Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Люсьен Леви-Брюль

Гриценко Елизавета Викторовна

МИНОБРНАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИСТОРИКО АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА

 

«Первобытное мышление»

 

Рецензия по антропологии архаических обществ студентки

1-го курса очной формы обучения

 

Преподаватель

Долгова Е.А.

Кандидат исторических наук

Заместитель руководителя научно-образовательной программы

"Центр междисциплинарных гуманитарных исследований"


 

Представленная работа является рецензией на книгу французского этнолога Л. Леви-Брюля «Первобытное мышление». Первоисточником данного труда является книга, написанная Леви-Брюлем на французском языке “Les Fonctions mentales dans les societes inferieures”. Первое же русское издание вышло в 1930 г. Я остановилась на издании втором издательства «КРАСАНД», выпущенном в 2012 году Академией Фундаментальных Исследований. Обоснованием моего выбора служит мое личное предпочтение к изданиям более новым и современным. Старые издания, по моему мнению, не до конца передают всю информацию, которая необходима современному читателю.

Что касается задач моей рецензии, то в своей работе я попытаюсь очертить все нюансы рассматриваемого труда и разобраться в данном понимании первобытного мышления как в ином, отличном от нашего мышления, аспекте человеческой реальности. Здесь я поэтапно постараюсь проанализировать всё, что мне кажется важным и объективно значимым: читательскую публику, на которую ориентирована работа; формулировку актуальности, тем, заголовка и главных аргументов, их объяснение; основные идеи автора; методологию построения работы; положительные и отрицательные качества и еще несколько важных аспектов.

Интересна сама личность автора. Люсьен Леви-Брюль (1875-1939) – один из характерных представителей французской социологической школы в антропологии. Как и многие его коллеги по исследованиям в области первобытного мышления, философ заинтересовался антропологией после прочтения «Золотой ветви» Джеймса Фрэзера, которого он неоднократно цитирует и критикует в своей работе. Леви-Брюль был профессором в парижском университете Сорбонна. Занимался изучением мыслительных процессов первобытных народов, итогом которого стали работы: «Мыслительные функции в низших обществах» (1910), «Первобытное мышление» (1922), «Первобытная душа» (1928) и др., построенные на большом этнографическом материале народов Африки, Австралии и Океании[1].

В самом названии данного труда выражена основная идея содержания «Первобытного мышления». Леви-Брюль занимается поиском общих и различных черт между «пралогическим» мышлением и мышлением современного человека, выяснением главных качеств и принципов мешления первобытных людей. Данные размышления приводят его к одному из основых тезисов о «признании своеобразия мифологической логики как коллективных первобытных представлений»[2].

Несмотря на столь сложный стиль написания работы, который вряд ли можно назвать научно-популярным, а скорее научным, язык понятен широкой публике читателей, от философов и научных деятелей до любителей. Довольно сложные синтаксические конструкции, профессиональная, трудная лексика (причина этому, возможно, кроется в основополагающем образовании Л. Леви-Брюля в качестве философа, а не антрополога, как замечала S.A. Mousalimas в «The concept of participation in Levy-Bruhl's Primitive mentality»[3]) и чрезмерное повторение основных идей в каждой главе препятствуют полному пониманию этой теоритической работы. Однако, когда автор вводит, как правило, в середине каждой главы многочисленные примеры, читатель начинает лучше понимать логику доказательств его научной теории.

Вступительная часть (то есть предисловие) раскрывает основные принципы, которые хочет доказать Леви-Брюль в своей работе. Там же он ставит главную задачу (рассмотреть руководящие принципы первобытного мышления), которую обосновывает так: «Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет, несомненно, пролить некоторый свет на генезис наших категорий и наших логических принципов»[4].

Во вступлении он последовательно рассматривает основные предшествующие исследования в этой области, написанные философами (О. Конт, Т. Рибо, Г. Майер) и антропологами английской школы (Э.Б. Тейлор, Д. Фрезер, А. Ланг). Каждую теорию он критикует, обращает внимание на то, какие недостатки и недочеты этих теорий привели к неполному раскрытию проблемы. Наличие как раз такой неопределенности в представлениях об обществе с «пралогическим» мышлением побудило Л. Леви-Брюля создать свою работу, которая до сих пор считается перовой среди подобных теорий.

Итак, книга состоит из введения и 10 глав, разделенных на части, имеющих последовательное доказательство авторской теории. В начале каждой главы он ставит определенный вопрос, на который отвечает на протяжении всей главы, как бы руководствуясь логикой своего доказательства. В конце практически каждой главы он повторяет свои предположения, которые он доказывает большим количеством аргументов из теоретического материала: «Являясь мистическим по своей сущности, пралогическое мышление не видит никакого затруднения в том, чтобы одновременно представлять себе и ощущать тождество единого и множественного, особи и вида, самых различных между собой существ, и все это в силу их партиципации. Это – руководящий принцип пралогического мышления: именно этим принципом объясняется природа отвлечения и обобщения, свойственных указанному мышлению, именно с этим принципом мы должны, в большей мере объяснять формы деятельности, характерные для низших обществ»[5].

Здесь будет уместно рассказать поподробнее о самом законе партиципации, о котором так часто пишет автор: «Партиципация (от франц. participation — соучастие, сопричастность) — основной закон «пралогического мышления», обнаруживающий полное безразличие к логическому закону противоречия, допускающий сочетание противоположностей в одном представлении»[6].

Исследования автора отнюдь не ограничиваются примером племени бороро. Рассматривая различные вопросы, будь то мистические связи между людьми и их тенями, душами, предметами их обихода, труда, оружиями и пр., философ приводит огромное количество примеров различных племен с описаниями и объяснениями именно этих взаимосвязей. Порой он сам удивляется тому, что племена, взятые с разных уголков земли, имеют практически идентичные обряды, традиции и культурные обычаи. Но что очень важно, в самом начале своей книги этнолог обращает внимание на различие между причинами и обоснованиями этих обрядов и традиций, которые не увидел как раз в своей работе Дж. Фрезер. Поэтому во многом его теории помогла именно увеличивающаяся с каждым годом источниковая база, накопленные знания которой существенно внесли вклад в развитие его теории.

Особое внимание он уделяет своему методу исследования первобытных людей в целом, общем, а не рассмотрении отдельного индивидуума. Он пишет, что для достижения наиболее приближенного к правильному пути необходимо рассматривать не то, как живет и чем живет индивидуум в обществе, а как общество живет и развивается благодаря индивидууму. И в данном исследовании автор постоянно обращает внимание на некую одновременность и слияние каких-то аспектов своей теории, не исключением стало коллективное представление: «Коллективные представления, таким образом, управляют восприятием и в то же самое время сливаются с ним воедино»[7].

Как видно уже из биографии Леви-Брюля, данный труд был написан с позиции французской социологической школы, представителя и основоположника которой постоянно цитировал антрополог. Как утверждает Л. Леви-Брюль, нет единообразия культуры, но её объединяет общие этапы развития в разных народностях, что как раз является существенным постулатом данной антропологической школы. Также он выделял больше социальные аспекты культур тех или иных народностей, чем внутренние духовные. А довершает доказательство его причастности именно к этой школе факт наличия жестокой доказательной базы, подробно изученной и тщательно применяемой к каждому высказанному тезису.

Обращаясь к главным выводам Леви-Брюля, мы находим в главе 10 его труда все основные позиции, которые он попытался доказать, и о которых он неоднократно писал в предыдущих главах:

1. «Институты, обычаи, верования «первобытных» людей предполагают пралогическое и мистическое мышление, направленное иначе, чем наше.

2. Коллективные представления и ассоциации этих представлений, составляющих это мышление, управляются законом сопричастности и в качестве таковых они безразличны к логическому закону противоречия».

Данные высказывания Леви-Брюль пишет с исключительной точностью и говорит о том, что не претендует на абсолютно точное объяснение такого сложнейшего института, как сознание первобытного человека. Но в данной работе он все же попытался очертить свои умозаключения о сопричастности первобытных мышлений и отличии их от нас. Его книга заключает в себе исследования признаков первобытных людей, которых не бывает у нас, и из-за которых мы часто не понимаем логику мышления первобытных людей.

 

 

Если обратить внимание на минусы данной работы, то самым главным из них, на мой взгляд, является слишком большое разделение между «нашим» и «их» мышлением. То же заметил и критик Э. Эванс-Причард: «Для того чтобы подчеркнуть специфику такого мышления, Леви-Брюль выдвинул предположение, что последнее категорически отличается от современного мышления — не столько «количественно», т.е по степени развития, сколько «качественно»[8]. С данным положением, составлявшим основной тезис многих работ Леви-Брюля, согласиться невозможно, и, по-видимому, сам Леви-Брюль отказался от него к концу жизни. Если оно было бы правильно, то вряд ли мы смогли бы общаться с людьми из простейших обществ, тем более изучать их языки. Сам факт, что антропологи способны на это, свидетельствует о том, что Леви-Брюль чересчур резко разграничил «первобытное» и «цивилизованное»»[9]. К концу же своей жизни Леви-Брюль в своих последних сочинениях пересмотрел свое строгое разделение данных понятий, что, возможно, успокоила некоторых явных противников его тезисов, каковых было много. Другой же минус скорее относится к самому изданию.

В основном же эта работа - предельно понятно и ясно выраженная логичная концепция Л. Леви-Брюля о первобытном мышлении, столь отличающемся от нашего.


 

Список использованных источников и литературы.

1. Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление». 2012.

2. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли Пер. с англ. А.А. Елфимова; Ст. А.Л. Никишенкова. М.: Вост. лит., 2003. 358 С.: ил. — (Этнографическая библиотека: Осн. в 1983 г. / Редкол.: В.А. Тишков (пред.) и др.).

3. Забияко А.П. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009.

4. Верстин И.С. Первобытный социум в этнологических концепциях Л. Леви-Брюля и К. Леви-Строса Вестник Чувашского университета. № 2 2012 С. 137.

5. Mousalimas S.A. The concept of participationin Levy-Bruhl's «Primitive mentality» JASO 1990 № 21/1 33-46 P.

6. Верстин И.С. Первобытный социум в этнологических концепциях Л. Леви-Брюля и К. Леви-Строса Вестник Чувашского университета. № 2 2012 С. 134.


[1] Верстин И.С. Первобытный социум в этнологических концепциях Л. Леви-Брюля и К. Леви-Строса Вестник Чувашского университета. № 2 2012 С. 134

[2] Верстин И.С. Первобытный социум в этнологических концепциях Л. Леви-Брюля и К. Леви-Строса Вестник Чувашского университета. № 2 2012 С. 137

[3] Mousalimas S.A. The concept of participationin Levy-Bruhl's «Primitive mentality» JASO 1990 № 21/1 33-46 P.

[4] Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление».

[5]Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление». 2012. Гл. 3 С. 94.

[6] Забияко А.П. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009.

[7] Э. Эванс-Причард История антропологической мысли Пер. с англ. А.А. Елфимова; Ст. А.Л. Никишенкова. М.: Вост. лит., 2003. 358 С.: ил. — (Этнографическая библиотека: Осн. в 1983 г. / Редкол.: В.А. Тишков (пред.) и др.).

[8] Э. Эванс-Причард История антропологической мысли Пер. с англ. А.А. Елфимова; Ст. А.Л. Никишенкова. М.: Вост. лит., 2003. 358 С.: ил. — (Этнографическая библиотека: Осн. в 1983 г. / Редкол.: В.А. Тишков (пред.) и др.).

[9] Там же. С. 167.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фотопрайс | Дифференциалды биомеханика. 1. Диффериенциалды биомеханика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.