Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Разработка социал-христианской программы: христианское братство борьбы 2 страница




Христианство, безусловно, осуждает всякое насилие. Но Православная Церковь имплицитно дает согласие на насилие: ввиду своей связи с государством, она не может противостоять его насилию (цензура печати, полицейские меры против сектантов и

114 Свенцицкий В.П. Христианское отношение... С. 5—37.

105 Статья "Христианское отношение к собственности" появилась сначала в "Вопросах жизни". 1905. 8. С. 246-272; 1905. 9. С. 361-382 (в дальнейшем ссылки будут даваться на статью в "Вопросах религии").

106 К ним относятся также и некоторые комментарии в прессе того времени. Прежде всего речь идет о церковном журнале "Миссионерское обозрение", к утверждениям которого, однако, нужно подходить с осмотрительностью. Самым важным для этого журнала была его миссия в среде интеллигенции, поэтому он реагировал в полемическом тоне на любую от нее исходившую религиозную инициативу. См. также: Русь. 1905, 79 и "Биржевые ведомости". 1905, 8756.

107 По этому поводу см.: Свенцицкий В.П. Христианское отношение... С. 5-37.

108 См. подробнее: Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве // Собр. соч. М., 2-е изд. Т. III.

109 Свенцицкий ссылается здесь главным образом на послание апостола Павла к Римлянам, 13, 1—2, а также на Деяния, 4. Он заключает из этого, что "нужно повиноваться всякому человеческому начальству, но до тех пор, покуда требования этого начальства не противоречат заповедям Христа" (Свенцицкий В.П. Христианское отношение... С. 12).

110 Там же. С. 18. Апостолы вроде бы выказывают там благосклонное отношение к эволюции полити-гческих форм государства.

111 Ту же аргументацию можно встретить в воззвании, которое "Братство" адресовало "Епископам Русской Церкви". Приводится Свенцицким полностью в "Христианском отношении..." (С. 18-20). См. также на эту тему: Миссионерское обозрение, 1905.

старообрядцев, смертная казнь, ссылка на каторжные работы и т,д.)ш Иначе говоря, Церковь признает государственную власть, и поэтому она не рассматривает эти действия как акты насилия113.

Церковь может освободиться от своей пассивности по отношению к государству, только если она избавится от своей связи с государством. Только тогда Церковь сможет занять независимую позицию по отношению к таким актуальным проблемам, как политика, общество, культура, и реализовать таким образом христианскую общественность114.

2. "Освободить христианство от православия" отнюдь не означает отказаться от Православной Русской Церкви. Исторически определенной православной практике была противопоставлена православная метафизика. Исповедание веры в отношении этой последней, т.е. в отношении православной церковной догматики, не усомнева-лось. "Реформаторов, - объявлял Свенцицкий от имени своей группы, - могут отлучить от церкви [...], но сами они не могут покинуть церковь, которая, в связи с историческим православием, является их основой"115. Реформаторы стремились действовать сознательно в рамках Православной Русской Церкви. Они не были настолько ориентированы на христианство в целом, чтобы обращаться ко всем конфессиям, что им ставили в упрек некоторые критики116; в их программе и текстах, заменяющих программу, их интересовала исключительно русская православная церковь и ее обновление. Это обновление дблжно осуществлять на апостольских началах. И когда вставал вопрос о возрождении Церкви, то речь шла о возвращении к апостольской церкви, к церкви первоначального христианства117.

3. Некоторые идеи, связанные с идеей обновления Церкви, совпадали с предложениями "Братства ревнителей церковного обновления". Однако улучшение положения духовенства и богословского образования, пересмотр и реорганизация обязанностей Церкви - все это в данном случае считалось недостаточным118. Самый большой упрек, который следует сделать существующей церкви - это, согласно Эрну, полное отсутствие церковной жизни в современной России, т.е. отсутствие религиозных отношений между людьми. Частная и личная собственность представляет собой главное препятствие к становлению подлинно приходской жизни, которая могла бы существовать только внутри некоторой общности и лишь в той мере, в какой индивидуальное чувство собственности там будет уничтожено, побеждено119.

4. Принцип соборности Церкви - который уже был провозглашен "Братством ревнителей церковного обновления", но не шел так далеко, - предполагал также и прежде всего решение социальных проблем. Предпосылки к своего рода социальной программе и "социальной этике" разрабатывались преимущественно Эрном120. В различных работах, написанных во время революционных событий, Эрн пытается осмыслить "отношение христианского сознания к собственности" — проблему, которая не принималась во внимание историческим христианством и не обсуждалась с христианских позиций121.

112 Свенцицкий В.П. Христианское отношение... С. 21.

113 Там же. С. 22.

114 Эрн В.Ф. Церковное возрождение // Вопросы религии, сб., I. С. 120-121. По пбводу "христианской общественности" см. ниже.

115 Свенцицкий В.П. О новом религиозном сознании // Век. 1907. 18. С, 253-255. В противоположность этой концепции, Мережковский и Философов не только осуждали практику православия в его историческом развитии (историческое христианство), они ставили под сомнение даже православную догматику.

116 См. статью И. Айвазова "Христианское Братство Борьбы", а также статью Н. Езерского "Религия и политика" (с. 106-126).

117 Эрн В.Ф. Церковное возрождение. С. 132.,л,,,.

118 Там же. С. 103.

119 Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. С. 269-272.

120 См.: Эрн В.Ф. Церковное возрождение. С. 102-142, а также его "Христианское отношение к собственности".

121 Там же. С. 247.

Христианские начала любви и свободы запрещают верующим, как индивидам, быть собственниками122. Собственность на землю должна принадлежать церковной общине, стало быть, всем; орудия производства, фабрики, так же как кустарные и торговые предприятия должны перейти в руки Церкви. Все верующие живут и работают в церковной общине123. Все должны трудиться. Никто не должен жить за счет работы другого, и тот, кто не работает, не имеет права есть, согласно словам апостола Павла. Продукты труда должны распределяться согласно потребностям каждого. Каждый человек должен иметь возможность развивать свои способности согласно его личным склонностям. „

Ближайшей целью является освобождение от экономического ига капитализма. Этого можно достичь объявлением забастовок и созданием профсоюзов. Забастовки и профсоюзы оправданы с христианской точки зрения, если они предпринимаются христианами против экономического гнета капитализма. Борьба против капитализма законна, потому что она ведется не во имя индивидуального порабощения и личного стремления к роскошной жизни124, но потому что она осуществляется во имя Христа и, стало быть, во имя всего человечества, которое само должно воцерковиться. Это означает, по Эрну, что исторические формы экономической борьбы становятся средствами подлинно христианскими, если они приложимы к христианским целям125. Согласно евангельским принципам, делает вывод Эрн, сейчас "весь социально-экономический строй нашей жизни объявляется как нехристианский. Все, кто содействует активно этой неправде, т.е. все, кто так или иначе участвует в безбожной эксплуатации труда масс бедного люда, совершающейся по городам и деревням, во всяческих промышленных предприятиях и заведениях", повинуются "сатанинским принципам"126. Кроме того, Свенцицкий одобряет применение насилия в отношении неверующих, относя к неверующим всех тех, кому принадлежит капиталистическая власть. Он также призывает Церковь, после ее отделения от государства, выступить против господствующего капиталистического порядка и бороться с ним, поддерживая забастовки127.

5. Дело религии в России будет проиграно, если не удастся сблизить интеллигенцию и народ. Синод и церковная бюрократия презирают народ. Необходимо, однако, установить контакты с рабочими и крестьянами128.

6. Борьба за Церковь, за создание межчеловеческих отношений на христианских основах любви и свободы, за новый образ человека происходит в перспективе апокалиптического свершения истории129.

Эрн и Свенцицкий, связывавшие осуществление своих требований с успехами политического движения за освобождение 1905-1907 гг., считали, что это движение и, в частности, их собственная борьба за осуществление своих целей, являются "началом последней и неизбежной схватки добра со злом, о которой говорит Апокалипсис", являются "последним, апокалиптическим периодом всеобщей истории"130. Иначе гово-

122 В цитируемой статье этот тезис развивается Эрном исходя из детального анализа многочисленных цитат из Нового Завета; Эрн сопоставляет их со следующими моментами: 1) верующие сами по себе: их отношение к собственности; 2) верующие внутри церкви: их позиция в отношении собственности; 3) отношение неимущих верующих к богатым неверующим. Нижеследующие цитаты взяты из этой статьи, а также из статьи Эрна "Церковное возрождение".

123 Здесь Эрн иногда говорит о религиозной общине. Тем не менее его проект, очевидно, связан с идеей православной общины, а не свободной религиозной общности, просто управляемой христианскими принципами. Об этом см. ниже сравнение христианской общественности с общественностью религиозной.

124 Свенцицкий В.П. Христианское отношение... С. 37.:

125 Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. С. 379-382.

126 Там же. С. 267.

127 Свенцицкий В.П. Христианское отношение... С. 37.

128 Эрн В.Ф. Что делать? // Вопросы религии сб., И. С. 88-89. О религиозном призвании русского народу см.: Эрн В.Ф. Церковное возрождение. С. 108.

129 На эту тему см. замечания Эрна по поводу "новой правды о человеке", в его этюде "О жизненной правде", в "Вопросах религии", (сб., II. С. 29-61) (см. выше, прим. 59). О цитировании'Эрном и Свенцицким Апокалипсиса см. также цит. ст. К.М. Аггеева.

130 ХББП. С. 20-21, пункты 5 и 10. См. также цит. ст. К.М. Аггеева.

ря, в отличие от современных партий, определяющих идеи прогресса исключительно количественно, идея христианского прогресса находит в богочеловеческом процессе, где действия Бога и человека равноценны131, свое окончательное исполнение132.

Главная задача Эрна и Свенцицкого таким образом состояла в том, чтобы привести христианина-гражданина к сознанию того обстоятельства, что его участие в общественном служении, в политике является его христианским долгом. И что в пределе долг этот может потребовать осуществления в форме борьбы, именно это отражено в названии группы. Впрочем, помимо призывов к забастовкам и к созданию профсоюзов, о чем шла речь выше, ничего не известно о том способе, каким эта борьба должна была вестись; но можно предположить, что цензура воспрепятствовала публикации уточнений, касающихся методов борьбы.

Таковы общая аргументация, концепции и главные требования основателей "Христианского братства борьбы". В форме статей и брошюр они часто проходили цензуру, тем более что социально-утопический дух вкупе с апокалиптическим мог ввести в заблуждение власти, которые не видели в этом ни прямой опасности, ни критики. Совсем иначе обстояло дело с самой "программой", формулировки которой были куда более точными и сжатыми, и которая, кроме того, содержала требования в высшей степени политические, что и объясняет ее конфискацию тотчас по ее выходе в свет133., Начиная с "Краткого проекта программы" авторы отмежевываются от современных рабочих партий, которые предполагали возможным осуществить гармоничные человеческие и социальные отношения лишь в отдаленном будущем. Совсем не обязательно дожидаться существенно нового социального порядка; принципов христианской любви и свободы достаточно, чтобы реализовать hie et nunc идеал гармоничных человеческих отношений134. Далее, в политической части предлагалась программа-минимум, реализация которой возможна в условиях текущего момента, и в особенности в обществе, включающем также неверующих и представителей других конфессий, — условие, которое необходимо было принимать во внимание. Программа должна была быть пересмотрена позже с учетом достигнутых целей133. Программа-минимум, определяемая так же как Realpolitik, содержала следующие пункты:

«Ввиду отсутствия в настоящее время правительства, сколько-нибудь гарантирующего выполнение назревших и неотложных нужд всей страны, "Братство" считает необходимым немедленный созыв Учредительного собрания, обладающего полнотой суверенной власти» (пункт 4).

"Выборы в Учредительное собрание должны производиться на основах всеобщего (без различия вероисповедания, национальности и пола) и равного избирательного права с прямой и закрытой подачей голосов. Требуется пропорциональное представительство для обеспечения прав меньшинства" (пункт 5).

В Учредительном собрании "Братство" "считает нужным отстаивать Демократическую республику", ибо существует "религиозная необходимость в корне уничтожить в народе языческое отношение к власти, к царю как помазаннику Божию" (пункт 6).

Ввиду коренной реформы государственного устройства считается необходимым, чтобы были приняты следующие пункты. В первую очередь: всеобщая амнистия, которая охватит также и тех, кто был арестован за политические и религиозные убеждения (волнения в деревне, мятеж в войсках и т.п.). Далее: создание независи-

131 Человек свободно совершает работу Господню, а Господь подает ему нужную силу и показывает, что нужно делать и как (ХББП. С. 21).

132 Об этом также см. программу "Братства", в которой утверждается, что прогресс, понимаемый как всеобщее благополучие и благоденствие в счастливом царстве будущего, не входил в задачи организации. Представление о прогрессе у христиан основано на эсхатологических ожиданиях новых времен. В воплощении вечного царства Христа состоит конечная и внеисторическая цель христианского прогресса (см. ХББП. С. 20-21).

133 Следует, однако, отметить, что на обороте титула программы стоит цензурное разрешение от 27 августа 19Ф5 г.

134 См.: ХББП. С. 20.

135 ХББП. С. 28-29..

мого общественного трибунала, одинакового для всех, с пожизненно избираемыми судьями. Наконец: немедленная отмена смертной казни. Кроме того, неприкосновенность личности, жилища и почтовой переписки; свобода совести, свобода слова, печати, собраний и союзов; право на забастовку и на подачу петиций; реформы местного и муниципального самоуправления на базе всеобщего избирательного права; признание права на самоопределение для каждой нации; народное образование, бесплатное и обязательное для всех.

В экономической области также предлагалась временная программа-минимум136. Она включала реформу всей налоговой системы с увеличением прямых налогов за счет налогов косвенных и с введением прогрессивного налога на доходы и капитал. Выдвигались требования превратить все владения - государственные, церковные, монастырские и частных лиц - в народную собственность; она должна быть предоставлена в распоряжение демократически организованных сельских общин и их террито-риальых объединений; собственность должна использоваться на уравнительных началах. Предполагалось также введение 8-часового рабочего дня, установление минимума заработной платы, создание государственной системы страхования, основанной на принципах самоуправления страхуемых, развитие трудового законодательства на заводах, в частности защита рабочих во всех отраслях производства, гигиена условий труда. Фабричные инспекторы должны иметь возможность избираться, рабочие -организовываться в профессиональные союзы, а профессиональные объединения -участвовать в выработке внутреннего распорядка заводов.

Церковная программа "Христианского братства борьбы"137 в качестве конечной цели предполагает полное отделение Церкви от государства, чтобы государство не оказывало более никакого покровительства Церкви, а Церковь потребовала отмены уголовного законодательства для религиозных нарушений. Программа предполагает также отделение Церкви от школы. Религиозное воспитание будет осуществляться исключительно внутри Церкви, и, что особенно важно, будет факультативным. Клиру платит община, потому у них нет никаких обязательств по отношению к государству. Духовная цензура немедленно упраздняется; каждый должен быть совершенно свободен в выражении своего религиозного мнения в устной или письменной форме.

При реорганизации Церкви необходимо ориентироваться на выборное начало. Избираться должны: епископы, священники, диаконы, весь причт. Все верующие могут принимать участие в этих выборах, которые будут свободными и всеобщими. Епископы должны избираться только из духовенства; священники, диаконы и весь причт выбираются из всех верующих. Монахи больше не будут пользоваться особыми преимуществами, обращаться с ними будут, как с мирянами. Для священников и диаконов выборное начало будет вводиться постепенно: место, освободившееся в связи со смертью занимавшего его священника, замещается уже не назначением, но вы-борно. Иначе будет обстоять дело с епископами: они будут немедленно освобождены от исполнения своих обязанностей, и на их места все духовенство и община изберут новых епископов из числа священников или монахов. Желательно также до основания реформировать духовное образование. Все церковноприходские школы должны быть закрыты или превращены в светские школы; они не должны больше служить подготовке и образованию священников. Избранные священники и диаконы будут готовиться к исполнению церковных обязанностей на специальных годичных курсах. Все монастырское имущество должно перейти в руки всей Церкви целиком. Монастырям оставляется лишь самое необходимое. Монахи зарабатывают себе на пропитание своим собственным трудом. Собственность монастырей будет использована для финансирования жизни общины; там, где это будет необходимо, - для постройки новых храмов и покрытия расходов на народное образование и общественную благотворительность.

136 ХББП. с. 29-30.

137 ХББП. С. 25-27. Цитаты, которые следуют ниже, взяты из этого текста.

Для осуществления этих целей следует созвать Всероссийский церковный собор, на котором будут заседать представители духовенства и мирян, которые будут иметь такое же право голоса.

В этих различных требованиях заключена основная задача Эрна и Свенцицкого: разрабатывая "христианские формы общественной деятельности"138, создать христианскую общественность, или, точнее, христианскую социальную общину139. Согласно их аргументации, историческое христианство имело в виду лишь личное спасение, а не спасение человечества в целом. Однако историческое христианство не воспрепятствовало появлению некой социальной христианской концепции и осуществлению царства Божия на основе христианской общественности140. Вот почему Эрн и Свенцицкий призывают духовенство, народ и интеллигенцию141 превратить тело человечества в Церковь142. Сначала следует применить к политической и социальной жизни христианские начала любви и свободы, христианские чувства вины и греха, чтобы бороться с несправедливостью и угнетением, с нищетой, притеснением и войной143. Конечная цель тогда может быть выражена таким образом: "Вся та правда, которая находится в представлении анархистов о государственном строе или в представлении социалистов об экономическом, должна быть реализована в Церкви144. Под "Церковью" здесь подразумевается христианская общественность и, конкретнее, жизнь в христианских общинах. Эти общины должны быть целиком и полностью основаны на принципе отказа от частной собственности и от насилия. Последние пережитки прежней государственности должны исчезнуть там. Не будет больше ни трибуналов, ни тюрем, ни войн. Общины будут управляться только на основе выборности. Земля, равно как и все орудия производства, будет принадлежать всем, и продукты труда будут распределяться среди всех. Только тогда и станет возможным "свободное религиозное творчество", которое одно способно освободить искусство, "чтобы жизнь верующих облеклась в новую красоту"145.

Главная цель "Христианского братства борьбы" состояла в распространении этих идей. Свенцицкий так определяет свою самую насущную задачу: "С одной стороны, дать религиозно-философское обоснование христианской общественности, с другой -от теории перейти к практике"146.

138 Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. С. 367. См. также Проект краткой программы, в: ХББП. С. 21.

139 Выражение "христианская общественность" в понимании этих авторов означает в первую очередь "социальная христианская община". См. в частности: Эрн. В.Ф. Христианское отношение к собственности. С. 362 и ел., а также ХББП. С. 3.

140 В.Ф. Эрн (Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. С. 366 и ел.) сознательно дистанцируется здесь от группы Мережковского, которая считала, что историческое христианство неспособно встретить лицом к лицу проблемы мира и общественной жизни и которая исходя из этого настаивала на необходимости нового откровения, должного установить связь между религией и обществом. Это новое откровение обосновывалось их собственным учением о религиозной общественности (в отличие от христианской общественности Эрна и Свенцицкого), что является одним из конституирующих элементов "нового религиозного сознания".

141 О необходимости для духовенства, интеллигенции и народа осуществить "христианскую общественность" см.: ХББП. С. 3, 11.

142 Ход всеобщей истории, объясняет Эрн, ведет человечество к подлинному богочеловечеству. В соответствии с соединением божественной природы и природы человеческой в Богочеловеке, Иисусе.Христе, условиями, необходимыми для богочеловечества, являются, с одной стороны, воля и любовь Бога, а с другой - свободная и независимая деятельность человечества, включающая личную работу, общинную или коллективную жизни и религиозное творчество в смысле "свободной теургии" Вл. Соловьева или "всенародного искусства" Вяч. Иванова. См.: Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. С. 377.

143 Ср. резкий протест Эрна против поддержки священниками православной Церкви русско-японской войны (там же, с. 367). См. также воззвание "Христианского братства борьбы" (о котором речь шла выше) "К православным христианам", цитируемое по газете "Вперед", где христиане призываются решительно противостоять поддержке Синодом русско-японской войны.

144 См. пункт 4 общей программы "Христианского братства борьбы", цит. по: ХББП. С. 22.

145 ХББП. С. 23-24.

146 ХББП. С. 10-11.

То же намерение лежало в основе плана, разработанного Свенцицким в 1908 г., согласно которому предлагалось создание некоей "христианской организации", а именно "Союза христиан"147. "Союз христиан" должен был иметь определенно религиозную основу, а также собственную политическую и экономическую программу. Он, однако, не задумывался a priori как христианская религиозная партия, но, учитывая требования времени, христиане должны были принимать активное участие в политической и общественной жизни, а не ограничиваться разработкой церковной программы. Христиане должны будут в осуществлении политических и экономических требований, объяснял Свенцицкий, руководствоваться только своей христианской совестью. И только в том случае, если такая линия будет выдержана, можно будет говорить и о христианской политической партии148. Такова отправная точка, которая единственно способна, согласно Свенцицкому, "подготовить реформацию в смысле подлинного возрождения Церкви"149.

Весьма мало данных о численности "Христианского братства борьбы", а также о людях, в него входивших. Свенцицкий неоднократно упоминал, что "Братство" насчитывало мало членов, но не называет никого поименно. Явно ввиду политических причин, его подробный рассказ о возникновении "Братства" и о его программе даже не позволяет догадаться, что он сам был среди зачинателей этого дела150. Зеньковский пишет, что П.А. Флоренский и свящ. Иона Брихничев151 могут считаться в числе основателей "Братства", наряду с Эрном и Свенцицким152. Христианский радикализм Флоренского того периода выразился в брошюре под названием "Голос крови"153. Философов называет также Булгакова в качестве члена "Братства"154. И, если верить утверждению Чулкова о том, что именно "Братство" издавало сборники "Вопросы религии"155, то участвовавшие в этих изданиях могут также считаться членами "Братства" или, по крайней мере, сочувствующими. Помимо Эрна и Свенцицкого, речь

147 Свенцицкий В. П. Антихрист. Записки странного человека. СПб., 1908. 2-е изд. С. 128-131,

148 Нет никаких указаний, позволяющих определить, идет ли речь о независимом проекте или только о добавлении к программе "Братства", или даже о проекте, связанном с проектом Булгакова: об этом см. часть III, ниже.

149 Свенцицкий В. П. Антихрист... С. 131. В этой же работе Свенцицкий сравнивает христианское движение в России того времени, движение, которое приведет к универсальной Церкви, апостольской и соборной, с существованием первых христиан в катакомбах.

'^°Во введении к брошюре Свенцицкий утверждает, что факты и цитируемые материалы были предоставлены ему лицами, близкими к "Братству" (см.: ХББП. С. 4).

151 Свящ. И. П. Брихничев, по данным Шахновича, не всегда надежным, создал Как будто бы в 1905 г. в Тифлисе социалистическую группу, издававшую газету "Встань, спящий", цель которой заключалась в том, чтобы совместить служение Христу со служением революции, однако она категорически отвергала применение народом насилия против власть имущих. См.: Шахнович И. И. Цит. соч. С. 367—368. См. также работу Брихничева в упоминавшемся выше журнале "Живая жизнь" о главном герое драмы Ибсена "Бранд" и о его отношении к христианству. Темы, которые развивает Брихничев и которые лежат в основе различных (одновременно и художественных и религиозных) статей Эрна и Свенцицкого, были квалифицированы современниками как "религиозный максимализм".

152 В. В. Зеньковский (История русской философии. Париж, 1950. Т. II. С. 415. См. также: Мочульский К. Александр Блок. Париж, 1948. С. 100), который называет Флоренского, наряду с Эрном и Свенцицким, как основателя "Христианского братства борьбы". Андрей Белый, напротив, утверждает в "Воспоминаниях о Блоке" (Цит. соч. С. 100), что Флоренский вполне мог бы принадлежать к кружку, который был инициатором создания "Братства"; но он не мог бы одобрить деятельность последнего по причине его неискренности и реакционности (См. об этом также: Белый А. Начало века. С. 275).

153 Зеньковский В. В. Цит. С. 415.

154 Философов Д. В. Церковь и революция, а также: Белый А. Воспоминания о Блоке. Подробнее о Булгакове см.: ч. III, ниже.

155 Чулков Г. И. Об утверждении личности // Факелы. СПб., 1907. Т. II. С. 13. По поводу сборника "Вопросы религии" см. выше.

идет о Булгакове, Бердяеве, Ельчанинове156, Флоренском, Волжском157 и свящ. И. Егорове158. Но лишь несколько статей, помещенных в "Вопросах религии", явно относятся к "Христианскому братству борьбы": это уже цитировавшиеся статьи Эрна и Свенцицкого, а также Булгакова. Кроме того, некоторые тезисы "Братства" Булгаков воспроизвел в своем собственном проекте создания "Союза христианской политики"159. Журнал "Неделя" считал, что "Братство" родилось в той части духовенства, которая была максимально на виду, что его члены пополнялись даже за счет профессоров и преподавателей духовных академий и семинарий, а также -городского и сельского духовенства и всех слоев общества160. Эти утверждения, которые дают основания полагать, что численность "Братства" была сравнительно высока, проверить невозможно. К ним следует относиться с осторожностью, как к полемическому преувеличению со стороны журнала, выказывавшего резко критическое отношение к "Братству". Представляется в высшей степени маловероятным, чтобы "Братство", чья деятельность заметна лишь на протяжении очень короткого времени, могло привлечь сельское духовенство.

Нет никаких сведений о продолжительности существования "Братства". Ежемесячник "Русская мысль", достаточно хорошо информированный и широко читаемый, упоминает о нем еще в 1907 г. как об "одной из левых партий внутри освободительного движения"; согласно этому журналу, оно еще не заняло в российской политической жизни заметного места, но должно думать, что в результате того отклика, который оно встретило в народе, в ближайшем будущем оно могло приобрести вес и влияние весьма ощутимые161. После 1908 г. следы "Братства" теряются.

За краткий период своего существования "Христианское братство борьбы" часто подвергалось критике. Оно было мишенью для "Миссионерского обозрения", которое дошло в своих обвинениях до утверждения, что общим для всех членов "Братства" является вера в падение христианства и Церкви162. Вне всякого сомнения, эти утверждения "Миссионерского обозрения" были продиктованы характерным для этого журнала недоверием ко всякой реформаторской инициативе, исходящей от интеллигенции, а тем более — от духовенства163..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.