Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение Русской денежно-весовой системы 1 страница




МОНЕТЫ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Римские монеты и их роль в возникновении русской де­нежно-весовой системы. Славянские племена впервые позна­комились с монетами задолго до образования у них государства. Пер­выми монетами, сыгравшими определенную роль в экономической жизни народов Восточной и Центральной Европы, были римские серебряные денарии. Первые сведения об их находках в славянских землях содержит «Трактат о двух Сарматиях» польского историка Матвея Меховского, изданный в 1517 г. в Кракове. По его словам, римские монеты у местного населения назывались денариями св. Иоанна Крестителя; на Украине их называли «Ивановыми го­ловками».

В настоящее время в Восточной Европе зафиксированы наход­ки около 200 кладов римских монет, большинство из которых — кла­ды серебряных денариев.

Массовый приток римских серебряных монет па территорию ле­состепной полосы Восточной Европы начался в середине II в. н.э., но он был кратковременным и резко сократился на рубеже II и III вв. Наибольшее число кладов и отдельных находок римских де­нариев обнаружено на территории Украины и Беларуси, в частно­сти в районе Киева и его окрестностей. Вес римского серебряного денария стабилизировался в результате денежной реформы импе­ратора Нерона (54—68 гг. н.э.) и стал равным 3,41 г. Однако именно с этого времени начинается постепенное ухудшение качества дена­риев, и к концу II в. количество серебра в них уменьшилось вдвое. Вывоз их в Восточную Европу почти прекратился, но все же в не­большом количестве здесь встречаются монеты IV и даже V в.

В 214 г. начинается чеканка более крупных и тяжелых серебря­ных монет (4,7—5,3 г) — антонинианов, получивших свое название от полного имени императора Каракаллы (211—217гг.) — Марк Ав­релий Антоний. К середине III в. антонинианы вытеснили из обра­щения денарии, но при этом сами превратились в почти медную мо­нету, содержащую лишь небольшую примесь серебра, и обращались по принудительному курсу. В восточноевропейских кладах они встречаются сравнительно редко.

Вопрос о длительности обращения римских монет на террито­рии Восточной Европы после прекращения их притока сюда и о ха­рактере этого обращения относится к числу дискуссионных. Одна­ко не подлежит никакому сомнению определенный и, вероятно,


 

значительный хронологический разрыв между обращением денари­ев и арабских дирхемов, древнейшие клады которых датируются ру­бежом VIII—IX вв. Кладов V—VI вв. на древнерусской территории не известно, но все же можно предполагать, что именно к римскому времени относится зарождение у восточных славян денежно-счет­ных и весовых понятий.

Византийские монеты. На территорию Руси монеты Визан­тии начинают проникать в единичных экземплярах в VII—VIII вв. теми же торговыми путями, что и римские монеты. Наибольшее распространение византийских монет на Руси приходится на IX— XII вв. Их поступление в Южную Русь прежде всего связано с пре­кращением ввоза восточного серебра в конце X в. Наряду с серебря­ными милиарисиямн сюда проникали золотые и медные монеты Ви­зантии. Чеканка серебряных так называемых двойных милиариси-ев, или гексаграммов началась в 615 г. при императоре Ираклии. Золотые византийские «номизмы», или «солиды» послужили про­тотипами для древнерусских монет — златников и сребреников. На них с одной стороны помещалось изображение императоров, а на другой — Христа или надписи. Все золотые монеты IX—X вв. най­дены в бассейне Днепра или его притоков. Редкость этих монет за­ставляет усомниться в справедливости утвердившегося в литерату­ре мнения о значительной их роли в торговле Византии и Руси. Наи­большее число византийских монет в смешанных кладах с куфичес­кими или западноевропейскими монетами приходится на XI -начало XII в.

Медные византийские монеты обращались только в Херсонесе (Крым), где существовал монетный двор, а на территорию Руси они попадали случайно. Исключение составляет Тмутараканское кня­жество. Византийская медная монета обслуживала здесь внутрен­ний рынок, заменив в определенной степени исчезнувшее серебро. Вполне вероятно, что именно в Тмутаракани чеканились серебря­ные и медные варварские подражания византийскому милиарисию. В XII в. приток византийских монет на Русь прекратился. Значение византийских монет в русском денежном обращении было весьма скромным.

 

Восточные монеты. В конце VIII в. на территорию древнерус­ского государства в больших количествах начинают проникать вос­точные монеты — дирхемы Арабского халифата. Их название про­исходит от древнегреческого слова «драхма». Дирхемы чеканились в различных центрах огромной территории халифата — в городах Средней Азии, Закавказья, Ирана, Малой Азии и Месопотамии, в

 

Африке и Испании. По именам различных династов различаются дирхемы аббасидсжие, омайядские и др. Все они имеют еще одно общее название — куфические монеты, от «куфи» — особого стиля письма, возникшего в конце VII в. в иракских городах ал-Куфе и ал-Басре и использовавшегося на монетах.

В значительно меньших количествах проникали на Русь другие восточные монеты, например сасанидские драхмы IV—VII вв.

Дирхемы чеканились на тонких, но довольно крупных монетных кружках. На обеих сторонах монет помещалась надпись, в которой кроме благочестивых изречений, как правило, указывалась дата по хиджре (мусульманской эре) и место чеканки монет, имя правите­ля, халифа или других должностных лиц.

Основным путем проникновения дирхемов на Русь был Вели­кий Волжский торговый путь, особую роль на котором играла Волж­ская Болгария. Меньшее значение имел торговый путь по Север-скому Донцу и по Днепру. На территории Руси найдено очень мно­го кладов куфических монет, в составе которых ярко отражается со­циальная и имущественная дифференциация общества. Известны многопудовые клады, состоявшие из тысяч монет, и небольшие ком­плекты из нескольких десятков монет. Часто дирхемы встречаются в составе погребального инвентаря славянских племен в качестве украшений или так называемого «обола мертвых», связанного с ве­рой в загробную жизнь. Такие находки создают возможность для более точной датировки археологических памятников. Неосновное значение дирхемов для истории русского денежного обращения и денежно-весовых систем заключается в том, что, попав на Русь, они служили средством местного монетного обращения. Куфические мо­неты, получая туземные названия, становились номиналами русской денежно-весовой системы. В письменных источниках, таких, как По­весть временных лет, Русская Правда и др., они известны под на­званиями «куны» и «ногаты».


В обращении дирхемов на Руси выделяется несколько периодов, различающихся составом монетных кладов и способами приема се­ребра — на вес или на счет.

На первом этапе обращения дирхемов, датируемом концом VIII — первой третью IX в., преобладали монеты африканской чеканки с ве­совой нормой 2,7—2,8 г. Эта весовая норма соответствовала 1/25 древ­нерусской гривны в 68,22 г, и в зарождающейся русской весовой сис­теме эти дирхемы являлись хорошо известными по Русской Правде кунами. Этимология этого термина пока еще не выяснена. Чаще всего его связывают с пушным зверьком — куницей или его мехом. Однако нельзя не обратить внимания и на то, что, например, в английском язы­ке монета называется сот; это же слово со значением «чекан» во фран­цузском языке восходит к позднелатинекому слову сипеиз, означав­шему «кованый», «сделанный из металла».

Второй этап обращения дирхемов датируется примерно 30-ми гг. IX в. — рубежом IX—X вв. На этом этапе в обращении преобладают аббасидские дирхемы, чеканенные по весовой норме, немного пре­восходящей норму куны (2,8—2,9 г). Однако это не привело к ка­ким-либо структурным изменениям в русской денежно-весовой сис­теме, так как, по-видимому, эта незначительная разница в весовых нормах целиком нивелировалась за счет легковесных монет.

Третий этан обращения восточных монет на древнерусской тер­ритории датируется первыми тремя десятилетиями X в. Именно в это время резко увеличивается ввоз на Русь восточных монет, ос­новную часть которых составляли саманидские дирхемы. Именно в этот период все сильнее проявляется разновидность куфических монет, появляются дирхемы с весовой нормой 3,41 г, соответствую­щей норме русской ногаты. Этимологически это название может вос­ходить к арабскому «нагд» — мелкие деньги. Некоторые исследова­тели связывают его с арабским глаголом «накада» в значении «сор­тировать деньги, отбирать лучшие монеты». Другие высказывают­ся в пользу объяснения от «нога» — в значении «соболиная шкурка с четырьмя ногами». Ногата составляла 1/20 часть древнерусской весовой гривны.

Четвертый, последний период обращения дирхемов на террито­рии Восточной Европы датируется 40-ми гг. X в. - началом XI в. На этом этапе происходит сильное расшатывание веса дирхемов — их начинают резать, дробить и принимать на вес. Появляется новая денежная единица — резана, весившая 1,36 г. Этимологически этот термин связан с глаголом «резать». Вероятно, первоначально так на­зывался разрезанный пополам дирхем.

В последней четверти X в. начинается резкое сокращение прито­ка восточных монет на Русь, а в начале XI в. их поступление сюда

 

полностью прекращается. Причины этого явления следует искать на Востоке. Серебряная чеканка в странах халифата почти полно­стью прекратилась в XI в., с одной стороны, в результате истоще­ния запасов серебряных руд, а с другой — междоусобных войн. Ни­каких внутренних причин для «отказа» от ввоза восточной монеты на Руси не было. Тем не менее ряд исследователей причины пре­кращения притока восточного серебра видели в слабости древне­русского денежного обращения, а неоспоримый факт длительного бытования восточных монет на Руси объясняли ее географическим положением на путях международной транзитной торговли.

Из состава русского денежного обращения куфические монеты полностью исчезают к середине XI в. Таким образом, период так называемого «переживания» дирхемов в русском денежном об­ращении после окончательного прекращения их поступления на Русь был, вопреки мнению ряда исследователей, сравнительно крат­ким — около 25 лет. На этом этапе дирхемы сосуществуют с начав­шими поступать на Русь и обслуживать денежное обращение моне­тами западноевропейских государств. Западноевропейский денарий приходит на смену восточному дирхему, и уже сам по себе этот факт доказывает, что потребность в монете на Руси в XI в. не исчезла, а ее денежное обращение поступательно развивалось.

Западноевропейские монеты. Первые монеты стран Запад­ной Европы попадают на Русь еще в 80-е гг. X в., но их массовый приток сюда начинается только с начала 20-х гг, XI в. В настоящее время на древнерусской территории зафиксированы находки более 200 кладов и единичных экземпляров западноевропейских монет. Их топография является еще одним веским аргументом в пользу мнения о том, что только внутренние потребности денежного обра­щения определяли необходимость ввоза на Русь иноземной моне­ты. В данном случае нельзя говорить ни о каком транзите через тер­риторию Руси, так как она сама была конечным пунктом распро­странения денария. Пути проникновения западноевропейских монет на Русь были различны, но основную роль играли два: первый -через южное побережье Балтийского моря и остров Готланд, вто­рой — через Скандинавский полуостров и Готланд.

Принципиально важным является вопрос о соотношении на древ­нерусской территории ареалов куфических дирхемов и западноев­ропейских денариев. Мнение В. Л. Янина об ограниченном ареале денария в сравнении с областью обращения дирхема в настоящее время отвергается рядом исследователей.

Основную массу западноевропейских монет, поступавших на Русь, составляли германские пфенниги, англо-саксонские пенни, де-


нарии Венгрии, Чехии и других стран. Денарии чеканились на тон­ких серебряных кружках, диаметр которых (около 1,5 см) был значительно меньше размера дирхемов. На них помещались самые различные изображения: кресты и звезды, люди, памятники архи­тектуры, предметы быта, буквенные монограммы. Надписи, выпол­ненные на латинском языке, содержат имена правителей, от лица которых чеканились монеты, реже — имена монетчиков или лиц, ведавших ыеканкой.

Денарии поступали на Русь в течение XI в. В самом начале XII в. их ввоз сюда в основном закончился, однако в незначительных ко­личествах они проникали на Русь вплоть до 40-х гг. XII в. Самым большим кладом денариев является найденный в 1934 г. недалеко от деревни Вихмязь под Петербургом, содержавший более 30 тысяч монет и серебряный слиток. Он был зарыт в землю около 1090 г.

Причины прекращения притока монет на Русь из стран Запад­ной Европы во многом аналогичны причинам прекращения ввоза восточных дирхемов. В начале XII в. порча монеты в фискальных целях на Западе привела к тому, что она почти полностью дегради­ровала и перестала быть пригодной для вывоза за пределы страны, ее чеканившей. В основном денарии обращались на территории Се­верной и Северо-Восточной Руси, за исключением земли вятичей, а в юго-западной части Руси, в частности на Киевщине, их найдено сравнительно немного. В первой половине XI в. денарии обраща­лись вместе с восточными монетами, но постепенно процент послед­них в кладах уменьшается, и клады второй половины XI — начала XII в. состоят почти исключительно из одних западноевропейских монет.

Вес денариев был различным. Большинство германских монет имело весовую норму около 1,2 г, а английских 1,3—1,5 г. Эти ве­личины не имели соответствия в русской денежно-весовой систе­ме, что послужило причиной дробления монет. В кладах первой по­ловины XI в. преобладают обломки, а не целые монеты. В кладах второй половины XI в. выделяются две группы монет с весовыми нормами 0,9—1,1 и 0,6—0,7 г. По своему весу монеты первой группы точно соответствуют новой норме резаны в северной русской де­нежно-весовой системе. Что касается монет с весовой нормой 0,6— 0,7 г, то, предположительно, их следует связать с древнерусской ве­верицей. Судя по письменным источникам, веверица была самой мелкой денежной единицей Руси. Ее соотношение с гривной пока удается установить только приблизительно. В кладах второй поло­вины X в. есть группа обрезанных дирхемов с весовой нормой 0,3 •• 0,4 г, соответствующей ровно 1/3 резаны, что дает основание выво­дить равенство резаны трем веверицам, а куны, следовательно, 6 ве-

 

верицам и гривны — 150 веверицам при весовой норме счетной грив­ны 51,19 г.

Состав кладов монет XI в. показывает, что в первой половине сто­летия они принимались на вес, а во второй происходит возврат к их счетному приему. В кладах второй половины XI в. практически от­сутствуют англосаксонские монеты и доминируют германские пфен­ниги. При этом на смену монетам, происходящим в основном из Юж­ной Германии (чекан Кельна, Майнца и др.), приходят пфенниги из Фрисландии и монетных дворов, находящихся на территории совре­менных Голландии и Бельгии. Следует отметить, что находки фрис-ландских монет в основном концентрируются в двух пунктах — во Фрисландии и на Руси, что свидетельствует о непосредственных торговых контактах Руси и Фрисландии.

Финальный этап обращения западноевропейских монет на тер­ритории Древней Руси характеризуется тенденцией превращения монет из средства денежного обращения в средство накопления со­кровищ.

Первые русские монеты. Первая попытка чеканить собствен­ные монеты была осуществлена русскими князьями в конце X -начале XI в. Письменные источники не сохранили сведений о начале русской монетной чеканки, тем не менее есть все основания утвер­ждать, что она явилась не случайным эпизодом, а была подготовле­на всем ходом исторического развития Руси, прежде всего двухсот­летним обращением на ее территории восточных монет.

Вводя в обращение свою собственную монету, русские князья стремились, видимо, с одной стороны, компенсировать в определен­ной степени недостаток в куфических монетах, ввоз которых резко сократился именно в это времл, а с другой — использовать монеты как прекрасное средство пропаганды государственного суверените­та Руси, ставшей в конце X в. одним из мощных христианских госу­дарств.

В отечественной нумизматике вопрос о причинах появления пер­вых монет и времени их чеканки долгое время был предметом ост­рых дискуссий. Одним из первых эти проблемы поставил И.И.Тол­стой, монографически изучивший древнейшие русские монеты. Он разработал типологию и предложил хронологическую классифика­цию этих монет, согласно которой чеканку начал Владимир Святой (980—1015) и продолжили его сыновья — Святополк Окаянный (1015-1018, приемный сын) и Ярослав Мудрый (1019-1054). Зо­лотые монеты чеканил только Владимир. Другую схему древнерус­ского чекана предложил А.В.Орешников. Он считал, что чеканка мо­нет на Руси началась при Ярославе Мудром, была продолжена его

, 118


сыном Изяславом (1054—1078) и внуком Ярополком Изяславичем (1077—1078), князем волынским и вышегородским, а закончилась при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1078— 1125). При этом, по мнению А.В.Орешникова, Мономах осуществлял чеканку, явля­ясь князем черниговским (1078—1094), переяславским (1094—1113) и великим князем киевским (1113—1125). В основе схемы А. В.Орешникова лежало представление о времени Владимира Мо-помаха как о-«высшей точке процветания» Киевского государства.

Большинство исследователей придерживается схемы И.И.Тол­стого, развитой в работах Н.П.Бауера. Схему А.В.Оренпшкова под­держивал, подкрепляя археологическими материалами, Б.А. Рыба­ков. В последние десятилетия изучением древнерусских монет сис­тематически занимались И.Г. Спасский и М.П. Сотникова, которые подвели итог более чем столетнему исследованию древнерусского чекана, издав «Сводный каталог русских монет X—XI веков» (Л., 1983), В основе этого труда лежит схема И.И.Толстого, подверг­шаяся лишь частичным уточнениям и дополнениям.

И.И.Толстой связал начало чеканки монет с принятием на Руси христианства, объясняя их появление как «удовлетворение стрем­ления к внешним признакам этой (христианской. — П. Ш.) культу­ры ранее удовлетворения реальных потребностей». Правда, он тут же оговаривался, что уже при Владимире I русские монеты стали удовлетворять фактическую потребность в средстве денежного об­ращения, связывая эту потребность с «кризисом серебра» в странах Арабского халифата.

Отдельные исследователи видели в чеканке первых монет про­явление экономической мощи Киевской Руси и объясняли ее стрем­ление вытеснить из обращения иноземную монету. Это мнение яв­ляется безусловно ошибочным, особенно в заключительной своей части. При отсутствии собственных разработок серебра на Руси вы­полнить эту задачу было невозможно. Сырьем для русской монет­ной чеканки служил привозной металл, вероятно сами восточные дирхемы, перечеканка которых в сребреники потребовала бы колос­сальных и неоправданных затрат.

Клады и отдельные находки древнейших русских монет встречаются не только на громадной территории древнерусского го­сударства, но и далеко за его пределами — в Скандинавии, Прибал­тике, Польше и Германии. Однако этот факт еще не дает права при­писать сребреникам значительную роль в русском денежном обра­щении. Они не могли обеспечить потребности экономики и денеж­ного обращения в монете в силу кратковременности чеканки и не­значительности эмиссий, а также их низкопробности. Около трех четвертей из числа всех апробированных сребреников имеют пробу

 

ниже 500-й, т.е. практически не являются серебряными монетами. Значительная часть монет изготовлена из сплава с ничтожным ко­личеством серебра. Показательно, что только высокопробные среб­реники, имеющиеся среди монет всех типов, за исключением монет Святополка, встречены в кладах восточных и западноевропейских монет. Дирхемы, даже в последний период их обращения на Руси, в сравнении с сребрениками были монетами высокопробными. Имен­но они служили сырьем для чеканки русских монет, и далеко не случайно, что среди всей громадной массы восточных монет нет ни одного дирхема, перечеканенного в сребреник. Таким образом, мож­но предполагать, что на внутреннем рынке древнерусские монеты обращались по принудительному курсу. Поэтому более убедитель­ным представляется мнение о том, что древнерусская чеканка пре­следовала в первую очередь политические цели.

Итак, длительная дискуссия о времени появления первых отечес­твенных монет в настоящее время может считаться законченной. Чеканка началась в княжение Владимира Святославича (980-1015), вероятно, вскоре после официального принятия христианства в 988 г. Об этом свидетельствуют изображения Иисуса Христа на одном из типов серебряных монет и на всех золотых, а также посто­янное присутствие креста как символа христианства в руках князя на всех без исключения монетах, как золотых, так и серебряных.

В настоящее время известно около 340 древнерусских серебря­ных монет, называемых условно сребрениками, и 11 золотых, или златников. Название серебряных монет заимствовано из Ипатьев­ской летописи начала XV в., а золотых — из договора Руси с Визан­тией 945 г. В первом случае употребление термина «сребреник» относится к началу XII в., когда монеты уже не чеканились, во вто­ром — ко времени, когда они еще не чеканились.

Подавляющее большинство монет содержит в легенде имя Вла­димира, значительно меньшее число — имена Святополка и Яро­слава. На некоторых монетах имя князя до сих пор не поддается прочтению или читается предположительно.

Размер сребреников такой же, как и большинства дирхемов, но, в отличие от последних, они отчеканены не на специально вырезан­ных кружках, а на отлитых в двусторонних литейных формах заго­товках. Техника чеканки была весьма низкой. Нестойкость монет­ных штемпелей приводила к их быстрой смене, а частое и не всегда умелое коп ирование штемпелей искажало надписи до неузнаваемо­сти. Штемпели, вероятно, были бронзовыми и имели вид щипцов. Такие сопряженные штемпели были известны на Руси и до начала чеканки монет — они служили буллотириями для оттиска вислых свинцовых печатей. В более позднее время такие штемпели называ-


лись «клещи». Небольшое число монет, отчеканенных одной парой штемпелей, говорит о том, что штемпели быстро разрушались.

Вопрос о национальной принадлежности резчиков монетных штем­пелей очень сложен. Скорее всего, они были русскими людьми, а не греками, хотя и подражали первоначальным византийским образцам. На Руси возобладало графическое исполнение штемпелей, а для ви­зантийских мастеров характерен высокий рельеф изображений. Эта художественная манера объясняется, скорее всего, не столько неопыт­ностью резчика, хотя и это несомненно, сколько влиянием стиля вос­точных куфических монет. Следует отметить, что для монет раннего европейского средневековья вообще характерна своеобразная гра-фичность исполнения изображений и надписей. В сравнении с одно­временными западноевропейскими монетами русские сребреники и златники не выглядят «варварскими». Русские монеты по мастерству резчиков и художественному исполнению ими штемпелей очень раз­личны наряду с грубо выполненными рисунками и неграмотными надписями имеются монеты торгкой, можно сказать, изящной работы, например «Ярославле серебро»,

Все серебряные монеты с именем Владимира (более 250 экз.) под­разделяются на четыре типа. На монетах I типа на лицевой стороне изображен сидящий на престоле (?) князь в шапке, украшенной под-песками и увенчанной крестом, в правой руке князя крест на длин­ном древке, над левым плечом маленький княжеский знак в виде трезубца. Вокруг изображения помещена круговая надпись справа налево вершинами букв к центру монеты: Владимиръ па столе. По краю монеты бусинный ободок. На обратной стороне погрудно изо­бражен Иисус Христос в кресчатом венце, с Евангелием в левой ру­ке и благословляющий правой. Круговая надпись, расположенная на лицевой стороне: 1сусъ Христось. По краю монеты бусинный обо­док. Другой вариант этого типа монет содержит на лицевой стороне легенду Владимирь а се его сребро. Среди апробированных монет это­го типа (примерно третья часть) только 4 экземпляра имеют пробу 875—800, остальные фактически являются серебряными монетами с незначительной примесью меди. Монеты I тина, вероятно, чека­нились одновременно со златниками. Об этом говорит их однотип­ность. Предположительно формула легенды «Владимир на столе» была изначальной и сочеталась с полным написанием имени Хри­ста. Штемпели резали не менее 5 мастеров-резчиков. Монеты этого типа составляют по особенностям легенды и изображений четыре подгруппы, но, видимо, все они чеканились если не одновременно, то в очень небольшом хронологическом диапазоне. Интересно от­метить, что знаменитый Киевский клад сребреников 1876 г. состо­ял исключительно из монет этого типа.

 

На лицевой стороне монет II типа также изображен сидящий на престоле князь. Вокруг его головы появляется нимб, прежде неиз­вестный. Впервые же появляется и изображение престола, как бы иллюстрирующее первую часть надписи, помещенной на этой же стороне: Владимиръ на столе. На обратной стороне изображение Иисуса Христа заменяется изображением родового княжеского зна­ка, так называемого трезубца. Это название предложил М.Н.Карам­зин в своей «Истории государства Российского». Легенда на обрат­ной стороне А се его сребро завершает надпись лицевой стороны. Вокруг изображения бусинный ободок (иногда двойной). Одежда князя украшена бусинами, она напоминает кольчугу.

Чтение надписей на монетах этого типа чрезвычайно затрудни­тельно, так как в большинстве случаев они являются бессмыслен­ным набором буквообразных знаков. Это обстоятельство, с одной стороны, ставило под сомнение прочтение легенды И.И.Толстым, который видел в ней имя Владимира, а с другой — приводило к са­мым фантастическим ее прочтениям. Например, Я.Я.Волошинский прочитал имя «Ярослав», а А.В.Орешников предположил в ней на­звание города Переяславля. Княжеский знак аналогичен изображен­ному на златниках и на монетах I типа. Принадлежность его имен­но Владимиру I подтвердила находка при раскопках в Новгороде в слое XI в. бронзовой подвески с изображением такого же знака.

Подавляющее большинство монет этого типа столь же низко­пробны, как сребреники I типа.

Хронологически этот тип сменяет первый, что вытекает из фак­та перечеканки сребреника I типа штемпелями II типа, а также из наблюдений над составом монетных кладов. Вероятное время чекан­ки монет этого типа — первые 15 лет XI в. Большинство монет II типа происходит из Нежинского клада (недалеко от Киева) 1852 г.

Монеты III типа (известны 57 экземпляров) выделяются по сле­дующим характерным признакам: в общем повторяя на обеих сторо­нах изображения монет II типа, они отличаются от последних отсут­ствием нимба вокруг головы князя, тщательным изображением пре­стола (кресло с высокой и широкой спинкой), наклоном креста (на всех других монетах он изображен прямо) и, наконец, почти абсолют­ной правильностью и полнотой написания легенды: Владимиръ на стпо-ле, а се его сребро. Некоторые элементы рисунка восходят к I типу. Впервые среди монет этого типа встречены экземпляры, происходя­щие от разных штемпелей одной из сторон при общем другой. Это сви­детельствует о том, что испорченные штемпели могли заменяться не только парами, но и поодиночке. Монеты этого типа столь же низко­пробны, как и двух предыдущих. Случаи перечеканки монет II типа штемпелями III типа устанавливают их относительную хронологию.


 

Следует отметить, что почти все (четыре из пяти) монеты этого типа, имеющие высокую пробу (более 840-й), сильно обрезаны. Об-жшки и обрезки восточных монет хорошо известны по многочис­ленным кладам. В кладах первой половины XI в. они абсолютно пре­обладают над целыми экземплярами. Так как низкопробных обре­занных сребреников неизвестно, можно предполагать, что на Руси хорошо разбирались в качестве обращавшихся монет и функции полноценной монеты выполнялись только высокопробными моне­тами.

Монеты IV типа (известно 25 экземпляров) в целом повторяют на обеих сторонах композиции сребреников II и III типов, отличаясь от них правильностью рисунка и тщательностью исполнения штем­пелей. Скорее всего, все штемпели для монет этого типа изготовле­ны одним мастером, за единственным исключением экземпляра, вы­полненного небрежно и неумело. Среди монет этого типа встречен экземпляр с уникальной надписью: Владимире сребро + Съвагпаго Басила, Такое чтение, как оказалось единственно возможное, пред­ложил Д.И.Прозоровский. Христианское крестильное имя Влади­мира — Василий — хорошо известно. По содержанию легенда ана­логична форме надписи на монетах Ярослава Владимировича Муд­рого, и это проливает свет на их взаимную хронологию. Монетами этого типа завершаются эмиссии Владимира. Такое заключение аргументируется наличием монеты Святополка, штемпели для ко­торой изготовил мастер монет IV типа. К тому же смешения компо­зиций изображений и легенд, как правило, происходят только при смене монетных типов.

На монетах этого типа изображены два вида княжеского голов­ного убора: высокая русская шапка и низкая шапочка с крестом на вершине, повторяющая стемму императоров с византийских монет Василия II и Константина, в чем усматривается намек на равенство русского великого князя византийским императорам.

3латники. В настоящее время известны 11 золотых монет Вла­димира, происходящие от 5—6 пар матриц. Прототипом златникам послужили византийские солиды императоров Василия II и Кон­стантина VIII (976—1025). Как и византийские монеты, они имеют противоположную ориентацию сторон. На лицевой стороне изо­бражен сидящий князь, в шапке с подвесками, увенчанной крестом. В правой руке князя крест на длинном древке, над левым плечом — княжеский знак в виде трезубца. Вокруг изображения надпись, читаемая справа налево. Вершины букв надписи обращены к центру монеты. Надпись Владимиръ на столе заканчивается крестом. На обратной стороне — погрудное изображение Иисуса Христа в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.