Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. Святителя Игнатия Брянчанинова




Том VI

Святителя Игнатия Брянчанинова

 

Паломник, Москва 2007 год

По благословению

архиепископа Тернопольского и Кременецкого

СЕРГИЯ

Составление и общая редакция А. Н. Стрижев

Шестой том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит выдающийся его труд «Отечник» — сокровищницу назидания и поучения святых Отцов. Книга учит страху Божиему, умной внимательной молитве, сердечному безмолвию и преданности вере Православной; необходима монашествующим и мирянам. В обширном «Приложении» помещены письма святителя Игнатия к разным лицам, многие тексты впервые даны по автографам. В частности, публикуется переписка с Оптинскими старцами -Леонидом, Макарием, Анатолием и другими подвижниками, а также с монашествующими Угрешского монастыря, а из светских лиц — с Обер-прокурором Святейшего Синода графом А. П. Толстым, А. С. Норовым и с художником К. П. Брюлловым. Все публикации предваряют обширные вступительные статьи, письма комментированы.


ISBN 5-88060-030-0

© «Паломникъ», 2004

© Составление, А. Н. Стрижев, 2004

© Оформление, Е. Б. Калинина, 2004
Содержание

Святитель Игнатий Брянчанинов Отечник

Вступление

Предисловие

Избранные изречения Отцов, Преимущественно Египерских, который имена дошли до нас, и повести из жития этих отцов

Антоний Великий

Авва Арсений Великий

Авва Агафон

Авва Аммон

Авва Аммой

Авва Анув

Авва Авраам

Авва Алоний

Авва Аполлос Великий

Авва Аполлос из Келлий

Авва Афанасий

Александр, патриарх Антиохийский

Александр, игумен

Авва Антоний Новый

Авва Виссарион

Григорий Богослов

Авва Геласий

Авва Терентий

Авва Даниил

Авва Диоскор

Диоскор, пресвитер Фиваидский

Авва Дула

Авва Епифаний, архиепископ Кипрский

Авва Евагрий

Евлогий, ученик патриарха Иоанна Милостивого

Авва Евлогий Скитский

Авва Евлогий пресвитер

Авва Евстафий

Авва Евпрений

Авва Евгений

Авва Евсевий

Авва Евфросин

Авва Зенон

Авва Захария

Авва Исайя Отшельник

Авва Исидор, пресвитер Скитский

Авва Исидор Пилусийский

Авва Илия

Авва Ираклий

Авва Исаак пресвитер из Келлий

Авва Исаак Сирский

Авва Иперхий

Авва Исхирион

Авва Ивиссарион

Авва Иоанн Колов

Авва Иоанн Раифский

Авва Иоанн из горы Каламон

Авва Иоанн евнух

Авва Иоанн из Келлий

Авва Иоанн Персянин

Авва Иосиф Панефосский

Авва Иеракс

Авва Кроний

Авва Коприй

Авва Кир

Авва Ксой

Авва Лонгин

Авва Макарий Великий

Авва Матой

Авва Моисей

Авва Мегефий

Авва Нестерон

Авва Ор

Авва Пимен Великий

Авва Памво

Авва Павел Скитский

Авва Павел Простой

Авва Руф

Авва Сисой Великий

Авва Силуан

Авва Серапион

Авва Стратегий

Амма Сарра

Скитяне (монахи египетского Скита)

Авва Тифой

Святитель Тихон Воронежский

Авва Феодор Хермейский

Авва Феодор Енатский

Авва Феона

Архиепископ Феофил

Амма Феодора

Изречения старцев,

преимущественно Египетских, особливо же старцев Скита, которых имена не дошли до нас

Повести из жития старцев,

преимущественно Египетских, которых имена не дошли до нас

Преподобного Симеона Нового Богослова

Деятельные и Богословские главы

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЕ

От составителя

Ольга Шафраново

Святитель Игнатий Брянчанинов и благословенная Оптина Пустынь

Переписка святителя Игнатия с Оптинскими старцами

Письма святителя Игнатия к преподобному Леониду (Наголкину)

Письма преподобного Леонида к святителю Игнатию

Письмо преподобного Леонида (Наголкина) к святителю Филарету, митрополиту Московскому

Из писем преподобного Леонида

Письма святителя Игнатия к преподобному Макарию (Иванову)

Письма преподобного Макария к святителю Игнатию

Ответ архимандрита Игнатия Оптинским старцам

Из писем преподобного Макария Оптинского

Письма святителя Игнатия к преподобному Моисею (Путилову)

Письма преподобного Моисея к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к преподобному Антонию (Путилову)

Письмо преподобного Антония к святителю Игнатию

Из писем преподобного Антония Оптинского

Письмо святителя Игнатия к монаху Иоанникию (в схиме Леониду)

Письма монаха Иоанникия (в схиме Леонида) к святителю Игнатию

Письмо иеросхимонаха Иоанна (Малиновкина) к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к рясофорному монаху Оптиной Пустыни Петру (Григорову)

Письмо монаха Петра (Григорова) к святителю Игнатию

Письмо святителя Игнатия к монаху Юйеналию (Половцеву)

Из Оптинской летописи

Письмо святителя Игнатия к Оптинским отцам и братиям

Письма настоятеля Калужской Тихоновой пустыни.

Геронтия (Васильева) к святителю Игнатию

Ольга Шафраново

Угрета

Переписка святителя Игнатия с игуменом Иларием

Письмо игумена Илария к Оптинскому старцу преподобному Леониду (Наголкину)

Письмо архимандрита Пимена (Мясникова) к Павлу Михайловичу Строеву

Ольга Шафраново

Преосвященный Леонид (Краснопевков)

Преосвященный Леонид

Рождественская ночь. На слова книги «Премудрость Соломона»

Письма святителя Игнатия к Преосвященному Леониду (Краснопевкову)

Письма Преосвященному Леониду (Краснопевкову) от племянников святителя Игнатия

Письма святителя Игнатия к Обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому

Владимир Воропаев

Предисловие

Письма святителя Игнатия

Алексей Любомудров

«Искреннейший друг»

Письма святителя Игнатия к А. С. Норову

Письмо святителя Игнатия к А. П. Башуцкому

Письмо святителя Игнатия к С. А. Танееву

Письмо святителя Игнатия к А. Ф.Львову

Письмо святителя Игнатия к художнику К. П. Брюллову

Внимательное чтение этих изречений и повестей навевает на читателя — как из рая — из первых веков христианства благоухание святой простоты и истинного служения Богу, осененных обильно Божественною благодатию. Оно может направлять деятельность монаха на истинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые верные взгляды; оно может приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе монаха, — устремляющихся на него извне; им может питаться и поддерживаться мирное и молитвенное настроение монаха, как елеем питается и поддерживается горение светильника. Кто усвоит себе предложенное здесь учение Отцов, тот, находясь и среди общества человеческого, стяжет сердечное безмолвие. Кто же останется чуждым этого учения, тот и в уединеннейшей пустыне, и в неисходном затворе, будет возмущен молвою помыслов и живописью мечтаний, будет проводить жизнь мирскую. Приводится сердце в безмолвие душевным деланием, соединенным с болезнованием или плачем сердца[1]. Постараемся привести сердце в безмолвие: в этом — сущность монашеского подвига. От сердечного безмолвия рождается истинное смирение: истинное смирение соделывает человека обителиею Бога[2]. Наставят на такой подвиг изречения Отцов, примеры точного исполнения евангельских заповедей, составляющего отличительную черту их деятельности. Кратки и просты изречения; деятельность Отцов — деятельность младенцев о Господе; но и изречения и деятельность их имеют глубокий смысл и глубокое значение. Они драгоценны, как плоды святого опыта, как точное, непорочное выражение воли Божией. К некоторым изречениям и повестям присовокуплены объяснения: потому что смирение Отцов, нравственные правила и учения их не всегда ясны для незнакомых с духовною монашескою жизнию[3]. Братия, читайте и перечитывайте предложенное здесь учение! Вскоре вы усмотрите в нем чудное свойство: оно преисполнено жизни и силы; оно — присно юно: оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильные струи духовного разума и благодатных ощущений.

 


Предисловие

Читатель, знакомый с преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию Опытах изложено учение святых Отцов — о науке из наук[4], монашестве, примененные к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне, как замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами, монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими по причине крайнего оскудения живых сосудов божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве.

Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и 6оголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита[5]. Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых, по той, что многие статьи распространялись в рукописях с большими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага,— монашеской жизни, какою она является в святом предании Православной Восточной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.

Затем остается мне просить у читателя снисхождения к моему скудоумию и молитв о убогой душе моей.

Епископ Игнатий

1863-го года. Николаевский Бабаевский монастырь.


Избранные изречения Отцов,

преимущественно Египетских,

которых имена дошли до нас,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.