Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ученые: Снетков, Филиппова , Дубягин, Зотов, Пересункин, Цымбалюк




Фоноскопическая экспертиза позволяет судить о физических и психических признаках человека.

 

Особенности фоноскопической экспертизы проявляются в том, что при изъятии кассет с какими-либо звуковыми следами следует соблюдать меры предосторожности для сохранения следов, которые могут также оказаться на данных объектах.

Поэтому их рекомендуется брать строго в перчатках или пинцетами.

Данный объект следует тщательно описать в протоколе (какая кассета, какая пленка, фирменные знаки кассеты и аудиопленки и др.), все дефекты и повреждения, которые обнаружены при детальном осмотре, также нужно зафиксировать в протоколе.

Затем запись прослушивается и в протоколе отображается ее характер (музыка, или разговор (речь), или иная информация). Если это речь, то записывается ее содержание, музыка – характер. После того как пленка будет прослушана, ее нужно перемотать в исходное положение, тщательно запечатать и снабдить пояснительным текстом.

 

46.Криминалистическая габитоскопия: понятие, задачи, научные основы. Классификация признаков внешности человека. Правила описания признаков внешности человека по методу «словесного портрета». Подготовка материалов для судебно-портретной экспертизы.

 

Научные основы использования признаков внешности человека для раскрытия и расследования преступлений заложил французский криминалист А. Бертильон. В 70-е гг. XIX в. он предложил систему описания примет преступников в регистра­ционных целях, где каждый элемент внешности получал точное определение и обозначение. Постепенно, с использованием достижений анатомии, антропологии, психологии, физиологии, морфологии, судебной медицины и других наук, а также с учетом следственной, оперативно-розыскной и экспертной практики, в криминали­стике сформировалось учение о внешности человека — габитоскопия

 

Габитоскопия -это отрасль криминалистической техники изучающая закономерности, запечатления внешнего облика человека в разных отображениях и разрабатывающая технико -криминалистические средства и методы собирания, исследования, оценки и использования данных о внешнем облике в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

 

Предмет: 1) внешний облик человека-весь комплекс черт

2)закономерности формирования(объективные факторы -возрастные)

3) закономерности формирования информации об облике, система научно-технических средств

4)портретная экспертиза

Ученые отец методики словесного описания 19 век Бертильон, метод- Бертионаж(регистрация)

Задачи:

1)розыск не известных лиц,скрывшихся с места происшествия(свидетели, потерпевшие)

Признаки внешности человека подразделяются на две основные группы:

1 ) анатомические (статические), характеризующие особенности анатомического строения человека. Данные признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов;

2) функциональные (динамические), физиологической основой которых является условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движения человека. Это привычные, автоматизированные движения и положения человека и его отдельных частей (осанка, походка, мимика и др.).

Словесный портрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Идентификация человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета может осуществляться путем:

1) предъявления для опознания;

2) непосредственного сопоставления его внешности с фотопортретом;

3) непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся словесным портретом;

4) сопоставления словесного портрета с фотоизображением.

Криминалистикой разработаны основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

1) максимальная полнота описания внешности человека. Соблюдение этого правила обусловлено тем, что во время составления словесного портрета еще неизвестно, какие из признаков будут основными при розыске;

2) последовательность описания (от общего к частному). Сначала указываются общефизические признаки – пол, возраст, затем описываются анатомические признаки – фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова (лицо);

3) описание с помощью специальной терминологии. Это необходимо для обеспечения единообразного понимания получаемой информации. Источники информации подразделяют на:

1) субъективные – это мысленные образы, сохранившиеся в памяти человека, по которым он может дать описание внешних признаков, произвести опознание преступника и т. д.;

2) объективные – это фотоснимки, слепки-маски с умершего, рентгеновские снимки и видеоматериалы.

Материалы, представленные на экспертизу, должны отвечать требованиям достоверности (происхождение их должно быть несомненно установлено), допустимости (получены в установленном законом порядке). Фотопортреты должны быть сопоставимыми по ракурсу, близкими по времени изготовления, условиям их получения (освещенности, фона и т.п.), а также хорошими по качеству, т.е. резкими, среднеконтрастными, без ретуши и вуали, повреждений и загрязнений.

В первой стадии судебно-портретной экспертизы проводится изучение свойств объектов и влияния их на передачу признаков внешнего облика.

Во второй (аналитической) стадии осуществляется раздельное изучение объектов. По фотоснимкам проводятся измерения элементов, выполняется разметка, составляются таблицы разработки.

В третьей (сравнительной) стадии сравниваются раздельно выявленные признаки, при этом устанавливаются различия и совпадения, которые проверяются непосредственно по снимкам при их сопоставлении, совмещении, наложении. Сопоставление – основной прием сравнения; для этого нередко применяют разметки, координационные сетки, количественные методы. Совмещение изображений лица в целом и отдельных деталей внешнего облика применяется в случае их одинакового положения на снимке. Фотоснимки доводятся до одинакового масштаба, их разрезают по различным линиям, а затем складывают часть одного снимка с другим. Наложение (аппликация) используется при наличии изображений лиц, сфотографированных в одном и том же ракурсе. Одно из них – негативное – накладывается на другое – позитивное – изображение.

В четвертой стадии проводится оценка действительно совпадающих и различающихся признаков, формируются выводы. Наконец, на пятой стадии исследования составляется заключение эксперта, а в случае проведения исследования во внепроцессуальной форме – справка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.