Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Разработка социал-христианской программы: христианское братство борьбы 4 страница




Для своего освобождения и обновления Церковь нуждается в гражданских правах -тех же самых, которые отстаивает движение за политическое освобождение: свобода собраний, печати и распространения печатного слова, свобода союзов; только на такой основе возможен созыв поместного собора216. Церкви нужна прежде всего свобода совести, которую четвертью века ранее требовал уже Владимир Соловьев. Собор русской церкви должен высказаться за отмену всех утеснительных законов и всех мер, направленных против старообрядцев, сектантов и всех иноверцев217. Церковь должна получить право на самоуправление; ей следует изменить синодальную систему посредством коренной реформы, которая опиралась бы на принцип соборности, и ввести принцип выборности. Право объединяться в союзы должно способствовать образованию церковных групп и проведению религиозных собраний218.

Перенесенная в политику Христова заповедь любви к ближнему является одним из фундаментальных положений "христианской политики", в ее понимании Булгаковым. На этом же принципе любви к ближнему основывается его христианская социальная политика, которая требует отмены капитализма, порабощающего человека человеком, сводящего его до состояния вещи и средства для удовлетворения самых низменных потребностей. Ссылаясь на социальную программу Эрна и разделяя особенно его позицию против частной собственности, Булгаков защищает точку зрения, согласно которой "стремления к уничтожению этой коренной неправды капиталистического строя, которые в общем и целом объемлются понятием социализма или коллективизма, должны быть без колебаний включены в требования христианской политики"219. > Социализм и коллективизм как главное требование христианской социальной политики противоположны, таким образом, господствующему капитализму, который применяет насилие и порождает несправедливость. Исходя из этого, Булгаков, как ранее Эрн, призывает к общности имущества, которая характерна для анархического коммунизма первых христиан.

Ссылка на первохристианский коммунизм уже была предметом многочисленных сочинений западноевропейских социал-демократов, писавших об отношениях социализма и религии - эта проблематика, как мы видели, до революционных событий 1905 г. всерьез в России не обсуждалась. Тем не менее Эрн и особенно Булгаков дистанцировались от "моды на современный социализм" — моды видеть в первоначальном христианстве социально-экономическое и даже классовое движение, в котором религиозному аспекту отводилась роль идеологической надстройки. В силу самих их оснований, социальные проблемы обретали в первоначальном христианстве религиозное и этическое значение220. Коммунизм представлялся скорее своего рода "комму-

214 См.: Булгаков С.Н. Церковь и государство... С. 76, 94.

215 См.: Там же. С. 79.

216 Булгаков С.Н. Политическое освобождение... С. 503.

217 Булгаков С.Н. Церковь и государство. С. 79.

218 Там же. С. 85. В этом отношении Булгаков считал также, что вопрос о церковном имуществе и материальном положении тех, кто ей прямо служит, должен быть непременно прояснен.

219 См.: Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 342. См. также: Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности // Вопросы жизни. 1905. 8, 9.

220 См.: Булгаков С.Н. Первохристианство и новейший социализм // Булгаков С.Н. Два Града, II. С. 33. Статья является публичной лекцией, прочитанной Булгаковым в феврале 1909 г. в Москве.

низмом любви", имеющим отношение к распределению богатств, чем неким экономическим институтом, регулирующим организацию производственных отношений и согласование интересов наподобие современного "механического" социализма221. Дискуссия по поводу работы Адольфа Гарнака "Die Mission und die Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten" ("Миссия и распространение христианства в первые триста лет")222 сыграла решающую роль для обоих мыслителей. Для Бул-! гакова особенно важным оказалось то обстоятельство, что в первые века христианства, как показал Гарнак, уже существовали начатки того, что можно назвать социальной политикой. Христианские общины не только обладали регламентацией, которая обеспечивала каждому члену прожиточный минимум, но даже предусматривали обязательство находить для него или помогать ему найти работу; иначе говоря, право на труд уже существовало в рамках этих христианских общин223. В отличие от Эрна, Булгаков решительно отвергал тотальную связь экономики с христианской общиной или Церковью ("церковное хозяйство"): он был против церковных хозяйственных общин и церковного социализма. Для обозначения всего этого он использовал пренебрежительный термин "социалистические фаланстеры"224. По Булгакову, всевозможные "религиозно-экономические скиты" — шла ли речь о толстовских поселениях, неплюевских "братствах", социалистических общинах североамериканских сект или попросту о богатых российских монастырях, - имели в самих себе предпосылки к распаду, ибо в них возобладала связь набожности с рентабельностью. К тому же капиталистическое общество вовсе не гарантировало права на труд, так что к воротам экономических религиозных общин стекались толпы безработных и, как и в богатых русских монастырях во время голода, самые бедные изгонялись первыми. Вести себя по-христиански это значит помогать не только христианам, но и всем людям без исключения. Поэтому христиане должны заботиться об улучшении социального порядка в интересах всех, а не о сохранении привилегий отдельных лиц225. Создание привилегий для избранных - это и есть, для Булгакова, "церковный социализм". Он же, напротив, призывал к осуществлению "экономического социализма" - одинакового для всех членов общества независимо от того, христиане они или нет. Для его достижения христианству нужно "идти в стройной армии прогресса", нужно привлечь христианскую этику и философию, ибо социализм, понимаемый как хозяйственная организация - это идея в высшей степени христианская: это организующее начало социальной любви226.

Один из наиболее положительных аспектов социализма состоял, в глазах Булгакова, в требовании всеобщего права на труд и в объявлении войны праздности и паразитизму. "Социализм в этом смысле есть апофеоз труда как нравственного начала, святыню труда кладет он в основание хозяйственного строя"227. Уважение к труду» даже его сакрализация - "кто не работает, да не ест" — это для Булгакова новая и первостепенная заповедь, которую христианство противопоставило античному презрению к труду. Христианство потенциально делает возможным "новейшее народное хозяйство" - как и современную политэкономическую науку. Движимое заповедью любви и активного служения ближнему, христианство одобряет и освящает не только труд, но и все начатки социальной политики, неустанную борьбу с бедностью и поддержку неимущих228.

221 См.: Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 342. Выражение "механический соцализм" или "экономический социализм", которые часто использует Булгаков, противопоставляются им социализму как доктрине или мировоззрению.

222 Работа Гарнака вышла в Лейпциге в 1902 г.......

223 Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос. С. 311..

224 Там же. С. 312-313. 225Лам же. С. 315.

226 Там же. С. 333-334.

227 Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 343.

228 Булгаков С.Н. Первохристианство... С. 33-34.

Именно постольку, поскольку социализм представляет собой самый современный и самый адекватный способ познания в области политической экономики, он должен пониматься в христианском духе. Социализм равнозначен в таком случае нейтральной229 сфере социальной политики. Он становится "средством реализации требований христианской этики", становится социальной действительностью. Другими словами: именно в христианской этике коренится "правда социализма".

Социалистический строй - поскольку он переносит завет любви, братства, свободы и равенства в социальную и коллективную сферу230 - должен соблюдать прежде всего две следующие нормы:

1) Обязанность для каждого работать в меру его способностей. Эта заповедь труда исключает всякую общественную бездеятельность; она ведет к трудовому хозяйству и к преобразованию доходов с ренты в трудовые доходы.

2) Долг заботиться об эксплуатируемых и угнетенных, которые, вследствие гос-подства капиталистической системы, составляют большой социальный слой населения231.

Но именно эта общая христианская концепция социализма, т.е. учет исходящих из евангельского завета требований социализма, и привела Булгакова к отказу от специфического "церковного социализма", или "клерикального социализма". Та же аргументация приводит его к осуждению какой бы то ни было прямой связи Церкви с экономикой. Подобная связь кажется ему в целом столь же опасной и вредной, наносящей урон, как и связь между Церковью и государством, ибо в этом случае, ради защиты некоторой общности интересов, Церковь извратила бы свою суть232. Как государство, так и экономика представляют собой внецерковные, "мирские" реальности. Реальности эти связаны со временем и не являются окончательными; они являются, так сказать, внешним двором Церкви, где христиане проводят свою естественную и внецерковную жизнь. Именно оттуда они отправляются, чтобы войти в храм, и туда же возвращаются, выходя из него. И поскольку таким вот образом плетутся живые и очень прочные связи между жизнью внутри- и внецерковной, освящение повседневных забот и обыденной жизни становится необходимым. Занятый не церковными задачами и не используя возможности Церкви, гражданин-христианин должен, однако, преследовать христианские цели. Именно поэтому Церковь не должна уклоняться от забот, которых требует экономическая сфера жизни. Но тогда, в той мере, в какой она находится вне и по ту сторону сферы экономики и поскольку ее не занимает никакой экономический интерес, Церковь не могла бы стать социальной партией, защищающей чисто клерикальные интересы (как это делает в Германии клерикальная католическая партия Zentrum в Рейхстаге). Это был бы конец Церкви, как "коллективной и социальной совести ее членов"233.

Булгаков уже высказывался, весьма общим образом, в пользу христианской политики в своем сборнике "От марксизма к идеализму", а также в ряде статей, опубликованных до 1905 г. Наиболее содержательную и убедительную разработку задач его христианской политики и ее реализации в конкретных условиях эпохи можно найти в статье "Неотложная задача", напечатанной в сентябрьском номере "Вопросов жизни" за 1905 г. Эту статью можно считать наброском программы "Союза христианской

229 Там же. С. 36-37. Здесь, как и в других местах, Булгаков говорит о "нейтральном" социализме, который, так же как и социализм "механический" и "экономический" (см. прим. 221), противопоставляется социализму "научному", "доктринальному". Предсказание хода общественного развития не может быть наукой, хотя бы в силу того, что оно имеет характер пророчества.

230 g этом отношении небезынтересно отметить, что первая публикация статьи Булгакова "Церковь и социальный вопрос" указывает на христианское откровение как на источник норм общественного устройства (Вопросы религии, сб. I. С. 306), но во втором издании статьи "Христианское откровение" было, заменено на "Политическую экономию" (Два Града. С. 213).

231 Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос. С. 306-307.

232 Там же. С. 312-314.

233 Там же. С. 309.

политики"234. Христианская политика, рассматриваемая как конкретизация завета Христа (любовь к ближнему, справедливость и признание абсолютной ценности личности), во всех аспектах общественной жизни, в социальной, экономической и политической областях поставлена здесь над личным и индивидуальным исполнением и над моралью. Тот, кто отрицает политику и общество, отрицает также историю235. Завет Христа (одеть нагих, накормить голодных, заботиться об узниках) может быть осуществлен только посредством социального законодательства, с помощью профсоюзов, кооперативов, объединений трудящихся, преследующих чисто политические цели, но также и цели образования и воспитания трудящихся масс, и, наконец, с помощью забастовок; короче, говорит Булгаков, посредством того, что в Западной Европе и США называется "христианским социализмом".

Булгаков полагал, что в данный момент бесполезно вырабатывать конкретную практическую программу христианской политики. Достаточно подхватить практические предложения программ демократических и социалистических партий, которые, конечно же, разрабатывались нерелигиозными теоретиками, но которые включали, тем не менее, требования, бывшие неосознанно религиозными. Одно из наиболее важных требований состояло, по его мнению, в проведении налоговой реформы в духе социальной справедливости, в результате которой государственные доходы будут получаться с имущих классов. Будет гарантирован свободный от налогообложения прожиточный минимум, а налог на наследство будет значительно повышен. Разрешение аграрного вопроса также чрезвычайно важно. На первом этапе следует принять аграрную программу партии кадетов (увеличение крестьянского земельного фонда путем изъятия земель, принадлежащих частным владельцам, монастырям и государству). Конечной целью был бы аграрный социализм, который, впрочем, не разработан детально Булгаковым236.

Кроме того, Булгаков выдвинул требование, чтобы социальные науки были мобилизованы на службу христианству. В духовное образование должно входить изучение основных понятий социальных наук, права и политэкономии. Чтобы понять общественную жизнь, само духовенство должно обладать элементарными познаниями в политэкономии и в праве. Социальная этика, общественная мораль - это и есть практическое применение и использование социальных наук в качестве "социальной техники"237. Для сознательного участия в общественной жизни необходимо очень твердо знать, какой класс из участвующих в классовой борьбе действительно угнетен и на чьей стороне социальная справедливость. Ибо тот факт, что социальная жизнь до сих пор была не чем иным, как классовой борьбой, - это неоспоримое открытие марксизма. Если учесть размах социальной борьбы, которая в нашу эпоху противопоставляет господство капитала и класс трудящихся, эксплуатируемых и неимущих, то заповедь Христа не оставляет сомнений: нужно становиться на сторону трудящихся. "В этом смысле классовая политика (не нужно бояться этого слова), т.е. политика, сознательно преследующая защиту рабочих масс против их сильных угнетателей (не в индивидуальном, но в социальном смысле) есть единственно возможная форма христианской политики для данного момента. Это вовсе не значит, чтобы мы

234 Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 332-360, издана в 1906 г. в Москве отдельной брошюрой; дальше цитируется по упомянутому выше изданию статьи, см. прим. 193. Недавнее издание этой статьи можно найти в: Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. С. 25—60.

Это издание содержит также несколько других сочинений Булгакова о "христианском социализме".

235 Там же. С. 339-340.

236 Там же. С. 344-347. По поводу аграрного социализма Булгакова см.: Чулков Г. Критические заметки // Вопросы жизни. 8. 1905. С. 211-212. Чулков определяет аграрный социализм Булгакова как программу-минимум нового религиозно-общественного движения, конечная цель которого значительно выходит за рамки предложений Булгакова. Замечания Чулкова касаются прежде всего статьи В. Кранихфельда, напечатанной в "Мире божием" (см. выше, прим. 196). Последний пытался внедрить в программу либеральной партии "Вопросы жизни" и связанную с ними группу интеллигенции, интересующейся религиозными проблемами.

237 Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 343-344.

разделяли догматы марксизма... можно признавать классовую политику как факт, как практическую необходимость, и быть в то же время совершенно чуждым этике и философии марксизма, оставаясь на почве христианства"238. *

В этой статье и как раз накануне обнародования Манифеста 17 октября, "практические задачи социализма" представляются Булгакову почти совпадающими с его идеями по поводу такой христианской политики, целью которой является создание христианской общественности. И именно в этом смысле он выступает за "христианский социализм" как "необходимую форму христианской политики"239. В этом контексте весьма показательно его обращение к комментариям немецкого социал-демократа Фридриха Штампфера по поводу 6-го пункта Эрфуртской программы ("религия есть частное дело каждого"). Ф. Штампфер утверждал (с этической, вне всяких сомнений, точки зрения, но не являвшейся при этом ни догматической, ни клерикальной) полное тождество целей христианства и целей социал-демократии. Но прежде всего он отмечал, что всякий раз, когда христианство обращается к своим основополагающим этическим принципам, оно выражает позитивное отношение к коммунизму, и именно здесь современный христианский социализм с полным правом признает свою традицию и свои истоки"240.

Если Булгаков и выступал за "христианский социализм", то от социализма атеистического он явно отмежевывался, т.е. от "социализма как религии", от социализма как деификации человека человеком (homo homini Deus est), за который он упрекал марксизм и особенно его основателей Маркса и Энгельса. Так, он определял "христианский социализм" как "социализм во имя Богочеловечества" в отличие от марксизма как "социализма во имя религии человекобожества"241. Понимание Булгаковым "христианского социализма" опирается на его представление о социализме как о средстве для достижения социальных усовершенствований, как о социальной технике, которая, как таковая, не имеет ни метафизического, ни даже идеологического основания. Фундамент может предоставить только религия. Социализм может воспринять религиозный дух и даже - именно христианский, используя христианские заповеди истины, справедливости и любви в общественных отношениях. Но, если социализм отворачивается от любви между людьми, он может оказаться во власти чувств совершенно иного рода: эгоизма, классовой борьбы, враждебности по отношению к религии, что действительно имеет место в социализме как доктрине, как глобальном мировоззрении, т.е. в марксизме242. В соответствии с этим официальные представители Церкви, представители невежественного и недобросовестного духовенства должны были бы бороться не против социализма, как такового, тем более не против "правды социализма", но против его философских и религиозных оснований, против "духовного калечения" человека социализмом, взятым как мировоззрение или как религия, против того, другими словами, что влечет за собой марксизм243.

Вписать идеи "христианского социализма" в конкретный контекст освободительной борьбы того времени для Булгакова было равнозначно немедленному созданию начатков христианской общественности244. С этой целью он предложил создать "Союз христианской политики", ясно понимая, что обстоятельства эпохи не предоставляют всех необходимых условий для свободного развертывания подобного начинания.

В качестве ближайшей цели для "Союза христианской политики" Булгаков определил борьбу против антирелигиозных или атеистических принципов, лежавших в

238 Там же. С. 344-345.

239 Там же. С. 352.

240 Stampfer F. Religion ist Privatsache. Berlin, 1905. С. 25-27; цит. по: Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 350-351.

241 Там же. С. 351.

242 Там же. С. 353. См. также: Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип... С. 38.

243 См.: Неотложная задача... С. 354..мш

244 Там же. С. 355.

основе программ прогрессивных демократических партии, политических групп и ассоциаций, а также определявших непосредственное осуществление практических предложений этих программ245. Для реализации этих предложений (авторов которых Булгаков еще раз называет проводниками неосознанной христианской политики) "Союз христианской политики" должен, учитывая обстоятельства, начинать не откладывая больше работать вместе с существующими социалистическими и демократическими партиями. Ввиду изменчивой и неспокойной ситуации "Союзу" не следовало бы самому становиться новой политической партией. Он должен, скорее, временно выступить в качестве "очага пропаганды" в защиту христианской общественности и идеи, согласно которой политическая деятельность является поистине религиозным делом, знаменующим исполнение заповедей Божих. Булгаков не раз заявлял, что идеал концепций "Союза" состоит в "анархическом коммунизме", по образцу первых христианских общин.

В "Союз христианской политики" могли вступить все, принимающие основные требования христианской политики, независимо от их вероисповедания. Как любая другая политическая организация, "Союз" должен был быть структурирован: нужно проводить регулярные съезды, а на время между ними иметь исполнительное бюро; иметь административные службы, принимать от своих членов дифференцированные взносы и проч. Еще не существующий устав "Союза" должен был быть окончательно разработан и принят во время учредительного съезда246.

В городах и деревнях, среди интеллигенции, равно как и среди народа должны были быть созданы объединения тех, кто разделяет цели "Союза"247. Члены "Союза" должны были организовывать небольшие группы и ассоциации среди рабочих и среди крестьян и пропагандировать цели "Союза", требования христианской политики. Такая работа в народе рассматривалась как самая важная, но также и как самая трудная задача. Здесь следовало обращаться к опыту Западной Европы, в том, в частности, что касается отношений, установленных между христианскими профсоюзами рабочих и социал-демократическими партиями248.

Не менее важной задачей для Булгакова было издание соответствующей литературы, и особенно выход регулярной прессы для ознакомления с задачами "Союза христианской политики". Прежде всего речь шла о создании еженедельника, который должен был регулярно освещать наиболее важные политические события, рассматриваемые с христианской точки зрения. Далее предполагалась серия текстов и брошюр, предназначенных для интеллигенции и для народа. Но издаваться все должно было согласно установленному плану, а не быть результатом "случайной индивидуальной инициативы"249.

Не сохранилось никаких подробностей о предполагаемой организации этого "Союза", который в качестве девиза должен был взять слова Мадзини: "Бог и народ"250. Булгаков хорошо осознавал его неопределенность, но он в любом случае считал, что в условиях постоянного изменения политической ситуации определение практических задач "Союза" может совершаться лишь в зависимости от требований момента. Своим читателям и единомышленникам он предлагал присылать свои точки зрения и предложения в редакцию "Вопросов жизни"251.

Несмотря на скудость этих данных, можно с уверенностью сказать, что "Союз христианской политики" — как организация - должен был на первое время довольствоваться ролью объединителя групп, существующих внутри партий прогрессивных, но безрелигиозных или даже антирелигиозных. Однако немного времени

245 Там же. С. 358-360.

246 Там же. С. 357.

247 Там же. С. 359-360.

248 Там же. С. 357-358.

249 Там же. С. 357.

250 Там же. С. 360.

251 Там же.

спустя Булгаков уже говорил о необходимости создать "христианскую партию, которая была бы совершенно чужда клерикализму [...], но которая была бы проникнута христианской верой и, во имя этой веры, соотносилась бы и с идеями демократии и социализма". Попытку создания такой партии он видел в "Христианском братстве борьбы", который был, впрочем, еще малоизвестен в то время и уж во всяком случае находился на нелегальном положении. Его проект "Союза христианской политики" поставит перед собой подобные цели252. В другом месте он говорит, что группы христиан, объединенные в этом "Союзе", в ближайшем будущем должны будут заложить основания для одной или многих христианских партий253.

В аналогичном контексте Булгаков настойчиво требовал от духовенства остерегаться политики интересов, в духе клерикальной политики немецкого Zentrum. В Германии духовенство включилось в политику отнюдь не для осуществления христианских целей, но для защиты своих собственных интересов - интересов определенной социальной группы, церковного истеблишмента. Духовные лица не только могут, но и должны активно работать в политической партии, не в силу занимаемого ими положения в иерархии или же их призвания, но просто как граждане христиане. Необходимо проводить четкое разделение между их политической активностью и их деятельностью как священнослужителей254.

Булгаков настаивал на том, что клерикальная или христианская партия должна быть вовсе не партией интересов, но партией веры и совести. Она состоит, стало быть, не из представителей одного и того же класса, объединенных общими экономическими интересами, но из представителей различных классов, объединившихся во имя общественной совести каждого255. Партийная политика должна проводиться вдали от мест проповедования и кафедр богословского преподавания. Она должна была бы, напротив, открыто осуждаться в церковной прессе духовными лицами, занимающими тот или иной пост в светских университетах. Одновременно с этим священники и богословы учреждений религиозного образования должны обсуждать вопросы социальных наук256.

В своих работах о христианской политике, христианском социализме и необходимости основания христианских партий Булгаков всегда использовал немецкий Zentrum как отрицательный пример, чтобы подчеркнуть различие между клерикализмом, или политикой клерикализма, с одной стороны, и христианской политикой — с другой. Булгаков пишет со всей определенностью, что клерикальная политика представлена в России не только черносотенными организациями, но также официальными представителями церковной бюрократии, которые вынуждают государство - при помощи своего рода политического утилитаризма - служить целям духовенства и несут таким образом ответственность за духовный паралич русской Церкви257. Если клерикализм преследует интересы только одной какой-то отдельной церкви или одного вероисповедания, то христианская политика, напротив, разумеет себя как политику универсальную, как полное освобождение человека, не проводящее различия между национальностями, конфессиями и различными религиозными ориентациями (Булгаков

252 Булгаков С.Н. Религия и политика. К вопросу об образовании политических партий // Полярная звезда, 1906. 12 марта. С. 125.

253 Христиане должны быть едины в вере, но в политической сфере точки зрения могут быть различными; это приведет к тому, что христиане будут вступать в самые различные христианские партии (Булгаков С.Н. Церковь и государство. С. 95-96). То обстоятельство, что Булгаков в конечном счете больше думал о нескольких, а не об одной христианской партии, почеркивается Карташевым, который упоминает проект Булгакова как "Союз христианских партий" (см.: Карташев А.В. Мои ранние встречи... С. 52).

254 Булгаков С.Н. Церковь и государство. С. 94-95. <<'' *

255 Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос. С. 310-311. Он также показывает здесь, что в партии немецких католиков приказы, идущие от Zentrum, подменяют совесть и мысль своих членов. Это равноценно клерикальному фетишизму.

256 Булгаков С.Н. Неотложная задача... С. 344, а также: Церковь и государство. С. 94-95.

257 См. особенно: Булгаков С.Н. Политическое освобождение... С. 512-514.

упоминает здесь православие, католицизм, протестантство, старообрядцев и секты)258.

Выше уже упоминалось, что в своем проекте "Союза христианской политики" Булгаков советовал своим единомышленникам вступать в какие-либо существующие партии, чтобы там продвигать, изнутри, идеи христианской политики. После основания партии кадетов в октябре 1905 г. он думал о том, чтобы вступить в нее, и рекомендовал членам "Союза христианской политики" сделать то же самое. Карташев очень живо описывает, как в конце 1905 г., во время заседания "Группы 32-х", проходившего у свящ. Аггеева, Булгаков вызвал смятение, требуя, чтобы священники вступали в партию кадетов259. Тем не менее он не вступил ни в эту, ни какую-либо другую партию. И с марта 1906 г., "по причинам религиозным и философским", он отошел от партии кадетов, считая ее принципиально вне- или безрелигиозной и, стало быть, неспособной иметь какую-либо реальную связь с народом, вопреки попыткам ее вождей (особенно П. Струве) пропагандировать всенародность260. После 1906 г. он уже больше почти не настаивает на необходимости создания в России христианско-социалистической партии или различных христианских партий с различающимися социальными программами и политическими линиями. Его проект "Союза христианской политики" так никогда и не был реализован; невозможно даже определить, имели ли место попытки к его осуществлению на деле.

Такое положение вещей было связано не только с внешними трудностями - разумеется, значительными, — препятствовавшими реализации такого замысла в России того времени. Необходимо подчеркнуть стремительность духовного развития Булгакова, в силу чего за короткое время он прошел несколько различных этапов. Параллельно своему переходу от марксизма к определенному философскому идеализму, затем к христианскому миропониманию и, наконец, конкретно к православию, Булгаков отходит от своего идеала политической борьбы вплоть до абсолютного отказа от всякой политической ангажированности. В годы, предшествовавшие революции 1905 г., он был активным членом "Союза освобождения". Затем он пытался интегрировать в христианскую картину мира политические представления, которые там разрабатывались261. Именно в этом контексте следует рассматривать его замысел "Союза христианской политики". Недолгое желание Булгакова вступить в партию кадетов вполне объяснимо его принадлежностью к "Союзу освобождения", который был одним из его составных частей. Его интерес к кадетам был, должно быть, тем большим, что он видел в конечных целях либерализма, основанных на идее свободы личности, христианские принципы, даже если сами теоретики партии этого и не осознавали262. Затем Булгаков, не принадлежа ни к какой партии, был избран от своего родного округа (Орловская губ.) во Вторую Думу (20AI-3/VI 1907 г.), где он принял участие в комиссии по религиозным делам и особенно занимался вопросами свободы совести263. «Четырехмесячное сидение в "революционной" Гос. Думе, — писал он позднее в своей автобиографии, - совершенно и окончательно отвратило меня от революции. Из Гос. Думы я вышел таким черным, как никогда не бывал». Но более




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.