Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповой интеллектуальный тест Дж. Ванны




Билет № 16

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) предназначен для детей 9-12 лет — учащихся V-VI классов. Этот способ диагностики умственного развития был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Коллектив авторов в составе М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой под руководством доктора психологических наук К. М. Гуревича перевел и адаптировал тест для русской выборки [66]. При этом в тест были внесены существенные изменения с тем, чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.

Данный психологический инструментарий разработан в двух формах — А и Б. Адаптация теста была проведена на учащихся III—VI классов городских и сельских школ (выборка более 500 человек). Определялась надежность и валидность русскоязычного варианта.

Коэффициенты соответствия параллельных форм А и Б для разных возрастных групп — от 0,82 до 0,89; коэффициенты гомогенности — 0,95; ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тестированием равен 5 месяцам) — 0,79 (форма А) и 0,82 (форма Б).

Коэффициенты валидности теста, определяемой путем сопоставления результатов выполнения заданий теста с показателями школьной успеваемости, — 0,59 (III классы) и 0,53 (V классы). Все показатели значимы при р < 0,01.

Полученные данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности адаптированного варианта.

Тест содержит семь субтестов: «Исполнение инструкций», «Арифметические задачи», «Дополнение предложений», «Определение сходства и различия понятий», «Числовые ряды», «Установление аналогий», «Символы».

Приведем примеры заданий теста ГИТ.

«Исполнение инструкций». Субтест направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления.

Поставь три крестика между следующими двумя именами: Иван

________ Саша и подчеркни самое маленькое из следующих чисел: 9 3 5 7.

«Арифметические задачи». Определяется сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения.

Две курицы несут 2 яйца за 2 дня. Сколько яиц снесут 6 кур за б дней?

«Дополнение предложений». Диагностируется понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами.

 

Ученик___________________ задачу.

«Определение сходства и различия понятий». Выявляются умения анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. Испытуемый должен поставить между двумя словами букву С, если они имеют сходное значение, и букву Р — если различное.

 

Большой____________ маленький

 

Мощный___________ сильный.

«Числовые ряды». Выявляются умения находить логические закономерности построения математической информации. Испытуемый должен с учетом правила построения ряда продолжить его на два числа.

 

1 72 7 37_______

«Установление аналогий». Диагностируются умения мыслить по аналогии. В заданиях предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. К третьему слову надо подобрать такой ответ из числа приведенных, чтобы была такая же связь, как между первым и вторым.

Ботинок: нога = шляпа: пальто, нос, видеть, голова.

«Символы». Проверяются скоростные возможности выполнения простой умственной работы. Задание состоит в написании под каждым символом (значком) соответствующей ему цифры.

В тестовых тетрадях субтесты названы тестами.

Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

контроль за эффективностью школьного обучения;

определение причин школьной неуспеваемости;

сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;

сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;

отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

 

Руководство по проведению тестирования

Психолог должен руководствоваться следующими правилами:

Говорить громко, отчетливо и медленно, решительным тоном.

Инструкции необходимо произносить точно, лучше их зачитывать или заранее выучить наизусть.

Во время произнесения инструкций все должны положить карандаши, никто не должен работать.

Время решения каждого субтеста регистрируется по секундомеру.

Школьники, сидящие на одной парте, работают с параллельными формами.

Желательно, чтобы тестирование проводили два экспериментатора, разделив между собой выполнение функций.

Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.

 

8. Время выполнения субтестов: исполнение инструкций — 4 мин.; арифметические задачи — 6 мин.; дополнение предложений — 5 мин.; определение сходства и различия понятий — 1,5 мин.; числовые ряды — 4 мин.; установление аналогий — 3 мин.; символы — 4 мин.

 

Перед началом проведения тестирования психолог объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он обращается к учащимся с такими словами:

«Вы будете выполнять задания, которые отличаются от тех, что вы обычно выпоняете в школе. При этом вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, вам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внимательны и делайте только то, что я вам скажу.

Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите».

Психолог должен убедиться, все ли приготовили карандаши или ручки. Потом он говорит:

«Сейчас я вам раздам тетради с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой странице тетради напечатано "Дата". Впишите туда сегодняшнюю дату и рядом урок (первый, второй, третий и т. д.). На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже — дату своего рождения, потом номер школы и класс. Кто все сделал, положите ручки».

После того как все дети написали сведения о себе, психолог говорит:

«Переверните страницу — только одну. Ручки пока не трогайте. На этой странице написано: "Тест Г'».

Необходимо проверить, все ли правильно перевернули страницу, и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов. Убедившись, что действие выполнено правильно, психолог говорит:

«Пока не берите ручки. Под названием "Тест 1" написана инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следите по своей тетради. Затем по моей команде "Начинайте" вы будете выполнять задания. Старайтесь работать быстро и правильно. Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я вам не скажу "Достаточно"».

Далее зачитывается инструкция и дается команда: «Начинайте». Через 4 минуты дается команда: «Достаточно, положите ручки». Необходимо проследить, чтобы все школьники выполнили указание. Для того чтобы начать работу с Тестом 2 психолог говорит:

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 2". Под ним вопросы. Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте па полях тетради. Начинайте».

Через 6 минут дается та же команда, что и после 1-го теста. Перед началом работы с Тестом 3 психолог говорит:

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 3". В предложения впишите недостающие слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово».

Далее он объясняет пример: «Ученик... задачу. Какое слово надо вписать?» Получив от учащихся правильный ответ, спрашивает, всем ли понятно, как он был получен.

Затем разбирается следующий пример: «У лошади четыре....»

Далее он говорит:

«Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл.

Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. Начинайте».

Перед началом работы с Тестом 4 психолог говорит:

«Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее значение, то напишите между ними букву "С", если у них разные значения, то напишите между ними букву "Р".

Далее он разбирает с детьми три примера, приведенные в описании теста.

После этого сообщает: «Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте».

Через 1,5 минуты дается команда «Достаточно! Положите ручки». Перед началом работы с Тестом 5 психолог говорит:

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 5"». Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. «Посмотрите на

первый пример. Как сгруппированы эти числа? Какая цифра идет после 12?... А потом?...» и т. д.

Затем психолог говорит:

«Далее идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу. Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа. Начинайте».

 

Через 4 минуты дается команда: «Достаточно! Положите ручки». Перед началом работы с Тестом 6 психолог говорит:

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест б"». Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, скажите: «Вам надо выбрать одно из 4 слов. Какое вы выберете?»

 

Далее идет разбор примеров:

«Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то из 4 слов, которое связано с третьим словом так же, как первое со вторым». Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользоваться линейкой. Через 5 минут дается команда об окончании работы.

Перед началом работы с Тестом 7 психолог говорит: «Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 7"».

 

Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения:

«В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9. Ваша задача — написать под каждым значком ту цифру, которой этот значок обозначен в ключе. Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за другом. Будет ошибкой, если вы напишете сначала только единицы, потом — только двойки и т. д. Начинайте».

Через 4 минуты дается команда «Достаточно. Положите ручки. Закройте тетрадь».

 

После этого психолог собирает тетради. Важно проследить за тем, чтобы в это время никто не работал.

 

Обработка результатов тестирования

 

При обработке результатов в первую очередь необходимо придерживаться следующих принципов.

 

1. Каждое выполненное задание должно оцениваться экспериментатором или как правильное, или как неправильное.

Если испытуемый исправил ответ, то оценивается исправленный.

Для обработки результатов первых 6 субтестов используются соответствующие шаблоны (для формы А и формы Б), которые удобно сложить по намеченным линиям в форме гармошки. Перевертывание страниц этой «гармошки» дает возможность совмещать правильные ответы на задания с результатами их выполнения в тетрадях.

Каждое задание в субтестах 1-6 справа обозначено цифрой. Если решение ошибочно, то соответствующая цифра в тестовой тетради при обработке зачеркивается. Если задание пропущено, то цифра, обозначающая пропущенное задание, обводится кружком. Под номером последнего выполненного задания проводится горизонтальная линия, которая отделяет выполненные задания от невыполненных. При такой обработке количество не зачеркнутых и не обведенных кружком цифр отражает количество правильно решенных заданий.

Обработка субтеста 7 ведется по единому для форм А и Б шаблону. Для этого в нем необходимо вырезать строчки символов над строчками цифр. После наложения шаблона на задания субтеста таким образом, чтобы в прорезь попали цифры, обозначенные детьми в тестовых тетрадях, последние сравниваются с цифрами, представленными в шаблоне. Неправильные решения зачеркиваются. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за выполнение данного субтеста (см. ниже).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.