Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, сентябрь 1998 - февраль 2000 г. 7 страница




от этого опуса наших заокеанских братьев по разуму...

Что касается «Маленькой Одессы» (1994) Дж.Грея, то она оказалдась

знаменательна тем, что в ней обозначились растиражированные в последующие

десятилетия мотивы потенциальной опасности русских эмигрантов, в конце 1980-х –

начале 1990-х хлынувших в США и Европу, поскольку именно они, якобы, и

становились во главе наркомафии и новых гангстерских банд (см., к

примеру, «Точка падения» (1996), «Дайвер» (2000), «Каменное сердце»

(2000), «15 минут» (2001), «Повелитель войны» (2005) Э.Никола, «Рокэвэй» 70

(2007) братьев Круков, «Ночь принадлежит нам» (2007) Дж.Грея,

«Заточен на убийство» (2009) Дж.Кинга и др.).

Еще одна ходовая тема западного кино о постсоветских временах –

«женский экспорт». Иногда это комедии («Русская невеста», 2007), иногда

– драмы («За океаном» (2000), «Русская невеста», 2001, «Лиля навсегда»,

2002, «Сестра Катя», 2008). Иногда нечто в смешанном жанре («Русская

кукла», 2001, «Именинница» (2001). Но суть стереотипов от этого не

меняется – русские девушки/женщины на западном экране – в основном

либо несчастные жертвы российской разрухи/бедности и (сексуального)

насилия, либо проститутки, либо расчетливые хищницы, эмигрирующие

на Запад с целью воспользоваться браком с обеспеченными мужчинами.

Правда, иногда западный экран как бы вспоминал старые

мелодраматические комедии 1950-х годов, где очаровательные советские

женщины, состоящие на службе в КГБ, влюблялись в симпатичных

американских офицеров. К примеру, в таком своего рода ретро-ключе

была поставлена романтическая комедия «Ночная история» (1999), где

агент ЦРУ в исполнении Б.Пулмэна влюблялся в агента ФСБ Наташу,

обаятельно сыгранную французской звездой И.Жакоб…

Весьма характерен для современной трактовки Западом образа

России американский детектив «Гражданин Х» (1995) К.Джеролмо -

мрачный рассказ о преступлениях сексуального маньяка и убийцы

А.Чикатило. СССР/Россия 1980-х - 1990-х, представленная в этой

довольно примитивной в художественном отношении картине, -

«сплошная зона чудовищной нищеты, что-то вроде отсталой африканской

страны, охваченной гражданской войной, Либерии, Сьерра-Леоне или

Эфиопии. По улицам Ростова ходят голодные изможденные граждане,

готовые за еду или выпивку на что угодно. Сам Ростов – большой богатый

портовый город – в фильме изображен как мелкий городишко, недавно,

видимо, переживший бомбардировку. … В реальном Ростове одевались не

хуже, а, возможно, лучше, чем в Москве (хотя и безвкуснее, с

«провинциальным шиком»), но в фильме «Гражданин Икс» местные

жители одеты просто как нищие, как раскулаченные времен

коллективизации или китайцы времен «народных коммун» и «большого

скачка»! Бедность советского населения преувеличена до невероятного: у

сотрудников милиции нет пальто (!) – и они вынуждены, если похолодает,

надевать служебную шинель. Одеты все по моде если не 30-х, то 40–50-х

годов (это касается и высокооплачиваемой части населения). Одеждой

дело не ограничивается. Интерьеры и экстерьеры зданий тоже взяты из

40–50-х годов. По улицам Ростова ездят машины 50-х годов, телефоны у

сотрудников милиции – вообще довоенного образца!» [Тарасов, 2001].

Забегая вперед, отмечу, что в 2004 году, уже в Италии, сняли еще один

мрачный фильм о преступлениях Чикатило – «Эвиленко» (2004). На сей

раз его сыграл демонический Малколм МакДауэлл… 71

Естественно, западный кинематограф 1990-х годов интересовали не

только российские сексуальные маньяки. В значительно большей степени

«плохими парнями» становились российские военные и представители

«русской мафии», нередко поданные в «одном флаконе». Так в «Бегущем

красном» (1999), например, безжалостные российские спецназовцы, эмигрировав в

США, становятся во главе крупнейшего мафиозного клана… В «Трассибирском

экспрессе» (2008) главным злодеем оказывается российский майор милиции -

«оборотень в погонах», решивший уничтожить мирных американских туристов…

Очередной продукт «бондианы» «Золотой глаз» (1995) обострил

тему российской военной агрессии по отношению к Западу. В прежних

сериях суперагент Джеймс Бонд боролся в основном не с русскими, а с

агентами тайной злодейской организации «Спектр». «Этот «Спектр»

постоянно пытался столкнуть СССР и США, чтобы спровоцировать

третью мировую войну, но Бонд всякий раз оказывался расторопнее и не

позволял ястребам-идиотам из двух сверхдержав нажать на ядерную

кнопку… «Золотой глаз» начинается с того, что Бонд организует крупную

диверсию на территории СССР. Уже в перестроечные годы! Солдатиков-

салаг в советской форме он выкашивает повзводно. Через несколько лет

Бонд попадает в современную Россию. Но она выглядит в фильме отнюдь

не демократической, а маразматической и опасной: русские генералы-

мафиози, владеющие кодами секретного космического оружия, стремятся

спалить Лондон. Зачем? Чтобы парализовать мировую банковскую

систему и, пользуясь неразберихой, наворовать миллиарды долларов. Ой,

ну да ведь это бондиана! Любой грамотный зритель в любой стране с ходу

догадается, что это стеб. Ага, как же, догадается! В какой-то момент

стебно-условный стиль улетучивается без остатка, и идут серьезные

рассуждения о том, что советская империя, распавшись, стала еще более

непредсказуемой и опасной. Прав вояка Бонд, не доверяя русским: именно

от них исходит угроза цивилизации и порядку» [Гладильщиков, 1997].

После «Золотого глаза» (1995) за российскую тему всерьез взялись

ведущие голливудские студии. В «Президентском самолете» (1997)

В.Петерсена с русскими бандитами сражается сам американский

президент. В «Святом» (1997) Ф.Нойса Россия уже полностью захвачена

тоталитарной мафией, с которой может справиться только герой типа

Супермена/Бэтмена…

Еще дальше пошли авторы боевика с характерным названием

«Сумма всех страхов» (2002). По ходу сюжета этой ленты после внезапной

смерти относительно миролюбивого российского президента новые

кремлевские власти не нашли ничего лучшего, чем… взорвать атомный

заряд на территории США, мгновенно уничтожив тысячи человек…

Но если жанр «Золотого глаза» можно считать условно пародийным,

а «Святого» и «Суммы всех страхов» - частично фантастическим, то в

«Миротворце» (1997) тема безудержной агрессии русских развивалась уже72

«на полном серьезе»: «русский националист-генерал (по совместительству

бандит, связанный как с нашей мафией в Европе, так и с боснийцами)

похищает десять ядерных боеголовок... Чтобы скрыть факт похищения,

генерал - с помощью своих псов-убийц - истребляет целый взвод охраны,

затем организует столкновение перевозившего боеголовки состава с

пассажирским поездом (куча жертв) и вдобавок устраивает посреди

России ядерный взрыв... В современной России состав с ядерными

боеголовками тащит не электровоз и не тепловоз, а паровоз с трубой и

топкой образца 1913 года» [Гладильщиков, 1997].

В таком же духе были поставлены боевики и триллеры

«Максимальный риск» (1996), «Стиратель» (1996), «Шакал» (1997),

«Меры борьбы» (1999) и т.п. К примеру, в «Танце на лезвии ножа» (2001)

американские полицейские проникают в русскую банду, которая

собирается – ни больше, ни меньше - взорвать ядерную бомбу в центре

Нью-Йорка…

В меньшей степени, чем в «пиковые» 1950-е годы, но все-таки

достаточно заметно в постсоветские времена предствлена на западных

экранах и фантастическая «россика». Увы, сюжеты здесь также

пророссийскими не назовешь. Вот, к примеру, фабула «Ярости»

Р.Картцмэна: безумный русский доктор (А.Дивов) экспериментирует с

новыми смертоносными вирусами, которые превращают людей и птиц в

кровожадных мутантов...

Западные комедии 1990-х – 2000-х годов также не обошлись без

маниакально-мафиозных акцентов: в фильме расторопного продюсера и

режиссера М.Голана «Русская рулетка – Москва-95»(«Московская связь»)

столичная мафия убивает честных бизнесменов, милиция бессильна, и

только разъяренные вдовы не дремлют, – одного за другим они

кастрируют мерзких бандитов… Конечно, такого рода фривольную

комедию, изобилующую сексуальными сценами, наверное, не взялась бы

снимать ни одна «политкорректная» крупная голливудская студия, но

фильм был профинансирован немецкой фирмой, а в Германии, как

известно, цензурные ограничения куда либеральнее… При этом

комедийный жанр нисколько не мешал «Русской рулетке» (как, впрочем, и

другой пошловатой комедии «Полицейская академия: миссия в Москве»)

эксплуатировать стереотипные представления Запада о новой России:

разгул преступности, коррупции, проституции, беззащитность мирного

населения, бурный выхлоп дремавшей под спудом коммунистических

запретов сексуальной энергии…

Однако и здесь было не все так просто. К примеру, в 1994 году был

снят триллер «Пуля в Пекин» Дж.Михалки с М.Кейном в главной роли. Он

снимался в Санкт-Петербурге, а его герои боролись с чеченской мафией.

Однако в декабре 1994 года началась первая чеченская война, Запад тут

же стал активно сочувствовать «благородным борцам за свободу и73

независимость», поэтому показывать «плохих чеченцев» стало

неполиткорректно. В итоге фильм был лишен широкого экрана в США и

Европе… Немногим лучше сложилась и судьба его продолжения –

триллера «Полночь в Санкт-Петербурге» (1996)…

Думается, одним из самых запоминающихся западных фильмов о русских

бандитах стал триллер «Пятнадцать минут» (2001), по сюжету которого два

славянских отморозка (одного из них убедительно сыграл российский спортсмен и

актер О.Тактаров) прилетают в Нью-Йорк и получают свои «15 минут славы»,

пытая и убивая полицейского (одна из лучших драматических ролей в карьере Р. Де

Ниро), одновременно записывая этот «сюжетец» на видеокамеру…

Но, наверное, самый сложный и неоднозначный образ главы русской мафии

удалось создать А.Балуеву в швейцарской драме «Переводчица» (2006). Его

персонаж далек от западных стереотипов и наполнен психологической

глубиной и подтекстами чуть ли не в духе Достоевского…

Как уже отмечалось, западная кинопродукция о русских бандитах стартовала

в 1990-х. Однако именно в 2000-х она достигла своего пика. Жестокие российские

гангстеры и мафиози, часто в нелепом, совершенно неправдоподобном исполнении

западных актеров («Восточные обещания»/«Порок на экспорт» Д.Кроненберга, где

русских гангстеров, обосновавшихся в Лондоне, пытаются изобразить французы)

стали своего рода знаковыми персонажами на экранахСШАиЕвропы.

Конечно, «жанру боевика необходим образ врага. Чем удобны

Голливуду Россия и русские? … Всем! Россия - далеко, к тому же не так

сильна и не так амбициозна, как прежде. Далее: русские, что очень важно,

белокожие. Голливуд (особенно после лос-анджелесских событий)

опасается изображать злодеями латино-, афроамериканцев или выходцев

из Юго-Восточной Азии, которые составляют значительную часть

населения и (кстати!) зрительской аудитории. Удобно и то, что русское

лобби в Америке себя почти не проявляет. Если Голливуд обижает в

боевиках какие-нибудь другие нации (можно припомнить недавние случаи

с арабами и японцами), то у кинотеатров тут же выстраиваются пикеты.

Русские же не бузят» [Гладильщиков, 1997].

Вместе с тем, стоит прислушаться и к мнению С.В.Кудрявцева: «то,

что в конце концов (до этого поиграв вместе с нами какое-то время в игры

под названиями perestroyka, glasnost’ etc.) американцы благополучно

вернулись к привычному образу врага из России (и теперь им уже не надо

глупо путать USSR и Russia), в большей степени подтверждает вовсе не их

ненависть или просто неприязнь к русским. Помимо чисто утилитарных

коммерческих задач (что ни говорите - любой веками проверенный

драматургический конфликт срабатывает безошибочно, один давний

соперник лучше новых двух), янки вольно или невольно выказывают нам

свое уважение, выбирая в единственно достойных и по-прежнему

угрожающих противников. Чего им бояться какой-то Японии или

Германии, которые к тому же были биты на полях подлинных сражений. А74

с Россией напрямую схлестнуться не удалось - да и не приведи Господь!

Лучше драться в кино, устраивать лихие «звездные войны», стычки в

воздухе, на воде и на суше. И можно в собственное удовольствие и без

последствий «оттянуться», послав к такой-то матери всю эту пресловутую

политкорректность. Благодаря чему добиться большого успеха... и вызвать

излишне психованную реакцию у вдруг возжелавших исконного

патриотизма российских критиков» [Кудрявцев, 1999].

Вместе с тем, в отличие от периода 1946-1991 годов, западные фильмы на

российскую тему в 1992-2010 подпитывались не только конфронтационными

сюжетами (военное противостояние, шпионаж, мафия и пр.), но и

удовлетворением интересов значительно выросшей диаспоры русскоязычных

эмигрантов, делегировавшей своих представителей в американский и европейский

кинобизнес. Все это не могло не сказаться на постоянном присутствии «россики» в

западном (прежде всего – в американском) кинопроизводстве. Отсюда, например,

понятно, почему во многих американских сериалах, действие которых происходит в

США, хоть в одной серии, да и появляется русский персонаж–эмигрант или

приехавший в Америку по какой-то надобности россиянин (самый заметный тому

пример – появление русского героя М.Барышникова в суперпопулярном

американском сериале «Секс в большом городе»). При этом, слава Богу, это далеко

не всегдашпион, гангстер или алкоголик.

В XXI веке за русскую тему взялись два знаменитых западных

мастера арт-хауса – Питер Гринвей («Чемоданы Тулса Лупера». Ч.3, 2003)

и Йос Стеллинг («Душка», 2007). И в том, и в другом фильме мэтры

затеяли причеобразную игру со своими любимыми творческими

мотивами, наложенными на ироническое осмысление стереотипных

образов России. Но, на мой взгляд, и в том, и в другом случае большие

мастера (особенно П.Гринвей) так и остались в плену расхожих западных

представлений о России, поставив не самые лучшие в своей творческой

карьере фильмы…

Само собой, главные роли в мегабюджетных блокбастерах с

«российскими мотивами» играют знаменитые американские актеры –

Х.Форд, В.Килмер, Дж.Клуни, Н.Кидмэн и др. Зато, как и в «Золотом

глазе», в «Президентском самолете» и «Святом» проявилась новая для

западного экрана тенденция – на второстепенные и эпизодические роли

приглашать не только «своих» славянских эмигрантов, но и актеров из

самой России. Так, в «Святом» блеснули Валерий Николаев и Ирина

Апексимова, причем, в заметных ролях, и ничуть не уступая западным

звездам – ни в экстравагантном имидже, ни в пластическом рисунке…

Впрочем, участие российских звезд В.Машкова, Ч.Хаматовой,

В.Николаева, А.Балуева, Н.Андрейченко, Е.Редниковой, Е.Сафоновой в западном

кино не стоит преувеличивать - каждый из них снялся от силы в десятке западных

фильмов. Настоящуюкиноармию «агентов влияния» в Голливуде в 1990-х – 2000-х

составляли не они, а сотни прочно осевших в СШАи Западной Европе российских75

эмигрантов, приехавших туда за последние двадцать лет. Многие из них почти

неизвестны в России, однако списки американских и западноевропейских фильмов

с их участием выглядят весьма внушительно: у Ильи Волока – 100 фильмов, у

АндреяДивова – 90. Далее идут: Илья Баскин (он старожил Голливуда, работает там

с 1970-х годов) – 70 фильмов, Лариса Ласкина – 60, Геннадий Венгеров – 50,

Дмитрий Дятченко, Равиль Исянов, Евгений Лазарев, Павел Лыщиков, Евгений

Ситохин, Иван Шведов, Дмитрий Шеповетский – свыше 40 фильмов. Дмитрий

Бородин, Светлана Ефремова, Максим Ковалевский, Алла Корот, Михаил Хмуров

– более 30. ГригорийМануков, ОлегТактаров, АнтонЯковлев, – свыше 20.

Конечно, они снимаются в основном в сериалах, играя эпизодические роли

«плохих русских» (не даром словосочетание «русская мафия» встречается а

аннотациях IMDB - международной интернетной базы данных фильмов - целых

108 раз!), однако на их счету есть и заметные роли в крупных проектах.

Некоторым из русских эмигрантов (А.Невский, Р.Нахапетов) в 1990-х – 2000-х

удалось наладить в США собственное кинопроизводство (как правило, это

развлекательные боевики и триллеры типа «Охотников за сокровищами»), так или

иначе связанное с российской тематикой. 76

3.3. Кинематографические стереотипы российской темы на западном

экране в современную эпоху (1992-2010 годы)

Контент-анализ западных фильмов на российскую тему, созданных в

период с 1992 по 2010 годы позволяет представить их основные сюжетные

схемы следующим образом:

- ретро: преступления советской власти в период с 1917 по 1991 годы

(тоталитарная диктатура, концлагеря, военная агрессия против иных

стран, шпионаж и пр.);

- современность: беспомощность и коррупционность российских властей,

которые не могут наладить экономику, контролировать скопившиеся

запасы вооружения и бороться с преступностью: постсоветская Россия –

страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих, обездоленных,

несчастных людей;

- русские эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни

(женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность).

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему

драматического жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия,

СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта

российских и/или советских персонажей, роскошные жилища и предметы

быта западных персонажей.

приемы изображения действительности: реалистичное или условно-

гротескное изображение жизни людей.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи – носители

демократических идей; отрицательные персонажи – носители

антигуманных, террористических, милитаристских идей. Персонажей

часто разделяет не только социальный, но и материальный статус.

Российские персонажи нередко показаны грубыми и жестокими тапами, с

примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной

жестикуляцией и неприятными голосовыми тембрами.

существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные

персонажи собираются воплотить в жизнь свои антигуманные идеи

(например, террористический акт или иное преступление).

возникшая проблема: жизнь положительных персонажей, как, впрочем, и

жизнь целых народов/стран под угрозой.

поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с

отрицательными.

решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей,

возвращение к мирной жизни. 77

Ветер с востока / Vent d'est. Франция, 1993. Режиссер Р.Энрико.

исторический период, место действия: Княжество Лихтенштейн, май

1945.

обстановка, предметы быта: ухоженные улицы и благоустроенные дома

Лихтенштейна; скромный быт солдат и офицеров Первой русской

национальной армии (воевавшей на стороне Третьего Рейха),

пытающейся найти защиту от наступающих советских войск после

поражения нацисткой Германии.

приемы изображения действительности: реалистичные, стремящееся

к документальной объективности.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: солдаты и офицеры русской национальной армии

(особенно их генерал Б.А.Смысловский в колоритном исполнении

М.МакДауэлла), изображенные в целом позитивно, – это честные воины,

со скупыми лексикой, жестами и мимикой; и члены княжеской семьи,

правительства Лихтенштейна – потомственные аристократы, с

сочувствием относящиеся к стремлению отряда Смысловского уйти от

репрессий большевиков.

существенное изменение в жизни персонажей: руководство советской

армии требует от правительства нейтрального Лихтенштейна выдачи

солдат и офицеров Первой русской национальной армии как изменников

Родины.

возникшая проблема: жизнь положительных персонажей – солдат и

офицеров Первой русской национальной армии - под угрозой.

поиски решения проблемы: руководство Лихтенштейна вступает в

переговоры с представителями СССР.

решение проблемы: положительные персонажи, не пожелавшие

добровольно сдаться советской армии, остаются под защитой

Княжества Лихтенштейн, не уступившего давлению со стороны СССР.

Враг у ворот / Enemy at the Gates. США-ФРГ-Великобритания, 2001.

Режиссер Ж.-Ж.Анно.

исторический период, место действия: СССР 1942-1943 годов,

Сталинград.

обстановка, предметы быта: скудный фронтовой быт, остатки

разрушенных войной городских строений.

приемы изображения действительности: квазиреалистичные,

сохраняющие видимость документальной объективности (при этом в

отношении изображения формы и быта советских солдат допущено

множество искажений и нелепостей).

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: советские и нацистские солдаты и офицеры. Их78

разделяет идеологический статус. Нацисты – профессиональные, умные

и честные военные, их речь, мимика и жесты соответствуют

армейскому уставу. Их советские противники меньше считаются с

уставом, суровые советские офицеры расстреливают отступающих

солдат. Немецкая армия дисциплинирована и хорошо организована

(танки, самолёты, мотоциклы, различные виды стрелкового оружия). У

советской армии всего этого явно мало, зато отчетливо показано, как

солдат в виде «человеческого мяса», гонят на бойню безжалостные

начальники…

существенное изменение в жизни персонажей: положение советских

войск критическое, им пришлось отдать нацистам половину города…

возникшая проблема: советская армия может проиграть битву на

Волге.

поиски решения проблемы: советские войска мобилизуют все силы для

победы, снайпер Зайцев точными выстрелами уничтожает врагов.

решение проблемы: советская армия побеждает немецкую, а снайпер

Зайцев убивает главного нацистского аса снайперского дела…

К-19 / K-19: The Widowmaker. Великобритания-США-ФРГ-Канада,

2002. Режиссер К.Бигелоу.

исторический период, место действия: 1961 год, океан.

обстановка, предметы быта: служебные отсеки и каюты подводной

лодки.

приемы изображения действительности: реалистичные, сохраняющие

документальную объективность.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: командир советской атомной подлодки К-19, его

экипаж. Командир обаятелен, умен, честен, одет в военную форму, у

него правильная речь, мимика и жесты соответствуют канонам

военного моряка. Его подчиненные также одеты в военную форму, это

профессионалы своего дела.

существенное изменение в жизни персонажей: в одном из отсеков

подлодки происходит авария, происходит утечка радиации.

возникшая проблема: экипажу подлодки нужно во что бы то ни стало

ликвидировать аварию.

поиски решения проблемы: командир подлодки и его экипаж пытаются

справиться с аварией самостоятельно, не прибегая к помощи

американского подводного флота.

решение проблемы: героизм советских подводников позволяет им

ликвидировать последствия аварии.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему

жанра триллера или детектива79

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия,

СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта

советских персонажей (или несколько получше, если речь идет о

современной России), роскошные жилища и предметы быта западных

персонажей (однако, находясь на территории враждебной страны,

шпионы приспосабливаются к жилищным и бытовым условиям

противника).

приемы изображения действительности: как правило, несколько

гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные (сотрудники контрразведки,

разведчики/шпионы, диверсанты, мирные граждане) и отрицательные (те

же лица, правда, кроме мирных граждан, плюс террористы, преступники,

бандиты, маньяки). Разделенные идеологией и мировоззрением или без

акцентирования оного, персонажи, как правило, обладают крепким

телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста:

шпионы и преступники могут на какое-то время (до разоблачения,

например) выглядеть симпатично, но затем обязательно обнаружат свою

мерзкую сущность... Российские отрицательные персонажи показаны

грубыми и жестокими, с примитивной лексикой, нахмуренными лицами,

активной жестикуляцией и неприятными тембрами голосов...

существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные

персонажи совершают преступление (террористически акт, шпионаж,

шантаж, кража государственных секретов, убийства и пр.).

возникшая проблема: нарушение закона.

поиски решения проблемы: расследование преступления, преследование

отрицательных персонажей.

решение проблемы: положительные персонажи

разоблачают/ловят/уничтожают отрицательных.

Гражданин Х / Citizen X. США, 1995. Режиссер К.Джеролмо.

Эвиленко / Evilenko. Италия, 2004.Режиссер Д.Гриеко.

исторический период, место действия: СССР/Россия 1980-х-начала

1990-х годов.

обстановка, предметы быта: невзрачные улицы, скромные жилища,

учреждения и предметы быта российских и/или советских персонажей.

приемы изображения действительности: псевдообъективное, но на деле

гротескное изображение жизни людей в СССР/России: нищета, голодные

изможденные граждане…

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: отрицательный персонаж – серийный маньяк

(прообразом которого стал убийца десятков несовершеннолетних80

А.Чикатило); положительные персонажи – сотрудники милиции.

Персонажи одеты серо, невзрачно.

существенное изменение в жизни персонажей: серийный маньяк

терроризирует жизнь южного города, насилуя и убивая

несовершеннолетних девушек.

возникшая проблема: многолетние безрезультатные поиски маньяка

ставят под угрозу репутацию советской/российской милиции и держат в

страхе тысячи мирных людей.

поиски решения проблемы: положительные персонажи пытаются

найти маньяка.

решение проблемы: серийный маньяк найден и арестован…

Энтони Циммер / Anthony Zimmer. Франция, 2005. РежиссерЖ.Салль.

исторический период, место действия: Франция 2000-х годов.

обстановка, предметы быта: улицы, апартаменты отелей французских

городов.

приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по

части изображения положительных персонажей; гротеск по

отношению к персонажам отрицательным; обстановка, интерьеры

выглядят вполне реалистично.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: отрицательные персонажи – представители русской

мафии; положительные персонажи – агенты интерпола. Все персонажи

одеты в добротную модную одежду. Объединяет их сдержанность

проявления чувств и мыслей. Среди положительных персонажей

выделяется обворожительная красавица Кьяра в исполнении Софии

Марсо.

существенное изменение в жизни персонажей: русская мафия и

связанный с ней неуловимый Энтони Циммер, по-видимому, хочет

прибрать к рукам весь Лазурный берег Франции…

возникшая проблема: спокойная курортная жизнь французов в Ницце под

угрозой. Поймать пособника русской мафии – неуловимого Циммера

трудно. Помимо всего прочего он еще и пластическую операцию себе

сделал…

поиски решения проблемы: французская полиция и интерпол пытаются

выйти на след Циммера и русской мафии…

решение проблемы: только красавице Кьяре под силу справиться с

русской мафией, что и происходит в финале фильма…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.238 сек.