Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа как форма организации деятельности учащихся




 

Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в малокомплектной школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности.

 

Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирования у них рациональных приемов умственных действий.

 

В процессе выполнения самостоятельных работ школьники приобретают более конкретные, осознанные знания, умения и навыки; учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, делать первичные обобщения и самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

 

На уроках «Окружающего мира» в малокомплектной школе возможны организация и проведение различных видов самостоятельных работ (Л. Лебедева).

 

Рекомендуемые самостоятельные работы содержат разнообразные вопросы, задания, природоведческие задачи, многие из которых имеют практическое значение. Использование подобных заданий поможет учителю не только проверить знание фактического материала, но и проследить за формированием и развитием умений, навыков и основных приемов умственных действий, таких как анализ, сравнение, обобщение на основе сравнения, наблюдение, установление причинно-следственных связей.

 

Различная степень сложности предлагаемых заданий дает возможность учителю осуществить дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся; использовать различные формы организации самостоятельных работ (фронтальная, групповая или индивидуальная формы). Некоторые из рекомендуемых самостоятельных работ могут быть использованы в качестве дополнительных домашних заданий.

 

Предлагаемые самостоятельные работы входят в конспекты уроков по следующим темам: «Как устроен и работает организм человека» и «Как человек воспринимает окружающий мир». В первую тему вошли 4 подтемы: «Кровь. Кровеносная система», «Сердце - главный орган кровеносной системы», «Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества», «Кожа. Строение кожи. Как работает кожа». Во вторую тему вошли 2 подтемы: «Зрение. Берегите глаза», «Слух. Берегите слух».

 

В разработанные конспекты уроков по темам: «Как устроен и работает организм человека» и «Как человек воспринимает окружающий мир» (см. Приложение 3) вошли самостоятельные работы, соответствующие каждой подтеме из общей темы.

 

В конспект урока по теме «Кровь. Кровеносная система» вошли индивидуальные карточки. Данный вид работы предлагается проводить на этапе урока «Повторение ранее изученного» с целью проверки и актуализации знаний учащихся и выявлению степени их самостоятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника и т.п.

 

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Его основные характеристики: 1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формулирования гипотез; 3) обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) знакомство с первоисточниками; 5) развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

 

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направ­ленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н. Поддьяков)4.

 

Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И. Савенков)5.

 

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и ощущает потребность искать и находить ранее ему неизвестное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С. Обухов)6.

 

Исследовательский проект учащегося – специфическая форма научной работы учащегося. Главной целью исследовательского проекта является получение представлений о том или ином явлении.

 

Педагогический проект руководителя исследовательской работы – организация образовательного процесса на основе учебного исследования. Его главной целью является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности и предлагает те или иные темы исследований, адаптирует методики, создаёт усло­вия для проявления познавательной инициативы детей.

 

Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях.

Как было сказано, главной целью исследовательской работы школьников является развитие их способности критически мыслить, формулировать проблему, искать её решение. Эти цели достигаются наилучшим образом, если ребёнку создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, анализа и т.д. В этом случае юный исследователь действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования. Очевидным становится то, что на каждом этапе нужно дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, – иначе исследование может постепенно превратиться в последовательность стандартных учебных этапов.

 

Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности от задумки до получения итогов. Метод проектов – форма организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. В нашем случае данный метод позволяет спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т.д. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остаётся исследованием, которое организовано проектным методом.

 

Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — приобретение учащимся функционального навыка ведения научной работы.

 

Важный этап процесса обучения – проверка (контроль) знаний учащихся. Он призван установить степень достижения целей обучения, проверить, и на каком уровне сформированы знания, умения школьников, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задания. Контроль также должен выявлять уровень развития учащихся, сформированность заданных личностных качеств.

 

Цель предварительного контроля – выяснение уровня знаний, умений и навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится на первых уроках учебного года или перед изучением новой темы (стартовый контроль), а также в начале урока (актуализация знаний). Результаты её дают учителя представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию.

 

Цель текущего контроля – индивидуальная проверка усвоения знаний и оценка результатов. Учитель проводит её регулярно. Полученные данные позволяют систематически следить за подготовкой учащихся.

 

Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или по большому разделу программы.

 

Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или на следующую степень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, которая обеспечивает дальнейшее обучение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.