Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мысли перед стартом




Наблюдая за спортсменом, выходящим на старт, нередко замечаешь – все мышцы у него «играют», дыхание глубокое, свободное, то есть физически он уже в оптимальном состоянии. Уровень эмоционального возбуждения вполне соответствует предстоящей деятельности. Как будто достаточно для победы! Однако нет! Не получается.… В чем же дело? В отсутствии четкой программы действий в данных условиях спортивной борьбы.

Что же наиболее характерно для спортсменов, не имеющих четкой программы действий? Они могут вести себя по-разному, но, тем не менее, у всех у них есть одно общее – недостаточная собранность на решение той конкретной задачи, которая стоит перед ними в данный момент. Их мысли, а вместе с ними и чувства, что называется «разбросаны». Гораздо чаще такая психическая дисгармония возникает на фоне как перевозбужденного, так и апатичного состояния. Но предположим, что задача, которую нужно решить на предстоящем выступлении, хорошо осмыслена и четко сформулирована. Достаточно ли этого для успеха? Еще нет! Теперь нужно суметь полностью сосредоточиться на ней, а вернее на тех элементах, на тех опорных пунктах, от которых зависит успешное решение поставленной задачи.

Высокая сосредоточенность перед началом движения необходима в тяжелой атлетике, прыжках в воду, гимнастике, фигурном катании на коньках и других «технических» видах спорта. А вот, скажем, футболисты должны полностью сосредотачиваться, когда, например, надо бить пенальти, и быстро переключаться с игрока на игрока и на мяч, когда идет атака на ворота соперника. Это говорит о том, что разные виды спорта требуют развития различных типов внимания. Что нужно знать о сосредоточенности внимания? Во-первых, чем она полнее, тем выше результат – это общий закон для многих видов деятельности.

Во-вторых, полная сосредоточенность на чем-то одном ведет к автоматическому отключению от всего окружающего, от всего постороннего.

В-третьих, люди не способны сосредоточиться одновременно на двух разных предметах. Эта редкая способность дана лишь очень немногим. Историки утверждают, что Юлий Цезарь мог одновременно и читать, и писать, и слушать, и отдавать приказания. Думается, что делал он это не одновременно, а быстро переключал свое внимание с одного дела на другое. Большинству из нас такая способность не дана, и нам следует учиться сосредоточенности на чем-то одном. Многие спортсмены страдают от неумения предельно отключиться от всего мешающего. Таких спортсменов может сбить любой внешний раздражитель, любое замечание со стороны. Прекрасный пример сосредоточенного внимания приводит К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», в которой очень много полезного для себя могут найти и спортсмены. Вот этот пример: «Магараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, их пугали, их отвлекали, и они проигрывали. «Это не министры» - говорил магараджа. Но вот нашелся такой. Ни крики, ни пуганья, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.

- «Стреляйте» - крикнул повелитель.

- «Стреляли, но это не помогло».

- «Это министр» - сказал магараджа.

- «Ты слышал крики?» - спросил он его.

- «Нет!»

- «Ты видел, как тебя пугали?»

- «Нет. Я смотрел на молоко».

- «Ты слышал выстрелы?»

- «Нет, повелитель. Я смотрел на молоко».

Этот пример взят из индусской сказки, в нем очень убедительно показано, насколько возрастают возможности человека при предельно сосредоточенном внимании.

Итак, сделаем выводы: 1) спортсмены, используя возможности каждого из трех компонентов – физического, эмоционального и мыслительного, могут водить себя в оптимальное боевое состояние; 2) возможности каждого из трех компонентов можно и нужно в себе целенаправленно развивать и совершенствовать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.