Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика мониторинга уровней безопасности движения для ситуационного контроля




Организация ситуационного контроля за оперативной работой хозяйств является одной из задач функциональной стратегии. Реализация данной задачи должна предусматривать мониторинг текущего состояния элементов перевозочного процесса по вопросам, касающимся обеспечения безопасности движения, и, при необходимости, последующие оперативные корректировки, направленные на уменьшение влияния факторов на возникновение транспортных происшествий и событий. Очевидно, что для эффективной организации ситуационного контроля необходимо точно отслеживать положение дел с обеспечением безопасности движения для определения состояния ситуации, когда для предупреждения возникновения транспортного происшествия или события требуется оперативное вмешательство того или иного рода.

С организационной точки зрения основная работа по ситуационному контролю обеспечения безопасности движения в перевозочном процессе должна проводиться силами ситуационного центра: оперативная смена, включающая диспетчерский персонал по каждому из хозяйств должна осуществлять процесс постоянного мониторинга и формировать необходимый перечень информации для экспертов-аналитиков, осуществляющих выработку мероприятий по стабилизации ситуации.

Подход, принятый Департаментом безопасности движения к оценке уровня опасности возникновения транспортных происшествий и событий, на основе факторного анализа, свидетельствует о том, что основными параметрами, контролируемыми специалистами ситуационного центра, будут: текущий индекс оценки состояния ситуации и величина его критического значения, приближение к которому требует принятия первоочередных мер.

С 1–го апреля 2010 года на Московской железной дороге функционирует Дорожный ситуационный центр. Технология работы ситуационного центра основывается на едином планировании эксплуатационной работы и оперативном воздействии на предотвращение и устранение отказов технических средств. Структура Ситуационного центра Московской железной дороги представлена на рис. 2.10.

Основными задачами и функциями создаваемого ситуационного центра МЖД являются:

- выработка на железной дороге кардинально нового направления в решении вопросов обеспечения эксплуатационной работы дороги на основе анализа всех составляющих перевозочного процесса.

- выявление области наиболее вероятного проявления отказов технических средств.

- разработка системы предупреждающих и корректирующих действий, направленных на предотвращение случаев браков, крушений и аварий, отказов технических средств.

- минимизация влияния отказов технических средств на эксплуатационные показатели дороги путем сокращения времени на их устранение.

- выработка рекомендаций для принятия управляющих решений по снижению рисков и нарушений безопасности движения.

- организация работы оперативно-диспетчерского персонала технических служб дороги.

Решение вышеперечисленных задач будет реализовано комплексом мероприятий, в частности таких как:

- проведение мероприятий по выявлению предотказных состояний и их профилактику на основе имеющихся и внедряемых средств диагностики;

- принятие управляющих решений при отказах технических средств по организации эксплуатационной работы и мобилизации необходимого персонала на их устранение

- согласованность действий всех работников, задействованных в техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры для устранения отказов технических средств в нормативное время;

- объединение деятельности технических работников служб и дирекций железной дороги в обеспечении бесперебойной эксплуатационной работы.

Эффективность работы Дорожного ситуационного центра предполагается обеспечить посредством:

- упреждающих воздействий на предстоящие события на основе постоянного мониторинга;

- адресного планирования профилактической работы по выявленным предотказным состояниям;

- организации оперативного устранения отказов технических средств с целью минимизации их влияния на эксплуатационную работу;

- заблаговременного сопоставления и приведения в соответствие требуемых объемов эксплуатационной работы и возможности предоставления профилактических «окон»;

- решения проблемных вопросов в эксплуатационной работе.

Дорожный ситуационный центр (далее - Центр) является подразделением органа управления Московской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Центр находится в оперативном подчинении первого заместителя начальника железной дороги - главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Уставом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), корпоративными и иными актами ОАО «РЖД» и железной дороги, Положением о железной дороге, а также настоящим Положением. Центр имеет печать, штампы, бланки и другие реквизиты со своим наименованием.

Основными задачами Центра являются:

- выработка на железной дороге кардинально нового направления в решении вопросов обеспечения безопасности движения поездов, основанном на ситуационном анализе работы всех составляющих перевозочного процесса;

- решение оперативных вопросов, возникающих при эксплуатации и ремонте технических средств хозяйств: пути, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, локомотивного, вагонного, связи, перевозок;

- координация действий подразделений органа управления железной дороги, отделений и других структурных подразделений железной дороги в вопросах восстановлении нормальной работы технических средств;

- минимизация влияния отказов технических средств на эксплуатационные показатели дороги путем сокращение времени на их устранение.

Центр в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- проведение анализа состояния и надежности технических средств и объектов инфраструктуры для снижения возможных рисков возникновения аварийных ситуаций;

- осуществление взаимодействия с энергосистемами РАО «ЕЭС России» (в границах железной дороги) по обеспечению внешнего электроснабжения тяговых подстанций, пунктов питания железнодорожных потребителей в соответствии с установленной категорийностью;

- формирование системы измеряемых показателей для оценки уровня обеспечения безопасности движения поездов;

- постоянное участие в организации работы ДЦУП, организация работы диспетчерского аппарата отраслевых служб, как единой смены по вопросам технического обеспечения перевозочного процесса;

- организация устранения отказов технических средств в кратчайшие сроки и минимизации негативных последствий, причинённых отказом;

- осуществление контроля за выполнением подразделениями органа управления железной дороги, отделениями и другими структурными подразделениями железной дороги решений руководства железной дороги по вопросам, входящим в компетенцию Центра;

- осуществление контроля при наступлении сложных метеорологических условий за выполнением подразделениями органа управления железной дороги, отделениями и другими структурными подразделениями железной дороги организационно-технических мероприятий, предусмотренных на железной дороге;

- подготовка и представление аналитической и статистической отчетности, в том числе справок, цифровых сводок и иных документов железной дороги по кругу своей деятельности в порядке, установленном ОАО «РЖД» и железной дорогой.

- ведение делопроизводства и хранение документов с соблюдением установленного железной дорогой порядка;

- согласование с Дорожным центром управления перевозками графики предоставления «окон» на производство ремонтных работ, ведение учёта и анализа их использования.

Центр имеет право:

- использовать информацию программно-аппаратных комплексов, автоматизированных рабочих мест, локальных вычислительных сетей, в т.ч. внешних, необходимую для выполнения возложенных задач;

- запрашивать и получать от подразделений органа управления железной дороги, отделений и других структурных подразделений железной дороги проектную документацию на вводимые в эксплуатацию объекты, связанные с безопасностью движения поездов;

- запрашивать и получать от подразделений органа управления железной дороги, отделений и других структурных подразделений железной дороги статистические и иные данные, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Центр задач и функций;

- привлекать в установленном порядке работников других подразделений органа управления железной дороги, отделений и других структурных подразделений железной дороги для решения вопросов, отнесенных к компетенции Центра;

- при установлении фактов нарушения законодательства Российской Федерации, нормативных и иных документов ОАО «РЖД» и железной дороги предоставлять соответствующую информацию руководству железной дороги, содержащую предложения по их устранению;

- приглашать на совещания по вопросам, относящимся к компетенции Центра, руководителей и специалистов структурных подразделений органа управления железной дороги, отделений и других структурных подразделений железной дороги;

- пользоваться в установленном порядке бухгалтерской, статистической и иной отчетностью железной дороги при осуществлении возложенных на Центр задач;

- осуществлять контроль за выполнением подразделениями органа управления железной дороги, отделениями и структурными подразделениями железной дороги решений органов управления ОАО «РЖД» и железной дороги по вопросам, отнесённым к компетенции Центра;

- участвовать в установленном порядке в совещаниях и других мероприятиях, проводимых железной дорогой;

- участвовать в подготовке проектов нормативных документов железной дороги по вопросам, отнесенным к компетенции Центра.

Руководство Центром осуществляется начальником Центра, назначаемым на должность и освобождаемым от должности приказом начальника железной дороги в соответствии с установленной ОАО «РЖД» номенклатурой должностей. Начальник Центра имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности заместителем начальника железной дороги. Обязанности начальника Центра во время его отсутствия исполняет его заместитель.

Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии:

- с другими подразделениями органа управления железной дороги, отделениями и структурными подразделениями железной дороги, филиалами и подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД» и другими подразделениями ОАО «РЖД»;

- с энергосистемами РАО «ЕЭС России»;

-с правоохранительными, спасательными и аварийными службами муниципальных и федеральных органов власти Российской Федерации.

Начальник Центра в пределах своей компетенции и без доверенности действует от имени Центра и представляет его в структурных подразделениях железной дороги.

Начальник Центра:

- организует деятельность Центра на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач и функций. Планирует работу Центра в соответствии с планами ОАО «РЖД» и железной дороги. Утверждает должностные инструкции работников Центра и, при необходимости, вносит в них, при необходимости, изменения и дополнения. Контролирует соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины работниками Центра. Распределяет обязанности между начальником Центра и его заместителем. Предоставляет руководству железной дороги предложения о приёме на работу и увольнении с работы, а также перемещении работников Центра. В пределах своей компетенции издает приказы, указания и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Центра. Представляет руководству железной дороги предложения о применении к работникам Центра мер поощрения, наложении на них дисциплинарных взысканий в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. Обеспечивает профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников Центра. Пользуется также другими правами, предоставленными ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» и железной дороги. Начальник Центра несет ответственность за выполнение требований задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, приказов, распоряжений, указаний, других нормативных правовых и иных актов ОАО «РЖД» и железной дороги. Работники Центра при осуществлении своих функций руководствуются должностными инструкциями.



 


2.4. Обеспечение экономической безопасности в системе менеджмента качества ОАО «РЖД»

Безопасность движения поездов, на наш взгляд, категория не только техническая, но и экономическая. Действительно, поддержание безопасности требует затрат, как капитальных, так и текущих, а нарушения безопасности, как правило, сопровождаются большим или меньшим ущербом. Таким образом, можно говорить о необходимости и возможности повышения эффективности управления безопасностью движения поездов. Необходимо отметить, что экономическая оценка эффективности инвестиций в повышение или поддержание безопасности движения поездов должна быть скорректирована по сравнению с общей методикой, так как в данной сфере затруднена оценка полезного эффекта, проявляющегося в недопущении нарушений безопасности.

Учитывая не только экономическую, но и социальную значимость железнодорожного транспорта, следует особое внимание уделить проблеме минимизации рисков, связанных со всеми сторонами деятельности корпорации. Крупные интегрированные компании, деятельность которых регулируется государством, не могут измерять свой коммерческий успех преимущественно ростом доходности и достижением максимальной прибыли, так как в их экономический механизм заложены ограничения с позиций приоритета безопасности и социальной ответственности, а так же значительные объемы внутреннего так называемого кросс - субсидирования одних элементов бизнеса (видов деятельности) за счет других. Поэтому требуется разработка системы стратегического управленческого учета, реально направленной на обеспечение технико-технологической и экономической безопасности деятельности транспортной компании, базирующейся на следующих принципах (рис. 2.1):

• четкая взаимосвязь между общими целями и задачами организации и локальными стратегиями, избранными для их достижения во всех подразделениях и дочерних обществах компании;

• представление финансовой и нефинансовой информации высшему руководству в форме, позволяющей своевременно формировать стратегические решения;

• обоснование характера принимаемых решений на базе комплексного анализа будущих затрат и результатов (выгод);

• определение четкого набора ключевых показателей (как финансовых, так и нефинансовых) деятельности подразделений и центральной компании, отвечающих требованиям конкретных стратегий бизнеса;

• раздельный учет показателей экономической и управленческой деятельности на основе логики альтернативных издержек и доходов при схожем уровне общего риска;

• выделение только полезной информации и включение ее использования в систему мотивации менеджеров;

• анализ и технико-экономическая оценка затрат (раздельно переменных, условно - постоянных, неустранимых и сворачиваемых) по видам деятельности;

• стратегический учет нормативных затрат, интегрированный в систему непрерывного обучающего процесса;

• обеспечение гибкости систем стратегического планирования и финансового контроля, в том числе с применением современных инструментальных средств, компьютерного моделирования и интегрированных систем планирования и использования ресурсов.

Таким образом, Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» совместно с научно-исследовательскими и учебными институтами и университетами отрасли проводится большая работа по экономическому обоснованию мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов, профилактике предупреждения аварийности, научному обоснованию повышения качества работы, организации труда и управления производством, снижению расходов, связанных с браками в поездной работе в условиях создания дирекций, дочерних и зависимых обществ, разделения ремонта и эксплуатации подвижного состава.

Вместе с тем, дефицит инвестиционных ресурсов, высокий износ основных фондов железных дорог, недостаточная системность в решении вопросов бюджетирования, и в первую очередь – связанных с недостаточной гибкостью системы минимизации рисков нарушения технологии перевозок, обостряют проблему обеспечения безопасности движения. Ее решение требует комплексного научного обоснования, в том числе в увязке с общей проблемой обеспечения экономической безопасности отрасли.

Исходя из вышеизложенного, авторы полагают необходимым проведение следующих мероприятий с целью совершенствования стратегии и формирования экономического механизма управления безопасностью на железнодорожном транспорте:

• Завершить подготовку функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности перевозочного процесса в рамках системы стратегического планирования ОАО «РЖД» с учетом рекомендаций научно-практических конференций и результатов научных исследований по данной проблеме.

• Рассмотреть целесообразность введения в систему мониторинга ключевых стратегических индикаторов работы Компании таких показателей, как фондовооруженность, капитальные вложения на единицу перевозочной работы, темпы и масштабы обновления всех видов оборудования (включая ремонтную базу) и подвижного состава (с улучшенными техническими параметрами и характеристиками). Подготовить предложения по внесению изменений в систему отраслевой статистики в части разработки и регламентации учета показателей управленческого учета в области технической политики и инновационной деятельности корпорации.

• Провести научные исследования и разработать практические рекомендации по установлению пороговых значений технической, технологической, экономической и экологической безопасности использования железнодорожного подвижного состава, постоянных устройств и оборудования с определением приоритетов финансирования и размеров необходимых ресурсов для обеспечения высокого уровня безопасности движения поездов.

• Создать систему оценки и анализа экономических рисков, связанных с безопасностью движения, на основе стоимостной оценки ущерба от аварий, крушений поездов и иных случаев брака, а также выплат, связанных с производственным травматизмом. В целях ранжирования рисков и, на их основе, определения приоритетности инвестирования средств, целесообразно применение вероятностного подхода при прогнозировании возможных случаев брака, анализа и крушений на основе анализа статистической базы, прогнозирования тенденций, влияющих на уровень безопасности и величины экономического ущерба за прошедшие периоды. Провести дополнительное экономическое обоснование перечня случаев брака, подлежащих обязательному страхованию.

• Подготовить регламенты взаимоотношений головной компании ОАО «РЖД» и филиалов в сфере обеспечения безопасности движения, в том числе по взаиморасчетам по фактам нарушений безопасности движения.

• Принять первоочередные меры по повышению безопасности перевозок в международных транспортных коридорах с целью повышения конкурентоспособности ОАО «РЖД» на международном транспортном рынке и привлечения дополнительных объемов международных перевозок.

• Провести исследования по экономическому обоснованию распределения ресурсов по приоритетным направлениям повышения безопасности движения. Разработать технико-экономическое обоснование поэтапной реализации приоритетных направлений повышения надежности и безопасности работы технических средств и использования постоянных устройств железных дорог.

• Обеспечить реализацию комплексного подхода к вопросам повышения безопасности на железнодорожном транспорте. В каждом из инвестиционных проектов, реализуемых Компанией, подробно рассматривать не только экономические эффекты, но и вопросы повышения безопасности перевозок и улучшения условий труда. Это позволит не только комплексно подходить к вопросам повышения безопасности, но и обеспечить учет в структуре инвестиционных проектов соответствующих издержек (безопасность, экология и т.п.), что позитивно скажется на объективности оценки их экономической эффективности.

• Принять меры к усилению адресной материальной заинтересованности работников и трудовых коллективов отрасли в повышении безопасности перевозок и качества работы.

• Максимально использовать имеющийся в транспортных вузах высокий научный потенциал для решения задач в сфере экономического обоснования повышения безопасности перевозок, более полно учитывать результаты проведенных научных исследований в области управления Корпорацией, а также кардинально усовершенствовать организиционно-экономический механизм повышения эффективности взаимодействия вузовской науки и ОАО «РЖД» на основе анализа и использования в практике Компании более широкого круга предлагаемых вузами научных решений.

Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах показывает, что в деле по предупреждению аварийности еще много нерешенных вопросов. Нарушения безопасности движения осложняют перевозочный процесс, создают негативный фон в общественном мнении о работе Компании.

Среди ближайших планов Компании - разработка так называемых интеллектуальных технических средств, более требовательное отношение к разработчикам подвижного состава для железнодорожного транспорта.

Опасные отказы технических средств хозяйства пути и сооружений становятся причиной более половины всех сходов и столкновений поездов, еще за треть подобных инцидентов вина лежит на вагонном хозяйстве. В 75% случаев первопричиной отказа техники является «человеческий фактор».

Наряду с созданием новых экономических механизмов мотивации за конкретный личный вклад в безаварийную работу каждого работника Компании, занятого в процессе перевозок, необходимо развивать порядок персональной ответственности за нарушения или игнорирование требований правил и инструкций, которые ставят под угрозу безопасность движения по его вине.

 

Рис. 2.3.

 

 

Внедрение современных достижений научно-технического прогресса во всех хозяйствах Компании позволит создать принципиально новый подход к системе обеспечения безопасности движения.

От мер, разработанных по допущенным нарушениям безопасности движения и устранению их последствий, необходимо перейти к построению системы предупреждения рисков, основанных на глубоком и постоянном анализе перевозок и концентрации внимания на слабых местах.

В наиболее короткие сроки можно достичь существенного повышения уровня безопасности перевозок, прежде всего, в результате реализации мероприятий, направленных на предотвращение нарушений технологических процессов обслуживания и ремонта технических средств и подвижного состава.

К таким мероприятиям следует отнести, в первую очередь:

- автоматизированный пооперационный контроль (надзор) за своевременностью и качеством исполнения технологических процессов;

- автоматизированный контроль остаточного ресурса технических средств;

- автоматизированный расчет фактических и прогнозируемых показателей безопасности перевозок;

- автоматизированная выработка оперативных, рекомендаций по предотвращению нарушений условий безопасных перевозок.

Эти мероприятия реализуются Автоматизированной системой управления безопасностью движения (АСУ БД), поэтапное внедрение которой началось с 2006 года на опытных полигонах. Внедрение системы не требует значительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов, так как ее реализация ориентирована на использование уже применяемых на сети железных дорог систем передачи информации, АСУ хозяйств по мере их разработки и внедрения.

В мае 2009 года в ОАО «РЖД» специальной рабочей группой совместно с отраслевой наукой разработана Концепция порядка организации учета и формирования отчетности по нарушениям безопасности движения в поездной и маневровой работе, допущенным участниками перевозочного процесса на железных дорогах ОАО «РЖД». Это позволит определять причины нарушений безопасности движения допущенных по вине ОАО «РЖД», а также и других участников перевозочного процесса.

В результате реализации положений Концепции и разработанного на ее основе нормативного документа, предписывающего порядок организации учета и формирования отчетности по нарушениям безопасности движения, ожидается:

• для Компании - защита корпоративных интересов при определении ответственности за нанесенный ущерб в результате нарушения безопасности движения другими участниками перевозочного процесса, сокращение отражаемой в учетных и отчетных формах случаев нарушения безопасности движения, допущенных на железных дорогах – филиалах Компании, и относимых на ОАО «РЖД», и рациональное решение проблем системного и качественного устранения причин таких нарушений;

• для участников перевозочной деятельности, использующих инфраструктуру ОАО «РЖД» - стимулирование повышения уровня безопасности движения всеми участниками перевозочной деятельности;

• для государства и общества - предоставление достоверных данных о случаях нарушений безопасности движения.

Ниже представлена модель системы менеджмента безопасности движения (рис.2.2).

 

 

Рис. 2.4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.