Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения мышления при локальных поражениях мозга




 

Мышление – активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи.

1 этап. Ориентировка в условиях задачи.

Задержка импульсивно возникающих реакций, ориентировка в условиях задачи, анализ входящих в нее компонентов, выделение наиболее существ.частей и соотнесение их друг с другом.

2 этап. Фаза выработки общей стратегии мышления.

Выбор одного из альтернативных путей решения и формирование общей схемы решения.

(эвристика)

3 этап. Тактика. Нахождение нужных операций.

4 этап. Решение задачи и нахождение ответа.

5 этап. Сличение полученных результатов с исходными условиями задачи.

Левая височная область.

Нарушаются модально-специфические факторы: слухоречевой гнозис и слухоречевая память.

На фоне сенсорной акустико-мнестической афазии нарушаются интеллектуальные процессы. Смысловая сфера остается относительно сохранной.

Грубо нарушены те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредствующего участия речевых связей. Например, операции устного счета.

Частичная компенсация возможна лишь при опоре на зрительные стимулы.

При сохранности непосредственного понимания наглядно-образных и логических отношений нарушается способность выполнять последовательные дискурсивные вербальные операции, для осуществления которых необходима опора на речевые связи и их следы.

Теменно-затылочные отделы.

Нарушается фактор оптико-пространственного анализа и синтеза.

Страдает «синтез отдельных элементов в группы», возникает совокупность дефектов, связанных с трудностями пространственного анализа и синтеза.

Нарушения связаны с выпадением оптико-пространственного фактора. Нарушения проявляются в решщениях задач на конструктивный интеллект (кубики Коса). Первичная акалькулия. Трудности понимания определенных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и квазипространственные отношения. В первую очередь страдают наглядно-образные формы мышления, требующие выполнения операций на пространственный анализ и синтез.

Премоторные отделы левого полушария.

Трудности временной организации всех психических процессов. Нарушения динамики мыслительного процесса. Нарушается свернутый, автоматизированный характер интеллектуальных операций. Синдром динамической афазии. Нарушения внутренней речи (нарушен процесс не только развертывания, но и свертывания речевых структур). Патологическая инертность интеллектуальных актов. Но сохранны пространственные операции и понимание логико-грамматический конструкций, отражающих пространственные отношения.

Лобные префронтальные отделы.

Нарушаются факторы активации и программирования, контроля.

Феноменология очень разнообразна.

Распад самой структуры интеллектуальной психической деятельности. Выпадает фаза формирования ориентировочной основы действия, больные не сопоставляют элементы задачи, не формулируют гипотезу, импульсивно выполняют случайные действия.

Всплывание побочных ассоциаций. Нарушение операций с понятиями и логическими отношениями. Особые трудности при выполнении серийной интеллектуальной деятельности – больные соскальзывают на стереотипные ошибочные ответы или упрощают задачу.

Нарушается избирательность семантических связей.

Особенности нарушения интеллектуальной деятельности в контексте межполушарной асимметрии. Прогрессивная точка зрения: пространственное наглядно-образное мышление связана не только с правым, но и с левым полушарием. Вербально-логическое – не только с левым, но и с правым. Исследование Ратклива и Ньюкомба (пространств.переориентация зрит.стимулов).

Методики исследования:

- Серийное вычитание от 100 по 7. Правополушарные больные чаще ошибаются в легких местах (в пределах десятка), левополушарные – в сложных (переход через десяток.

- Арифметические задачи. Если локализация поражения в задних долях – больные запоминают вопрос задачи. Лобные больные повторяют условие, но не запоминают вопрос.

- Интерпретация сюжетных картинок. Луриевские: «разбитое окно», «осторожно».

Задние отделы правого полушария: часто не сразу замечают левую часть изображения. Лобные доли: снижение уровня обобщения.

- Конструктивные задачи. Кубики Коса. Самые грубые нарушения у больных с повреждением теменно-затылочных областей (чаще правого полушария).

- Понимание метафор и пословиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.