Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды и критерии допустимости тактических приемов




Понятие, структура и задачи криминалистической тактики. Ее соотношение с другими частями (разделами) криминалистики

Криминалистическая тактика (сначала именовалась «уголов­ной») — это система научных положений и основанных на них приемов и рекомендаций по организации и планированию предва­рительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих судебное исследование, приемов проведения процессуальных (и в первую очередь следственных) действий, кото­рые направлены на собирание и исследование доказательств, на установление причин и условий, способствовавших совершению и сокрытию преступлений.

Условно в системе криминалистической тактики обычно выделяют две части:

Общие положения криминалистической тактики. В этом разделе определяются понятие, сущность и содержание криминалистической тактики, ее источники, связь с дру­гими частями криминалистики и другими науками, сущ­ность и виды тактических приемов, тактических комбина­ций, тактических операций, понятие и классификация следственных ситуаций, основные принципы планирова­ния расследования преступлений и т.п.

Второй ( основной ) раздел криминалистической тактики по­священ тактике отдельных следственных и судебных дейст­вий (следственного осмотра, обыска, допроса и др.).

Основные задачи криминалистической тактики:

• разработка рекомендаций по выдвижению и проверке след­ственных версий, организации и планированию расследо­вания;

• разработка тактических приемов подготовки и производст­ва отдельных следственных (судебных) действий, тактиче­ских комбинаций (операций);

• поиск форм взаимодействия следователя с оперативными аппаратами МВД, ФСБ РФ, сотрудниками налоговой по­лиции, таможенных органов и др.;

• разработка рекомендаций по использованию специальных познаний при производстве следственных и судебных дей­ствий и др.

Криминалистическая тактика, будучи самостоятельным разделом криминалистики, в то же время тесно связана с другими разделами. Во-первых, она опирается на общую теорию крими­налистики и использует положения многих частных криминали­стических теорий: учения о криминалистической версии, кри­миналистическое учение о розыске и др. Разработка тактики осуществления какого-либо следственного действия невозможна без учета специфики использования при его осуществлении тех­нико-криминалистических средств и методов. В свою очередь, общие для всех видов преступлений тактические приемы, ис­пользуемые при производстве следственных действий, в частных методиках расследования преступлений данного вида приобре­тают специфические особенности.

Тактический прием — наиболее рациональный и эффективный в определенной ситуации способ действий лица, осуществляющего расследование. К тактическим (тактико-криминалистическим) приемам относятся, например, приемы планирования расследова­ния, производства осмотра места происшествия или допроса.

Тактический прием может относиться:

к проведению следственного действия в целом (приемы ос­мотра, обыска, следственного эксперимента);

к конкретному виду следственных действий (приемы допроса обвиняемого, дающего ложные показания, или приемы личного обыска);

к отдельному этапу следственного действия (подготовке, проведению, фиксации).

Поскольку невозможно дать полный перечень тактических приемов (он имел бы слишком большой объем и устарел бы уже в момент опубликования), большое значение имеют крите­рии допустимости тактических приемов в судопроизводстве. К ним относятся:

соответствие принципам законности (не противоречить духу и букве закона);

научная состоятельность (в судопроизводстве не могут применяться методы, находящиеся в стадии научной разра­ботки и не апробированные;

непротиворечие морально-этическим нормам (следователь не­должен лгать допрашиваемому);

эффективность, доступность и целесообразность.

59. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий при расследовании преступлений

Правовой основой взаимодействия следователей и органов дознания являются нормы УПК РСФСР: ст. 117,119,127 и 132 УПК, нормы Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (ст. 7,10,11,13 и 14). Должны также учитываться и требования Закона РСФСР “О милиции” в части разграничения компетенции криминальной милиции и милиции общественной безопасности (ст. 8—9).

Неукоснительное соблюдение перечисленных норм действующего законодательства — необходимое условие эффективности взаимодействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений. Порядок применения оперативно-розыскных мер определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных действий.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие уже совершенных преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих;

осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Согласно ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, на территории России право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел Российской Федерации; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) Федеральных органов налоговой полиции; 4) Федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации; 5) органов Пограничной службы Российской Федерации; таможенных органов Российской Федерации; 7) Службы внешней разведки Российской Федерации.

Оперативные подразделения внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в п. 1—7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководство указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Что касается производства следственных действий, то оно осуществляется органами дознания и следователями в тех же целях, однако в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

Из этого вытекает, что как оперативно-розыскные мероприятия, так и следственные действия преследуют единую цель — борьбу с преступностью и по своей природе носят правовой характер. Однако оперативно-розыскные меры и следственные действия совершаются в различных правовых режимах, что порождает особенности деятельности органа дознания и следователя. Эти особенности проявляются в следующем:

1) в различии средств и методов осуществления деятельности следователя и органа дознания (оперативного работника). Следователь осуществляет свою деятельность средствами и методами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом. Они носят процессуальный характер. Оперативный работник осуществляет деятельность, регламентированную Федеральным законом РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, который предусматривает использование оперативно-розыскных мер для борьбы с преступностью. Эти средства и методы не являются процессуальными;

2) в различии их прав в применении процессуальных и непроцессуальных средств и методов. Следователь ни при каких обстоятельствах не может пользоваться средствами и методами, находящимися в распоряжении оперативного работника. Он вправе производить лишь предусмотренные УПК следственные и розыскные действия, в то время как оперативный работник, выступая в качестве лица, производящего дознание, вправе выполнять определенный круг следственных действий и все оперативно-розыскные действия;

3) в различии пределов применения ими процессуальных и непроцессуальных средств и методов. Если следственные действия (за исключением места происшествия) могут производиться только после возбуждения уголовного дела и до окончания предварительного следствия, то оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, в ходе дознания и следствия;

4) в различии непосредственных результатов следственных действий и оперативно-розыскных мер. В результате следственных действий могут быть получены доказательства, тогда как в результате оперативно-розыскных действий могут быть получены лишь сведения об источниках таких фактов, из которых доказательства получаются только путем производства следственных и розыскных действий.

Согласованное проведение следственных действий и оперативно-розыскных мер позволяет успешнее раскрывать преступление и изобличать лиц, их совершивших.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.