к представителям дворянства Московской губернии 30 марта 1856 г., перед своей коронацией, Государь Александр II сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу» (Штанов X. Император Александр II и освобождение крестьян: Исторический очерк. М., 1911. С. 56–57).

[1207] Ответ 21. (Примеч. свт. Игнатия.) Цитируется издание: Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. М., 1855. С. 22.

[1208] Слово IV по московскому изданию 1833 года. (Примеч. свт. Игнатия.) См.: Слова преподобного отца нашего Макария Египетского. СПб., 1817. С. 62–64.

[1209] Смотри выше выноску № 4. (Примеч. свт. Игнатия.) Имеется в виду примеч. на с. 400.

[1210] Март, стр. 335, 336, 337. (Примеч. свт. Игнатия.)

[1211] Великого Варсонофия ответ 656. (Примеч. свт. Игнатия.) См.: Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство… С. 551.

[1212] Жестокий мытарь Петр, живший в Африке в VI в., после бывшего ему откровения раскаялся, освободил своих рабов и раздал имущество, а себя продал в рабство, предпочтя свободе служение в образе нищего раба. Подвигами терпения и смирения достиг святости, скончался в Царьграде. Память праведного Петра 22 сентября (5 октября).

Святитель Павлин Милостивый, епископ (с 409 г.) г. Нолы (Италия) — учитель Церкви, христианский поэт. Во время нашествия вандалов пожертвовал все имущество на выкуп пленных и пропитание обнищавших, а затем отдал себя в рабство к вандальскому князю в обмен на захваченного в плен сына бедной вдовицы. Впоследствии убедил князя отпустить всех пленных христиан и сам с почестями был отпущен на свободу. Скончался 22 июня 431 года. День его памяти 23 января (5 февраля).

[1213] Иоанн Златоуст. Творения… СПб., 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 774.

[1214] Иоанн Златоуст. Творения… СПб., 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 774.

[1215] Там же. С. 775.

[1216] «Собеседник», март, стр. 339. (Примеч. свт. Игнатия.)

[1217] Господа нашего Иисуса Христа Новый Завет на славянском и русском языке. Иждивением Российского Библейского общества. Первым тиснением. СПб., 1821. С. 588.

[1218] Там же. С. 588.

[1219] Homilia XIX. (Примеч. свт. Игнатия.) См.: Иоанн Златоуст. Творения… СПб., 1904. Т. 10. Кн. 1. С. 182–183.

[1220] «Собеседник», март, стр. 347, 348. (Примеч. свт. Игнатия.)

[1221] Там же, стр. 336, 337. (Примеч. свт. Игнатия).

[1222] Христианское понимание свободы, излагаемое здесь святителем Игнатием, близко к рассуждению св. Иоанна Златоуста, содержащемуся в той же Беседе XIX на Первое послание к Коринфянам: «Таково христианство: оно и в рабстве доставляет свободу. <…> Подлинно, если нам не причиняют вреда ни смерть, ни бичевания, ни узы, то тем более рабство. <…> Вредно не это рабство, возлюбленный, а рабство истинное — рабство греху. Если ты не подвергся ему, то дерзай и радуйся; тебе никто не может причинить никакого зла, потому что ты чужд рабства в душе своей. Если же ты подвергся ему, то хотя бы ты был тысячекратно свободен, свобода не принесет тебе никакой пользы» (Творения… Т. 10 Кн. 1. С. 184–185).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.