Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письмо святителя Игнатия к художнику К.П. Брюллову 23 страница




[1994] РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. № 3.

[1995] О. Иоанникий в письме настоятелю Оптиной Пустыни отцу Строителю Моисею от 14 января 1836 г. написал: «...по совету добрых людей 24-го числа поехали в Сергиевской монастырь, где Отцом Архимандритом Игнатием приняты были ласково и радостно, он продержал нас до 29-го числа, обещал хлопотать о земле...» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 92. № 26).

 

[1996] РГБ ОР. Ф. 213. К. 58. Антоний (в миру Александр Иванович Путилов; 1795-1865) - Оптинский старец, брат архимандрита Моисея. В 1816 г. удалился к брату в Рославльские леса и прожил там 5 лет. В 1820 г. пострижен в монашество. В 1821 г. вместе с братом перешел в скит Оптиной Пустыни. В 1825 г. определен на должность скитоначальника и состоял в этой должности 14 лет. При нем в Оптиной упрочилось старчество. В 1839-1853 гг. — настоятель в сане игумена Малоярославец кого Николаевского Черноостровского монастыря. 9 марта 1865 г. келейно пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Отличительной чертой его было искреннее смирение; увлекался поэзией. Канонизирован в 2000 г

[1997] Протасов Николай Александрович (1798-1855) — граф, с 1836 по 1855 г. — Обер-прокурор Св. Синода.

 

[1998] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 24

[1999] РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. Отец Иоанникий (в миру Иакинф Тихонович Бочаров, 1780-1853) — монах Оптинского скита, в схиме Леонид. Но матери приходился племянником старцу схимонаху Феодору, ученику преподобного Паисия (Величковского). В 1807 г. пострижен в рясофор иеромонахом Леонидом (Наголкиным) в Белобережной пустыни. В 1809 г. пострижен в мантию. В 1824 г. поступил в братство Александро-Невской Лавры, где с ним познакомился Дмитрий Александрович Брянчанинов. В 1834 г. переместился в Оптину Пустынь. 31 марта 1851 г. в Калужской Тихоновой пустыни, где временно находился, пострижен в схиму

[2000] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 45.

 

[2001] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 43

[2002] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 17.

[2003] Обер-прокурор Святейшего Синода Н. А. Протасов

[2004] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 40

[2005] РГБ ОР. Ф. 213. К. 102. № 3. Отец Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев, 1826-1904) — состоял на военной службе, после тяжелой болезни 15 марта 1847 г. поступил послушником в скит Оптиной Пустыни, в 1855 г. пострижен в монашество. В 1857-1861 годах был вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) членом Иерусалимской духовной миссии. В 1861 г. настоятель в сане игумена Глинской Богородицкой пустыни; в 1862 г. настоятель в сане архимандрита Коренной Рождество-Богородицкой пустыни; в 1867-1871 — наместник Александро-Невской Лавры, затем пребывал по болезни в Оптиной Пустыни, а в 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры. 25 октября 1892 г. хиротонисан во епископа Ба-лахнинского; 3 сентября 1893 г. возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским. Знал в совершенстве многие языки. В Оптиной Пустыни занимался переводом и изданием святоотеческой литературы. В Вильно построил величественный Знаменский собор. Составил жизнеописание архимандрита Моисея (Путилова).

[2006] РГБ ОР. Ф. 214. К. 362.

 

[2007] Отец Игумен Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов, 1810-1894) — назначен настоятелем Оптиной Пустыни 19 июля 1862 г.; 8 октября 1864 г. возведен в сан Игумена

[2008] Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 456.

 

[2009] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. №36. О нем см. примеч., с. 545

[2010] Оптинский иеромонах Геронтий по смирению своему не хотел принимать настоятельства. Принял его по совету архимандрита Игнатия Брянчанинова, который писал 23 октября 1837 г. П. П. Яковлеву: «Состояние Отца Геронтия довольно трудно. Мое бы мнение таково: принять строительство и по принятии уже искать освобождения по болезни, что, кажется, не неудобно будет сделать. А то противлением, чтоб не навлек о. Геронтий себе большого искушения,— и вместе старцам, якобы учителям противления власти» (РГБ ОР. Ф. 425. № 11).

[2011] Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 237

[2012] То есть наряду с М. В. Чихачевым и П. П. Яковлевым, статьи о которых помешаются в т. VII настоящего издания

[2013] Здесь и далее: «Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше» в Чтениях в Имп. о-ве истории и древностей Российских при Московском университете. М., 1876, кн. 3 и 4, 1877, кн. 1

[2014] 10 ноября 1833 г

[2015] РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. № 4

[2016] Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 226, 227

[2017] Там же. С. 230

[2018] Святитель Игнатий Брянчанииов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 410

[2019] Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М, 1993. С. 371

[2020] Наместник Троице-Сергиевой Лавры Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев; 1792-1877) — о нем см. с. 699

[2021] О нем см. примеч., с. 721

[2022] Архимандрит Игнатий (в миру Иван Васильевич Малышев; 1811-1897) — первый келейник и любимый ученик святителя Игнатия; с 1857 г. — настоятель Сергиевой пустыни

[2023] Архимандрит Иустин (в миру Иван Григорьевич Татаринов; 1827— 1890) — духовный ученик святителя Игнатия; вместе с ним поехал на Кавказ, а затем в Николо-Бабаевский монастырь, где был назначен настоятелем

[2024] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 17

[2025] РГБОР. Ф. 425. К. 3..N» 41

[2026] РГБ ОР. Ф. 213. К. 75. № 26.

[2027] РГБ ОР. Ф. 291. № 2248. Строев Павел Михайлович (1796-1876) -археограф, член Академии наук с 1841 г.; издатель исторических и литературных памятников, тщательный описатель рукописей; составлял списки иерархов Русской Православной Церкви

[2028] РГБ ОР. Ф. 262. К. 38. № 68

[2029] Здесь и далее: Дневник и Воспоминания Преосвященного Леонида. — РГБ ОР. Ф. 149. К. 1-9

[2030] Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 237.

[2031] Отец ректор Алексий (в миру Руфин Иванович Ржаницын, 1813-1877). Окончил Вологодскую семинарию и Московскую Духовную академию. В 1837 г. пострижен в монашество Митрополитом Филаретом. В 1843 г. назначен ректором семинарии и настоятелем Заиконоспасского монастыря в сане архимандрита; в 1847-1853 гг. — ректор МДА; с 1853-го был Епископом в разных епархиях; с 1867 по 1876 — Архиепископ Рязанский; в 1876-1877 — Архиепископ Тверской. Отличался прямодушием и редким энергичным характером. Много сделал для улучшения состояния сирот духовенства

[2032] Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию. Ч. II. М., 1878. С. 326

[2033] Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию. Ч. III. M., 1883. С. 144

[2034] Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 187

[2035] Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Cept иевой Лавры Антонию. Ч. IV. М., 1884. С. 15

[2036] Горский Александр Васильевич (1812-1875) — в 1832 — профессор Московской семинарии; в 1833 — бакалавр Московской Духовной академии; в 1837 — профессор МДА; в 1860 — рукоположен во священника; в 1862 — ректор МДА: в 1864 — доктор богословия

[2037] Екатерина Васильевна Ушакова, в монашестве Леонида — сестра Преосвященного Леонида..

[2038] РГБ ОР. Ф. 149. К. 1. JM» 2

[2039] Савва, епископ Харьковский. Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде. Харьков, 1877. С. 45

[2040] Святитель Филарет. Мнения, отзывы и письма. М., 1998. С. 240

[2041] Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию. Ч. IV. М., 1884. С. 66

[2042] Савва, епископ Харьковский. Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде. Харьков, 1877. С. 62.

 

[2043] Казанский Петр Симонович (ум. 1878) — богослов и историк; окончил курс Московской Духовной академии, в которой занимал потом кафедру всеобщей истории

[2044] Платон (в миру Навел Симонович Фивейский, 1809-1877) — в конце жизни Архиепископ Костромской и Галичский

[2045] Богословский вестник. М., 1904, j\?3, с. 577; М»5, с. 461, 463

[2046] Письма Московского Митрополита Филарета Архиепископу Тверскому Алексию. М., 1883. С. 238

[2047] РГБ ОР. Ф. 149. К. 6. № 2

[2048] РГБОР. Ф. 149 К. 11. №61.

[2049] РГБ ОР. Ф. 262. К. 36. № 108

[2050] Митрополит Московский Ин нокентий (в миру Иван Евсеевич Поиов-Анненский-Вениаминов, 1797— 1879) — сын священника Иркутской епархии; с 1821-го — священник; с 1824-го — миссионер в Америке, на острове Аналашка; с 1834-го — переведен в Новоархангельский порт; в 1840-м — принял монашество; 30 ноября возведен в сан архимандрита; с 1 декабря 1840-го — Епископ Камчатский; с 21 апреля 1850-го — Архиепископ; с 5 января 1868-го — Митрополит Московский

[2051] РГБ ОР. Ф. 262. К. 36. № 108

[2052] 1 РГБ ОР. Ф. 262. К. 36. № 108

[2053] Церковный вестник. М., 1877. № 1. С. 11

[2054] Там же

[2055] Савва, епископ Харьковский. Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде. Харьков, 1877. С. 329

[2056] РГБ ОР. Ф. 149. К. 1.№2.

 

[2057] С № 1 по № 6 - РГБ ОР. Ф. 149. К. 13. № 31; с № 7 по № 23 - Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М. 1993. С.357-391

[2058]...о. Ювеналию Половцеву... — О нем см. примеч., с. 650

[2059] Иеродиакон Сергий, о котором в дневнике о. Леонида имеется следующая запись от ноября 1856 г.: «...но слова Владыки [Митрополита Филарета]: "Он был в Сергиевой пустыни; вряд ли оттуда хорошего легко отпустят" — заставили писать к о. Игнатию».

 

[2060] ...новый Обер-прокурор. — О нем см. примеч. (сноска 2), с. 596

[2061] РГБОР. Ф. 149. К. 11. №60

[2062] РГБ ОР. Ф. 149. К. 13..№ 7.

 

[2063] См.: В. П. Мещерский. Мои воспоминания. СПб., 1912. Ч. 3. С. 341

[2064] Гражданин. 1874. №4. 29 января. С. 113

[2065] Русское Обозрение. 1896. № 12. С. 997

[2066] ГАРФ. Ф. 1099. Оп. 1. Ед. хр. 74. Л. 1

[2067] А. О. Смирнова-Россет. Дневник. Воспоминания. М., 1989. С. 226

[2068] Н. П. Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Кн. 6. С. 53

[2069] См.: А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. СПб., 1998. С. 221-222

[2070] А. О. Смирнова Россет. Дневник. Воспоминания. С. 224

[2071] Там же. С. 224-225

[2072] Отзыв святителя Игнатия о книге Гоголя см. в Настоящем издании (Т. 4. С. 509-512)

[2073] С. Т. Аксаков. История моего знакомства с Гоголем. М., 1960. С. 118

[2074] Сочинения и переписка П. А. Плетнева. СПб., 1885. Т. 3. С. 736

[2075] Церковно-общественный Вестник. 1874. 15 февраля. № 20. С. 4

[2076] См.: В. И. Шенрок. Материалы для биографии Гоголя. М., 1897. Т. 4. С. 409

[2077] Гражданин. 1874. № 4. 29 января. С. 112

[2078] Литературное наследство. М., 1952. Т. 58. С. 755

[2079] Русский Архив. 1885. № 2. С. 187

[2080] А. О. Смирнова-Россет. Дневник. Воспоминания. С. 225

[2081] Гражданин. 1874. № 4. 29 января. С. 112

[2082] ГАРФ. Ф. 1099. Оп. 1. Ед. хр. 1263. Л. 95

[2083] Собр. соч. и писем Святогорца к друзьям своим о Св. Горе Афонской, Палестине и русских святых местах. СПб., 1865. Т. 4. С. 39

[2084] Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 9. С. 308

[2085] Сочинения и переписка П. А. Плетнева. Т. 3. С. 733

[2086] РГАЛИ. Ф. 139. Оп. 1. Ед. хр. 51; см. также Я. В. Гоголь. Собр. соч.: В 9 т. Т. 9. С. 585

[2087] Там же

[2088] РГБ. Ф. 302. К. 5. Ед. хр. 55

[2089] Настоящее издание. Т. 4. С. 510-511

[2090] Там же. С. 511

[2091] Там же. С. 511-512

[2092] Там же. С. 512

[2093] Там же. Т. 3. С. 44

[2094] Там же. Т. 4. С. 511

[2095] Настоящее издание. Т. 4. С. 512

[2096] См.: Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. <Н.> Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни. Начальника Оптинского скита о. Иосифа. М., 1897/ Отд. оттиск из журнала «Душеполезное Чтение». 1898. Ч. 1. С. 157-162; см. также: Д. П. Богданов. Оптина Пустынь и паломничество в нее русских писателей // Исторический Вестник. 1910. № 10. С. 332-334

[2097] Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 9 т. Т. 9. С. 482

[2098] Гражданин. 1873. 15 октября. № 42. С. 1131

[2099] РГИА. СПб. Ф. Mb 797. On. 27. 2 отд. 2 ст. Дело № 250.

[2100] РГИА. СПб. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Дело № 250.

[2101] Русский архив. 1895. М» И. С. 352

[2102] А. В. Никитенко. Авраам Сергеевич Норов. СПб., 1870. С. 9

[2103] Письмо А. С. Норова Государю Александру II от 2 июля 1866 г. // Русский архив. 1895. № 11. С. 367

[2104] Е. Дылевскнй. Авраам Сергеевич Норов// Странник. 1871. Т. 2. С. 36-37

[2105] Письмо А. С. Норова Государю Александру II от 2 июля 1866 г. С. 366

[2106] А. В. Никитенко. Авраам Сергеевич Норов. С. 39

[2107] ОР РГБ. Ф. 425. К. 4. Ед хр. 11

[2108] В своих творениях Владыка Игнатий неоднократно обличает ставшее популярным в России сочинение мистика-аскета XIV века Фомы Кемпий-ского «Подражание Христу». В первом томе «Аскетических опытов» он поместил свою работу «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», полемичную по отношению к книге католического автора.

[2109] Л. А. Соколов. Святитель Игнатий: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. М., 2003. Ч. 2. С. 26-27

[2110] Там же. С. 27

[2111] «Путешествием в Иерусалим» свт. Игнатий, как видно из контекста, называет книгу А. С. Норова «Путешествие по Святой земле в 1835 г.» (СПб., 1838).

 

[2112] Письмо сложено в виде конверта с надписью: «Его Превосходительству милостивому государю Аврааму Сергеевичу Норову». Запечатано личной печатью свт. Игнатия.

[2113] Письмо написано во время пребывания архимандрита Игнатия в Никольском Бабаевском монастыре во время его 11-месячного отпуска.

[2114] Князь П. А. Ширинский-Шихматов был министром народного просвещения в 1849-1853 гг

[2115] Отношения Александра Семеновича Брянчанинова (1784-1875) с сыном осложнились после того, как последний, в нарушение родительской воли, оставил светскую карьеру и принял монашество

[2116] Известно письмо архимандрита Игнатия к Д. В. Брюзгину от 14 ноября 1837 г., в котором он утешает своего адресата, скорбящего о смерти жены (Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. М.; СПб., 1995. С. 608-609).

 

[2117] В Оптиной Пустыни послушник Дмитрий Брянчанинов находился летом 1829 г

[2118] Апраксин — чиновник духовного ведомства

[2119] Вероятно, имеется в виду Танеев Сергей Александрович (1821-1889) -действительный тайный советник, управляющий царской канцелярией

[2120] Амвросий, святитель Медиоланский (340-397), память 7/20 декабря. Моника — мать блаженного Августина.

[2121] «Не может погибнуть сын таких слез!» (лат.)

[2122] Это одно из последних писем свт. Игнатия, написанных в сане архимандрита: ровно через месяц он был хиротонисан во епископа.

[2123] В данном письме свт. Игнатий излагает мысли, ставшие основой его работы «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери», над которой Владыка работал во время пребывания на Ставропольской кафедре. Это позволяет датировать письмо 1858-1861 гг

[2124] Письмо написано незадолго до третьей годовщины со дня кончины.Варвары Егоровны Норовой (07.06.1814-21.04.1860)

[2125] «Аскетические опыты» свт. Игнатия вышли в 1864 г.

[2126] Имеется в виду работа «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», открывающая «Аскетические опыты»

[2127] Исидор (Никольский) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1860-1892 гг

[2128] Ахматов Алексей Петрович — Обер-прокурор Святейшего Синода в 1862-1865 гг

[2129] Архитектор А. М. Горностаев в 1854 г. приступил к перестройке храма преп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Пустыни в стиле ранневи зантийских базилик. Главный придел построенного храма был освящен в 1859 г.

[2130] Мария Андреевна Башуцкая (1810-1882) — жена А. П. Башуцкого, в 1850 г. поступившая послушницей в Тихвинский монастырь — вероятно, поэтому свт. Игнатий называет ее «сестрой» своего адресата.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.