Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Морально-этический план




Интерпретации

Возможно 3 плана рассмотрения «Фуста»:

- автобиографический (проекция Гете событий трагедии на свою жизнь: эпизод с Еленой - обращение к классицизму, вызов духов - занятия алхимией, «Вальпургиева ночь» и «погребок Ауэрбаха» в Лейпциге - бурные годы юности Гете и т.п.);

- морально-этический;

- социально-исторический.

Фауст в своем развитии проходит 3 главных этапа:

1. Любовь к Маргарите

2.Обращение к Елене

3.«Эпизод моря» - деятельность на пользу обществу.

Эти три этапа можно рассматривать как моменты в развитии личности и как моменты в развитии общества. «Фауст» вырастает из романа воспитания, из концепции поиска человеком своего места в жизни, но перерастает в эпопею, в изображение народных судеб в символическом виде.

 

Фауст как символ развития общеевропейского сознания.

Спор «Пролога» о достоинстве человека, о его месте в жизни пройдет через всю трагедию - в дальнейшем сам Фауст представит т. з. Бога. Мефистофель несет в себе начала скепсиса, цинизма, видит в человеке только беспокойное существо, стремящееся в небо, чтоб упасть в грязь. Бог утверждает что даже в беспокойстве своем человек сохраняет достоинство. Фауст выступает символом человеческой личности. Он собственной жизнью должен разрешить этот спор. В этом концепция произведения.

В начале трагедии Фауст находится в состоянии душевного кризиса. Мефистофель появляется в нужную минуту как герой в романе воспитания.

Фауст подвергается 3 испытаниям - перед ним 3 цели.

1 эпизод. Мир Маргариты- живые наслаждения

Здесь он проходит 3 стадии

1) вино-погребок Ауэрбаха, мир кутил, наслаждения

2) кухня ведьмы - низменные инстинкты

3)видит Маргариту - хочет испытать высшее из чувственных наслаждений - любовь.

Маргарита - универсальный символ женщины, ее образ не очень индивидуализирован, все ее поступки идеальны с т. з. женственности. Но при этом Маргарита - только влюбленная. А Фауст с ней лишен титанических черт, он только любовник. Но он не может остановиться только на любви к женщине, поэтому он покидает Гретхен. Это необходимо для развития драмы. Гретхен понимает это и не идет за Фаустом. Ее мир - малый мир.

2 эпизод. Служение искусству.

Фауст вступает в большой мир, служа красоте в образе Елены. Весь этот эпизод - аллегорический. Бракосочетание с Еленой - символ жизни, посвященной искусству. Обращение к античному искусству как норме всякого искусства. Елена - символ искусства. После гибели Эвфориона Елена покидает Фауста. Фауст опять отдаляется от жизни, приходит к состоянию первой сцены.

3 эпизод. Служение человечеству.

Фауст почувствовал, что «единое счастье - работа», это исторгает у него возглас: «Остановись, мгновенье!» Мефистофель формально выигрывает, Фауст проигрывает. Но если Мефистофель хотел доказать, что человеческий дух может удовлетвориться конечным, то он оказался неправ, т. к. Фауст нашел конечную и в то же время бесконечную форму деятельности на пользу общества (Символичный образ моря воплощает бесконечность задачи покорения стихий). Поэтому Фауст оправдан.

Но нет деятельности без разрушения: эпизод гибели Филемона и Бавкиды - символ разрушительного начала, которое связано с созиданием. Перед смертью Фауста терзает совесть за всю его деятельность, но он счастлив.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.