Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размышления переводчика




К моменту завершения перевода 10 тома ранобэ Sword Art Online у меня скопилось множество идей, с какими захотелось поделиться с другими. Читатели сами должны решать, как относиться к моим мыслям. Тем более некоторые из них могут показаться притянутыми за уши.

Изначально я взялся за перевод SAO для того, чтобы улучшить свой английский, а лучшего кандидата для перевода просто не было. Сначала один человек обещал помочь, но тогда я ещё не знал, что подобных «помощников» за всё время перевода наберётся немало, которые только обещают свою помощь, а в итоге бесследно пропадают. Единственный, кто не сделал этого — Eragot, занимающийся иллюстрациями, за что ему огромное спасибо. В остальном же мне пришлось справляться самому, потому в тексте наверняка найдутся косяки, неблагозвучные предложения, опечатки и прочее. Я старался изо всех сил, чтобы вычистить их, но понимаю, что при таком раскладе устранить все ошибки просто невозможно.

Начну с того, что сюжет 9 тома поразил меня так, как поражает хорошая научная фантастика, а 10 том только закрепил этот эффект. Особенно это заметно на фоне предыдущих выпусков SAO, в которых автор будто бы лишь готовился к работе над главной историей в серии. Нет, разумеется, первая арка, посвящённая событиям внутри смертельной виртуальной ловушки, достойна внимания, ведь именно с неё всё началось. События были размашисты и в определённой степени непредсказуемы, хотя конечный результат был очевиден — игра будет пройдена. Вопрос лишь в том, какой ценой.

То же можно сказать про вторую арку, её финал был ещё более предсказуемым, и сама история больше походила на игру в песочнице. Третья арка внесла детективное разнообразие в sci-fi окружении, но это всё равно не походило на научную фантастику в изначальном её понимании.

И после всего этого Кавахара-сан демонстрирует последнюю арку — Алисизацию, одно только название которой вгоняет в ступор. А первые главы способны заставить усомниться, а не перепутано ли название ранобэ?

Как пошутил сам автор в послесловии 9 тома, новая история сильно отличается от предыдущих хотя бы тем, что Кирито не встречает очередную дивчину... Но в каждой шутке есть доля шутки. Потому что в этой казалось бы мелочи скрыто нечто большее. Сюжет стал развиваться в совершенно другой плоскости.

Нас в самом же начале выбрасывают в незнакомый мир, который на первый взгляд невозможно отличить от реальности, и только лишь по косвенным признакам стороннему наблюдателю становится ясно — ага, всё-таки это виртуальный мир. Но такой мир, существование которого бесцеремонно сваливает на нас лавину вопросов, ответы на которые начинают появляться неторопливо, но каждый из них приносит с собой настоящее открытие, подобное раскрытию строжайшей тайны. Особенно это относится к Части второй, в которой объявляется Хига Такэру.

Что касается 9 тома, он получился самым неожиданным, самым кровавым, самым загадочным томом в серии. И Кавахара-сан реализовал целую плеяду идей. Пусть они не являются чем-то из ряда вон выходящим, но собранные вместе они заставляют немного призадуматься.

Стоит начать с необычного раскрытия персонажей. Мир Underworld представляет собой некую утопию, мир, в котором отсутствуют преступления, войны, убийства и даже лень. Но также в нём отсутствует развитие. Остаётся только удивляться тому, что жители этого мира при всём своём консерватизме умудрились расселиться на территории диаметром 1500 километров, да ещё настроить городов и деревень. И это за каких-то триста лет! Почему же в момент следующей фазы эксперимента, когда туда был помещён Кирито, мир пребывал в статичном состоянии, при котором среди жителей 99% людей не желали даже на миллиметр отклоняться от ежедневной рутины? Надеюсь, этому есть объяснение.

Как бы там ни было, к началу 9 тома этот мир выражал одну из сторон жизни — консерватизм. Слепое следование заветам предков, которые следовали заветам предков. Если было сказано рубить непобедимое дерево, чья кора крепче стали и которое не срубить за десять поколений, всё равно будем рубить, даже если это не вяжется со здравым смыслом! Традиции прежде всего!

Абсурдная ситуация, однако заставляет призадуматься, а не такие ли мы с вами. Каждый день занимаемся одним и тем же, ходим в одни и те же места, посещаем одни и те же сайты. Зачем что-то менять, и так ведь хорошо. А если захочется перемен, можно найти новый сайт...

Но находятся люди, которых в эпоху возрождения именовали «божественными». Кирито стал олицетворением такого человека, который вторгся в этот закисший мир, чтобы его расшевелить. Безудержная энергия пропитывает собой всё его окружение, и изменения неизбежны. За несколько дней он умудряется найти новый способ в решении задачи, которая на первый взгляд кажется неразрешимой — демоническое дерево, что взирает на них свысока и преграждает путь к цели. Кирито уподобляется гению, что способен взглянуть на привычную проблему свежим взглядом и неожиданно для всех найти блестящее решение.

Юдзио же выражает собой потенциал мира, который только и ждёт, чтобы ему придали импульс. Такой человек несомненно талантлив, но по сути своей является ведомым. И при должном руководстве он сможет реализовать весь свой личностный потенциал. Помимо этого он является сдерживающей силой, что в минимальных пределах удерживает неистовое целеустремление Кирито. Парочка получилась идеальной, применимо к этому миру.

Такой персонаж как Алиса олицетворяет непокорство правилам этого мира, однако это непокорство отличается от любопытства и озорства Кирито, который пришёл извне. Она сравнима с эзотерикой дзэн, таинство которого открывается лишь тем, кто способен мыслить нестандартно и не делает беспрекословно то, что ему велят. При попытке обратиться к мастеру дзэн за советом, тот лишь вежливо отправит вас куда подальше, и только самые настойчивые удостоятся аудиенции. Так и Алиса, пусть и невольно, но смогла превозмочь то, что было запрещено. Если вспомнить библейское сказание о Рае, то человек стал истинным человеком только нарушив табу...

Именно покорность правилам отличает жителей Underworld от полноправных людей. Однако тут чувствуется одна идея, какая была высказана ещё в XVII веке Джоном Локком, идеи которого выражались одной фразой — Tabula Rasa, что в переводе означает «выскобленная доска». Или более привычный вариант - «чистая доска». Согласно этой идее человек при рождении не наделён никакими знаниями и идеями, все люди при рождении абсолютно одинаковые, и лишь в процессе воспитания и обучения становятся уникальными. Эта идея стала революцией, оттеснив собой схоластические представления о душе. Эта же идея прослеживается в мыслях Хиги Такэру, который заявил, что флактлайты новорожденных детей практически идентичны. В это можно поверить. Только с одной оговоркой — флактлайты идентичны, а вот тела нет. Биологические особенности конкретного человека оказывают огромное влияние на формирование будущей души. Лабильность нервной системы, наследственные ферментные дефекты, внутриутробная гипоксия и масса прочих факторов. Однако если полностью исключить влияние тела, что и было успешно выполнено, то идея Tabula Rasa воссияет во всей своей красе.

Ускорение времени в пределах Underworld напомнило мне об ещё одной работе. На этот раз художественной, но тоже затрагивающей тему Рая. Это роман Вадима Арчера «Выбравший бездну». Главные герои романа — боги, создавшие мир людей. Землю, солнечную систему, всю Вселенную. Создали с целью удержать в нём божественную искру, что поглотили первые люди в райском саду, вкусив яблоко. Время в этом мире специально ускорили, чтобы ускорить развитие человечества. Временами боги спускались к людям и наблюдали за ними, маскируясь под простых смертных и преследуя свои цели. Если взглянуть в целом, это очень похоже на Underworld. И даже сила воображения играет в том романе далеко не последнюю роль, приравниваясь к силе богов.

Нельзя не затронуть самую душещипательную тему арки. Копирование разума. Идея далеко не нова. Ещё в 1962 году братья Стругацкие описали подобный процесс, назвав его «методом Каспаро-Карпова». Идею развивал Уильям Гиббсон, отец киберпанка, а так же Ота Масанори и Мамору Осии в серии Ghost in the Shell. Главное идеологическое противостояние выражается коротким диалогом между Кикуокой и Асуной. Кикуока: «По мне, жизни ста тысяч искусственных флактлайтов не стоят единственного солдата Сил Самообороны». Ответ Асуны: «Вот только вы не учитываете права искусственного интеллекта». Ринко же как воплощение научного подхода занимает нейтральную позицию, успокаивая себя отговоркой: «Этот спор никогда не будет разрешён». Автор ясно указал, что он не разделяет взглядов Кикуоки. Но это не значит, что они не обоснованы.

Подобная тема затрагивается в фильме 1997 года «Нирвана» - искусственный интеллект в виртуальном мире развивается до такой степени, что в нём просыпается сознание и самосознание. А с такими «багами» появляются неприятные симптомы — главный протагонист игры испытывает страшную предсмертную боль по много раз на дню, каждый раз после этого возрождаясь на «точке сохранения».

Вообще, многочисленные прямые и не очень отсылки к различным произведениям в последних томах не могут не радовать. Это и сюрреалистическая Алиса, и Труман из одноимённого шоу, и даже отсылка к реальным и гипотетическим историческим событиям недавнего времени. Что интересно, если верить 10 тому, в 2016 году начнётся новая война в Ираке... А отрицать развитие беспилотной техники нет смысла. Быть может, в самом деле будущие войны будут вестись исключительно на роботах. А пока нам надо разобраться с нашими баранами. Точнее, флактлайтами.

Пожалуй, на этом всё. Следите, чтобы Жизнь вашего хлеба не иссякла.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.