Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение занятия при помощи образных представлений двигательной деятельности




Если при первом способе мобилизации эффект достигается остро, быстро, то образные представления двигательной дея­тельности (так же как и следующий способ завершения заня­тия при помощи образных представлений ситуации) обеспечи­вают сравнительно мягкое и постепенное выведение из сноподобного состояния.

Двигательная деятельность вызывает повышение тонуса многих функций организма. Представления этой двигательной деятельности, особенно если это достаточно яркие образные представления, также ведут к повышению активности соответ­ствующих функций, необходимых для обеспечения этой дея­тельности. Когда такие представления используются в обыч­ном бодрствующем состоянии, то появляется некоторое воз­буждение, которое можно даже регистрировать приборами. Но так как представления двигательной деятельности при завер­шении успокаивающего занятия ПРТ реализуются на фоне сноподобного состояния нервной системы, то и их эффект оказы­вается более выраженным.

Рекомендуя спортсменам приступать к завершению успо­каивающего занятия ПРТ при помощи образных представлений двигательной деятельности, мы советуем им начинать та­кие представления с наиболее простых и элементарных движений, постепенно переходить к более сложным. Например, для пловца сначала представить движение кистью одной руки, за­тем выполнение движений предплечьем и кистью этой же руки, затем - всей рукой, далее - совместить движение руки с дви­жением корпуса. После этого перейти на представление дви­жения другой рукой в такой же последовательности и т. д. За­канчивается занятие обычно непродолжительным представлением всей общей схемы спортивной деятельности. Как показы­вают исследования, каждое добавление нового двигательного представления, обязательно совмещенного с соответствующи­ми ощущениями, постепенно повыша­ет тонус симпатической нервной системы и общий уровень бодрствования.

Можно рекомендовать сразу получить представление о своей общей спортивной деятельности. В этих случаях приходится учитывать два обстоятельства.

Первое. Некоторые спортсмены жалуются, что сопровождать такое представление привычными мышечно-суставными ощущениями трудно, так как мышцы у них после успокаивающей части занятия предельно расслаблены. Тогда, чтобы избежать этого, можно строить ход своего мысленного представления (опять для пловца) примерно следующим об­разом:

1. Прыгаю в воду и спокойно плыву.

2. Чувствую, как послушны мне все мои мышцы.

3. Свободно управляю всеми своими мышцами.

4. В мышцах нет вялости, они легки и упруги.

5. Представляю схему своих движений (далее — в зависи­мости от стиля плавания).

Такой переход позволяет, приступая к представлению дви­жения, сразу же получать адекватные ощущения и от мышц.

Второе. Образные представления цельной схемы своих дви­жений, всей специфической спортивной деятельности приводят уже не к постепенному, а к более острому подъему симпатиче­ской активности. Поэтому продолжительность выполнения та­кого приема может и должна быть короче, чем в первом слу­чае. Тем более, что многократные и длительные повторения представлений сложной двигательной деятельности мало це­лесообразны.

Чаще всего мы рекомендуем спортсменам представлять и ощущать свои движения, выполняемые в замедленном и в среднем темпе. Однако это не исключает периодического включения в занятие представлений скоростной двигательной деятельности. В частности, возможны представления о прохож­дении, как отрезков дистанции, так и всей дистанции на время. При этом, естественно, достигается еще более острый и еще бо­лее высокий подъем симпатического и общего тонуса, т. е. эф­фект тонизации становится более выраженным. В среднем продолжительность приемов тонизации оказывается равным 2—3 минутам, хотя она может быть ограничена и значительно меньшим временем (секунды).

Выше об образных представлениях двигательной деятель­ности указывалось главным образом с точки зрения тонизиру­ющего завершения успокаивающего занятия ПРТ. Следует в то же время отметить, что этот прием может иметь и важное самостоятельное значение в деле повышения двигательных воз­можностей спортсмена. Ведь все, что было описано выше - это идеомоторная тренировка в сноподобиом состоянии. Спорт­смен, пользуясь этим приемом, может улучшить свой техничес­кий навык, может работать над ликвидацией отдельных дефек­тов в технике, может готовить себя заранее к предстоящему разучиванию нового движения и т. д. Здесь тесно смыкаются приемы спортивной психогигиены и решение спортивно-педа­гогических задач.

Завершение занятия при помощи образных представлений ситуации (сюжетное воображение)

Повысить активность функционирования различных систем организма (в первую очередь симпатической системы) можно также с помощью образных представлений различных ситуа­ций. Такие представления, вызванные в сноподобном состоя­нии, как бы действительно ставят спортсмена в условия пред­ставляемой ситуации и сопровождаются соответствующими из­менениями функций организма. Если представленная ситуация относится по своему содержанию к напряженным (стрессо­вым), то в организме начинается вся приспособительная цепь реакций, свойственных ему при таких ситуациях. В результате этого возникает состояние возбужденно-напряженной готов­ности.

В первом способе занятия мобилизация получалась быстро и остро. Здесь же при использова­нии образных представлений ситуации, такое состояние разви­вается постепенно и поэтому медленнее. В этом случае, как и в предыдущем способе завершения занятия, добавление каж­дого нового представления повышает степень возбуждения на одну ступеньку.

Конечно, для выведения из сноподобного состояния таким способом следует выбирать ситуацию, во-первых, имеющую для спортсмена значимость и, во-вторых, знакомую ему по прежнему опыту, действительно им ранее пережитую. Если по­просить молодого спортсмена, никогда не участвовавшего в международных соревнованиях, образно представить себе, на­пример, обстановку Олимпийских игр, то это ему будет сделать трудно. Надо подбирать такие ситуации, в которых этот спорт­смен находился сам хотя бы один раз.

Следует иметь ввиду, что частное использование для завер­шения занятия образных представлений одной и той же ситуа­ции постепенно вызывает привыкание, адаптацию к этой ситу­ации, которая в связи с этим начинает терять свою тонизиру­ющую значимость. Поэтому, для поддержания тонизирующего эффекта при завершении занятия необходимо время от време­ни менять ситуацию или видоизменять условия одной и той же ситуации. Это легко осуществимо. У каждого спортсмена об­разное представление об его участии в крупном международ­ном соревновании может быть связано в одном случае с общим видом, обстановкой соревнования, в другом случае с самим процессом соревнования, с судейством, с итогами соревнова­ния, победой или поражением. Так что может быть использо­вано очень много вариантов одной ситуации.

Очень важно обратить внимание на следующее обстоятель­ство. В процессе адаптации к образному представлению ситуа­ций (а она воспринимается спортсменом в сноподобном состо­янии как реальная ситуация) есть положительный мо­мент. Такое представление заранее подготавливает спортсмена к его действительному участию в предстоящих соревнованиях. С другой стороны, периодическое представление ситуации, ко­торая почему-либо неприятна спортсмену или ранит его, ведет постепенно к тому, что спортсмен привыкает, адаптируется к такой травмирующей ситуации. Поэтому если у спортсмена имеются, предположим, опасения или страх максимального ве­са штанги, дальнего прыжка на лыжах с трамплина или како­го-либо конкретного соперника, то периодическое образное представление соответствующей ситуации со временем снимает или уменьшает чувство страха. Этот прием называется в со­временной психотерапии десенсибилизацией. Таким образом, и последний способ завершения имеет также свое самостоя­тельное значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.