Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письмо святителя Игнатия к художнику К.П. Брюллову 5 страница




Приемлю смелость принести Вашему Высокопреосвященству всеусерднейшее мое поздравление с Высокоторжественным праздником Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и паки припадаю к Архипастырским вашим стопам, лобызая Святительскую вашу десницу: испрашиваю святых молитв и благословения, с глубочайшим моим высокопочитанием имею щастие пребыть Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца нижайший послушник Многогрешный

Иеросхимонах Леонид.

№ 16

Молитвами святых Отец наших,

Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит

Попечение Ваше и ходатайство о моей худости увенчалось благим успехом, как вижу из письма Вашего, от 5-го апреля пущенного, что Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет московский по получении моего письма паки подтвердил о своем Архипастырском мне покровительстве. Считаю себя обязанным принести вам мою всенижайшую благодарность, которой чувства остаются в сердце моем незабвенными.

Что ж касается до монахини, то весьма сожалительно ее положение, чрез неодобрение Преосвященным тульским ее поведения, якобы она обобрала оных девиц. Слава Богу, что хотя освободили ее от хульного и [нрзб.] имени ереси; однако ж и сие чувствительно, что положено пятно на поведение ее в мнении Преосвященного и она не имеет места, где голову приклонить. Так внушено тульскому Преосвященному от священника Григория Иванова и отца девиц оных, г. Сомова, единственно по злобе и ненависти к ней, потому что не могли сделать доказательств о ереси, вздумали другим чернить. Но довольно известно, что не из чего было их обирать, когда они, т. е. Сомовы, получали от отца по 15 руб. асе. в месяц на все содержание. Другие же, которые к ней ходили для советов, большею частию имеют содержание от труда рук своих, то и видно, что есть явная клевета, и, к сожалению, не может поставить оправдание пред Владыкой: ибо остается без исследования. Она подала прошение Преосвященному, просила защитить ее от вознесенной на нее клеветы хульного имени ереси, упоминала и о оставшейся ее кельи, снисканной трудами рук своих и в долг вошедшей; на которую была ли какая резолюция — неизвестно. После вашего же письма еще подала прошение о принятии ее паки в монастырь, так как она в течение 11-ти лет занималась там послушанием и более клиросным, лишилась сил и здоровья и уже не надеется в другом монастыре, не имея сил, заслужить чем-либо. Что на это будет — также неизвестно. Но по ходу дел видно, что нельзя ожидать ей получения милости. Я за нужное счел представить вам о положении монахини, по крайней мере, вы будете иметь удостоверение в противном, как доведено до Владыки. Она сожаления достойна потому более, что весьма малодушествует в своем положении; Бог токмо силен укрепить ее немощь или прекратить жизнь ее, что, может, вероятнее.

Чувствую себя по преклонности лет моих ослабевающим в здоровье и приближающимся к западу дней жизни моей, что нередко напоминается нам отходящими от нас отцами и братиями нашими, и на сих днях живший здесь на покое известный вам о. Архимандрит Мельхиседек 15-го числа сего месяца преселился от здешней жизни.

Поручаю себя молитвам вашим, с истинным моим к вам почтением честь имею пребыть Вашего Высокопреподобия недостойный Смолитвенник многогрешный

Иеросхимонах Леонид Апрель 1841.

Из писем преподобного Леонида

...Замечательно из письма твоего, что ты, испытывая Святое Писание и не могши постигнуть глубины оного — колеблешься в вере; в таком случае советую тебе: отринув всякое недоверие, веровать Святому Писанию и всему, что в Св. Евангелии и апостольских посланиях написано; а также читай писание Святых великих учителей церковных: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина и прочих, а также и нынешних церковных учителей; и всему, что они написали,— верь; ибо всему этому научил их Дух Святый; веруй всем обещаниям и угрозам Божественным; веруй, что будет воскресение мертвых, суд и воздаяние по делам; то есть праведникам Царство Небесное и прочая благая, уготованная Богом... Касательно же Святого Писания — в нем разума духовного неисследованная бездна, и — человеческий ум постигнуть его никак не может, а наипаче помраченный страстьми и преданный суете мира, разве Сам Бог соблаговолит кому открыти. Открывает же Он не мудрецам века сего, но «младенцам», то есть смиренным духом и очищенным от страстей, каковы были Святые Апостолы и прочие святые и праведные и пастыри церковные, благоугождающие Богу.

Касательно же нас: мы должны пленять разум свой в «послушание» Божие и верить, чему святая Церковь научает: как Божественным Догматам, так и Священным Обрядам Ея и нравственности; ибо глава Церкви есть Сам Христос, Он же и «Краеугольный Камень», на коем основана Церковь. И потому Святый Апостол пишет к Тимофею, что «Церковь есть столп и утверждение истины»; и, по слову Отцов Церкви, Церковь, как и Святое Писание, непогрешительна в своих постановлениях, в которой ни приложить, ни отнять по своему мудрованию власти не имеем. По сим причинам разуму своему отнюдь не должно доверять, а также и противников церковных, то есть раскольников — слушать не должно; но удаляться от них, яко от душепагубных волков...

Письма святителя Игнатия к преподобному Макарию (Иванову)[1977]

№ 17

Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе Отец Макарий!

Исполненное любви письмо Ваше от 13-го Декабря я имел удовольствие получить. Приношу покорнейшую мою благодарность за поздравление Ваше; равномерно и я поздравляю Вас с наступившими и наступающими праздниками. Мы было ожидали приезда о. Иоанникия по нуждам монастырским. Этот слух распространил здесь Диомид, находящийся ныне в С.Петербурге и занимающийся проповедью не без чудес и не без успеха... Монах Глинский Пафнутий гостит в нашей обители в надежде помещения в братство Старо-Ладожской обители.

Прося Ваших Святых Молитв и свидетельствуя мое усердное поклонение всему единомудренному братству Вашему с обычною моею преданностию имею честь быть

Вашего Преподобия покорнейший послушник

Архимандрит Игнатий 1841 Года Дек. 23-го дня.

№ 18

Достопочтеннейший Отец Макарий!

Письмо Ваше об обстоятельствах матери Анфии — я получил.

Сердечно благодарю Вас за уведомление и радуюсь о том,

что к ней умиротворились. Только в противном случае пред

лагал я ей перемещение в наши северные пределы; а если она успокоится в своем месте, то нам остается только утешаться и благодарить Бога, исполняющего во благих желание покойного Старца.

Прося Ваших Святых Молитв, и заочно земно кланяясь как Вам, так и всем Вашим единомысленным о Господе, остаюсь навсегда Вашего Преподобия покорнейшим ко услугам

Арх<имандрит> Игнатий 1842 Апр. 6-го дня.

О. Иосиф усерднейше Вам кланяется и просит Св. молитв.

№ 19

Христос Воскресе!

Возлюбленнейший о Господе Отец Макарий

с прочею о Христе единомудренною братиею!

Усерднейше поздравляю Вас с протекшим праздником праздников и торжеством всех торжеств, равно и с наступившею Пятидесятницею. Письмо Ваше от 14-го Апреля я получил сего 28-го и на оное ответствую.

Рассматривая присланного мною к Вам Петра Романова, я нашел, что столь бойкий монастырь, какова Сергиева Пустыня, для него вовсе нейдет, несмотря на неотступные его просьбы о принятии; почему рекомендовал ему Оптину Пустыню. По душевному его устроению, по некоторой слабости ума, мне показавшейся, за которою при самочинии может последовать решительное расстройство, ему необходим руководитель, почему и свидетельствовал я ему о вас. Не отриньте сию утлую ладью, могущую легко потонуть. Согласен я с Вами, что он скрытен; но скрытность сия, происходящая от бестолковой светскости, по причине коей какая-либо любовь к женщине почитается неприкосновенною тайною, которую надо унести с собою в гроб, — светская скрытность сия мало-по-малу от чтения Отеческих книг, заповедующих откровенность, может исчезнуть. Весьма усиокоеваюсь сердцем в Вашей духовной относительно Петра политике, по коей оставляете на его произвол избрание в место жительства Оптину Пустынь и уклоняете от себя избрание сие. Сим познается воля Божия и предупредятся искушения, могущие удобно возникнуть от людей денежных, кои не всегда, или паче редко, могут смириться. Точно — предвидится, что на него брань будет восходить не от Египта, а от Дамаска!

Весьма радуюсь об окончании дела матери Анфии и благодарю ее чрез Вас за память о мне, прося ее святых молитв. Отцу игумену Моисею прошу сказать мой усерднейший поклон и поздравление с праздником, а остальное, Бог даст, доскажет ему Пр<еосвященный> Филарет Киевский[1978], намеревающийся быть в Оптиной Пустыни при проезде своем в Киев, куда думает выехать 6-го майя. Недавно некоторый монашествующий в здешних северных монастырях был в сильной скорби; находясь в сем положении, приходит в некоторое исступление за утренею и видит Преподобного той обители, который говорит ему: Что скорбишь? Разве не знаешь, что монахам последнего времени определено спасаться скорбями! Читая письма Георгия Затворника, мне пришло крайнее желание узнать, что говорит он о нашем времени и о кончине века; конечно, таковые письма есть. Потрудитесь, если можно, препроводить ко мне, взяв у о. Петра, чем меня много обяжете. В наших северных краях разным благочестивым людям бывают разительные сонные видения страшного второго Христова пришествия, отчего и заключаем, что кончина есть при дверях. А мир созревает к отступлению, предсказанному Св. Апостолом Павлом. Как таковые размышления во всех отношениях крайне полезны, возбуждая к страху Божию и к презрению всего тленного, потому и прошу Вас о письмах Затворника Георгия, сего мужа, исполненного Духа Божия.

Поручая себя отеческой любви Вашей и святым молитвам, о чем прося и всю святую братию, с сердечным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником

Архимандрит Игнатий.

О. Иосаф свидетельствует Вам усерднейшее почтение с поклонением, равно и всей единомудренной братии.

28-го Апр. 1842 года.

№ 20 Ваше Преподобие, Достопочтенный отец Макарий!

Простите, что обеспокоил я Вас Петром Романовым! И здесь заметил я слабость ума его и некоторое повреждение оного, подобно как и у известного Вам о. Алексея Бочкова. Я надеялся, что пустынное место, благорастворенный климат, благоустроенная обитель, душеполезные советы произведут и на тело, и на ум, и на сердце его душеспасительное действие. Впрочем, никаких неприятных последствий для обители ожидать нельзя. Он, вероятно, будет бродить во след мечтаний своих, кои приведут его наконец в дом умалишенных.

Прося Ваших Святых молитв, с искреннейшею моею преданностию

имею честь быть навсегда

Вашего Преподобия недостойный собрат

Арх<имандрит> Игнатий 14 мая 1842 года.

О. Игумену и всем знакомым мне братьям и Отцам свидетельствую мое усерднейшее поклонение.

Дело о послушнике Василии еще не прибыло сюда. Сегодня получил о сем уведомление.

№21

Преподобнейший и Возлюбленнейший о Господе Отец Макарий!

Наконец, за молитвы общего нашего Старца, покойного Отца Леонида и Ваши, милосердный Господь сподобил при всех моих немощах окончить преложением на Российский язык книги Святыя Лествицы, к особенной моей радости и утешению. По сей причине имею честь при сем препроводить к Вам Словенскую рукописную книгу с принесением чувствительнейшей благодарности за одолжение оной и с прошением прощения в долговременном задержании оной. Поелику же в настоящее время на Российском языке имеется начисто переписанным только один экземпляр, то я и останавливаюсь присылкою к Вам перевода; когда же будут иметься несколько экземпляров, тогда, аще Господь восхощет и жив буду, постараюсь Вам прислать экземпляр для переписки. Книжки Пр<еподобно>го Нила Сорского хотя и имеется несколько экземпляров, но в недавнем времени получил я то, что отыскивал и желал получить весьма давно: это жизнеописание Пр<еподобно>го Нила, его завещания и послания. Сих последних три, довольно обширные и предушеполезные. Желаю присовокупить их к словам, а заодно и так называемое Надсловие ученика его Иннокентия с завещанием сего последнего. Сие, думаю, не потребует много времени. Таким образом, конечно, Вы можете получить в одно время и Лествицу, и творения Пр<еподобно>го Нила Сорского на Русском.

О себе что сказать вам? Живу, подвергаясь немощам душевным и телесным, жду того времени, когда Господь благоволит Духом Владычним утвердить меня. Благословенная Оптина Пустыня не выходит из моей памяти. Приглянулась она мне и Скит с его вдохновенною тишиною. Шум сосен, когда ветер начнет ходить по их вершинам, для меня приятнее, чем шум разъяренных волн, препирающихся с вихрями.

Известные Вам братия наши здравствуют и мирствуют. Прошу Вас засвидетельствовать Вашему Отцу Игумену мое усерднейшее почтение, также почтеннейшим отцам: Отцу Иоанну, иеросхимонаху о. Иоанникию, о. Макарию Грузинову и прочим знающим и помнящим меня.

Затем прошу Ваших Святейших молитв и, земно кланяясь, имею честь быть навсегда

Вашего Преподобия

преданнейшим послушником

многогрешный Арх<имандрит> Игнатий 1843 года Августа 20-го дня.

При сем книга Св. Иоанна Лествичника.

О. Иосиф и о. Михаил свидетельствуют Вам усерднейшее почтение, равно как и о. Иоанникию и прочим знакомым.

Еще смею Вас утруждать — почему замолкло второе издание писем Затворника, а если оное есть, то желаю быть из числа покупщиков и потому прошу Вас отписать мне, куда адресоваться с требованием.

№ 22

Ваше Преподобие, Возлюбленнейший о Господе О. Макарий!

Приятнейшее письмо Ваше от 15-го Декабря я получил. Приношу Вам искреннейшую благодарность за памятствование меня, грешного, равно и за благие Ваши мне желания.

И я усерднейше поздравляю Вас с наступившим праздником, желаю Вам многих лет в совершенном благополучии. Благодарю Вас за назначение для меня ста экземпляров вновь издаваемой Вами книжки. Она по нынешнему времени может быть особенно полезна. Из жизни Старца Паисия видно, что в нынешние времена, по крайнему оскудению Старцев, должно с особенною тщательностию исследовать Отеческие деятельные писания и ими руководствоваться за неимением духоносных Старцев, что уже и Преподобный Нил Сорский советует. Сие самое находим и в предисловиях о молитве старца Василия; кроме сего, весьма хорошо он разделяет умную молитву на естественную и благодатную. Естественную всякий проходить может, лишь бы не принимал душевные действия за благодатные; а вторую Бог дарует достигшему умерщвления. А у нас ныне господствует повсеместно вторый образ, лишающий видения внутренней брани; третий же образ[1979] совсем заброшен из опасения прелести, о чем старец Василий говорит весьма основательно. Напечатанное в третьей части писем Затворника Георгия предисловие на книгу Пр<еподобного> Григория Синаита приносит многим значительную пользу; тем обильнее будет сия польза при издании всех предисловий. За сие Вам — мзда от Господа и благодарность от всех благомыслящих!

Поручая себя Вашим Святым молитвам и отеческому благорасположению, с чувством искреннейшего почтения и преданности имею честь быть Ваш покорнейший послушник

Архимандрит Игнатий

1845 года Декабря 26 дня

Сергиева Пустынь.

О. Иоанникию, о. Иоанну и прочим меня знающим и помнящим свидетельствую мое глубочайшее почтение и прошу их св. молитв.

О. Михаил и прочие Вам известные Вам свидетельствуют свое почитание с поклонением и испрошением св. молитв.

№ 23 Ваше Преподобие!

Достопочтеннейший и возлюбленнейший о Господе Отец Макарий!

Простите, что так скоро снова беспокою Вас письмом моим; но вот сему причина: когда отправил я к Вам прошедшее письмо мое, то вскоре после онаго получил из Нямецкого монастыря копию с собственноручного о умной молитве письма старца Паисия, которое хранится в тамошней библиотеке. (Нямецкий Отец Архимандрит столько ко мне милостив, что приказал собрать все всевозможные рукописи, из коих многие писаны рукою Старца Паисия, имеющиеся в Нямце, Секуле и ските Ворона для доставления недостойному и присноунывающему Игнатию; и доколе сие собирание совершается, прислана мне по особенной ревности скорее чем-либо утешить мою грешную душу означенная копия.) Поелику же Вы в настоящее время издаете житие Старца Паисия, то не благоугодно ли Вам будет присовокупить к прочему и письмо сие, которое особенной важности. В таком случае благоволите меня уведомить, и я с любовию доставлю Вам полученную мною копию.

Прося Ваших Святых Молитв, с чувством искреннейшей преданности и почтения имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником.

Арх<имандрит> Игнатий 1846 года Генваря 11 дня.

№ 24 Ваше Преподобие! Достопочтеннейший Отец Макарий!

Приятнейшее письмо Ваше имел честь получить. Очень рад, что Вы располагаетесь припечатать, если позволят, присланное ко мне из Нямца письмо старца Паисия о умной молитве. Посему посылаю Вам с сего письма точную копию за моим подписанием. При сем благоволите уведомить: от кого зависит таковое дозволение? — Я бы со своей стороны мог походатайствовать и у Высокопреосвященнейшего Филарета Московского, и у светских властей по Министерству народного просвещения.

В настоящее время гостит у меня Отец Исайя, монах, а ныне и Строитель Никифоровской Пустыни, которая на днях отделена от Свирского монастыря и образован из нее скит. Он, возвращаясь из Афонской Горы, был в Площанской Пустыни, гостил там три дня, был принят Вами и покойным старцем Афанасием; он просил меня засвидетельствовать Вам от него поклонение с прошением Святых Молитв.

За тем, поручая себя Вашей братской и отеческой любви, с чувством искреннейшего почтения и преданности имею честь быть

Вашего Преподобия покорнейшим послушником

Архимандрит Игнатий

1846-го года. Февраля 12-го дня

Сергиева Пустыня.

(О. Макарий: Отвечал 26 февраля и еще писал 12 марта, дабы попросить приехать.)

№ 25

Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Старец, Отец Макарий!

Принося Вам усерднейшее поздравление с наступающим великим Праздником Воскресения Христова, имею честь уведомить Вас, что я писал к известному Вам лицу относительно напечатания душеполезной книги, Вами издаваемой. Что же касается до цензора, то я с ним незнаком; притом полагаю, что ходатайства пред ним достаточно от Вас и от тех Ваших знакомых, коих Вы упоминаете в письме Вашем и кои заботятся о напечатании книги. Если получу какой ответ, то не премину сообщить оный Вам.

Прошу сказать мой усердный поклон и поздравление с праздником отцу Иоанникию и прочим отцам святым и братиям.

Прося Ваших Св. молитв, с чувством искреннейшей преданности и почтения имею честь быть Ваш покорнейший послушник

Архимандрит Игнатий

1846-го года Апреля 5 дня

Сергиева Пустыня.

 

№ 26 Ваше Преподобие, Возлюбленнейший о Господе Старец, Отец Макарий!

Письмо Ваше имел честь получить и сердечно возрадовался, что общее усердное желание наше увенчалось по милости Божией благополучным успехом. Книжка, издаваемая Вами, может принести особеннейшую пользу. Весьма хорошо делаете, что употребляете довольно крупные буквы; при прежде употребляемых мелких весьма трудно было для слабых глаз читать житие Паисия. Около сего времени я получил из Нямецкой обители несколько рукописей, между прочим книгу Св. Григория Синаита, которая гораздо полнее напечатанной в Добротолюбии и с житием Преподобного; написана книга сия рукою Схииеромонаха Николая, жившего с о. Феодоритом в скиту Поляна Ворона.

Нямецкие старцы пишут, что у них прежде было много рукописей, но большая часть из них погорела при случавшихся в монастыре пожарах. Таким образом много из трудов Старца Паисия погибло.

Затем прося Ваших Св. молитв с чувством искреннейшей преданности и почтения, имею честь быть

Вашего Преподобия покорнейшим слугою

Архимандрит Игнатий 1846 года Июля 11 дня.

П. С. Всепокорнейше прошу Вас сказать от меня усерднейший мой поклон отцу Иоанникию и прочим отцам и братиям.

№ 27

Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Отец Макарий!

Считаю долгом своим известить Вас, что ризничий обители нашей, а постриженец Вашей, отец Иероним скончался сего 1-го Августа в 3 часа пополудни, поболев 9 дней. Он простудился; от сего сделалось воспаление, при коем бывшая уже у него чахотка приняла быстрое развитие. Пред кончиною своею отец Иероним был особорован, последние три дня ежедневно приобщался Св. Христовых Тайн и пред кончиною за несколько часов принял Св. Схиму. Прошу поминать в Ваших Св. молитвах Иеросхимонаха Иеронима и простить его, в чем он виноват пред Вами. Прошу о том же, то есть о поминовении и прощении усопшего, отца Игумена и прочих отцов Святых и братьев Пустыни и Скита Оптинских.

Полагаю нелишним, если Вы потрудитеся написать письмо к Высокопреосвященному Филарету Московскому и поблагодарите его за содействие, оказанное им в напечатании душеполезнейшей монашеской книжки Житие и письма Старца Паисия.

Прося Ваших Св. молитв, с чувством искреннейшего почтения и преданности имею честь быть

Вашего Преподобия покорнейшим слугой

Архимандрит Игнатий 1846 года Августа 1 дня.

№ 28 Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Отец Макарий!

Письмо Ваше от 13-го Августа я имел честь получить. То, что упоминаемая Особа много содействовала к напечатанию книжки, Вами издаваемой, не подлежит никакому сомнению, в том могу Вас заверить. То, что Вы располагаетесь послать письмо при экземпляре книжки, когда оные выйдут из печати, нахожу весьма основательным. Прошу не забыть и меня, грешного! Я просил Вас отделить для меня 100 экземпляров. На днях отправляюсь на Валаам и по прочим монастырям; путешествие мое продолжиться должно до Октября месяца.

Прошу Ваших Святых молитв на подкрепление моих немощей душевных и телесных.

Вашего Преподобия

покорнейший слуга

Архимандрит Игнатий 1846 года Августа 23 дня.

№29

Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Отец Макарий!

Искреннейше благодарю Вас за любовь Вашу ко мне, недостойному. Водимые оною, Вы прислали мне две книжки жития старца Паисия; спаси Вас Господи за издание столь душеполезной книжки, особенно приличествующей к нынешним временам. Поелику же я слышал от о. Антония Бочкова, что готовится оной второе издание, то благоволите из сего издания, аще жив буду и в настоящих обстоятельствах, уделить мне 100 экземпляров, за кои следующие деньги с величайшей благодарностию не премину внести. Книгу Св. Иоанна Лествичника также получил в исправности; дай Бог, чтоб она доставляла Вам и Вашим приятное чтение. Прошу Ваших Св. молитв на подкрепление меня, грешного и немощного. С искреннейшим почтением и преданностью имею честь быть

Вашего Преподобия покорнейшим послушником

Арх<имандрит> Игнатий.

О. Иоанникию и прочим Отцам и братиям свидетельствую мой усерднейший поклон. Равно и здешние Вам знаемые приносят Вам усерднейшее поклонение.

26 окт. 1846 года.

№ 30 Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Отец Макарий!

Приношу Вам сердечнейшую благодарность за памятование Ваше о мне, недостойном, и за поздравление с днем моего Ангела. Примите от меня усерднейшее поздравление с наступающим Праздником Рождества Христова и с новым 1847-м летом.

Милосердый Господь да прольет на Вас обильно Свои щедроты.

Потрудитесь поздравить от меня Отца Игумена, о. Иоанна и прочих Отцев и братии, знающих и помнящих меня.

Относительно книг потрудитесь, чтоб они были переданы Угрешскому Отцу Игумену Иларию, а он возьмет на себя труд переслать ко мне. Только по изменившимся моим обстоятельствам вместо 100 экземпляров мне можно взять только 50. Изменение моих обстоятельств состоит в том, что едва ли я не должен оставить Сергиевой Пустыни. Если же сие не состоится, то, вероятно, будут еще желающие на получение издаваемой Вами книги. О. Игумену Иларию я пишу вместе с сим, чтоб он принял упоминаемый труд на себя.

В настоящее время Потемкина[1980] берет для Свято-горского монастыря и для себя 10 экземпляров, в нашей обители разойдется экземпляров 30, да на сторону 10, а о благочинии, на которое я полагал, теперь ничего сказать не могу.

Просящий Ваших Святых Молитв

недостойный

Архимандрит Игнатий 1 Генваря 1847 года.

P. S. Благоволите уведомить, сколько я должен выслать денег и куда? Также Вы ли напишете, когда придет время, о. Иларию или потрудитесь написать мне, а я его уведомлю. Поступите, как заблагорассудите.

№ 31

Ваше Преподобие! Возлюбленнейший Старец Отец Макарий!

Приношу Вам усерднейшую благодарность за поздравление с великим Праздником Праздников, Воскресением Христовым; поздравляя Вас равным образом, приветствую приятнейшим приветствием: Воистину Воскресе Христос!

И паки — благодарю Вас за присланную книжицу в прекрасном переплете, которую я получил в исправности. Да спасет Вас Бог за любовь Вашу!

О себе уведомляю, что сию зиму — всю пролежал и теперь весьма хвор. — Прося Ваших Святых Молитв, с чувством искреннейшего почтения и преданности о Господе имею честь быть

Вашего Преподобия покорнейшим слугою

Арх<имандрит> Игнатий 1847 26 марта.

№ 32 Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Отец Макарий!

Приношу Вам сердечную благодарность за памятование Ваше о мне, недостойном, за любовь Вашу ко мне, которые Вы оказали мне, отыскав меня письмом Вашим в уединении моем. Усерднейше поздравляю Вас с наступившим Праздником и Новым Годом; желаю Вам предстоящее годичное поприще провести в вожделенном здравии и благополучии. На пути моем из Петербурга в Кострому чрез Москву, хотя я имел крайнее желание посетить святую обитель Вашу и утешиться зрением Вас и беседою с Вами и со всеми знакомыми мне отцами и братьями, но этого сделать никак не было возможно: потому что мне надо было поторопиться благовременно приехать в Бабаевскую обитель, чтоб доставить моему помещению благовременно все нужные удобства и начать лечение сколько-нибудь при теплой погоде. И то я прибыл сюда 10-го Августа, а лечение мог только начать с 1-х чисел Сентября. Если же бы я проехал до Оптиной Пустыни, то эта поездка отняла бы не менее трех недель. Пришлось бы погостить у Пр<еосвященно-го> Николая в Малом Ярославце, в Тихоновой, а у Вас и неделей не отделался бы. По милости Божией, после весьма трудного лечения, от которого я лежал в онемении и забывчивости, чувствую, что простуда, которою сковано было все тело мое, выходит из меня и окостеневшие члены мои снова получают мягкость и гибкость. Но, признаться, очень бы не хотелось возвращаться в С. Петербург! Срок моего паспорта окончился 4-го Генваря, на первый случай я послал прошение об отсрочке по 1-е Июня. А там что Бог даст! Здешнее местечко мне очень нравится. Очень милое, приятное и уединенное: почти никто не бывает. Сухость грунта необыкновенная! Воздух и воды прекраснейшие. Братии живет до 70 человек, из которых только 20 употребляют вино. Строенье все каменное — очень хорошее. Рыбка всегда живая есть. Летом ловится в значительном количестве стерлядь; при мне в одну тоню попало около 150 штук. Очень порядочную стерлядку можно иметь за двугривенный. Теперь ловятся во множестве налимы, и прекрупные, также щука значительнейшей величины. Хлеб свой и сборный; годичная пропорция всегда лежит в запасе. Между братией есть весьма усердно ищущие спасения и великие подвижники; к подвигу же руку подает необыкновенно здоровое место. Крайне в Питер не хочется! Впрочем, не моя воля, а Божия да будет! Да устроит о мне Господь угодное Ему, а мне полезное.

Примите на себя труд передать мой усерднейший поклон, поздравление с Праздником и Новым Годом, желание всех благ о. Игумену, также и о. Иоанну.

Обеспокоило меня, что Вы ничего не упоминаете об о. Иоанникии. Жив ли он? И, если жив, каково поживает! Прямодушный и благонамеренный человек!

Прося Ваших Святых молитв, с чувством искреннейшего почитания и преданности имею честь быть Ваш покорнейший слуга

Арх<имандрит> Игнатий 4 Генв. 1848.

Адрес мой: в Ярославль.

№ 33 Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Отец Макарий!

Приношу Вам чувствительнейшую мою благодарность за воспоминание о мне и за присланные два сочинения в трех книжках. Описание Оптиной Пустыни сделано с удовлетворительною подробностию и основательностию. Потрудитесь передать мой усердный поклон и благодарность Старцу Иоанну за его труд, присланный мне, труд полезный и удобоприступный для простых читателей.

Мое расстроенное здоровье поправляется в здешнем тихом пристанище, при помощи благораствореннейшего воздуха и превосходнейших ключевых вод. К 1-му Июня должен опять возвратиться в суровый климат Сергиевой Пустыни, на тяжелые и грязные воды.

Потрудитесь передать мой усерднейший поклон о. Игумену Моисею, о. Иоанникию и прочим знающим и помнящим меня.

Поручающий себя Вашей отеческой любви и испрашивающий Ваших Святых молитв,

недостойный Архимандрит Игнатий 21 февр. 1848.

№ 34

Ваше Преподобие, Достопочтеннейший

и многолюбезнейший Старец, Отец Макарий!

Приношу Вам искреннейшую признательность за милостивое воспоминание Ваше о мне и за присланную душеназидательную книжицу, за издание которой все монашество русское обязано Вам благодарностию. Примите мое усерднейшее поздравление с наступившим Новым Годом, который желаю Вам препроводить согласно благому желанию и избранию сердца Вашего во славу Господа и для пользы ближних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.