Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема межполушарной асимметрии и взаимодействия




Классификация нейропсихологических факторов.

 

Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.

С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».

Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез

 

(СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).

Виды факторов:

1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);

2. Модально-неспецифические:

1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие;

2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).

 

· Модально-специфические факторы (о работе и продукте работы анализаторных зон мозга). Т.е. составляющие функции зон психики, которые обеспечиваются работой анализаторной системой ГМ. Этот фактор – анализ и синтез информации на уровне перцепции (восприятия).

3 фактора:

1. зрительный анализ и синтез (затылочный отдел мозга)

2. тактильный (теменной отдел)

3. акустический (височный отдел) делится на 2 субфактора:

· анализ и синтез неречевых звуков (сколько раз я стукнула?)

· анализ и синтез речевых звуков.

Все 3 фактора объединяются в нижней теменной зоне – способность к синестезии (сотрудничество анализаторов). На синестезии построено многое в опосредовании.

· Кинестетический фактор – продукт теменной зоны ГМ, который предназначен для передачи сигналов от рецепторов мышц, сухожилий, суставов к центру. Эти сигналы несут информацию о состоянии органов в статическом (динамическом) состоянии или их взаимном расположении. Т.е. функция: реализация движения тела, рук, ног, пальцев. Обеспечивает самонастроенность движений. Связан с общечувствительной зоной, расположенной в постцентральной области (теменной). Приходящие от различных рецепторов импульсы, располагаются в мышцах, сухожилиях, суставах, во внутренних органах. Эти импульсы несут в себе информацию о расположении и сорасположении моторных аппаратов в их статистическом положении или в режиме движений. За счет этих сигналов осуществляется реализация сложных комплексов движений рук, ног, отдельно пальцев, отдельно органов артикуляции, движения глаз и т.д. В итоге осуществляется сонастроенность движений на основе обратной афферентации- складывается образ тела. Важен для формирования и развития личности.

· Кинетический фактор. Обеспечивается задними лобными отделами мозга (премоторная зона). Обеспечивает процессульность психических процессов, плавность, непрерывность. Континуум действия (от начала до конца). Лежит в основе «культуры движений», формировании почерка.

· Фактор пространственного анализа и синтеза.

· квазипространственный анализ и синтез. Связан с пространственной организацией речи,, последовательности событий нашей жизни. Представление в символич. организации, знаковых ситуациях. Нижняя теменная подобласть (зона ТПО) – формируется остаточно поздно в онтогенезе (к 7 годам).

· Фактор произвольной регуляции психической деятельности. Обеспечивается работой 1 ассоциативной зоны – префронтальных отделов мозга. Контроль м.б. двойной 1) в процессе исполнения чего-либо; 2) Контроль как обязательная оценка результатов. Прогнозирование (предвидение). Появляется очень поздно. Программа движения к результату. Способы достижения цели. Целеполагание. Мотивы, задачи, намерения.

· Фактор энергетического обеспечения психической активности. Регуляция состоит в континууме сон и активное бороствование. Ретикулярная формация, проходит через стволовые структуры мозга. Если у человека патологический процесс затрагивает стволовые структуры на различных уровнях организации, возникают феномены недостаточной энергетической обесп. активности (повышается истощаемость, трудности включения в деятельность, быстрое выключение (феномен on-off)).

· Фактор обеспечения нейродинамического баланса, связан со стволовыми структурами. Между процессами возбуждения и торможения «отдых».

·

КЛАССИФИКАЦИЯ 2

1. Модально-специфические факторы, связанные с работой анализаторных систем. Морфологическим субстратом этих факторов является, прежде всего, вторичные поля коры больших полушарий, входящие в ядерные зоны корковых отделов анализаторов.

2. Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических структур мозга.

- Фактор "инертности-подвижности" нервных процессов, лежащих в основе синдромов поражения передних отделов мозга, обуславливающий различного рода персеверации.

- Фактор активации-дезактивации, нарушение которого ведет к явлениям адинамии, нарушениям произвольного внимания.

- Фактор "спонтанности -аспонтанности", лежащий в основе активного целесообразного поведения. Его нарушение ведет к дезорганизации поведения, к замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами.

3. Факторы, связанные с работой ассоциативных ― третичных― областей коры больших полушарий. Отражают процессы взаимодействия разных анализаторных систем, процессы переработки уже преобразованной в коре больших полушарий информации. Эти факторы отражают работу двух основных комплексов третичных полей ― префронтального и зоны ТРО. При поражении префронтальных конвекситальных отделов коры наблюдаются нарушения программирования и контроля как в элементарных двигательных и сенсорных процессах, так и в сложных формах перцептивной, мнестической или интеллектуальной деятельности. При поражении зоны ТРО (ЛП) нарушается симультанный анализ как в наглядно-образных, так и в вербально-логических операциях.

4. Полушарные факторы, связанные с работой ЛП и ПП мозга как целого.

- Факторы, связанные с абстрактными и конкретными способами переработки информации. ЛП ― речь, а ПП ― синтез наглядно-образной информации.

- Фактор произвольной и непроизвольной регуляции психической деятельности. Произвольный уровень регуляции ВПФ связан с работой ЛП (у правшей), а непроизвольный ― с работой ПП.

- Фактор осознанности ПФ и состояний. Осознанность как способность субъекта дать отчет о собственных психических процессах, тесно связанная с речевой системой. Поражения ПП значительно чаще, чем поражения ЛП сопровождаются нарушениями осознания больными своего дефекта.

- Фактор сукцессивной (симультанной) агнозии ВПФ. Сукцессивность ― последовательная организация психической деятельности, подчиненной определенной программе, в большей степени связана с работой ЛП. Симультанный принцип организации (принцип гештальта) представлен в ПП.

5. Факторы межполушарного взаимодействия, обеспечивающие закономерности совместной работы ЛП и ПП и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур мозга.

6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов: кровообращения, ликворообращения, гуморальными, биохимическими процессами, и т.д., т.е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга. Общемозговая нейропсихологическая симптоматика характеризуется широким спектром нарушений, в основном динамических аспектов ПФ, колебаниями в осуществлении различных видов психической деятельности.

7. Факторы, связанные с работой глубинных структур мозга

 

Это одна из наиболее актуальных проблем, она разрабатывается разными нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией, нейропсихологией.

Полученные фактические данные многочисленны и нередко противоречивы.

Получено множество фактов о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга по различным показателям.

1. Анатомические данные.

Уже у животных (крыс, кошек, обезьян) имеются анатомические различия в строение левого и правого полушарий мозга. Наиболее отчетливы они в височной области.

Кононова, Станкевич, Блинков:

1) общая площадь нижней лобной извилины у правшей больше слева, чем справа;

2) в нижнетеменных областях коры слева увеличены размеры коры в глубине борозд;

3) зона Вернике в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом;

4) морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушарии;

5) длина левого полушария превышает длину правого более чем в 54% случаев.

Изучение структуры полей коры у чел-ка на нейронном уровне также выявило латеральные различия, например, размеры нейронов 3 и 4 слоев в 44 и 45 полях в левом полушарии больше, чем в правом.

Имеются данные о морфологическом различии в организации левого и правого таламусов и хвостатых ядер. Особенно четкая асимметрия наблюдается в ядрах таламуса, связанных с речевыми функциями.

Т.о, большинство исследователей убеждены в существовании морфологической основы функциональной асимметрии мозга, которая является структурным основанием функциональных различий.

2. Физиологические исследования.

Изучаются ЭЭГ-проявления межполушарной функциональной асимметрии мозга как в состоянии покоя, так и во время психической деятельности. По данным многих авторов, при интеллектуальной деятельности межполушарная асимметрия по показателям альфа-ритма усиливается. При этом альфа-ритм выражен сильнее в правом полушарии.

При переходе от невербальных заданий к вербальным происходит уменьшение правополушарного доминирования реакции активации или смена правополушарного доминирования на левополушарное.

Метод регистрации ВП. Костандов: ВП в задних отделах правого полушария опережают по времени ВП в тех же отделах левого полушария. Уровень межполушарной асимметрии ВП зависит от характера стимула м области регистрации ответа, например, при предъявлении как вербальных, так и пространственно-структурных стимулов асимметрия ВП максимально выражена в височных областях коры.

3. Клинические наблюдения.

Наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий:

1) многочисленные данные о появлении речевых нарушений (афазий) при поражении левого полушария (у правшей).

2) факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и других связанных с речью функций.

Также выяснилось, что не во всех случаях доминантность полушария совпадает с ведущей рукой.

 

Развитие теории межполушарной асимметрии происходило в несколько этапов:

1. Многие ученые считали, что левое полушарие является полностью доминантным по отношению к речи, мануальным функциям, и другим ВПФ.

2. Представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и опосредованным речью пси процессам и относительной доминантности правого полушария в реализации невербальных гностических функций.

3. Представления о функциональной специфичности полушарий. В любую ПФ каждое полушарие вносит свой специфический вклад.

 

 

Основные положения, установленные на данный момент:

1) Межполушарная асимметрия, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении ПФ, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер асимметрии неодинаков. Выделяют моторные, сенсорные и психические асимметрии.

2) Анализируя отношение трех видов асимметрий (рука-глаз-ухо), Чуприков и его сотрудники выделили в нормальной популяции 8 вариантов межполушарной асимметрии. Если учитывать сенсорные и моторные виды – то таких вариантов гораздо больше.

3) Каждая форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии. Коэффициент асимметрии. ПЛО – профиль латеральной организации мозга, интегративный показатель, сумма ряда отдельных.

4) Асимметрия мозга у взрослого – продукт действия биосоциальных механизмов. Основы врожденные, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов асимметрии и взаимодействия полушарий. Сначала появляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных, позже – в ассоциативных зонах коры.

 

Два направления в изучении асимметрии мозга:

1. Экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) ПФ при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Выявление нейропсихологических симптомов, характерных для поражения только левого или только правого полушарий. В частности, различные звенья мнестической деятельности связаны с работой разных полушарий. Звено отсроченного воспроизведения – левое полушарие, непосредственного воспроизведения – правое полушарие. Произвольный уровень – преимущественно левое полушарие, непроизвольный – правое.

2. Сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Традиционный для нейропсихологии путь. Систематическое изучение нейропси синдромов правого полушария началось сравнительно недавно. В ряде случаев здесь требуются новые методические приемы, выявляющие характер реализации функций на непроизвольном или автоматизированном уровнях.

 

Проблема межполушарного взаимодействия.

Взаимодействие полушарий обеспечивается комиссурными нервными волокнами. Левое и правое полушария объединяются тремя комиссурами, из которых самая большая – мозолистое тело. В мозолистом теле выделяют клюв, колено (ствол), валик, передние и задние щипцы. В белом вещ-ве волокна мозолистого тела расходятся веерообразно, образуя лучистость мозолистого тела.

Кроме мозолистого тела комиссуры проходят в составе передней спайки и спайки свода.

Сперри, Газзаниги. Рассечение мозолистого тела (с целью хирургического лечения эпилепсии).

Модель «расщепленного мозга» (специфический синдром расщепленного мозга).

Характерные симптомы нарушения ПФ: сенсорные, двигательные, конструктивно-пространственные феномены.

1. Сенсорные феномены.

Зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (в правое полушарие), больные не замечают и не могут назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т.е. передача зрительной информации через хиазму сохранна. Тот же эффект при ощупывании предметов левой рукой. Это аномия. Те же объекты, воспринимаемые левым полушарием называются.

2. Речевые феномены.

Невозможность прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (в правое полушарие) или написать его. Но если больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди других, то он находит его или выбирает предмет из того же семантического поля (пепельница-сигарета).

3. Двигательные феномены.

Нарушение совместных движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде). Симптом дископии-дизграфии: больной может рисовать только левой рукой, а писать – только правой.

 

 

4. Конструктивно-пространственные феномены.

Зрительно-конструктивная деятельность (комбинирование кубиков) лучше выполняется левой рукой.

5. Различия в эмоциональном реагирование на эмоционально- значимые стимулы.

 

Симптомы «расщепленного мозга» динамичны, со временем выраженность данных феноменов уменьшается.

Вывод: полушария головного мозга представляют собой единый парный орган, нормальное функционирование которого возможно лишь при взаимодействии.

Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия в одной модальности (зрит, тактильн или слух).

Например, при перезке средне-задних отделов мозолистого тела – тактильная аномия; при более каудальной перерезке – нарушения проявл. только в зрительной сфере (выпадение полез зрения, чаще слева; при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела – невозможность воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо. При поражении только передних отделов – нарушается реципрокная координация движений.

Вывод: мозолистое тело – дифференцированная система.

 

Исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе. Симерницкая, Ахутина, Корсакова, Микадзе. У детей одностороннее поражение левого или правого полушария приводит к различным по характеру расстройствам ВПФ, как и у взрослых. Но у детей речевые нарушения проявляются менее отчетливо, и в наибольшей степени страдают вербально-мнестические процессы. В ходе онтогенеза роль левого полушария возрастает. Поражение правого полушария у детей ведет к более грубым пространственным нарушениям, чем у взрослых. Иначе протекают у детей и процессы межполушарного взаимодействия: полный синдром «расщепленного мозга» не возникает, что объясняется неразвитостью структур.

 

Вывод: важно, что данная проблема в нейропсихологии рассматривается с позиции теории системной динамической мозговой организации ВПФ. В дифференцированном участии разных мозговых образований и разных полушарий в реализации ПФ и состоит системный характер организации психич. деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.