Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измененные состояния сознания в свете исследований культурной антропологии

Установки, направленные на выстраивания отношений содействия

Взаимодействие Противодействие  
Власть закона Власть анархии  
Взаимное равенство Престиж  
Дружба Эгоизм  
Терпимость Вражда  
Любовь Ненависть  
     

Мотив:

-дружба и любовь;

- власть и престиж;

- взаимность и равенство;

- эгоизм.

Можно добавить – благодарность, уважение, солидарность,

Менефилд Крайнзом (Калифорния) – семь излучений эмоционального проявления, которые можно регистрировать эмпирическими методами, в лабораторных условиях.

- Злоба, ненависть, уважение, любовь, радость, печаль, сексуальное возбуждение.

 

 

Одним из первых на измененные состояния сознания и соответствующие им проявления культуры обратил внимание Ф. Ницше. Он, как известно, выделил в человеческой культуре два основных начала: аполлоновское и дионисийское. Впоследствии они стали рассматриваться как основа для типологии культур. Аполлоновский тип, или сторона культуры, по Ницше, олицетворяет собой торжество света, гармонию форм и отношений, следование нормам и установлениям культуры, стремление к совершенству и возвышенным чувствам. Дионисийский (или вакхический, что означает разгульный, буйный, иступленно-весёлый) тип культуры отличается неуравновешенностью, одержимостью в поведении, ярким проявлением чувств, эмоциональной открытостью, экстатическими состояниями(т.е. состояниМи экстаза и восхищения), действиями, идущими вразрез с культурными нормами. Это своеобразный бунт эмоций против разума.

Эту общую классификацию, предложенную Ф. Ницше, использовали для конкретных исследований Р. Бенедикт, К. Юнг и многие другие ученые. С анализом дионисийского элемента в истории культур связано изучение феноменов озарения, прозрения, мистического опыта, интуитивного мышления вообще. Широко известны случаи мистических видений, происходивших с людьми в состоянии религиозного возбуждения (Магомет, Св. Тереза, Жанна д`Арк и др.). В этих видениях им была доступна истина откровения, полученная ими путем озарения, интуитивного проникновения в суть вещей, а не путем рационально-освоенного знания.

Долгое время было принято считать, что экстатическая сторона функционирования культур – это явление, свойственное первобытному обществу, а также некоторым культурам восточного типа (это буддизм или даосизм).

Положение изменилось с конца 60-х гг., когда в западноевропейской культуре произошел переход от тотального господства рационально-практического, т.е. «прагматического» отношения к действительности (так называемая «прометеевская» культура) к созерцательно-чувственному типу восприятия и социального поведения («орфическая» культура). Важнейшей особенностью орфической культуры было раскрепощение телесных сил индивида (ликвидация Сверх-Я, по психоаналитической терминологии) и личностное духовное самосовершенствование. Возникли медитативно-созерцательные методы развития способностей.

С развитием рок-культуры обычными стали коллективные вхождения в транс на концертах звезд эстрады. Десятки тысяч человек оказываются охваченными одновременно единым ритмом и чувством восторга, видя своего кумира. В современной культуре распространились явления массовой одержимости в поклонении идолам спорта, рок-музыки и киноискусства. Тем самым подтверждается всеобщность экстатически-эмоционального компонента во всех культурах.

Таким образом, Ницше был прав. Любая культура представляет собой единство дионисийского (т.е., как я уже говорила это разгульный и даже можно сказать безбашенный тип культуры) и аполлоновского (т.е. гармоничного) начал. По мнению Бертрана Рассела, без дионисийского элемента в культуре жизнь была бы просто неинтересной, «но его присутствие делает ее опасной. Благоразумие против страсти – это конфликт, проходящий через всю историю человечества. И это не такой конфликт, при котором мы должны становиться целиком на сторону одной из партий». (Т.е. считается, что в человеке должна присутствовать не только гармоничная сторона, но и безбашенная, иначе будет просто скучно жить) Долгое время, по сути, до начала 20 в., эта сторона культуры(дионисийская) рассматривалась лишь в качестве курьеза, экзотики и даже патологического явления, происходящего в ущерб нормальным состояниям тела и духа. Положение существенно изменилось с появлением работ К. Юнга. Именно он впервые сделал состояние транса предметом научного анализа, выделив особый тип мировосприятия – интуитивное мышление как необходимый элемент культуры человечества.

Общенаучная ситуация в этой области окончательно изменилась после выхода в свет книги У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта» (1910). В этой книге мистические состояния сознания стали одним из центральных предметов исследования. Джеймс выделил 4 основных признака таких состояний:

- неизреченность

- интуитивность

- кратковременность

- бездеятельность воли.

К различным формам мистических состояний могут быть отнесены состояния, искусственно вызванные алкоголем, анестезирующими веществами, наркотиками. Могут возникать и спонтанные мистические состояния, навеянные красотой природы или музыки. Религиозные формы мистических состояний повсеместны в буддизме, суфизме, «космическом» сознании и при практических занятиях в йоге.

Антропологи анализировали «измененные состояния сознания» (ИСС) не только как состояния индивида, но и как особые состояния культуры, которые выражались в специфических ритуалах и традициях.

Особого внимания заслуживает компенсАторная функция «измененных состояний сознания» в современной культуре. Отмечается, что с середины 20 в. существенно ослабло влияние христианства - едва ли не основной регулятивной силы, осуществляющей психотерапевтическую функцию в культуре. Классические религии были заметно потеснены в этой области так называемыми квазирелигиозными культами, как политическими (культ вождя), так и мистически-экзотическими. Как уже упоминалось выше, значительную роль в выполнении компенсаторной функции восполнения действительности (т.е. своего рода утешения) играет современная массовая культура в виде рок- и поп-музыки, кино, спорта, тиражирования произведений искусства и телевидения. Индустриальное развитие, все возрастающий темп жизни, технократическая идеология не дают человеку возможности адекватно удовлетворить свои потребности в общении, уединении.

Индустриальное развитие привело к тому, что в странах Запада подавление эмоций (или их имитация – знаменитая «американская улыбка») стало неотъемлемой чертой повседневной жизни. По мнению немецкого этолога Эйбл-Эйбесфельдта, «проблема приняла такие масштабы, что люди уже озабочены своей неспособностью общаться даже с близкими родственниками».

В современную эпоху одну из форм преодоления дефицита общения и эмоционального отчуждения, обретения общности можно наблюдать на концертах рок-музыки. Нередко здесь же происходит коллективное вхождение в транс. Его характерные детали – ритмические движения тел слушающих, руки, поднятые над головой, аплодирующие в такт музыке. Точно так же входят в транс многие религиозные сектанты, например, молокане-прыгуны или пятидесятники, у которых многочасовые молитвы сопровождаются поднятием рук. Не всегда и не все то, что происходит во время подобных трансов, способствует «реализации деструктивных импульсов в культурно-приемлемых формах». Бывает и наоборот – стимулируется агрессивное поведение. Поклонники рок- и поп-музыки после концерта начинают крушить скамейки и витрины магазинов, как и футбольные болельщики, – независимо от того, выиграла ли любимая команда или проиграла. Такова своеобразная плата за подавление эмоций.

В современных же индустриальных странах появилось «психоделическое движение», или «психоделическая культура». Один из «отцов-основателей» этой культуры Т. Лири экспериментирует с наркотиками (ЛСД) с целью изучить особые состояния сознания, путешествия в глубины подсознания. Известны и попытки организовать своеобразные религиозные наркотические культы. Нынешним эталоном «психоделической» музыки принято считать творчество музыкальной группы «Пинк Флойд».

Вот слова профессора Штолля, психиатра, который описал первый опыт с ЛСД: «Когда наблюдатель эксперимента обратил внимание на мою большую фантазию и яркость красок моего изложения, я смог прореагировать лишь сочувственной улыбкой. В действительности, я знал, что не мог удержать, а тем более описать, хотя бы части этих картин, которые видел в своем сознании. Такие слова как "фейерверк" или "калейдоскоп" были жалкими и недостаточными. Я чувствовал, что должен все глубже и глубже погружаться в этот чудной и завораживающий мир, чтобы позволить этому богатейшему, невообразимому изобилию, воздействовать на меня. Я чувствовал свое единство со всеми романтиками и мечтателями, думал о немецком писателе Теодоре Хоффманне, кружился в вихрях поэзии Эдгара Аллана По. Мне хотелось вновь и вновь говорить о современном искусстве, об абстрактных картинах, которые вдруг стали все сразу понятными. Затем снова пришло ощущение их полной бездарности, как относительно форм, так и комбинаций цветов. Ход мыслей ускорился, я получал удовольствие от своего состояния, был спокоен и чувствовал живой интерес к эксперименту. Деловито писавший наблюдатель был каким-то далеким от меня. Часто у меня возникали любопытные телесные ощущения: мне казалось, что мои руки принадлежали какому-то отдаленному телу, точно не ясно, моему ли собственному или нет. Один раз я показался себе образом, как будто из сюрреалистической картины, конечности которого не были соединены с телом, а были скорее нарисованы где-то поблизости.

После прекращения первого эксперимента в темноте, я немного прогулялся по комнате, но неуверенно держался на ногах и почувствовал себя нехорошо.Я был в депрессии и с интересом думал о возможности самоубийства. С каким-то ужасом я понимал, что эти мысли мне весьма знакомы. Казалось странно самоочевидным, что подавленный человек совершает самоубийство...
На пути домой и вечером я был до краев наполнен событиями утра и снова впал в эйфорию. Я испытывал неожиданные, поразительные вещи. Мне казалось, что целая эпоха моей жизни втиснулась в несколько часов. Я чувствовал искушение повторить эксперимент.

На следующий день я был безразличен в своем мышлении и действиях, мне было трудно концентрироваться, я чувствовал апатию... Небрежное, немного сноподобное состояние продолжилось и после полудня. Мне было очень сложно сколько-нибудь связанно рассуждать на простые темы. Я ощущал нарастающую общую усталость, растущее сознание того, что мне приходится возвращаться в повседневную реальность.»

Изучение измененных (расширенных) состояний сознания не сводится к одним лишь экспериментам с наркотиками-галлюциногенами. Наряду с этим растет интерес к восточным системам философии (даосизм, дзен-буддизм, древнеиндийская философия) и к ритуальной практике созерцания (медитация). Немалое значение здесь также имеет распространение восточных систем боевых искусств (кун-фу, ушу, каратэ), которые широко пропагандируются в киноискусстве.

С научной точки зрения, измененные состояния сознания есть единство субъективных ощущений человека и внутриорганических преобразований. Их изучение состоит в поисках смысла состояний транса и экстаза в различных измерениях (на культурном, биологическом, нейрохимическом уровне).

Наиболее разнообразные и разносторонние работы в этой области связаны с именем Э. Бургиньон. В книге «Психологическая антропология» (1979) она выделяет следующие особенности измененных состояний сознания: изменения в ощущениях, восприятии, мышлении; потерю ощущения времени, контроля; изменения в выражении эмоций, восприятии собственного тела; сужение или расширение границ «Я» (например, акцентированное чувство единства с людьми, природой), растворение собственного «Я», сверхвнушаемость и др.

Перечисленным признакам соответствуют религиозный и сексуальный экстаз, ритуальный транс, состояние гипноза; сон в активной фазе, когда мы видим сны; состояния просветления, озарения в восточных культах (сатори); ощущения, испытываемые человеком в кризисных состояниях (перед смертью); состояния, переживаемые в трансперсональной медитации; а также комплекс явлений, названный американским психологом А. Маслоу «высшими переживаниями». К ним относятся высшие моменты творческого озарения, вдохновения, мгновения экстаза от постижения красоты природы или высот духа.

В традиционных обществах экстатические ритуалы являются своеобразной помощью против психозов и неврозов, повышают психологическую стабильность общности путем намеренного вызова одержимых, патоморфных (по форме сходных с патологией) состояний. Другая сторона ИСС состоит в преодолении дискомфорта, разлада с самим собой и другими, повышенной раздражительности. Например, после своего открытия ЛСД предполагался к использованию в психиатрии для лечения различных расстройств и заболеваний психики, например шизофрении. Первоначальные результаты медицинского использования демонстрировали большой потенциал, однако впоследствии вышедшее из-под контроля использование ЛСД в молодёжной среде приобрело слишком большой размах, что вызвало политический скандал и привело к полному запрету ЛСД для любых целей, как медицинских, так и рекреационных, а также духовных.

Одна из функций ИСС – противостоять патологическим тенденциям, стремиться преодолеть непонимание, несогласованность, десинхронизацию человека с самим собой, с окружением, повысить уровень коммуникабельности, развить способность к общению. А.Маслоу полагает, что основная цель всех видов психотерапии – самоактуализация, предельным выражением которой являются «высшие переживания», «мгновения экстаза, которые нельзя купить» [11, 137]. Высшее переживание, это «… сужение поля зрения, одновременное чувство прилива сил и ни с чем не сравнимой беспомощности, ощущение возвышенного экстаза, потери ориентировки во времени и пространстве и, наконец, сознание того, что произошло что-то важное и значительное, ценное».

«Вероятно, - полагает А. Маслоу, - высшие переживания есть огромная интенсивность любого переживания, в котором присутствует потеря «Я» или его границ, или забывание себя, и восхищение музыкой или искусством». В таком случае наступает эйфория, блаженство (экстаз) – когда «Я» всецело захвачено чувством, при котором в субъективном восприятии исчезает внешний мир, а человек находится вне времени и вне пространства, он «вне себя» (точное название слова «экстаз»). Дополним это описанием ощущений Ф.М. Достоевского перед эпилептическим припадком: «Ощущение жизни, самосознания почти удесятерилось в эти мгновения, продолжавшиеся, как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом, все волнения, все сомнения, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной гармонической радостной надежды, полное разума и окончательной причины».

Согласно Л. И. Спиваку типологически ИСС можно подразделить следующим образом:

1) искусственно вызываемые: индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками) или процедурами (например, сенсорной депривацией)

2) психотехнически обусловленные: религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, холотропная терапия по Грофу;

3) спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах, или в необычных и экстремальных условиях (напр., пиковые переживания профессиональных атлетов, а также околосмертный опыт)

Э. Бургиньон выделяет 2 основных типа ИСС в традиционных обществах: галлюцинаторный транс (или просто транс) и истерический, или транс одержимости (неистовости). Примечательно, что трансу, состоящему в основном из видений, чаще всего подвержены мужчины, а трансу одержимости – женщины.

Если в галлюцинаторном трансе человек взаимодействует с себе подобным («другим» воображаемым), то в трансе одержимости «другим» становится сам участник. В трансе, как правило, человек помнит все свои переживания. Одержимость в трансе сопровождается потерей памяти.

В то время как физически пассивный участник транса (обычно мужчина) активен в своем воображении, фантазиях, физически активный участник транса одержимости (как правило, женщина) психологически пассивен, тело его используется как посредник между духами и другими людьми, участвующими в ритуале.

Основная цель экстатических состояний – психологическая защита общества. Так в культурно-приемлемой форме разряжается внутренний конфликт между индивидуальными желаниями и культурными нормами, уменьшается вероятность психологических дисфункций.

С открытием эндорфинов был найден нейрохиимический коррелят многих процессов, происходящих с человеком во время ритуалов шаманистского типа и в ИСС в целом. Это позволило увидеть нейрохимическую основу активизации внутренних энергетических резервов человека.

Р. Принс, в статье «Шаманы и эндорфины: гипотезы для синтеза» предположил существование некой универсальной характеристики всех терапевтических ритуалов шаманского типа. Она состоит в том, что человек, находящийся в гиперстрессе, в экстремальных условиях нередко начинает неожиданно ощущать необычайное спокойствие и даже блаженство. Такое изменение может оцениваться как вмешательство всемогущего «защитника», покровителя, Бога. По данным социологических исследований, в США и Англии около 30% опрошенных хотя бы раз в жизни испытывали подобные ощущения (переход от сверхстресса к блаженству), а 5% - даже часто.

Очень знакомо это ощущение бегунам на длинные дистанции, когда приходит второе дыхание. Эти явления связываются с критическим уровнем содержания в организме эндорфинов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура отношений между людьми в системе деятельности | Увольте штат 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.