Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы памяти

Общее понятие о памяти.

Определение памяти.

План.

Нейропсихология

ДОКЛАД

Тема: «Физиологические основы памяти»

 

 

Работу выполнила студент

дефектологического факультета

304-й группы

Грузинова Н. Н.

 

 

Работу проверила

Холод М. Т.

Москва, 2012 г.

 

1. Определение памяти. Общее понятие о памяти. Механизмы памяти.

2. Процессы памяти.

3. Виды и типы памяти.

4. Свойства памяти.

 

Память – это одна из психических функций человека, отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы и ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него. Образы памяти, в отличие от образов восприятия, относятся к представлениям.

Представления – образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее. Представления памяти могут быть единичными и общими (например, у человека есть представление дома, где он живёт, и дома вообще).

Человек живёт не только в мире образов непосредственно окружающей действительности, но и в мире образов-следов, сохраняющихся у него от прошлого опыта. Такие следы имеют различное происхождение и природу. Во-первых, в процессе эволюции в клетках ДНК и нервной системе накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение. Это биологическая (видовая) память. Во-вторых, люди пользуются прошлым опытом всего человечества. Это их историческая (социальная) память. Образы прошлой жизни сохранились в виде наскальных рисунков, различных сооружений, игр, традиций. Основной и самой существенной формой исторической памяти является письменность. В-третьих, это индивидуальная (психологическая) память, которая сохраняет следы, приобретённые в процессе личной жизни человека – знания, умения, ассоциации, личный опыт. Человек накапливает знания и использует их в нужный момент.

Механизмом образования представлений памяти служит создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Существуют 2 теории, объясняющие физиологические процессы образования представлений памяти. Согласно нейронной теории, нейроны формируются в цепи (замкнутые круги), по которым циркулируют биотоки. Под их влиянием происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Согласно молекулярной теории, в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, предназначенные для записи и хранения информации.

Временные связи отражают реальные ассоциации предметов и явлений действительности. Ассоциацией называется связь между различными объектами действительности и её отражением в сознании, когда представление об этом объекте вызывает появление мысли о другом. По характеру связей различают простые и сложные ассоциации. К простым относятся связи объектов по смежности (близость в пространстве или во времени), сходству (наличие общих или подобных черт), контрасту (наличие противоположных черт); к сложным – причинно-следственные, существенные смысловые связи.

Таким образом, память человека – не просто накопление информации в центральной нервной системе, а её сложная организация, которая обеспечивает отбор, сохранение нужных следов и стирание ненужных.

Родоначальником научной психологии памяти считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Изучением памяти также занимались: Г. Э.Мюллер, Э. Торндайк, И. П. Павлов, Л. С. Выготский, А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др.

2. Процессы памяти:

  • Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей – результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение – процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.
  • Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
  • Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Криминалистика ч. 1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.