Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конец формы 5 страница




Изучение этического знания

Начало формы

Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая

Конец формы

06.05.2011 г.
Изучение этического знания имеет давние традиции. Каждый новый шаг в развитии этики всегда опирался на критический анализ предшествующих этических систем. Поэтому и всякое новое обращение к анализу этического знания должно быть достаточно мотивированным. В противном случае вполне правомерным остается вопрос, поставленный А. Швейцером: «Имеет ли, однако, смысл пашню, уже вспаханную тысячу и один раз, подвергать обработке в тысячу второй? Разве все, что можно сказать об этике, уже не сказано...?» Сегодня, в последнюю четверть XX века, анализ этических знаний, воззрений (поучений, наставлений, размышлений, «опытов» и т. п.) может иметь смысл лишь в связи с задачей формирования нравственной зрелости и мировоззренческой мудрости людей, умения понять насущные проблемы современной культуры и предложить наиболее оптимальные для ее будущего развития решения. В современном мире происходят глубочайшие социальные преобразования, совершаемые при участии широких народных масс. В нашу эпоху сталкиваются самые различные духовные ценности, нравственные императивы, этические системы, играющие определенную роль в ценностных ориентациях людей. Умение разбираться в арсенале накопленных человечеством духовных ценностей, отличать непреходящее от временного во все большей степени зависит от мировоззренческой зрелости индивидов, их способности к самостоятельной оценке. Для исследователей все более актуальной становится задача изучения логики становления индивидуального сознания, формирования мировоззрения, убежден, жизненной позиции. В общественном сознании обострился интерес к вопросу о будущем человеческой цивилизации, поскольку накопленное ядерное оружие создает реальную угрозу существованию человечества в планетарном масштабе; противостояние военных блоков затрудняет решение экологических и демографических проблем, совершенствование здравоохранения, воспитание подрастающего поколения и т. д. На мировоззренческом уровне делаются попытки осмыслить закономерности развития человеческой цивилизации, найти внутри нее скрытые силы, которые могли бы служить ориентирами для человеческой деятельности, позволили бы переориентировать развитие культуры. На международных совещаниях и сессиях Организации Объединенных Наций при обсуждении локальных и глобальных проблем все чаще можно слышать призывы к разумности, человеческой мудрости, уважению общечеловеческих моральных ценностей. Мир социализма выступает в XX веке наиболее надежным хранителем ценностей гуманизма. В мае 1978 года, отвечая на вопросы еженедельника «Форвертс», Л. И. Брежнев говорил: «Нам чужд популярный в некоторых странах бездушно количественный подход к перспективам ядерной войны, подход, согласно которому какой-то процент жертв среди гражданского населения объявляется «приемлемым». Нас совсем не радуют предсказания, которые можно слышать на Западе, будто в ходе мировой ядерной войны погибнет «всего десять процентов» населения планеты и что, дескать, это не так страшно, не конец света. Мы никому, ни одному человеку не желаем попасть в эти «десять процентов»». Под влиянием острых динамических процессов в общественной жизни, развертывания научно-технической революции изменяется характер связей: человек - общество, человек - коллектив, человек - человек, человек - техника, человек - предметный мир, человек - природа, а также значимость и границы сферы этического в обществе. Сами этики признают, что «расширение и интенсификация общения между людьми, увеличение международных контактов в условиях острой идеологической борьбы между социализмом и капитализмом стимулируют проникновение этической проблематики во все сферы жизни и деятельности общества». Ученые-естествоиспытатели также не только отмечают сам факт углубления и расширения этического сознания, но и называют некоторые из причин. По словам X. Дельгадо, «возможность какого бы то ни было управления сознанием с помощью физических методов вызывает возражения как с моральной, так и с этической и философской точек зрения, потому что это затрагивает такие вопросы, как свобода воли, чувство ответственности, механизм самозащиты, а также угрожает сохранению индивидуальности». Вопросы целостного развития культуры рассматриваются сегодня не только в системе научных понятий и категорий. Обыденное сознание масс подключается к их обсуждению на уровне этико-мировоззренческой рефлексии в системе ценностных понятий и категорий - гуманизма, свободы, достоинства человеческой личности, ее автономии и т. п. Публицистическое вмешательство в обсуждение экологических проблем, возможностей генной инженерии, вопросов трансплантации органов и т.п. показывает активную роль морально-этического сознания в духовной культуре современности. В связи с этим важно не только дать теоретическое объяснение данного культурно-исторического феномена нашего времени, но и произвести своеобразную редукцию, поставив вопросы: какую роль в различные исторические эпохи играло этико-мировоззренческое размышление, как оно обосновывало свое вмешательство в мир, чем объяснить это постоянное вторжение этического сознания в предметную человеческую деятельность и в создаваемую ею «вторую природу»? Для обществознания в целом глобальное значение приобретает тема «Жизнь - мораль - культура», поскольку она аккумулирует в себе все многообразие человеческого мира. Люди всегда, во все эпохи пытались вносить в логику жизни свои коррективы, мера которых зависела от уровня развития производства и культурных традиций. Мораль выступала одним из факторов, регулирующих и нормирующих человеческое поведение. И поскольку логика жизни и логика морального требования совпадали лишь в определенных параметрах, а в остальном противоречили друг другу, человеческую мысль всегда волновал вопрос о причинах этого расхождения, о предпосылках обеспечения соответствия между моральными предписаниями и практическим поведением. В границах философии за счет этого противоречия возникла этическая мысль, которая формировалась в виде советов и рекомендаций о «разумном устройстве жизни в неразумном мире». Прогресс культуры мыслился в виде победы моральной разумности над спонтанностью жизни. Однако поскольку законы жизни и законы морали при поверхностном рассмотрении не пересекаются и порой даже взаимоисключают друг друга, этика видела свою задачу в том, чтобы развенчать представление о несовместимости жизни и морали, чувств и добродетелей, пыталась показать, где, когда и при каких обстоятельствах между жизнью и моралью достигается гармоническое соответствие. Этика сама себе исторически отвела роль «великого примирителя» жизни и морали, интерпретатора законов жизни и морали, а также постоянно обосновывала идею невозможности гармонического развития культуры без возрастания роли морали в жизненных устремлениях людей. Все это позволяет сделать вывод о том, что сегодня для понимания закономерностей нравственного прогресса человечества этика обязана обращаться к познанию не только своего непосредственного предмета - морали, но и своего места в культуре общества, взаимоотношения морального и этического сознания, этических поисков средств реализации моральных максим. Автор считает, что процесс конституирования морали как фактора развития культуры, начатый талантливым советским философом и этиком О. Г. Дробницким, должен быть продолжен путем раскрытия диалектики морального сознания и этических воззрений в духовной культуре человечества. Причем соотношение этих двух уровней сферы этического должно мыслиться не только как отношение предмета познания и процесса познания, т. е. в гносеологическом плане, но и как взаимодействие двух одновременно и совпадающих и различающихся способов ценностного освоения мира, своеобразного мировоззренческо-нормативного вмешательства в логику жизни. Мы исходим из того, что моральные ценности человечества выстраданы историей борьбы народных масс, но выстраданы при этом субъективно - в нравственных переживаниях, а также в форме морально-мировоззренческой оценки общественных процессов. В духовной культуре общества можно вычленить слой этического сознания, являющегося своеобразной «лабораторией» по производству моральных ценностей: это творческий процесс освоения социального мира и практикуемых нравственных отношений как в обыденной форме морально-этической рефлексии и нравственно-этического мировоззрения, так и на уровне сознательного теоретического осмысления, осуществляемого специалистами этического знания в концептуальной и категориальной форме, следовательно, на уровне непрофессиональном и профессиональном. Моральные ценности несут на себе отпечаток творческой мысли выдающихся гуманистов, мыслителей, чьи идеи так или иначе усваиваются массовым моральным сознанием. Для исследователя представляет интерес не только логика профессионального этического осмысления противоречивых отношений между жизнью и моралью, но и логика обыденно-личностного этического сознания, поскольку оно является наиболее массовым и доступным способом освоения людьми противоречивых отношений между законами жизни и предписаниями морали, немногочисленностью моральных требований и многообразием норм культуры. Благодаря этическому размышлению нравственное сознание человека поднимается на более высокий качественный уровень - от неосознанного к осознанному в поведении, от внешнего к внутреннему принятию нормы, освобождается от «наивной простоты» в оценке нравственных предписаний. В сфере этической культуры личности заложены могучие силы, призванные обеспечить гармоническое развитие культуры общества. Поэтому, разрабатывая теорию воспитания, мы не можем и не должны обходить стороной задачу формирования рационально-мировоззренческих оснований нравственной культуры личности. Актуальность исследования диалектики морального сознания и этических воззрений вытекает из логики развития марксистско-ленинской этики. По мере углубления этических исследований, их количественного и качественного роста встает вопрос о специфике этического знания, его месте в системе научных знаний об обществе и человеке, процессах управления и формах человеческого общения, его структуре и закономерностях развития. Необходимо осмыслить изменение взаимоотношений между этикой и моралью, процесс исторического становления этики как науки, структурный характер современной теории морали, процесс и логику становления этических категорий - ступенек осмысления нравственного развития человечества, вопрос о соотношении между моралью, этикой и метаэтикой. Этическое знание только тогда имеет значение для практики в самом глубоком значении этого слова, когда оно обладает всеми атрибутами теории и, следовательно, способно выполнять эвристические функции, служить основой для получения новых знаний в социологии, педагогике, психологии, социальной психологии - комплексе наук, разрабатывающих теорию социализации, управления воспитательными процессами. Наконец, актуальность исследования этического сознания вытекает из внутренних задач коммунистического строительства. Известно, что мораль и этико-педагогическая деятельность являются одними из факторов сложной и многогранной системы социализации и нравственного воспитания. Анализ механизмов усвоения личностью моральной информации, формирования нравственно-этического мировоззрения открывает возможность выдвинуть новые аргументы в пользу этического просвещения, которое, естественно, должно быть дифференцированным для различных возрастных групп, а также для групп с различным уровнем культурного развития. Включение этики в образовательный процесс становится необходимостью, ибо без гармонически развитых людей, без человеческого фактора мы не сможем эффективно решить ни одной из задач, вставших перед обществом зрелого социализма. «Чему мы должны учить молодежь и как она должна учиться (конечно, не только в школьном, но в более широком смысле - в смысле науки жизни), чтобы стать достойной строительницей коммунизма,- это и теперь главное в работе комсомола и в партийном руководстве этой работой». Анализ социальной практики, человеческой деятельности, духовных процессов в условиях развитого социализма показывает, что между этическими воззрениями и моралью складываются новые отношения. Социализм впервые делает мораль действенным фактором общественного развития, преодолевает традиционный для всей предшествующей истории разрыв между сознанием и поведением, между моральной идеологией и этикой, с одной стороны, и нравами, нравственными отношениями - с другой. Социализм преодолевает также разрыв между этикой и моралью, а в самой морали развивает и усиливает мировоззренческо-теоретические пласты видения мира, которые когда-то могли быть и, по существу, являлись привилегией лишь этико-теоретической деятельности. Складывается положение, при котором этические воззрения постоянно и непрерывно оплодотворяются мировоззренческими элементами развивающейся моральной системы, а массовое моральное сознание строителей нового общества во все большей степени адекватно воспринимает мировоззренческие, идеологические и познавательные элементы этического знания как специфической научной сферы духовной жизни общества. Все это дает основание говорить об особой форме морального сознания - об этическом сознании, по отношению к которому утрачивают свою справедливость традиционные суждения о его противопоставленности или оторванности от практики поведения, или более широко - от социальной практики. Этическое сознание в духовной культуре развитого социализма - это социально-детерминированный процесс диалектического взаимодействия обыденного рефлексивно-мировоззренческого осмысления человеческой деятельности, морального выбора и моральных предписаний и научно-теоретического этического познания сферы морали и морального регулирования; это «точка пересечения и соприкосновения» индивидуальной моральности и коммунистической моральной идеологии, индивидуальной моральности и безличностного этического знания как сплава мировоззренческих, идеологических и познавательных элементов, присущих марксистско-ленинской этике. Понять и осмыслить закономерность этого процесса - насущная задача социально-философского исследования. И хотя подобные исследования по своему содержанию являются методологическими, их выводы непосредственно обращены к практике коммунистического строительства, задачам воспитания нового человека. Предлагаемая читателю книга представляет собой попытку анализа этического сознания как явления духовной культуры в логическом, историческом, гносеологическом, социологическом аспектах. Свою задачу автор видит в том, чтобы углубить познание как морали, так и этики. Рукопись книги обсуждалась на заседании Проблемного совета «Актуальные проблемы марксистско-ленинской этики» Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. За ценные замечания, высказанные при обсуждении, автор выражает благодарность профессорам В. Г. Иванову, М. С. Кагану, Н. В. Рыбаковой, доцентам В. Т. Ганжину, Л. Г. Гринбергу, В. И. Игнатовскому, Ф Н. Щербаку, Я. Г. Якубсону, кандидатам философских наук Ю. В. Малышеву, Т. Ф. Назаровой.

 

Этическое сознание как объект философско-социологического анализа

Начало формы

Конец формы

01.05.2011 г.
...Не какая-нибудь потребность в спекуляции... а практические соображения побуждают обыденный человеческий разум выйти из своего круга и сделать шаг в сферу практической философии. И. Кант Индивидуально-личностное этическое сознание 1. Морально-этическая рефлексия Наиболее глубокий взгляд на мораль, укрепившийся в последние десятилетия в марксистско-ленинской этике, состоит в признании моральности существенным моментом в структуре морали как социального явления, в механизме ее функционирования. «Феномен моральности мало изучен в этике, отмечает А. П. Черменина, но важность его в системе морали должна направить интерес этиков к его анализу». Под моральностью понимается исторически сложившееся свойство личности - ее способность регулировать собственное поведение исходя из оценки и сопоставления должного с объективными возможностями ситуации и собственными объективными и субъективными возможностями и потребностями; моральность есть способность к саморегуляции. Деятельность личности «всегда не только объективно, но и субъективно обоснована и „обеспечена" мотивацией, целеполаганием, волей и т. д.». Анализ моральности и ее исторических форм является своеобразным ключом к пониманию генезиса и сущности этического мышления в его обыденной форме, присущей развитому индивидуальному сознанию. Субъектное бытие и генетическая связь этического мышления и моральности впервые в абстрактно-теоретическом плане были раскрыты в этике Канта и Гегеля. В «Основах метафизики нравственности» (1785 г.), выясняя соотношение практического и теоретического разума в повседневной человеческой жизнедеятельности, Кант отмечает, что нельзя не удивляться тому, «как много преимуществ имеет в обыденном человеческом рассудке практическая способность суждения перед теоретической». Показав, как часто в практических вопросах теоретическая способность суждения оказывается помехой в принятии решений, философ риторически задает вопрос: «Не было бы поэтому предпочтительнее в делах морали довольствоваться обыденным суждением разума и - самое большее - привносить философию только для того, чтобы полнее и доступнее представить систему нравственности, равно и правила ее изложить более подходящим образом для применения (но еще более для споров), но не для того, чтобы в практических целях отучать обыденный человеческий рассудок от его счастливой простоты и направлять его посредством философии на новый путь исследований и поучений?» Поставив вопрос, Кант здесь же отвергает выдвинутую альтернативу. Нравственная мудрость, отмечает он, «которая вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании, все же нуждается в науке не для того, чтобы у нее учиться, а для того, чтобы ввести в употребление ее предписание и закрепить его». На человеческое поведение оказывают действие два относительно состоятельных и нередко противоречащих друг другу фактора - потребности и склонности, с одной стороны, и требования долга, опирающиеся на разум, с другой. Это противоречие между потребностями и разумом, естественными склонностями и долгом порождает естественную потребность и осознать причину этого противоречия, и найти разумное обоснование поведения. «Человек,- пишет Кант,- ощущает в себе самом, в своих потребностях и склонностях, полное удовлетворение которых он называет счастьем, сильный противовес всем велениям долга, которые разум представляет ему достойными глубокого уважения. Разум между тем дает свои веления, ничего, однако, при этом не обещая склонностям, дает их с неумолимостью, стало быть, как бы с пренебрежением и неуважением к столь безудержным и притом с виду столь справедливым притязаниям... Отсюда возникает естественная диалектика, т. е. наклонность умствовать наперекор строгим законам долга и подвергать сомнению их силу, по крайней мере их чистоту и строгость, а также, где это только возможно, делать их более соответствующими нашим желаниям и склонностям, т. е. в корне подрывать их и лишать их всего их достоинства, что в конце концов не может одобрить даже обыденный практический разум». За этой аберрацией мысли, где отношение склонностей и велений долга перевернуто с ног на голову, где долг выступает априорным свойством разума и его непреклонности противостоят лишь чувства, за всем этим отчетливо проглядывает рациональное зерно кантовского учения: относительная самостоятельность чувственных влечений и велении нравственного долга как мотивов поведения, внутренняя потребность осмыслить значимость. Ценность того и другого фактора для практической деятельности человека и попытаться совместить их в поведении. «... Не какая-нибудь потребность в спекуляции (к чему у него совершенно нет охоты, пока он довольствуется ролью простого здравого разума), а практические соображения побуждают обыденный человеческий разум выйти из своего круга и сделать шаг в сферу практической философии, чтобы получить здесь сведения и ясные указания относительно источника своего принципа и истинного назначения этого принципа в сопоставлении с максимами, которые опираются на потребности и склонности. Это должно помочь ему выйти из затруднительного положения, возникающего вследствие двусторонних притязаний, и избежать опасности лишиться всех подлинных нравственных принципов из-за двусмысленности, в которой он легко может запутаться. Таким образом, и в практическом обыденном разуме, если он развивает свою культуру, незаметно возникает диалектика, которая заставляет его искать помощи в философии так же, как это происходит с разумом в его теоретическом применении». В Из логики кантовского рассуждения следует, что практическая философия возникает у человека как средство усиления его моральности, этическое размышление появляется всякий раз, когда перед личностью встают вопросы, с которыми обыденный разум справиться не в состоянии. Хотя «человеческий разум в сфере морального, даже при самом обыденном рассудке, легко может достигнуть высокой степени правильности и обстоятельности», острейшие конфликтные столкновения склонностей человека и нравственного принципа побуждают обыденный разум выйти из моральной сферы в сферу ее теоретического осмысления, в сферу «практической философии». Здесь важно еще раз подчеркнуть мысль Канта о зависимости этического мышления от уровня культуры человека: в практическом обыденном разуме человека, если он развивает «свою культуру», незаметно возникает диалектика, «которая заставляет его искать помощи в философии». Это положение заслуживает анализа как с позиций филогенеза, так и онтогенеза, исторического формирования нравственного субъекта и формирования его нравственной зрелости в процессе социализации. Предварительно же следует отметить, что, несмотря на неточность кантовского понятия «диалектика», глубокой является его мысль об отличии философской рефлексии от «довольного сознания», которое вращается в кругу привычных понятий, возводя их житейскую силу и распространенность в «законченность», «естественность», довольствуясь простотой принимаемых решений. Прославление «довольного сознания» Кант увидел во всей предшествующей натуралистической этике, выводившей моральные понятия из чувственных влечений. За этой кажущейся простотой Кант увидел сложность: нравственные понятия невыводимы из влечений человека, нередко противоречат им, и требуется большое усилие мысли, чтобы, следуя от одного понятия к другому, дойти до их источника. Сталкиваясь с противоречием побуждения и силы, скрытой в нравственных понятиях, «довольное сознание» неизбежно вынуждено порывать с простотой суждений и переходить к «диалектике» - к поискам истины в нравственной сфере. Гегель в еще большей степени подчеркивал связь этического и нравственного, философского и обыденного сознания. В предисловии к «Философии права», опровергая распространенное в его время мнение, что истина о праве и морали «столь же стара, сколь и открыто дана в публичных законах, публичной морали и религии, и она всем известна», Гегель подчеркивал, что человек, поскольку он мыслит, в «размышлении ищет своей свободы и основания нравственности». Подобно Канту Гегель также считает, что потребность в этическом размышлении и уровень этого размышления зависят от уровня культуры человека. «Необразованный человек не идет дальше непосредственного созерцания... В образование входит умение воспринимать объективное в его свободе. Оно заключается в том, чтобы в предмете я искал не свой собственный субъект, а рассматривал бы и трактовал предметы так, как они существуют сами по себе, в их свободном своеобразии...». Однако способность к размышлению присуща не только «образованному человеку», она - родовое свойство человека. Животное не сознает своего отношения к миру, человек сознает. «Только человек как существо мыслящее,- пишет Гегель,- может подвергать рефлексии такие свои побуждения, которые сами по себе необходимы для него... Дух обладает рефлексией... Например, невежественность, грубость образа мыслей или поведения - это такая ограниченность, обладать которой можно, не зная, что обладаешь ею. Если же ты подвергаешь ее рефлексии, другими словами, знаешь о ней, то ты, несомненно, знаешь и о том, что противоположно ей. Рефлексия есть уже первый шаг к преодолению этой ограниченности». Подобно тому, как Кант причину потребности в практической философии видел в конфликте склонностей и нравственного принципа, Гегель источник рефлексии видит в противоречии между природным и духовным в человеке. «За пределы (природного) побуждения человек выходит посредством рефлексии. Рефлектируя, он сравнивает такое побуждение не только со средствами его удовлетворения, но средства эти, а также и сами побуждения как друг с другом, так и с целями своего существования». Гегель считает, что рефлексия открывает путь к духовной свободе: «Рефлектируя, человек уже не является только существом природы, уже не находится в сфере необходимости». Будучи глубоким реалистом в подходе к общественной жизни и понимая нравственность как практическое отношение, Гегель показывает, что этическое и философское размышление возникает при столкновении с противоречиями общественной жизни, из потребности понять причины этих противоречий. «Фауст, находя человеческие границы слишком тесными, со всей необузданной силой пытался поднять их над действительностью. Он видел, что благородный человек угнетен и забыт, а дурак и плут осыпаны почестями. Он хотел постигнуть причину зла в сфере морали, исследовать отношение человека к вечному и понять, действительно ли оно ведет человеческий род и откуда появляются мучающие человечество противоречия. Он хотел дойти до причины вещей, до тайных пружин, движущих явления физического и морального мира, и до того, кто все это установил». Эти вопросы требуют мировоззренческой интерпретации и философского обоснования. Их трудностями на протяжении истории пользовалась религия, предложившая определенные мировоззренческие выводы. Присвоив себе роль опекуна морали, она препятствовала тем самым их подлинному решению. «Теология дает то, в чем отказывает спекуляция», подмечал эту особенность религии Гегель. Объяснение связи моральности и этического размышления, данное Кантом и Гегелем, несомненно, содержит в себе рациональное зерно. Можно даже сказать, что ими правильно поставлена проблема и в абстрактной форме предложено ее решение. Различие между абстрактно-теоретическим и конкретно-теоретическим решением проблемы - это различие между идеей и теорией, рациональной мыслью и ее историко-логическим обоснованием. Поэтому дальнейшее исследование должно идти по линии установления филогенетической, онтогенетической и функциональной связей нравственного сознания и этического мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.