Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды, стадии криминалистического моделирования




Изучая объект, представленный в натуре, исследователь воспринимает его непосредственно, но знание об объекте формируется на основе его осмотра, измерения, взвешивания и применения др. методов познания. Но объект м.б. познан и тогда, когда его восприятие невозможно. В этом случае исследователь может обратиться к аналогу объекта, замещающему оригинал (модель).

Модель - это материальный или мысленный (идеальный) аналог. Модель (искусственно созданная система) - это др. система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с оригиналом.

Исследование объектов познания на их моделях называется моделированием.

Крим. модели подразделяются на:

1) материальные - воспроизводят объекты в материально-фиксированном виде. Это специально создаваемые уникальные крим. системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы-оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов. Выделяются 2 группы моделей указанного плана: 1) пространственно-подобные (макеты, муляжи, слепки и т. д.) воспроизводят в натуре пространственные свойства и отношения объектов; 2) физически-подобные - в них отображаются динамика изучаемых процессов и свойства, предполагающие одинаковость.

2) мысленные (идеальные) - наиболее часто используются, поскольку все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагах на пути познания, о том, что и каким образом д.б. сделано, являются только моделями.

Существуют три вида мысленных моделей: 1) модели предметов и событий прошлого (напр., событий, которые ранее воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время его допроса); 2) модели предметов и событий настоящего (напр., представление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете во время допроса, который производится его коллегой по следственной бригаде); 3) модели предметов и событий будущего (напр., представления следователя о том, что ему предстоит сделать на следующий день).

При построении мысленных моделей используются различные по характеру знания. По этому основанию выделяются модели, содержащие: 1) только положительное (достоверное) знание: 2) только предположительное знание; 3) и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания.

Мысленные модели могут классифицироваться по различным основаниям: 1) по видам моделируемых объектов (модели событий и предметов); 2) по степени абстрактности (модели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т. п.); 3) по объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-л. его частей, сторон, признаков); 4) по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификационные и т. п.); 5) по сфере построения и использования (модели научные, модели практические).

Модели группируются также по субъектам крим. моделирования (модели следователя, эксперта и т. п.), по отношению к видам и этапам поисково-познавательной деятельности (модели предварительной проверки, модели предварительного расследования, модели первоначального этапа расследования и т. п.), по криминалистическим ситуациям, категориям уголовных дел (например, мысленные модели по делам об убийствах, мысленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неочевидности). Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть подвергнуты внутренней группировке. Так, модели, строящиеся на практике, подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные.

Т.о., в процессе классификации крим. моделей в качестве оснований их деления используются самые различные существенные признаки двух систем: 1) самих моделей; 2) деятельности, связанной с построением, изучением и использованием моделей (моделированием).

Под крим. моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых и познающих объектов в уголовном процессе. Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сферах уголовно-процессуальной деятельности. Крим. моделирование способствует: - распознаванию (крим. диагностике) признаков преступлений, определению видовой принадлежности содеянного, наличия в нем признаков конкретного состава преступления, правильной уголовно-правовой квалификации деяния; - отграничению преступлений от иных общественно опасных деяний; - выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе; - розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении общественно опасных деяний и др.

Объекты крим. моделирования:

1) познаваемые объекты - моделируются самые различные события (преступления, акты поведения) и их отд. элементы. Основное назначение - обеспечить оптим. решение вопросов, связанных с предметом поиска, с характером, местом нахождения объектов, кот. необходимо отыскать.

2) объекты, выступающие в качестве средств познания - поисково-познавательная деятельность в уголовном процессе в целом, отд. виды и этапы этой деят-ти, ее элементы, совокупности элементов, их признаки, внутренняя структура. Среди систем этого плана чаще встречаются: - следственные версии, крим. и правовые решения; - следственные ситуации; - оперативно-розыскные мероприятия; - специалисты и судебные эксперты и др.

Процесс моделирования состоит из 3 стадий:

1) построения модели объекта - это значит: а) на основании собранных фактических данных составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; б) определить структуру, наполнить деталями созданный эскизный "портрет" объекта; в) зафиксировать построенную модель (в памяти, в рисунке, чертеже и т. д.).

2) изучение построенной модели - логический анализ и мысленный эксперимент с выведением и проверкой выводимых суждений с определением воздействия и осуществлением корректировки модели.

3) реализации модели (проверки модельной информации) - практические действия, направленные на обнаружение и исследование упомянутых фактов (выяснение, имели ли место в действительности те факты, суждения о кот. были сделаны в процессе изучения модели). Оценка результатов позволяет сделать вывод о: достоверности/ошибочности/неточности в какой-л. части построенной модели (и необход. ее корректировки).

Модели о событиях настоящего (как прошлого (ретроспективные модели)) проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деяте-ти субъектов моделирования. Перспективное моделирование - отражает основные черты системы и средств познания первого объекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.