Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинические методы исследования




К данным методам относятся: расспрос (беседа) больного, анализ анамнестических, субъективных (полученных у больного) и объективных (со слов близких родственников, товарищей по работе) сведений, клиническое обследование соматического состояния больного и наблюдения за его поведением.

Беседу с больным необходимо вести спокойно, вежливо, вопросы следует задавать отчетливо, в легкодоступной форме, обращаясь к пациенту по имени-отчеству. Поздоровавшись с больным и предложив ему сесть, необходимо поинтересоваться состоянием его здоровья. Это создаст обстановку доброжелательности, и больной несколько осваивается, успокаивается, что позволяет врачу легче вести беседу в необходимом направлении. Тон разговора должен быть мягким. Задавая вопросы, нельзя быть назойливым и однообразным. Не следует прерывать больного, даже если он излишне детализирует факты и переходит на другую тему. Необходимо вежливо и деликатно направлять беседу в нужное русло. Надо добиться контакта с больным, чтобы он охотно отвечал на вопросы, рассказывал о себе, о своих переживаниях. Однако это не всегда удается. При повышенной отвлекаемости больного, его многоречивости, суетливости одни и те же вопросы нужно повторять мягко, но настойчиво. При нежелании больного отвечать на какой-либо вопрос изменение темы разговора поможет продолжить беседу в необходимом направлении. Врач не должен давать невыполнимых обещаний больному, сообщать ему данные о лабораторных исследованиях, отвлекаться во время беседы.

В самом начале беседы врач получает общие сведения о больном (фамилия, имя, отчество, возраст, образование, профессия и т. д.). Затем собирает анамнез жизни больного, выясняя особенности дошкольного и школьного периодов, характер трудовой деятельности, бытовые условия, состав семьи, занятия родителей, их культурный уровень, возраст, наличие в семье тяжелых заболеваний. Особое внимание при этом уделяется наследственной отягощенности психическими заболеваниями родителей, близких родственников, взаимоотношения в семье. Необходимо также выяснить, не было ли неадекватных поступков, странностей, вредных привычек (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ, курение) у кого-либо из родственников. Врач должен установить, переносит ли больной психотропные средства, антибиотики, сульфаниламидные препараты.

Следует отметить, что иногда очень опытным и знающим врачам не хватает умения правильно беседовать с душевнобольным, и в результате они не могут получить нужные сведения о клинической картине заболевания. Ганнушкин (1964) так описывает мастерство беседы с больным: «Лучшие наши психиатры: Крепелин – немец, Маньян – француз, Корсаков – русский – были большими мастерами, даже художниками в деле разговора с больными, в умении получить от больного то, что им было нужно; каждый из них подходил к больному по-своему, у каждого из них были достоинства и недостатки, каждый отражал в этой беседе самого себя, со всеми своими душевными качествами. Корсаков вносил в беседу с больным свою необыкновенную мягкость и доброту, свою пытливость; у его подражателей эти качества превращались в ханжество. Крепелин бывал резок, иногда даже грубоват. Маньян – насмешлив и ворчлив. Это, однако, не мешало всем трем любить больше всего психически больного человека, - больные это понимали и охотно беседовали с ним».

Важное значение для правильной диагностики и последующего лечения психически больного имеет тщательное соматическое обследование его. В это случае врач интересуется самочувствием больного, его работоспособностью, утомляемостью, аппетитом, сном и т. д. Обращает также внимание на общий вид больного, на его телосложение, окраску кожных покровов и слизистых. Наличие рубцов на голове может указать на перенесенные черепно-мозговые травмы. Повреждение кожи могут быть результатом припадков у больных эпилепсией. У наркоманов после инъекции наркотиков в нестерильных условиях могут оставаться рубцы. У психопатических личностей поверхностные повреждения кожи живота, груди, локтевых сгибов могут являться результатом демонстративных суицидальных поступков. Больные, длительное время принимавшие нейролептики, жалуются на сухость во рту, шелушение кожи, иногда задержку мочеиспускания. Общее исхудание может наблюдаться у больных с нервной анорексией, а также при наличии в клинической картине заболевания бредовых идей отравления, обонятельных и слуховых галлюцинаций, негативизма. Ожирение отмечается при нарушении функции эндокринных желез, а также после проведения ранее лечения инсулином и в отдельных случаях – нейролептиками.

В соответствии с правилами терапевтической клиники у больного должны быть обследованы органы дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистая и мочеполовая системы. У женщин обращается внимание на регулярность и продолжительность менструаций, выясняется, не появились ли раздражительность, плаксивость, чувство «прилива жара», сердцебиение. При психических заболеваниях у женщин иногда отмечается оволосение половых органов по мужскому типу, рос бороды, усов; у мужчин – высокий голос, развитие молочных желез, оволосение половых органов по женскому типу, низкий рост, узкие плечи и т. д. Все это говорит о нарушении функции эндокринных желез, которое может в той или иной степени маскировать или видоизменять картину психического заболевания.

Для установления соматического состояния здоровья проводят лабораторные исследования мочи, крови, кала, желудочного сока. При психических нарушениях, связанных с органическими поражениями мозга (опухоли, травмы, интоксикации), исследуют спинномозговую жидкость. При необходимости прибегают к рентгенографии черепа, пневмоэнцефалографии, эхоэнцефалографии. Указанные исследования показаны для диагностики опухолей, грубых атрофических изменений мозга, нарушений циркуляции ликвора, обменных процессов. Большая роль в распознавании психических заболеваний принадлежит неврологическим исследованиям. Они особенно важны при органическом поражении центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, опухолях мозга, тяжелых интоксикациях и др.). В этих случаях неврологические симптомы позволяют дифференцировать органические нарушения нервной системы от функциональных расстройств.

 

 

К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологические процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Валидность - это одно из основных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле валидность включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства. Различают различные виды валидности: конструктивную, внутреннюю, внешнюю, эмпирическую. Надежность психодиагностической методики - качество методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств. Положительными сторонами формализованных методов являются: учет объективных показателей и возможность их перепроверки; меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс; оперативность и экономичность; Психологическое тестирование.
Тест (от английского test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Количественные показатели, выражающие различные отдельные свойства можно представить в виде специальной диагностограммы - психодиагностического профиля. Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования: Во-первых, необходимость их социокультурной адаптации, т.е. соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившейся в том или ином обществе. Во-вторых, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, исключающих их различное толкование. В-третьих, ограниченное время выполнения тестовых заданий (общее время выполнения заданий на один тест не должно превышать полутора-двух часов). В-четвертых, необходимость наличия тестовых норм для данного теста (т.е. репрезентативные средние показатели по данному тесту, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психического развития). По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемому: бланковые; аппаратурные - для предъявления и обработки результатов тестирования, а также фиксации результатов используются специальные технические средства. По характеру действий испытуемых: предметные - задания теста требуют совершения предметных действий с объектом в наглядно-действенном плане; вербальные - деятельность испытуемого осуществляется в словесно-логической форме, а задания направлены на оперирование словами (определение понятий, умозаключения, сравнение объема и т.п.); невербальные (образные) - материал представлен в виде чертежей, картинок, графических изображений, упражнения с которыми требуют активного использования воображения, мысленных преобразований образов. По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп: 1. Тесты интеллекта 2. Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить в какой степени испытуемый владеет конкретными знаниями и навыками в определенном виде деятельности, в той или иной сфере познания (например, по определенному разделу учебной дисциплины). 3. Тесты способностей направлены на выявление определенных групп профессионально важных качеств, которые определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности. Тесты способностей делятся на общие и специальные. 4. Личностные тесты предназначены для оценки устойчивых и индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки. 5. Групповые тесты применяются при диагностике групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы "давления" группы на ее членов и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.