КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сочинения 13 страница
[1234] Акафист сладчайшему Иисусу. Икос 7 [1235] Канон Пасхи, песнь 6 [1236] Воскресный тропарь, глас 2, Богородичен [1237] Воскресный тропарь, глас 7, Богородичен [1238] Последование в Неделю Православия [1239] Святой Киприан Карфагенский по ссылке святителя Димитрия Ростовского. Четьи-Минеи, 25 декабря. Слово на Рождество Христово [1240] и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк. 2. 7) [1241] Ин. 14. 6 [1242] 2 Пет. 1. 4 [1243] Ин. 14. 23 [1244] Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его Святейшим Патриархом Константинопольским Каллистом. Рукопись [1245] Икос канона Предтечи [1246] ...величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спаси теле Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1. 46-48) [1247] Лк. 2. 49, 50 [1248] Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. «Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное Евангелистом, — выказала Богоматерь: Она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, Она прерывает Его, вызывает к Себе, желая от Него, как от сына, почтения и повиновения Себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль Ее, сказал: Кто есть Мати Моя? и кто суть бр тия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая Ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку» [1249] Деян. 1.14
[1250] Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 11, 12 [1251] Откр. 20. 6 [1252] Ин. 7. 39 [1253] Bergier. Dictionnaire de Theologie. Marie [1254] Article: Marie [1255] Там же. [1256] Лк. 1. 43 [1257] ...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1. 28) [1258] ...заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22. 29) [1259] Быт. гл. 1. 2. 3 [1260] Алфавит духовный. Книга 1, гл. 7 и 8 [1261] ...жизнь вечная (Рим. 6. 22) [1262] ...не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф. 19. 11) [1263] По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского [1264] Преподобного Григория Сннаита, гл. 110 и 114. Доброю л юбие. Ч. 1 [1265] Слово 15, гл. 3 [1266] Канон акафиста Божией Матери, песнь 1, тропарь 1 [1267] ...не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца (Мф. 1. 25) [1268] Гл. 1. ст. 18-25 [1269] Лк. 1. 27 [1270] Лк. 2. 7 [1271] Благовестник. Точное изложение Православной Веры. Четьи-Минеи и проч [1272] Мф. 28. 20 [1273] ...и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4. 17) [1274] ...ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5. 26) [1275] ...который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды (Быт. 8. 7) [1276] Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109. 1) [1277] ...Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5. 18) [1278] Ис. 29. 11 [1279] Точное изложение. Книга 4, гл. 14 [1280] Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьих-Миней, в которых изложено подробное церковное предание о Божией Матери, то есть приведены о Ней повествования и рассуждения весьма многих святых Отцов [1281] ...пришла Матерь Господа моего ко мне (Лк. 1. 43) [1282] ...Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою (Мф. 1 20) [1283] Мф. 2. 13, 19 [1284] Ин. 7. 2 [1285] Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2. 48; Сличи: Лк. 4. 22; Ин. 6. 42) [1286] Лк. 3. 23 [1287] Так воскликнули Апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по Ее успении. Четьи-Минеи 15 августа [1288] 1 Кор. 2. 14 [1289] ...суть дух и хизнъ (Ин. 6. 63)
[1290] Пс. 118. 105 [1291] Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя....Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2. 48, 49) [1292] Лк. 2. 51 [1293] Ин. 2. [1294] Ин. 12. 27 [1295] кто Матерь Моя? и кто братья Мои?...Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12. 46-49). Смотри объяснение сего обстоятельства в Благовестнике [1296] ...блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!...Блаженны слышащие слово Божие и соблюдаю Щие его (Лк. 11. 27, 28) [1297]...Я сошел с неба не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6. 38) [1298] Лк. 2. 19 [1299] И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2. 51) [1300] ...я же желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце (Пс. 39. 9). По объяснению святого Иоанна Лествичника [1301] ...что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2. 5) [1302] Лк. 2. 35 [1303] Так объяснял и блаженный старец Серафим Саровский [1304] А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 17) [1305] -..в молитве и молении (Деян. 1. 14) [1306] Четьи-Минеи, 15 августа, повествование о Успении Пресвятой Богородицы [1307] Деян. 5. 15 [1308] Блаженному Серафиму Саровскому [1309] Заимствовано ил акафиста Божией Матери [1310] ОР РГБ. Ф. 425 (П.П.Яковлев). К. II. Ед. хр. № 9. Л. 16 об [1311] Мф. 6. 24 [1312] Мф. 18. 20 [1313] Ин. 14. 21-23 [1314] Ин. 14. 27 [1315] Ин. 13. 35 [1316] Старец Софроний в весьма трогательном письме, носящем печать духовного помазания, советует Нямецким воспитанникам в России уклоняться всячески распрей о уставе и сохранять любовь и согласие [1317] По индиктиону в 1822 году Пасха 2 апреля, следовательно, кончина 7 апреля [1318] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 2 [1319] 2 Пет 1. 20, 21 [1320] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 17 [1321] Деян. 28. 22 [1322] Апок. 22. 18, 19 [1323] Святой Иоанн Лествичник [1324] ...если законом оправдание, то Хрис тос напрасно умер (Гал. 2, 21); ...если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 2, 4) [1325]... невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небес ного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших бла гого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произра-щающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение (Евр. 6, 4-8)
[1326] Liber de Pracscriptionibus, cap. VII. Hue sunt doctrinae hominum et ducmoniorum etc [1327] Мф. 13. 52 [1328] Четьи-Минеи. Житие преподобных Симеона и Иоанна, спостника его. 21 июля [1329] 1 Ин. 14. 21 [1330] Ин. 5. 36-37 [1331] Мк. 1. 22 [1332] Пс. 75. 2 [1333] Иуд. 1. 19. [1334] Ис. 5. 21 [1335] Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Притч. 26. 12) [1336] ...не мечтайте о себе (Рим. 12. 16) [1337] не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога (2 Кор. 3. 5) [1338] 2 Кор. 12. 19 [1339] Добротолюбие. Ч. 1. Святой Григорий Синаит. Главы зело полезные, гл. 128. Память сего святого празднуется Церковью 8 августа [1340] 2 Пет. 3. 16 [1341] 2 Пет. 1. 20, 21 [1342] 1 Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным (1 Кор. 2. 11-13) [1343] Деян. 22. 3., сличи Флп. 3. 5-8 [1344] 1 Кор. 2. 14 [1345] Мф. гл. 25 [1346] Флп. 3. 6 [1347] Рим. 8. 7 [1348] Рим. 8. 7 [1349] 1 Кор. 2. 14 [1350] Ин. 3. 4 [1351] Ин. 6. 60 [1352] Ср.: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63) [1353] ...если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия....Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 3-4.) [1354] 2 Кор. 10. 5 [1355] Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали». Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь [1356] Гал. 5. 24 [1357] ...разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4.)
[1358] «встань, спящий, и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Еф. 5. 14) [1359] Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя (Ос. 13. 9) [1360] См.: ...язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1.6) [1361] мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9) [1362] ...неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6) [1363] Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3. 5) [1364] 2 Кор. 5. 12 [1365] ...мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19) [1366] Иак. 1. 17 [1367] ...в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор. 2. 4) [1368] 1 Кор. 1. 17 [1369] ...Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... и не знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1. 27-29) [1370] Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый — не согрешать; второй — по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий — плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбен [1371] По Иннокентию: Низибий Чудотворец [1372] 2 Пет. 1.4 [1373] 1 Ин. 2. 23 [1374] Мф. 1. 18 [1375] Ин. 1. 14 [1376] Лк. 1.31 [1377] См. житие Григория Акрагантийского [1378] Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностию стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, — сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству, обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелию все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания [1379] Ин. 3. 20 [1380] 2Пет. 1. 21 [1381] Мф. 7. 21, 23 [1382] Иак. 2. 26 [1383] Иак. 3. 11, 15 [1384] «Слово о Законе Духовном» преподобного Марка Подвижника, гл. 2 [1385] Слово 56 [1386] Не подавайте соблазна... (1 Кор. 10. 32) [1387] ...на земле чужой (Пс. 136. 4). [1388] ОР РНБ. Ф. 550. Q1. 1520. Л. 239-242 [1389] ОР РНБ. Ф. 550. О 1. 1520. Л. 222-228 [1390] ОР РНБ. О- 1- 1520. Л. 274-279 [1391] Быт. 3. 5 [1392] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 18. Л. 1 об.- 2 [1393] Ср.. Т. 1.С. 283. «Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы». [1394] ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 284, 285 [1395] Евр. 12. 6 [1396] ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 283 об [1397] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 13 [1398] Мф. 7. 7 [1399] ОР РНБ. Ф. 550 Q. 1, 1520. Л. 280 [1400] Печатается по: Сергей Нилус. Полное собр. соч. Т. 3. Святыня под спудом. М., «Паломникъ», 2000. С. 23-24. - Ред. [1401] ОР РНБ. Ф. 550. О 1, 1520. Л. 280-282 [1402] ОР РНБ. Ф. 550. О 1, 1520. Л. 87-88. [1403] ОР РГБ. Ф. 213 (Опт. Пуст.). К. 106. Ед. хр. 15. Л. 5 об [1404] 1 В ряду наиболее важных предметов, которыми должен заняться, по мысли епископа Игнатия, проектируемый им Собор Российской Православной Церкви, значится и преобразование духовно-учебных заведений с приспособлением их к задачам духовного воспитания и богословского образования. Преосвященный Игнатий проектирует в пункте 8 составление учебников для духовно-учебных заведений, с изъятием из них всего языческого и безнравственного. Печатаемые нами впервые «Уроки словесности», полагаем, иллюстрируют мысль владыки Игнатия о должном направлении преподавания этого предмета. — Примеч. Л. Соколова. [Текст печатается по: Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. II. Приложение. Киев, 1915. С. 70-82.] [1405] Подробное учение о предложении, о подлежащем, сказуемом и связи смотри в «Грамматике» Востокова о словосочинении [1406] Смотри о них в «Грамматике» Востокова, о словосочинении [1407] О союзах смотри: «Грамматика» Востокова, о словосочинении. [1408] ОР РНБ. Ф. 1000. 1924, 171. Л. 147 об. - 153. В продолжительных собеседованиях о духе и характере православно-церковно-русского пения архимандрит Игнатий передал М. И. Глинке свои духовно-опытные воззрения по этому предмету. Глинка, сознавая истинность наблюдений и замечаний Архимандрита, просил его изложить эти мысли на бумаге, что Архимандрит и исполнил, написав статью, озаглавленную им: «Христианский пастырь и христианин художник», в которой изложил все, что предварительно передал устно Глинке. — Примеч. иеромонаха Марка (Лозинского). [1409] Книга «Подражание» есть ни что иное, как роман, подыгрывающийся под тон Евангелия и ставимый наряду с Евангелием умами темными и не отличавшими утонченного сладострастия от Божественной благодати [1410] Пс. 33. 9 [1411] Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его! (Пс. 138. 6.) [1412] Авторизованная копия письма святителя Игнатия (Брянчанинова) по поводу « Выбранных мест из переписки с друзьями», высланная Гоголю П. А. Плетневым в Неаполь 4/16 апреля 1847 г. и хранящаяся ныне в рукописном фонде Гоголя РГБ (Ф. 74. К. 11. Ед. хр. 28. Л. 1 об. -2). Копия (без заглавия и даты) была собственноручно исправлена святителем Игнатием (в ту пору архимандритом, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга) (были заменены три слова; см. подстрочные примечания) и передана его духовной дочери, бывшей ученице Гоголя, М. П. Вагнер (рожд. Балабиной), которая передала письмо Плетневу. Письмо датируется февралем-мартом 1847 г. Позднейшая (исправленная) редакция письма была впервые напечатана (без указания авторства) начальником Оптинского скита иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным) в статье «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. <Н.> Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни» (М., 1897/ Отд. оттиск из журнала «Душеполезное Чтение». 1898. 4.1. С. 157-162; см. также: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Ч. 2. Приложения. С. 120-122). Получив отзыв святителя Игнатия, Гоголь 9 мая н. ст. 1847 г. отвечал Плетневу: «Что касается до письма Брянчанинова, то надобно отдать справедливость нашему духовенству за твердое познание догматов. Это познание слышно во всякой строке его письма. Все сказано справедливо и все верно. Но, чтобы произнести полный суд моей книге, нужно быть глубокому душе-ведцу, нужно почувствовать и услышать страданье той половины современного человечества, с которою даже не имеет и случаев сойтись монах; нужно знать не свою жизнь, но жизнь многих. Поэтому никак для меня не удивительно, что им видится в моей книге смешение света со тьмой. Свет для них та сторона, которая им знакома; тьма та сторона, которая им незнакома...» Смысл последней фразы Гоголя («... тьма та сторона, которая им незнакома...»), болью которого было «страданье той половины современного человечества, с которой не имеет и случаев сойтись монах», объясняется вполне из отправленного им в тот же день, 9 мая н. ст., письма к отцу Матфею Константиновскому, где писатель, говоря о «Выбранных местах...», что в них есть «душевное дело, исповедь человека, который почувствовал сильно, что воспитанье наше начинается с тех только пор, когда кажется, что оно уже кончилось», замечал, что «там изложен отчасти и процесс такого дела, понятный даже и не для христианина, несмотря на неточность моих слов и выражений, непонятных для не страдавшего теми недугами, какими страждут неверующие люди нынешнего времени». Словом, речь у Гоголя идет о всех тех, которые, пребывая во «тьме», «не ходят в церковь»: «Книга моя подействовала <...> на тех, которые не ходят в цер ковь и которые не захотели бы даже выслушать слов, если бы вышел сказать им поп в рясе», — с ними-то и «не имеет случая сойтись монах». Проблема расхождения между мирянином и монахом виделась Гоголю и в несколько ином освещении. В статье «Что такое губернаторша» он, например, писал, что часто священник, не искушенный в современных злоупотреблениях — в тех «видах и проделках, о которых не говорит вовсе на исповеди нынешний человек <...> оттого что не видит грехов своих» (статья «Нужно проездиться по России»), — «не знает, как ему быть с прихожанами и слушателями, изъясняется общими местами, не обращенными никакой стороной собственно к предмету». «Сказать: "Не крадьте, не роскошничайте, не берите взяток, молитесь и давайте милостыню неимущим" — теперь ничто и ничего не сделает», — полагал Гоголь. «Жизнь нужно показать человеку, жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних...» Как кажется, Гоголь прямо руководствовался здесь апостольскими словами: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали <...> А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» (1 Кор. 14. 4-5, 13). 28 августа н. ст. 1847 г. Гоголь, в частности, писал Шевыреву: «Не снизойдя к другим, нельзя их возвести к себе...» Не следует преувеличивать степень расхождения Гоголя со святителем Игнатием. Забота о христианском просвещении России была у них общая. Совпадая в критике европейской цивилизации и одинаково признавая превосходство перед ней в религиозном отношении древнего патриархального быта, Гоголь и святитель Игнатий расходились лишь в представлениях о самом характере пастырского влияния на народную жизнь (см. об этом комментарии в изд.: Гоголь Н. В. Собр. соч. в 9 тт. Т. 6. С. 412-413; Т. 8. Характерно, например, что развернутая двенадцать лет спустя А. И. Герценом полемика со святителем по вопросу крепостного права и европейской цивилизации в судьбе России во многом повторяла спор Белинского с Гоголем. Текст письма печатается по списку, авторизованному святителем Игнатием и прочитанному Гоголем [1413] Так в рукописи [1414] Так в рукописи. Далее не оговаривается [1415] Ин. 8. 32 [1416] Ин. 17. 17 [1417] Вы очищены через слово, которое Я проповедовал вам (Ин. 15. 3) [1418] В рукописи ошибочно: По. [1419] Предлог: из — вписан святителем Игнатием вместо: для [1420] Так в рукописи [1421] Мф. 12. 34 [1422] Так в рукописи [1423] Слово: Гоголя — вписано святителем Игнатием вместо ошибочного: тьмы [1424] Слово: сначала — вписано святителем Игнатием вместо ошибочного: сказано [1425] Письмо архимандрита Игнатия К.П.Брюллову от 27 апр. 1847г.// Собрание писем Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. М.; СПб., 1995. С. 473. (Далее — Собрание писем...) [1426] Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 386, 395, 447 [1427] Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 180-182, 186, 192 [1428] Старец Силуан: Жизнь и поучения. М., 1991. С. 140, 141, 153 [1429] Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875. С. 27; ср. с. 550-551 настоящего издания. (В дальнейшем — «Письма... к Антонию Бочкову».) [1430] Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 321 [1431] Игнатий (Брянчанинов), сет. Христианский пастырь и христианин художник. С. 505 настоящего издания [1432] Письма... к Антонию Бочкову. С. 29; ср. с. 552 настоящего издания [1433] Собрание писем... С. 324-325 [1434] Игнатий(Бряннанинов), сет. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001. С. 156, 161 [1435] Собрание писем... С. 322-324 [1436] Игнатий (Брянчанинов), сет. Христианский пастырь и христианин-художник. С. 506 настоящего издания [1437] Письма... к Антонию Бочкову. С. 28; ср. с. 551 настоящего издания [1438] Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. М., 1993. Т. 7. Письма. С. 327, 413, 437; Письма... к Антонию Бочкову. С. 29; ср. с. 552-553 настоящего издания [1439] Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. М., 1993. Т. 7. С. 426-427, 435, 436 [1440] Письмо к Ф. П. Опочинину от 30 марта 1848 г. // Собрание писем.. С. 615-616. «Слово из вечности» вошло в первый том «Аскетических опытов» под названием «Голос из вечности» [1441] Игнатий (Брянчанинов), сет. Полное собрание творений. Т. 1. С. 600 [1442] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. И. Л. 1-2 об., 3 [1443] РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Дело № 16. Л. 1 а - 61 об [1444] РГИА. Ф. 1660. Оп. 1. Дело № 16. Л. 5 - боб. [1445] Ср.: Скрывши их в тайне Лица Твоего от мятежа человеческа, по крыеми их в крове от пререкания язык (Пс. 30. 21). — Ред [1446] Высокопреосвященнейшему — Ред [1447] Потемкина Т. Б. — Ред [1448] Все это подтверждается великими клятвами. Надобно сказать, что и Настоятельница своими поступками и нелюбовию и к церкви и к монашескому сущему житию подает повод к заключению о ее бесновании [1449] Бывшая коровница Никольская [1450] Речь идет о старшем сыне Императора Александра II Николае Александровиче (1843-1865), наследнике престола, умершем при жизни отца. — Ред [1451] Том 1, стр. 275, 272, 252 и проч. [Ссылка на прижизненное издание.] [1452] Сергей Геннадьевич Исаков (1931-2000), доктор филологических наук, профессор Тартуского университета [1453] Из последних работ см. цикл статей: Котельников В. А. Оптина Пустынь и русская литература// Русская литература. 1989, № 1. С. 61-86; № 3. С. 3-31; № 4. С. 3-27 [1454] Первый биографический очерк А. П. Бочкова появился в 1874 г. в качестве предисловия к изданию его книги «Русские поклонники в Иерусалиме» (Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. I—VIII) и принадлежал хорошему знакомому о. Антония (имя Бочкова в монашестве), иноку Николо-Угрешского монастыря, скрывающемуся под астронимом * * * (у И. Ф Масанова не раскрыт). Хотя автор очерка имел возможность воспользоваться позже утерянным дневником Бочкова и его монашеским послужным списком, тем не менее, в его труде много ошибок и неточностей, которые мы можем выявить лишь при сопоставлении приводимых им данных с достоверными архивными или книжными источниками. Дополнительные биографические сведения о Бочкове можно найти в посвященных ему заметках А. А. Ивановского, А. А. Чумикова, князя Н. С. Голицына, архимандрита Пимена (точные библиографические данные их приведены в последующих примечаниях). К сожалению, они не освещают всех этапов жизни Бочкова, к тому же многие из этих сведений противоречат друг другу. Последний краткий биографический очерк А. И. Рейтблата (в кн.: Русские писатели, 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 322-323) тоже не лишен неточностей, не говоря уже о вполне объяснимой и извинительной в данном случае неполноте материала [1455] ' См.: Исаков С. Г. О ливонской теме в русской литературе 1820-1830-х годов// Ученые зап. Тартуского ун-та. 1960. Вып. 98. С. 158-170. См. также: Русская повесть XIX века. Л., 1973. С. 112, 117, 118, 131 [1456] О «Записках» о. Антония см.: Чумиков А. А. Алексей Поликарпович Бочков, в монашестве о. Антоний // Русская старина. 1889. №2. С. 380 [1457] Прежде всего по письмам к матери Марии (Е. Н. Шаховой), см.: РО ИРЛИ. 3589. XIX 6. 25 [1458] См.: Стихотворения о. Антония Бочкова. - РО ИРЛИ. 3577. XIX 6. 15. Л. 1-102 об.; Стихотворения игумена Антония. — РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 1-113. [1459] РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 2 [1460] Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. II [1461] РО ИРЛИ. 3582. XIX б. 20 (8 рисунков, главным образом с вилами Череменецкого монастыря); РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 14 (16 рисунков, также в основном с видами Череменецкого монастыря) [1462] РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 93 об [1463] Об этом кружке см.: Вациро В. Э. Из истории литературного быта Пушкинской поры. М., 1989 [1464] См.: Бочков А. П. Знакомый незнакомец, или Слова, сказанные кстати и некстати: Истинный анекдот. — РО ИРЛИ. Ф. 357. Оп. 2. N° 37. Л. 3-4 об., 10 об [1465] См. об этом в комментариях И. С. Зильберштейна//Литературное наследство. М., 1952. Т. 58. С. 57 [1466] Четыре письма опубликованы в «Русской старине» (1889, №887. С. 113-125), одно — в «Литературном наследстве» (Т. 58. С. 53-57) [1467] См. об этом: Ивановский А. А. Александр Сергеевич Пушкин. 21-го и 23-го апреля 1828 г. // Русская старина. 1874, N° 2. С. 399 [1468] Русская старина. 1889, № 7. С. 113 [1469] Литературное наследство. Т. 58. С. 53-57 [1470] См. письмо к Е. Н. Шаховой от 8 апреля 1864 г. (РО ИРЛИ. 3589. XIX 6. 25. Л. 1 об.). См. также другое письмо, относящееся к 1860-м гг. (РО ИРЛИ. 3577. XIX 6. 15. Л. 79 об.) [1471] См.: Исаков С. Г. Указ соч. С. 163-170 [1472] РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 1-22 об [1473] Русская старина. 1874, № 2. С. 395 [1474] Православное Волковское кладбище. СПб., 1847. С. 29 [1475] РО ИРЛИ. Ф. 357. Оп. 2. № 37. Л. 2 [1476] Чумиков А. А. А. П. Бочков // Русская старина. 1874, № 3. С. 566 [1477] Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С III [1478] Ясская старина. 1889, № 2. С. 378 [1479] Ивановский А. А. Указ. соч. С. 395 [1480] Русская старина. 1889, № 2. С. 378 [1481] РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 8 [1482] Судьба единственного сына, Петра, еще одна трагическая страница в жизни Бочкова, за которую его осуждали некоторые из современников, в частности А. А. Чумиков. Петр Бочков, оставленный на попечении тестя, материально прекрасно обеспеченный, стал вести беспутную жизнь, транжирить деньги в Париже, позже тяжело заболел и умер после 8-летних тяжких страданий (см. письмо Бочкова Е. Н. Шаховой от 25. II. 1869. - РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 14). [1483] Русская старина. 1889, № 2. С. 378 [1484] Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. III [1485] Там же. С. III-IV [1486] Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. III [1487] РО ИРЛИ. 3589. XIX 6. 25. Л. 1 об. Ср.: РО ИРЛИ. 3577. XIX 6. 15. Л. 79об [1488] См о нем: Домашняя беседа. 1867, № 24. С. 654-665, № 25. С. 678-693; Здравомыслов К. Игнатий// Православная Богословская энциклопедия. СПб., 1904. Т. V. С. 797-799 [1489] См. письмо Бочкова Новгородскому и Петербургскому митрополиту Исидору от 13.III. 1861 // Письма Игнатия Брянчанинова <...> к Антонию Бочкову. С. 4 [1490] РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 8 [1491] РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 78-79. См. также: РО ИРЛИ. 3589. XIX 6. 25. Л. 8-11 об [1492] См.: Письма Игнатия Брянчанинова... к Антонию Бочкову. С. П-Ш; Домашняя беседа. 1867, М» 24. С. 661-663. О пребывании Брянчанинова в Оптиной Пустыни см.: РО РГБ, Ф. 214. № 360. Л. 20-20об [1493] Игнатий Брянчанинов, епископ. Соч. Т. 1: Аскетические опыты. СПб., 1865. С. 535-536, 542-543, 545. Правда, в частной переписке 1860-х гг. отношение Игнатия к Оптиной Пустыни и к царящим там порядкам более критическое (см.: Письма Игнатия Брянчанинова <...> к Антонию Бочкову. С. 24) [1494] К этому месту в «Летописи» сделано примечание: «Старец Лев (Леонид), по поступлении в Тихонову пустынь ученика его, иеромонаха Геронтия, строителем, ежегодно посещал его с учениками для утверждения в духовных подвигах и, побыв около месяца, возвращался в Оптину»
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |