Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сущность, задачи и виды предъявления для опознания. Обстоятельства, исключающие предъявление для опознания




Разъяснив допрашиваемому порядок допроса и предупредив его об ответственности за отказ от показаний и за дачу ложных показаний, следователь предлагает ему рассказать все известное по делу. Это этап свободного рассказа допрашиваемого.

Постановка вопросов допрашиваемому;

Свободный рассказ допрашиваемого;

Установление психологического контакта с допрашиваемым;

Подготовка к допросу (см. выше);

Тактика допроса потерпевшего

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредоточивать долгое время внимание на одном объекте, допрос не следует затягивать, либо необходимо устраивать перерывы.

Особенности допроса несовершеннолетних

Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидете­лей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незна­чительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ре­бенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности ха­рактера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не ско­вывала и не путала их, не действовала на них подавляюще. Для не­совершеннолетних в возрасте 15—17 лет официальная обстановка места допроса играет противоположную роль: проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

Основным средством изобличения малолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными как вследст­вие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и вследствие духа противоречия, свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

Эффективным может оказаться и повторный допрос, позво­ляющий обнаружить признаки внушения или фантазирования.

 

Как известно, потерпевший заинтересован в исходе дела. Эта заинтересованность, а также возможность ошибочного воспри­ятия фактов в силу обстановки события и опасности, которой он мог подвергаться, должны учитываться при допросе и оттенке показаний потерпевшего. В остальном тактика допроса потер­певшего и тактика допроса свидетелей настолько близки, что их можно рассматривать совместно.

Допрос потерпевших можно разделить на пять этапов:

5) ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнито­фонной записью его показаний.

Свободный рассказ — изложение допрашиваемым известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекоменду­ет следователь или которую он избирает сам. Следователь не прерывает свободный рассказ репликами или вопросами. По ходу свободного рассказа нежелательно протоколирование. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать вниматель­ность, с какой следователь слушает его рассказ, и заинтересо­ванность в показаниях.

По окончании свободного рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмета допроса, следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет полученные показания, выявляет новые факты, не упомянутые в свободном рассказе, получает контрольные данные, необходимые для проверки показаний, помогает свидетелю или потерпевшему вспомнить забытое.

В целях «оживления» памяти свидетеля или потерпевшего применяются следующие тактические приемы, ино­гда используемые и при допросе подозреваемого или обвиняемо­го, искренне стремящегося вспомнить какие-либо обстоятельства:

Допрос с использованием ассоциативных связей. Представле­ния, возникающие в сознании свидетеля или потерпевшего в свя­зи с воспринимавшимся событием, вступают друг с другом в оп­ределенные связи, называемые ассоциативными. Поэтому припо­минание одного факта может повлечь за собой: припоминание связанных с ним других фактов. С целью оживления таких связей следователь задает допрашиваемому вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним фактам, помогает установить сна­чала их, а затем — по ассоциации с ними — и искомый.

Допрос на месте —разновидность допроса с использованием ассоциативных связей, когда их оживление вызывает не задавае­мый следователем вопрос, а повторное восприятие допрашивае­мым той обстановки, в которой происходило расследуемое собы­тие. Допрос на месте не следует смешивать с другим следствен­ным действием — проверкой показаний на месте. Это обычный допрос, который проводится не в кабинете следователя. Сходным приемом оживления ассоциативных связей является предъявление для повторного восприятия допрашиваемому предметов, связан­ных с интересующими следствие обстоятельствами.

Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. При повторном воспроизведении показаний допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом до­просе факты, поэтому нельзя непременно подозревать его в не­честности, если при повторном допросе он расскажет о фактах, которые ранее не припомнил.

 

84. Понятие очной ставки и тактика ее проведения

Очная ставка — одновременный допрос в присутствии друг друга ранее допрошенных лиц об обстоятельствах, в отношении которых они дали противоречивые показания.

Подготовка к проведению очной ставки включает в себя выбор момента проведения очной ставки, изучение взаимоотношений бу­дущих участников очной ставки, определение предмета очной став­ки, определение вопросов к допрашиваемым, их формулирование и определение последовательности их постановки, а также подготов­ку доказательств и иных материалов, которые могут потребоваться по ходу очной ставки.

Производство очной ставки начинается с выяснения, знают ли ее участники друг друга и в каких взаимоотношениях нахо­дятся. Это необходимо для оценки влияния отношений на прав­дивость показаний.

Вслед за выяснением отношений следователь предлагает по­очередно каждому участнику дать показания по существу спор­ных обстоятельств. По сложившейся практике первым полагает­ся дать показания тому допрашиваемому, который, по мнению следователя, говорит правду.

Участники очной ставки с согласия следователя могут зада­вать вопросы друг другу; но нельзя допускать, чтобы допрашиваемые воспользовались этим для препирательства друг с другом, оскорблений и упреков. Следует учитывать, что при очной ставке потерпевшего или свидетеля с подозреваемым или обвиняемым последние могут использовать ее для запугивания, уговоров и другого негативного с точки зрения установления истины воздействия на свидетеля или потерпевшего.

Предъявление для опознания представляет собой следственное действие, в процессе которого решается задача отождествления конкретного объекта по мысленному образу, запечатленному в сознании опознающего лица.

Существуют следующие виды предъявления для опознания:

• людей (по их внешним анатомическим и внешним функ­циональным признакам);

• трупов и их частей;

• предметов, документов;

• животных;

• участков местности, помещений, строений.

Опознание может быть осуществлено посредством предъявле­ния объектов в натуре или по их фотографическим изображениям.

В ходе предъявления для опознания решаются следующие основные задачи:

-проверяется, действительно ли объект является тем самым, который имеет отношение к расследуемому преступлению;

-выясняется, что представляет собой объект, оказавшийся в распоряжении следователя, если это обстоятельство нельзя установить иным способом;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.