Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жертва на горе Кармил




[279] Илия требует созвать на гору Кармил весь Израиль, а так­же всех священников Ваала. Величественная торжественность, светящаяся в глазах пророка, создает впечатление, будто он стоит в присутствии Господа Бога Израилева. Отступничес­кое состояние Израиля требует твердого поведения, сурового обращения и внушительного авторитета. Бог готовит весть сообразно времени и обстоятельствам. Иногда Господь наде­ляет Духом Своих вестников, чтобы они днем и ночью труби­ли тревогу, как это делал Его вестник Иоанн: “Приготовьте путь Господу”. В этом случае опять-таки требуются энергич­ные люди, которые не будут уклоняться от долга, но со всей силой бросят народу вызов: “Кто Господень? Идите сюда”. Бог всегда посылает такую весть, которая соответствует ме­няющемуся состоянию Своего народа.

Быстроногие гонцы посланы по всему царству с вестью от Илии. Посланы представители от городов, сел и отдель­ных семейств. Все спешат откликнуться на призыв, как будто должно произойти какое-то чудо. По повелению Илии Ахав собирает священников Ваала на горе Кармил. Отступивший вождь Израиля испытывает благоговейный страх и с трепе­том исполняет указания сурового Божьего пророка.

Народ сходится на гору Кармил; это место бывает весьма красивым, когда его орошают дождь и роса и когда на нем пышно цветет растительность; но теперь под Божьим прокля­тием красота его увяла. На этой горе с ее превосходными ро­щами и цветущими полянами пророки Ваала соорудили жер­твенники для своего языческого богослужения. Гора Кармил была хорошо видна отовсюду; с нее открывался вид на окрес­тные страны, и ее было видно почти со всех концов царства. Поскольку Бог был совершенно обесчещен совершаемым здесь идолопоклонством, Илия избрал это место как наибо­лее подходящее для того, чтобы Бог именно здесь явил Свою силу и защитил Свою честь.

Священники Иезавели, которых насчитывалось восемьсот пятьдесят, приготовились к сражению, словно полк солдат. [280] Они стройно, с большой пышностью маршируют в сопровож­дении музыкантов. Но сердца их трепещут, когда они вспоми­нают, что по слову пророка Иеговы в Израиле три года не было росы и дождя. Они чувствуют, что приближаются к какому-то страшному кризису. Они доверяли своим богам, но не могли что-либо противопоставить словам Илии и доказать их лжи­вость. Языческие боги остались равнодушны к неистовым крикам, молитвам и жертвам священников.

Рано утром Илия стоит на горе Кармил в окружении отсту­пившего Израиля и пророков Ваала. Будучи совершенно оди­ноким в этой большой толпе, он не испытывает страха. Тот, которого все царство обвиняет в своих ужасных страданиях, стоит перед людьми спокойно и смело, хотя вокруг него нет ни видимого войска, ни роскоши. Он стоит в своей грубой одеж­де, на лице его удивительно торжественное выражение — бу­дучи верным рабом Господа, пророк полностью сознает свое священное поручение исполнить повеление Бога. Взор Илии прикован к самой высшей точки Кармила, где находился жерт­венник Иеговы, когда гора еще была покрыта цветущими дере­вьями и цветами. Теперь на ней лежит Божье проклятие; на фоне всеобщего запустения Израиля хорошо заметен забытый, разрушенный жертвенник Иеговы, и повсюду видны жертвен­ники Ваала. Ахав стоит впереди священников Ваала, и все с нетерпением и страхом ждут слов из уст Илии.

В лучах яркого солнца, окруженный тысячами вооружен­ных людей и пророками Ваала, которых возглавляет монарх Израиля, стоит беззащитный человек Илия, на первый взгляд совершенно одинокий. Но на самом деле это не так, ибо его окружает самое могущественное небесное воинство. Ангелы, всех превосходящие силой, сошли с небес, чтобы защищать верного и праведного пророка. Суровым, повелевающим го­лосом Илия восклицает: “Долго ли вам хромать на оба коле­на? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова” (3 Цар. 18:21). Никто из этого огромного сборища не осмелился про­изнести хотя бы слово в пользу Бога и заявить о своей верно­сти Иегове.

Какой удивительный обман, какая страшная слепота [281] окутали Израиль, подобно темному облаку! Эта слепота и отступ­ление постигли евреев вовсе не внезапно; они подкрадыва­лись постепенно, по мере того как иудеи отвергали слова об­личения и предостережения, которые Господь посылал им по причине их гордости и грехов. И теперь, во время этого страш­ного кризиса, в присутствии языческих жрецов и отступив­шего царя, они предпочли сохранять нейтралитет. Если ка­кой-то грех и отвратителен Богу более всех остальных, так это ничегонеделание в критическое время. Безразличие и ней­тралитет во время религиозного кризиса рассматриваются Богом как тяжкое преступление, равноценное самой худшей вражде против Бога.

Весь Израиль молчал. И снова Илия возвысил голос, об­ращаясь к народу: “Я один остался пророк Господень, а про­роков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рас­секут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладыва­ют; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо. И ска­зал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца, и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, кото­рый дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сде­лали” (3 Цар. 18:22—26).

Предложение Илии было разумным. Народ не осмелива­ется отклонить его и находит в себе мужество ответить: слово твое хорошо. Пророки Ваала также не осмеливаются пере­чить или уклоняться от открытого противостояния. Бог руко­водил всем, чтобы привести в смятение зачинщиков идоло­поклонства и публично возвеличить и прославить Свое имя. Пророки Ваала не осмеливаются отвергнуть условия, пред­ложенные Илией. Со страхом и чувством вины они сооружа­ют свой жертвенник, внешне оставаясь смелыми и дерзкими; затем кладут дрова и жертву и начинают произносить [282] заклинания, петь песни и кричать, что характерно было для язы­ческого богослужения. Их пронзительные вопли отдаются эхом в лесах и горах: “Ваале, услышь нас”. Жрецы толпами собираются вокруг своих жертвенников и начинают скакать, корчиться, извиваться, вопить, топать ногами, делать неесте­ственные жесты, рвать на себе волосы и резать себя ножами, изображая искренность поклонения Ваалу.

Утро проходит, и наступает полдень, однако языческие боги не могут прийти на помощь жрецам Ваала, обманутым идолопоклонникам. На истошные вопли жрецов нет никако­го ответа. Они все время совещаются и придумывают, как бы незаметно зажечь огонь на жертвенниках и воздать славу Ва­алу. Но Илия внимательно наблюдает за каждым их движением. Восемьсот голосов уже охрипли. Одежды жрецов окро­вавлены, однако их неистовое возбуждение не проходит. Их мольбы смешиваются с проклятиями в адрес бога-солнца, который упорно не посылает огня на языческие жертвенни­ки. Илия стоит рядом, орлиным взором следя за тем, чтобы не произошло никакого обмана, так как знает, что если жрецы смогут как-то изловчиться и зажечь огонь на своем жертвен­нике, его, Илию, тут же разорвут на части. Он хочет показать всем людям, как глупо сомневаться и хромать на оба колена, когда они видят чудные дела величественной Божьей силы, совершаемые ради них, и бесчисленные доказательства Его бесконечной милости и любви к ним.

“В полдень Илия стал смеяться над ними, и говорил: кри­чите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумал­ся, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха” (3 Цар. 18:27—29).

С какой радостью сатана, упавший с неба, как молния, пришел бы на помощь к обманутым, находящимся в его власти [283] и полностью посвятившим себя ему на служение! С какой радостью он низвел бы огонь с небес, который пожрал бы Вааловы жертвы, но Иегова установил для врага пределы, и он не может их перейти. Господь ограничил его власть, и все ухищрения сатаны не могут высечь даже искры на Вааловых жертвенниках. Наступает вечер. Пророки Ваала пришли в изнеможение, они смущены. Один предлагает одно, другой — другое, пока, наконец, все жрецы не прекращают бесновать­ся. Их криков и проклятий не слышно более на горе Кармил. В отчаянии и унижении священники покидают поле битвы.

Люди стали свидетелями ужасного беснования неистовых, обезумевших жрецов. Они видели, как те вскакивали на жерт­венник, как будто пытались поймать палящие лучи солнца и заставить их служить своим целям. Народ устал от этой бесовщины, от языческого идолопоклонства и начал жадно и с не­терпением внимать словам Илии. “Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвен­ника ров вместимостью в две саты зерен. И положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды, и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз. И вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во вре­мя приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и ска­зал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сде­лал все по слову Твоему. Услышь меня. Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце [284] их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожже­ние, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!” (3 Цар. 18:30—39).

Во время вечернего жертвоприношения Илия восстанав­ливает жертвенник Божий, который отступивший Израиль позволил жрецам Ваала разрушить. Он никого не просит по­могать ему в этой непростой работе. Все жертвенники Ваала готовы к языческому служению, но Илия поворачивается к разрушенному жертвеннику Божьему, неприглядные развали­ны которого священнее и дороже для него, чем величествен­ные жертвенники Ваала.

Илия с уважением относится к Божьему завету с Его наро­дом, хотя народ нарушил завет и отступил. Спокойно и тор­жественно он восстанавливает разрушенный жертвенник, ис­пользуя двенадцать камней по числу колен Израиля. Разоча­рованные жрецы Ваала, изможденные бессмысленным исступ­лением и беснованием, без сил сидят или лежат в изнеможе­нии на земле, наблюдая, что делает Илия. Они переполнены страхом и ненавистью к пророку за то, что он предложил ис­пытание, разоблачившее их слабость и бессилие их богов.

Сыны Израилевы стоят с бледными лицами, благоговейно затаив дыхание и жадно вслушиваясь, как Илия призывает имя Иеговы, Творца неба и земли. Они только что были очевидца­ми фанатичного, безумного неистовства пророков Ваала. В противовес увиденному теперь они с удовольствием наблю­дают за спокойными, внушающими благоговение манерами Илии. Он напоминает народу о его беззакониях, которые под­вигли Бога на гнев против них, а затем призывает смирить свои сердца и обратиться к Богу отцов, чтобы Его проклятие было снято с них. Ахав и его языческие жрецы взирают на пророка с изумлением и страхом. Они нетерпеливо, в торже­ственном молчании дожидаются результата.

После того как жертва возложена на жертвенник, Илия велит народу затопить жертву и жертвенник водой, а также заполнить водой ров вокруг жертвенника. Затем он благого­вейно склоняется перед невидимым Богом, простирает руки [285] свои к небу и возносит спокойную и простую молитву, не со­провождая ее бурной жестикуляцией или какими-то телодви­жениями. Никаких воплей не слышно над высотами Кармила. Всеми овладевает торжественное безмолвие, так угнетаю­щее жрецов Ваала. В своей молитве Илия не употребляет вы­чурных выражений. Он молится Иегове, обитающему на вы­сотах, созерцающему все происходящее и слышащему его искреннюю, пламенную и вместе с тем простую молитву. Жрецы Ваала вопили, пускали пену, скакали и молились очень долго — с утра и почти до самого вечера. Молитва Илии очень коротка, серьезна, благоговейна и искренна. Не успела эта молитва закончиться, как огонь спадает с неба необычным образом, словно яркая вспышка молнии. Он зажигает дрова, подложенные под жертву, поглощает саму жертву, иссушает всю воду во рве и поглощает даже камни жертвенника. Яркая вспышка освещает гору, вызывая болезненную резь в глазах многих собравшихся. Жители царства израильского, которые не пришли на гору, с интересом наблюдают за собравшимися там. Когда огонь нисходит, они видят его и, потрясенные, взи­рают на это зрелище. Огонь напоминает столп огненный у Красного моря, который ночью отделял сынов израилевых от египетского воинства.

Люди на горе в страхе и трепете падают ниц перед неви­димым Богом. Они не могут смотреть на яркий, всепожираю­щий огонь, сошедший с небес. Они боятся, что огонь и их поглотит за их отступление и грехи, и громогласно восклица­ют, как один человек: “Господь есть Бог, Господь есть Бог”. Их голоса разносятся над горой и эхом раздаются на долинах со страшной отчетливостью. Наконец-то Израиль проснулся и стряхнул с себя чары обмана. Отступники понимают свой грех, вспоминают, как сильно они обесчестили Бога. Их гнев воспламеняется на пророков Ваала. В страхе и ужасе Ахав и жрецы Ваала видят чудесное проявление силы Иеговы. И снова слышится голос Илии, который дает пугающее повеление на­роду: “Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся” (3 Цар. 18:40). Народ готов исполнять слова пророка [286] Божьего. Люди хватают лжепророков, обманывавших их, приводят к потоку Киссону, и там Илия собственноручно за­калывает языческих жрецов.

После того как Божьи суды настигли лжепророков, а на­род исповедовал свои грехи и признал Бога своих отцов, ис­пепеляющее проклятие Божье должно быть снято, Он дол­жен обновить Свои благословения для народа и снова осве­жить землю росой и дождем.

Илия обращается к Ахаву: “Пойди, ешь и пей; ибо слы­шен шум дождя” (3 Цар. 18:41). В то время как Ахав отпра­вился на пир, Илия отошел от места величественной жертвы на самую вершину горы Кармил, чтобы помолиться. То, что он только что заколол языческих жрецов, не помешало ему серьезно молиться. Он исполнил волю Божью. Все, что Илия мог сделать как орудие Божье, он сделал, заколов языческих жрецов и устранив тем самым причину отступления Израиля. Затем он ходатайствует за согрешивший, отступивший Изра­иль. В самой неудобной позе, уткнув лицо между коленями, он ревностно просит Бога о ниспослании дождя. Шесть раз подряд он посылает своего слугу посмотреть, есть ли какой-нибудь видимый знак того, что Бог услышал его молитву. Он не проявляет нетерпения и раздражения из-за того, что Бог не сразу отвечает на его молитву, но продолжает ревностно мо­литься, посылая своего слугу в седьмой раз посмотреть, не подал ли Бог видимый сигнал. Шесть раз слуга Илии возвра­щается со стороны моря с разочаровывающей вестью, что ни одного облачка не появилось на раскаленном, как медь, небе. Вернувшись в седьмой раз, он сообщает Илии, что на гори­зонте появилось маленькое облачко размером с человеческую ладонь. Этого достаточно, чтобы вера Илии укрепилась. Он не дожидается, пока облачко превратится в черную тучу, что­бы полностью удостовериться в том, что Бог услышал его. В этом облачке он верой слышит звук приближающегося лив­ня. Его дела соответствуют вере. Он посылает весть к Ахаву: “Запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь” (3 Цар. 18:44).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.