Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение занятия при помощи образных представлений состояния




Все представления, которые могут возникнуть у человека в связи с многочисленными функциями организма, можно разде­лить на две группы. К первой группе относятся представления, связанные с процессами, контролируемыми и управляемыми нашим сознанием (главным образом функции, связанные с произвольными движениями). Каждый спортсмен по своему опыту знает, что подобные представления возникают доста­точно легко и ярко. Любому человеку доступно сказать себе - «Сжимаю пальцы в кулак» и получить при этом представление такого движения. Более того, если в то же самое время запи­сать биотоки от мышц пальцев и кисти, то приборы покажут усиление биоэлектрической активности, хотя реального движе­ния не было. Ко второй группе относятся представления, свя­занные с процессами, не подчиняющимися нашему сознанию, нашим волевым усилиям - это деятельность внутренних орга­нов. В этом случае представление хотя и возможно в принципе, но оно возникает значительно труднее, так как мало знакомо нам из прежнего опыта. Для выполнения тонизации необходи­мо научиться получать представления именно этой второй группы.

В результате успокаивающей части ПРТ преобладающее значение получает парасимпатическое влияние. Во время то­низации предстоит повысить активность симпатической систе­му. Для этого нет нужды произносить слова «моя симпатиче­ская система начинает работать более активно». Эта формула не реализуется, так как она не ведет к адекватным представ­лениям — ведь в опыте человека нет соответствующей закреп­ленной связи. Значит надо использовать обходной путь — опи­сать словами вторичный эффект, который чувствует человек при повышенном тонусе симпатической нервной системы.

Итак, для того чтобы вызвать мобилизацию, нужно описать словесными формулами то, хорошо знакомое каждому спортсмену состояние волнения и напряженности, которое возника­ет, например, перед стартом в тот момент, когда спортсмен го­тов в трудной борьбе с соперниками показать свой наилучший результат. Это — ощущение легкого озноба, дрожи, пробегаю­щей по мышцам, усиленные сокращения сердца, глубокое и частое дыхание. Это — ясность сознания и мышления, повы­шенная острота зрения и слуха, обостренное мышечно-суставное чувство, готовность «взорваться» в одном главном мышеч­ном усилии.

Мобилизирующие формулы для завершения успокаивающего занятия ПРТ могут быть выражены разными словами. Здесь так же, как и в формулах успокаивающей части, нельзя при­держиваться догмы. Надо выбирать такие слова, чтобы они были близки и понятны спортсмену, чтобы они приводили к наиболее яркому образному представлению. Каждый квалифи­цированный спортсмен после анализа своего предстартового состояния может подобрать наиболее подходящие формулы для себя. Для того чтобы облегчить эту задачу и дать какой-то первый образец, приводятся примерные наборы таких формул. Например, порядок формул для начинающих обучаться может быть таким:

· Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, моих ног, из всего моего тела.

· Мое дыхание углубляется, становится чаще.

· Чувствую, как выдыхаемый воздух холодит мои ноздри.

· Прохлада охватывает все мое лицо.

· Как будто приятный ветерок обдувает меня.

· Прохладным стал мой лоб, мои виски.

· Мышцы моего лица стали легкими, подвижными.

· Приятный холодок пробежал по шее, плечам, спине.

· Я все бодрее и бодрее.

· Самочувствие отличное.

· Я как сжатая пружина.

· Готов действовать.

· Встать!

Практика показывает, что для выраженного эффекта мобили­зации важнее всего научиться получать вот это ощущение про­хлады, озноба, легкой дрожи в мышцах. Это ощущение после непродолжительной тренировки удается вызывать всем зани­мающимся.

В случаях, когда во время обучения приведенный набор тонизирующих формул оказывается недостаточным по степени своей эффективности, можно применить более действенный набор формул, необходимый также только на время обучения и выработки навыка:

· Возникает чувство легкого озноба.

· Как после прохладного душа.

· Из всех моих мышц уходит расслабление и вялость.

· Чувствую, как прохлада распространяется по моему телу. Как будто спала пелена.

· Чувствую легкую дрожь в мышцах.

· Озноб усиливается.

· По телу «пробежали мурашки».

· Мысленно вижу и чувствую, что моя кожа стала «гу­синой».

· Озноб пробегает по плечам и спине.

· Вот он спустился через плечи и предплечья до кистей.

· Холодеют ладони.

· Дыхание стало частым и глубоким.

· Сердце бьется мощно и учащенно.

· Озноб еще сильнее.

· Он распространился по телу через бедра до стоп.

· Холодеют стопы.

· Озноб передергивает, разминает все мои мышцы.

· Мышцы стали упругими, сильными.

· Сам я становлюсь бодрее.

· Мне хочется двигаться.

· Я приятно возбужден и полон энергии.

· Я весь как сжатая пружина, готовая мгновенно распря­миться.

· Я готов действовать.

· Готов встать, резко встаю!

Приведенный, последним набор тонизирующих формул до­статочно подробный. Он употребляется обычно только в про­цессе нескольких первых занятий для закрепления связи меж­ду словами, представлениями и ощущениями. Конечно, эти формулы произносятся руководителем занятия и мысленно проговариваются спортсменами быстро, с нарастающим инто­национным напряжением. По мере закрепления действия этих формул, их общее число постепенно сокращается. В ходе рабо­ты находятся лучшие выражения, подбирается индивидуально их общая направленность. Точно также, как весь эффект успо­каивающей части ПРТ при хорошей тренированности может достигаться только одной первой фразой «я успокаиваюсь», так при достаточной тренированности тонизирующих формул весь эффект может проявиться от одной формулы «возникает чувство легкого озноба».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.