Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надежность. Виды




Методические проблемы диагностики психических состояний. Методики для диагностики психических состояний.

 

Основные этапы психологического исследования.

1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор). Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.

2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез.

3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.

5. Обработка данных.

6. Оценивание результатов, интерпретация результатов исследовательской концепции.

7. Соотнесение результатов с концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими силами и не только).

Для диагностики психических состояний и психических функций используются методики:

- "Самооценка психических состояний" Айзенка. (Тревожность. Фрустрация. Агрессивность. Ригидность).

- Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний Уровень тревоги. Уровень невротической депрессии. Уровень астении. Уровень истерического типа реагирования. Уровень обсессивно-фобических нарушений. Уровень вегетативных нарушений.

- Опросник САН Самочувствие. Активность. Настроение.

- Тест "Склонность демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость" Импульсивность. Эмоциональная возбудимость.

- Тест "Склонность к аффективным состояниям" Аффективность.

- Тест "Склонность к воспроизводству неотреагированных переживаний" Воспроизводимость неотреагированных переживаний.

- Тест "Склонность к немотивированной тревожности" Уровень немотивированной тревожности.

- Тест "Склонность к сниженному настроению" Склонность к сниженному настроению.

- Тест "Склонность к циклотимности" Склонность к циклотимности.

- Тест "Склонность к эйфории" Склонность к эйфории.

- Тесты, диагностирующие психические состояния Шкала реактивной тревожности Спилбергера. Методика САН. ФПС - 1Л.

- Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера Личностная тревожность. Реактивная тревожность.

- Миннесотский многомерный личностный опросник (ММРI).

 

 

Надежность –относительное постоянство, устойчивость,согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

При повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными, в пределах одной группы.

Надежность методики- это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений,т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной проблемой практической диагностики является выяснение факторов, снижающих точность и их классификация.

· Нестабильность диагностируемого свойства;

· Несовершенство диагностических методик(небрежно составлена инструкция, задания по своему хар-ру разнородны, нечетко сформулированы указания, как методику предъявлять испытуемым,и т.д.);

· Меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов, и т.д.);

· Различя в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

· Колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечаются хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);

· Элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинальности и т.п.).

Если все факторы иметь ввиду, то можно добиться приемлемого уровня надежности теста. Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный хар-р инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д.

Виды надежности:

o Надежность самого измерительного инструмента;

o Стабильность изучаемого признака;

o Константность,т.е. относительную независимость результатов от личности экспериментатора.

Основные показатели:

v Показатель, характеризующий измерительный инструмент-коэффициент надежности;

v Показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства-коэффициент стабильности;

v Показатель оценки влияния личности экспериментатора –коэффициент константности.

Определение надежности измерительного инструмента.

Для проверки надежности измерительного инструмента,говорящего о его однородности, используется метод «расщепления». Обычно задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем рез-ты двух полученных рядов коррелируются между собой. Методика признается надежной, если полученный коэффициент не ниже 0,75-0,85. Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка 0,9 и более.

Определение стабильности изучаемого признака.

Для проверки стабильности используется прием тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики. О стабильности методики судят по коэффициенту корреляции между рез-тами первого и второго обследований. Он будет свидетельствовать о сохранении или несохранении каждым испытуемым своего порядкого номера в выборке.

При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между первым и вторым обследованиями. Чем короче промежуток времени от первого до второго испытания, тем больше шансов, что диагностируемый признак сохранит уровень первого испытания.

 

Определение константности.

Коэффициент константности определяется путем корреляции рез-ов двух опытов, проведенных в относительно одинаковых условиях на одной и той же выборке испытуемых,но разными экспериментаторами. Коэф.корреляции не должен быть ниже 0,8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.