Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание Кришны или осознание Кришны? 2 страница




"Да. Сознание – это постоянный спутник души. Сознание означает, что есть душа. Вот, например, это тело. Я говорю или я ощущаю, это сознание. Я сознающий. Почему? Потому что я, душа, присутствую. Так что сознание – это признак присутствия души. Поэтому, когда душа переселяется в другое тело, сознание тоже переходит туда. Но само это сознание, если я обращусь к сознанию Бога, тогда я отправлюсь к Богу. И если я приму сознание дога, я отправлюсь к догу. Вот и всё. Сознание есть. Поэтому мы должны очистить свое сознание. Вместо сознания собаки мы должны превратить его в сознание Бога. Это будет совершенством нашей жизни".

"Итак, наше движение сознания Кришны заключается в том, чтобы изменить сознание. Каждый думает по-разному, другое сознание. Мы просто стараемся перенести их сознание на Кришну". (конец цитаты)

 

Еще несколько цитат, в которых встречается словосочетание «Krsna consciousness» и ее производные:

 

«Так Дхрува Махараджа, великий сын Махараджи Уттанапады, полностью сознающий Кришну, достиг планеты, которая венчает три мира.

 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе употреблен точный санскритский эквивалент выражения «сознание Кришны»: кришна-парайанах. Слово парайана означает «приближение». Каждого, кто приближается к Кришне, называют кришна-парайана, то есть полностью сознающим Кришну. Пример Дхрувы Махараджи показывает, что каждый, кто обладает сознанием Кришны, может рассчитывать попасть на высшую планету вселенной, венчающую три планетных системы. Таким образом, человек, обладающий сознанием Кришны, достигает положения, которое даже не снилось самому честолюбивому материалисту».

«Шримад-Бхагаватам» 4.12.38

 

«Каждому разумному человеку следует, по меньшей мере, поставить эксперимент с сознанием Кришны на практике. Ему следует сказать: «Хорошо. Я наслаждался едой и сном очень много жизней. Эти наслаждения были доступны мне в моих телах птиц и животных. Теперь же, в этой жизни, я ограничу себя в четырех принципах животного образа жизни: еде, сне, обороне и совокуплении – и посвящу свое время развитию сознания Кришны. Благодаря этому моя жизнь увенчается успехом». Не нужно думать, что мы выдумали этот термин – «сознание Кришны». «Сознание Кришны» – старейшая фраза в истории мира:

 

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру

мам эваишйаси сатйам те

пратиджане прийо ‘си ме

 

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру

мам эваишйаси йуктваивам

атманам мат-парайанах

 

«Всегда думай обо Мне. Стань Моим преданным. Поклоняйся Мне и делай подношения Мне. Благодаря этому ты обязательно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, потому что ты Мой очень дорогой друг. Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, свое тело – служением Мне, и посвяти себя Мне. Полностью поглощенный Мной, ты, несомненно, придешь ко Мне» (Бг. 18.65, 9.34).

 

Фраза ман-мана бхава мад-бхакто означает «просто всегда направляй свое сознание на Меня». Это и есть сознание Кришны».

Шрила Прабхупада, «Возвышение к сознанию Кришны», глава шестая

 

«Практика показывает, что когда человек принимает сознание Кришны, ему не нравится отклоняться от него к другим формам сознания. Сознание Кришны – это развитие любви к Кришне, Верховной Личности Бога, это пятое измерение устремлений человека. Когда человек по-настоящему вступает на путь трансцендентного служения, он непосредственно наслаждается своими взаимоотношениями с Кришной. Когда трансцендентные отношения с Кришной становятся взаимными, преданный постепенно получает возможность личного общения с Кришной. И тогда преданный вечно наслаждается жизнью, исполненной блаженства. По этой причине цель «Веданта-сутры» – вновь установить утраченные отношения живого существа с Верховным Господом Кришной и дать ему возможность нести преданное служение Богу. Такова истинная цель «Веданта-сутры».

«Учение Господа Чайтаньи», глава двадцать первая «Обращение философов маявади»

 

«Слово «практика» подразумевает, что чувства человека заняты той или иной деятельностью. Следовательно, регулируемая практика преданного служения – это использование наших органов чувств в служении Кришне. Одни чувства предназначены для приобретения знаний, другие для того, чтобы приводить в исполнение наши решения, основанные на размышлениях, эмоциях и желаниях. Таким образом, практика подразумевает одновременное участие ума и чувств в регулируемом преданном служении. Цель этой практики, однако, не в том, чтобы развить в себе нечто чуждое нашей природе. Возьмем, к примеру, ребенка, который учится ходить. Это тоже практика. Однако это не значит, что ходить противоестественно. Способность ходить изначально заложена в ребенке, и ему достаточно немного попрактиковаться, чтобы научиться вполне прилично ходить. По аналогии с этим, преданное служение Господу – врожденная потребность каждого живого существа. Даже нецивилизованные люди, дикари, поклоняются удивительным явлениям природы, падая ниц при виде их. Они понимают, что за всем этим стоит некая высшая сила. Таким образом, сознание присутствия высшей силы есть в каждом живом существе, хотя в тех, кто материально осквернен, оно находится в дремлющем состоянии. Чистая форма этого сознания называется сознанием Кришны».

«Нектар преданности», глава вторая "Начальные стадии преданности"

 

«Репортер. Не могли бы вы сказать, какова цель вашего Движения?

 

Шрила Прабхупада. Цель Движения сознания Кришны – пробудить в человеке его изначальное сознание. В настоящий момент наше сознание связано с внешними самоотождествлениями. Один думает: «Я англичанин», другой: «Я американец». На самом деле мы не имеем ничего общего ни с одним из этих самоотождествлений. Все мы – неотъемлемые частицы Бога. Такова истинная природа нашей личности. Если каждый осознает это, все проблемы мира будут решены. Тогда мы придем к пониманию своего единства – качественного тождества всех духовных душ. В каждом пребывают качественно одинаковые духовные души, однако внешние оболочки могут быть разными. Такое объяснение приводится в «Бхагавад-гите».

 

На самом деле сознание Кришны – очистительный процесс (сарвопадхи-винирмуктам). Его цель – освободить людей от всех внешних самоотождествлений (тат-паратвена нирмалам). Когда наше сознание очищается от всех внешних самоотождествлений, деятельность, которую мы выполняем с помощью своих очищенных чувств, позволяет нам стать совершенными. В конечном счете мы достигаем высшего совершенства человеческой жизни. Сознание Кришны к тому же очень простой метод. Необязательно становиться великим философом, ученым или кем-то в этом роде. Нужно просто воспевать святое имя Господа, понимая, что Его личность, Его имя и Его качества абсолютны.

«Наука самоосознания», «Святые и мошенники»

 

«Если человек не позволяет своим чувствам действовать ради собственного удовлетворения и направляет всю свою деятельность на служение Кришне, это и есть преданное служение. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате: преданное служение – это использование своих чувств для удовлетворения повелителя чувств. Верховный повелитель чувств – это Кришна. Сейчас мы используем свои чувства для служения самим себе. Это называется майей, иллюзией. Но, когда те же самые чувства мы займем служением Кришне, мы достигнем совершенства. Мы не прекращаем деятельность своих чувств, но очищаем их в процессе служения Господу. Это и есть сознание Кришны».

«Путешествие вглубь себя», «Обретение высшего блаженства»

 

Из приведенных выше объяснений Шрилы Прабхупады ясно, что подразумевается под «сознанием Кришны» – по сути, речь идет о шаранагати, предании себя Господу и направлении своего сознания на Него во всех возможных аспектах сознания: направить свое эго, то есть концепцию «я и мое», на Кришну, избавившись от ложных самоотождествлений (я – не тело, а душа, слуга Кришны, Его неотъемлемая часть, а Кришна – не чужой мне, он Мой господин, творец всего и наслаждающийся; Его интересы являются моими интересами); сосредоточить свой ум на Кришне, интеллект привести в гармонию с указаниями и желаниями Кришны и его представителя, духовного учителя, направить свою склонность любить на Кришну, сделать Его объектом своей любви, соответствующим образом будет направлена и деятельность органов чувств. Таким образом, можно сформулировать значение термина «сознание Кришны» следующим образом:

 

Сознание Кришны – это изначальная форма (вид, тип, состояние) сознания индивидуальной души, сосредоточенной на Кришне (в персоналистическом понимании) во всех возможных аспектах сознания, а также метод развития этой формы сознания.

 

Итак, посвященное Кришне сознание, которое является чистой и изначальной формой сознания каждой души, и есть «сознание Кришны». Для популяризации и развития этой формы или этого состояния сознания и существует международное общество – ISCKON (Международное общество сознания Кришны). От его сторонников ожидается, что они станут едиными в своем сознании с Кришной, но не в имперсоналистическом смысле, а в том, о котором говорится в «Шримад-Бхагаватам»:

 

Полностью очистившись от материальной скверны и отстранившись от материальных объектов, ум живого существа становится подобен пламени светильника. В этом состоянии его ум соединяется с умом Верховного Господа, и, вырвавшись из потока взаимодействующих друг с другом материальных качеств, живое существо осознает свое единство с Господом.

 

КОММЕНТАРИЙ: В материальном мире деятельность ума сводится к тому, чтобы принимать и отвергать. Когда ум преломляется через материальное сознание, его нужно заставлять медитировать на Верховную Личность Бога, но, если человек развил в себе любовь к Верховному Господу, его ум непроизвольно погружается в мысли о Нем. В таком состоянии йог думает только о том, чтобы служить Господу. Состояние, в котором ум человека находится в гармонии с волей Верховной Личности Бога, называют нирваной, или единением ума с Верховным Господом.

 

Лучший пример нирваны приведен в «Бхагавад-гите». Вначале намерения Арджуны расходились с намерениями Кришны. Кришна хотел, чтобы Арджуна сражался, но Арджуна не желал делать этого, то есть желания Арджуны противоречили воле Кришны. Но, после того как Верховный Господь рассказал ему «Бхагавад-гиту», Арджуна подчинил свой ум воле Кришны. Такое состояние называют состоянием единства. Однако это не значит, что Арджуна или Кришна лишились своей индивидуальности. Этого не способны понять философы-майявади, которые считают, что достижение единства подразумевает утрату индивидуальности. Но из «Бхагавад-гиты» следует, что единство с Господом не означает потери индивидуальности. Когда ум живого существа полностью очищается и оно развивает в себе любовь к Богу, его ум становится умом Верховной Личности Бога. В это время ум перестает действовать независимо; все действия такого ума продиктованы стремлением исполнить волю Господа. Освобожденная индивидуальная душа не занимается ничем другим. Пратинивритта-гуна-правахах. В обусловленном состоянии ум живого существа всегда занят деятельностью, которую ему навязывают три гуны материальной природы, но, когда преданный достигает трансцендентного уровня, материальные гуны перестают оказывать влияние на его ум. Такой преданный думает только о том, как исполнить желания Господа. Это высшая стадия совершенства, которую называют нирваной или нирвана-мукти, и ум живого существа, достигнув ее, освобождается от всех материальных желаний.

 

Йатхарчих. Арчих значит «пламя». Когда лампа разбивается или в ней заканчивается масло, она гаснет. Однако, с научной точки зрения, пламя в этом случае не исчезает, а переходит в потенциальное состояние. Так действует закон сохранения энергии. Аналогичным образом, когда ум перестает действовать на материальном уровне, его деятельность меняет свои формы и переносится в сферу интересов Верховного Господа. Этот стих позволяет понять концепцию прекращения умственной деятельности, которая занимает важное место в философии майявады: прекращение функционирования ума означает прекращение деятельности, оскверненной влиянием трех гун материальной природы.

«Шримад-Бхагаватам» 3.28.35

 

Виды единства (бхавадваита, крийадваита и дравйадваита):

 

Постигнув единую природу бытия, деятельности и всех предметов, а также осознав, что душа существует независимо от любых поступков и их последствий, мыслитель [муни], обретший такое понимание, отвергает три состояния материального бытия: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон.

 

КОММЕНТАРИЙ: Значение трех слов — бхавадваита, крийадваита и дравйадваита — будет объяснено в последующих стихах. Здесь же следует отметить, что для достижения совершенства человек должен отказаться от любых монистических взглядов на жизнь в материальном мире и возвыситься до истинного, реального бытия в мире духовном.

 

Если человек понял, что следствие и причина суть одно и что различие между ними в конечном счете нереально, как нереально отличие ткани от нитей, из которых она соткана, значит, он обрел восприятие единства, называемое бхава-адвайтой.

 

О Партха [Махараджа Юдхиштхира], если каждое действие, которое человек совершает умом, речью или телом, направлено непосредственно на служение Верховной Личности Бога, значит, он достиг единства деятельности, называемого крия-адвайтой.

 

Когда сам человек, его жена, дети, родственники и все остальные воплощенные существа стремятся к одной и той же цели, это называется дравья-адвайтой, единством устремлений.

«Шримад-Бхагаватам» 7.15.62-65

 

Таким образом, даже в оттенке нашего единства с сознанием Самого Кришны нет противоречия вайшнавской философии.

 

Вернемся к «имперсональному оттенку» в варианте перевода «Международное общество сознания Кришны». В чем причина возможности различных толкований, приведенных выше Анилой прабху? Дело в том, что русская фраза «сознание Кришны» действительно имеет неоднозначность по сравнению с английской в том смысле, что по-английски Krishna consciousness и Krishna's consciousness имеют различные смысловые оттенки. В первом случае можно понять как сознание некого индивидуума, посвященное Кришне, направленное на Него, то есть в данном случае Кришна выступает в качестве объекта, а слово «consciousness», говоря в терминах русской грамматики, является дополнением; во втором словосочетании говорится о сознании Самого Кришны, Его личном, неотделенным от Него, принадлежащем Ему, то есть в этом словосочетании Кришна – субъект, соответственно, слово «consciousness» относится к категории притяжательности (условно можно еще больше конкретизировать: здесь «consciousness» является так называемой неотчуждаемой принадлежностью). В русском языке, поскольку апостроф (знак «'») не используется, перевод этих фраз оказывается одинаковым: «сознание Кришны», и разграничение между первым и вторым толкованием оказывается в сфере контекста и не имеет лексического выражения (кроме разве что адъективной формы существительного «Кришна», используемого в притяжательном падеже, – в словосочетании «Кришнино сознание» по аналогии с «мамины бусы», «медвежья берлога», «Сережины четки» и т. д., однако эта форма употребления притяжательных слов не является единственной, не отменяет возможность использования фразы «сознание Кришны» в том же значении притяжательности). Здесь следует принять во внимание следующие тезисы:

 

1) Двоякость толкования Кришны как субъекта и объекта есть и в таком английском синониме фразы «Krishna consciousness», звучащем как «consciousness of Krsna». Словосочетание «consciousness of Krsna» употребляется, например, в шестой главе книге «Elevation to Krsna Consciousness» или, к примеру, в первом уставе ISKCON 1966 года, в уставе ISKCON в Калифорнии 1975 года и т. д., где соответствующий пункт звучит как «to propagate a consciousness of Krishna». То есть, Шрила Прабхупада и его ученики, в том числе редакторы BBT, допускали употребление фразы с двояким толкованием, не считали это существенной проблемой.

 

2) Слово «сознание» может относиться как к субъекту (некоего действия или отношений), так и объекту (над которым производится действия) – кстати, точно так же как и английское «consciousness», что отчетливо прослеживается в употреблении Шрилой Прабхупадой этого слова (см. приведенные выше цитаты) и в целом в употреблении в английском языке – см. например, предложение «Consciousness of place came ebbing back to him slowly over a vast tract of time unlit, unfelt, unlived…..» (A Portrait of the Artist as a Young Man by James Joyce). Во фразах «мое сознание», «изначальная форма сознания» слово «сознание» привязано к субъекту сознания, во фразах «сознание Кришны», «сознание денег» – к объекту сознания (надо сказать, что иногда эта грань между объектом и субъектом может рассматриваться более упрощенно или углубленно, с разных уровней, поэтому она может быть неясна или условна). «Осознание» же жестко привязано к объекту (отсюда проблемы с переводом «consciousness» как «осознание» вместо «сознания» в следующих фразах: «осознание собаки», «осознание американца», «осознание Камсы», «сверхосознание Кришны» и т. п.). То есть нельзя сказать «мое осознание», так как в этой фразе не указан объект осознания, а он должен быть либо назван, либо подразумеваться из только что сказанного контекста (пример: «мое осознание (чего?) серьезности ситуации»). Это наглядно показывает некорректность замены «сознания» на «осознание» во множестве случаев употребления этого слова. Тем не менее вернемся к словосочетанию «сознание Кришны». Здесь более однозначная привязка «осознания» к объекту (в данном случае – к Кришне) устраняет двоякость в смысле субъекта – объекта. Но возникает вопрос: если заменить это словосочетание на «осознание Кришны», не создаются ли при этом другие проблемы? Оказывается, что этот вариант замены имеет не только плюс, но и минусы:

 

а) В слове «осознание» есть приставка «о-», указывающая на достижение некого (естественного, нужного, излишнего) предела, завершение процесса (как, например, в словах обеднеть, обанкротиться, ошпариться, обрадоваться и т. д.), что соответствует по смыслу значению английского слова «realization» (также указывающего на завершение некого процесса либо на достижения некого предела, реализацию некого потенциала), а «сознание», поскольку не имеет такого смыслового акцента, больше соответствует слову «consciousness», также не имеющему смыслового акцента на достижении предела, и санскритскому эквиваленту «кришна-парайана» (слово «парайана» Шрила Прабхупада переводит как «going forward» – «движение вперед», или «приближение» (к Кришне), – что совершенно очевидно не имеет смыслового акцента на достижении предела, то есть в этом плане «кришна-парайана» ближе к словам «Krishna consciousness» и «сознание Кришны», чем к «Krishna realization» и «осознание Кришны»).

 

б) Слово «осознание» имеет относительно узкое значение («понимание, постижение»), не охватывает того спектра значений, которые есть у «consciousness» и «сознания» (восприятие действительности через посредство органов чувств, отождествление себя с кем-либо, ощущение себя кем-либо и т. д.). Рассмотрим использование слов «сознание», «осознание», «сознавать», «осознавать» в русском языке:

 

созна́ние

сущ., с., употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? созна́ния, чему? созна́нию, (вижу) что? созна́ние, чем? созна́нием, о чём? о созна́нии

 

1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.