Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиция патографического (нозографического, клинико-психиатрического) анализа творческой продукции душевнобольных психиатрами




Первые примеры изучения творчества душевнобольных с эстетических и клинико-психиатрических позиций предпринимались еще в середине-второй половине XIX века. В этом отношении большое значение имели работы Ч. Ломброзо, А. Тардье и М. Симона. В 1855 г. парижский врач Амбруаз Тардье заинтересовался татуировками, а в 1872 г. опубликовал свою работу «Судебно-медицинское исследование помешательства», посвященное изучению рисунков душевнобольных в диагностических целях.

Примерно в это же время (в 1864 г.) вышла книга «Гениальность и помешательство», написанная психиатром-криминалистом и коллекционером творчества душевнобольных Чезаре Ломброзо из г. Турина (Италия). Изучая жизнь и творчество выдающихся художников, он отметил связь между психической патологией и гениальностью и высказал предположение, что психические расстройства могут способствовать творчеству, придавая художественному языку автора оригинальность и выразительность и способствуя активизации воображения.

В 1876 г. французский врач Макс Симон, изучая рисунки больных, публикует две монографии на тему «психотического искусства». Обратив внимание на своеобразие изобразительного «языка» психически больных, Симон идентифицировал несколько стилей и связал их с разными видами психической патологии. Этот автор вместе с Тардье положил начало патографическому анализу художественной продукции душевнобольных.

Существенный вклад в исследование искусства душевнобольных с клинико-психиатрических и художественно-эстетических позиций внес немецкий врач-психиатр и искусствовед Ганс Принцхорн. На основе своих исследований творчества пациентов из психиатрической клиники г. Хайдельберга (Германия) он написал получившую широкую известность книгу (Prinzhorn H., 1922). Одним из первых в психиатрической среде Г. Принцхорн показал, что диагностика на основе анализа изобразительной продукции должна строиться на продолжительном наблюдении за творческими проявлениями больного и принимать во внимание его личность в целом, а не только форму психического заболевания.

За год до выхода в свет книги Г. Принцхорна, в 1921 г. главный врач и директор психиатрической больницы Валдау в г. Берне (Швейцария) Вальтер Моргентхалер опубликовал свою монографию «Душевнобольной как художник», посвященную творчеству Адольфа Вельфли (Morgenthaler W., 1921). В 1908 г. этот врач превратил коллекцию Швейцарского психиатрического общества в небольшой музей, собрав в нем наиболее яркие образцы психопатологического искусства. Показательно, что этот автор активно привлекал художественные работы больных для более тонкого исследования клинических проявлений при разных психических заболеваниях.

Заслуживает внимание деятельность представителей французской школы клинико-психиатрического и структурно-психологического анализа изобразительной продукции душевнобольных (Ж. Винчон, Р. Вольма, Ж. Делей, К. Вьяр, Ж. Бобон). С именами Р. Вольма, Ж. Делея, К. Вьяра и Ж. Бобона, а также А. Базера и Л. Навратила связано создание в 1959 г. Международного общества по изучению психопатологии экспрессии (для обозначения этой организации используется французская аббревиатура SIPE) — занимающегося исследованием и терапевтическим применением творческой активности при психических расстройствах.

Ж. Винчон (Vinchon, 1924) предложил свою классификацию художественных стилей при психических заболеваниях, основанную на изучении формальных признаков картин, включающую шесть основных категорий — (1) перверзный стиль, (2) маниакально-депрессивный стиль, (3) паранойяльный стиль, (4) эпилептический стиль, (5) дементный и олигофренический стиль, (6) шизофренический стиль.

Работы Ж. Бобона (Bobon J., 1962) являются ярким примером интеграции клинико-психиатрического и структурно-психологического анализа психопатологической экспрессии. Бобон рассматривал ее в качестве особого языка и указывал на связь между вербальной и художественной коммуникацией в норме и при разных психических заболеваниях. Анализируя художественную продукцию душевнобольных на основе клинического подхода, Ж. Бобон использовал понятия графических неоморфизмов и параморфизмов, считая эти феномены аналогами характерных для шизофрении неологизмов и паралогизмов.

Идеи Ж. Бобона были использованы итальянским психиатром В. Андреоли (Andreoli V., 1999) при разработке оригинального подхода к исследованию продуктов спонтанного изобразительного творчества душевнобольных, названного динамическим структурным анализом. Для данного подхода характерно многолетнее наблюдение за творческими проявлениями больных, позволяющее проследить постепенное формирование и изменение художественного стиля в его тесной связи с динамикой клинических проявлений.

Аналогичный подход, но предполагающий создание больными рисунков на заданную тему, был использован, начиная с 1960-х гг., венгерским психиатром И. Харди (Hardi I., 1969, 1983, 1985) и обозначен как динамическое исследование рисунков. Данный подход представляет собой сравнительный анализ последовательных рисунков, с инструкцией для пациента нарисовать человека и животное до, во время и после лечения. Сравнивая клинические психопатологические изменения с особенностями графической экспрессии, собираемой за определенный период времени, Харди выявил разные личностные экспрессивные уровни, а также динамические изменения в сериях рисунков, которые могут указывать как на деградацию, так и улучшение психического функционирования пациента. В отличие от проективных тестов, основное внимание при анализе рисунков Харди уделял изменениям формальных, динамических элементов и лишь после этого — содержанию рисунков.

Психиатры-клиницисты также стояли у истоков создания секции по изучению психопатологической экспрессии, в настоящее время именуемой секцией искусства и психиатрии, созданной в 1983 г. в рамках Всемирной психиатрической ассоциации. Эта секция занимается клинико-психиатрическими и междисциплинарными исследованиями творчества душевнобольных, организует выставки их работ, изучает диагностический, терапевтический, реабилитационный потенциал их творчества, а в последние годы также проводит мероприятия, направленные на преодоление стигматизации (клеймения) душевнобольных. Представители этой секции активно используют биографический метод и предпринимают попытки применения целостного, междисциплинарного подхода для изучения механизмов творческой активности при разных психических заболеваниях, интегрируя клинико-психиатрические данные, результаты изучения деятельности мозга и культурологический анализ, методы психосемантики. (Andreoli V., 1999; Kopytin A., 2008; Thomashoff H.-O., & Sartorius N., 2004; Thomashoff H.-O., Kopytin A., & Sukhanova E., 2009).

Особой линией развития рисуночной психодиагностики на основе клинико-психиатрического подхода можно признать изучение особенностей изобразительной продукции пациентов, принимающих психоактивные препараты, либо подвергающимся особым лечебным воздействиям. В этом отношении показательны работы Э. Гутмана и У. Маклея (Guttmann E., Maclay W., 1937; Maclay W., Guttmann E., & Mayer-Gross W., 1938). Исследуя эффекты воздействия мескалина на психиатрических пациентов, они прибегли к анализу их рисунков. Кроме того, они провели специальное исследование, пытаясь изучить, какое влияние на творчество художников-профессионалов оказало их психическое заболевание.

Исследованием влияния психофармакотерапии и других видов лечения, например, электросудорожной терапии на художественное творчество больных занимались и другие авторы, в частности, упомянутый выше И. Харди (Hardi I., 1956, 1962, 1966). Весьма интересным исследованием можно также считать работу У. Рейтмана. Изучая последствия лейкотомии (операции по рассечению «мозолистого тела» мозга больных шизофренией), он отметил определенные изменения в характере их изобразительной деятельности.

Можно также признать, что в тех странах, где имелись сильные школы клинической психиатрии (в частности, во Франции, Германии, России), исследования творчества душевнобольных базировались главным образом на клиническом подходе, дополняемом структурно-психологическим анализом. В СССР, в силу действовавших идеологических ограничений, вряд ли можно было представить какой-либо иной путь развития исследований творчества душевнобольных, чем связанный с клинической психиатрией.

В 1970-80 гг. в СССР отмечался определенный всплеск исследований изобразительного творчества пациентов с клинико-психиатрических позиций. В эти годы в Швейцарии вышли три иллюстрированных тома коллективного труда отечественных психиатров под руководством Э. Бабаяна (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией» (Бабаян Э.А. и соавт. 1982-1984), перекликающегося с работами зарубежных исследователей-клиницистов.

Несколько позже начинает успешно развиваться оригинальный отечественный метод клинической психотерапии — Терапия творческим самовыражением (ТТС) (Бурно М.Е., 1989, 2006). Развитие данного метода неразрывно связано с уточнением особенностей художественной экспрессии, характерных для разных психических заболеваний, прежде всего, личностных расстройств.

В 1987 г. в Ярославле на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института В.В. Гавриловым создается учебный музей психопатологической экспрессии, постепенно трансформировавшийся в центр междисциплинарного исследования творчества людей с проблемами психического здоровья, крупнейшее в Российской Федерации и Восточной Европе собрание работ аутсайдеров. В.В. Гавриловым была предпринята попытка создания оригинальной описательной системы типология искусства аутсайдеров (Гаврилов В.В., 2005).

Начиная с 1990-х гг. развитие отечественной психодиагностики на основе изучения изобразительной продукции осуществляется в тесной связи с распространением новых видов лечения, в частности, арт-терапии, формированием оригинальной модели клинической системной арт-терапии (Копытин А.И., 2010, 1011), возрастающей интеграцией арт-терапии в деятельность разных лечебно-профилактических и социальных учреждений в условиях смены парадигм — перехода от медико-биологической к биопсихосоциальной парадигме.

Подводя итоги краткому обзору истории изучения творчества душевнобольных с клинико-психиатрических позиций, можно признать, что данное направление психодиагностики характеризуется следующими особенностями:

(1) во-первых, оно характерно для стран с сильными школами клинической психиатрии, в основном, стран континентальной Европы, а в последние два десятилетия — также для США, где отмечается определенное сближение арт-терапии с медициной, клиническими дисциплинами (Cohen B., Hammer J., & Singer S., 1988; Cohen B., Mills A., & Kijak A., 1994; Gantt L., & Tabone C., 1998; Mills A., Cohen B., & Meneses J., 1993);

(2) во-вторых, оно развивалось и продолжает развиваться, в основном, клиницистами;

(3) в-третьих, это направление исследований психодиагностических аспектов изобразительной деятельности основано, главным образом, на изучении спонтанной творческой продукции больных, нередко — анализе динамических проявлений за относительно продолжительные отрезки времени, применении биографического метода;

(4) в-четвертых, оно акцентирует внимание на изучении таких визуальных признаков, которые отражают либо некоторые психические процессы (в наибольшей мере изменяющиеся в связи с психическим расстройством) и отдельные симптомы заболевания, либо особенности его нозологической формы и структуру психопатологического синдрома, но при этом не придает особого значения исследованию личности авторов художественных работ с характерными для нее содержаниями внутреннего мира и системой отношений, а также тем условиям, в которых личность развивается, строит свои отношения и себя творчески выражает (социальная, культурная среда).

Поэтому данное направление психодиагностического применения изобразительного творчества нуждается в дополнении личностно-ориентированным и социальным подходами, обеспечивающим, при условии их сочетания с клинической, биомедицинской моделью, наибольшую полноту восприятия природы и функций художественной экспрессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.