Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шероховатости поверхностей




Рекомендации по выбору параметров

 

Как указывалось выше задача выбора параметров шероховатости поверхности машиностроительных деталей отличается большой сложностью. Она может оказаться для студентов начальных курсов, изучающих “Инженерную графику”, и, трудноразрешимой. Поэтому в настоящем методическом указании приводится информация, которая поможет студентам при разработке рабочих чертежей и эскизов деталей назначить параметры шероховатостей тех или иных поверхностей деталей.

Параметр Rа может иметь значения от 100 до 0,08 мкм, из них предпочти­тельны: 100; 50; 25; 12,5; 6,3; 3,2; 1,60; 0,80: 0,40; 0,20; 0,100; 0,050; 0,025; 0,012 мкм.

Параметр Rz может иметь значения от 1600 до 0,025 мкм, предпочти­тельны: 400; 200; 100; 50; 25; 12,5; 6,3; 3,2; 1,6; 0,80; 0,40; 0,20; 0,100; 0,050, 0,025 мкм.

Этими значениями и следует пользоваться при выполнении учебных чертежей и эскизов. В учебном процессе при ноpмиpовании шероховатости рекомендуется применять высотные паpаметpы Ra и Rz. В таблице 3 приведены значения шероховатости поверхности, обеспечиваемые различными видами технологической обработки деталей.

Таблица 3.

Обозначая шероховатость поверхностей детали, необходимо по возможности уяснить условия ее работы в изделии. (Эта задача достаточно легко решается при составлении эскизов де­талей сборочной единицы или чертежей деталей при деталировании чертежа общего вида.) Следует сверить (визуально и на ощупь) шероховатость поверхностей детали с образцами шероховатости, выпускаемыми предприятиями по ГОСТ 9378—75*. При их отсутствии можно руководствоваться следующими соображениями:

- поверхности, работающие в условиях, когда стабильность зазора имеет решающее значение (например: поверхности осей и валов быстроходных двигателей, поверхности шариков и роликов подшипников качения и т.п.) и образуемые путем тонкого шлифования и других доводочных операций, имеют шероховатость по шкале Rа 0,05...0,100 мкм. Шероховатость на таких поверх­ностях можно увидеть только в сильную лупу;

- поверхности неподвижных ответственных соединений, испытывающих большие нагрузки (например, соединение зубчатого колеса высокой точности с валом), образуемые путем чистового шлифования, имеют шероховатость 1,60...0,60 мкм. Шерохова­тость на них можно увидеть только в лупу;

- поверхности менее ответственные подвижные (например, обычные соединения зубчатых колес и червяков с валами, тру­щиеся поверхности клапанов и кранов и т.п.) и неподвижные (например, привалочные поверхности при герметичном соедине­нии без прокладок) имеют шероховатость 3,2...1,6 мкм. Шероховатость едва заметна;



- поверхности в малоответственных подвижных и неподвижных соединениях (например, поверхности деталей, прилегающих к другим деталям, поверхности под запрессовку, втулок, вклады­шей и т. п.), когда стабильность зазора не имеет большого значения, образуемые чистовым точением, грубой шлифовкой, литьем под давлением и другими операциями, имеют шерохова­тость 6,3...3,2 мкм. Шероховатости заметны; поверхности отверстий под болты, винты, шпильки и т. п. (когда зазор предусмотрен для свободного соединения деталей), образуемые вырубанием на штампах, черновым точением, сверлением и другими операциями, имеют шероховатость по шкале Rz 80...20 мкм. Шероховатости ясно заметны и легко обнаружи­ваются ощупыванием;

- поверхности, образованные без снятия слоя материала, на­пример литьем в земляные формы и кокили, и не соприкасаю­щиеся в изделии с другими поверхностями, имеют шероховатость по шкале Rz 80...400 мкм и более. Шероховатости хорошо видны.

Шероховатость поверхностей некоторых видов изделий стандартизована, например поверхности стандартных болтов и гаек класса точности В должны иметь шероховатость по шкале Ra 12,5...6,3 мкм и т. д..

Шероховатость поверхности зависит от способа образования поверхности.

Так, при обработке резанием шероховатость может иметь следующие значения: при точении (рис. 12а) черновом - Rz 160...40 мкм, чистовом - Rz 5...0,63 мкм, алмазном - Ra 0,32...0,08. При строгании (рис. 12б) черновом - Ra 320...80 мкм, чистовом - Ra 5...2,5. При обработке долбяком (рис. 12в) черновой - Ra 80...40 мкм, чистовой - Ra 5...2,5 мкм. При фрезеровании (рис.12г) черновом — Ra 160...40 мкм, чистовом - Ra 5...1,25, тонком - Ra 2,5...0,63.

а - точение черновое; б - строгание черновое;

в - обработка долбяком; г - фрезерование

Рис. 12 – Обработка поверхностей

 

а - внешней поверхности; б - внутренней поверхности

Рис. 13 – Обработка поверхности шлифованием

При шлифовании (рис. 13) грубом - Ra 40...10, чистовом - Ra 2,5...0,63, тонком - Ra 0,63...0,16.

Притирочные (доводочные) операции - Ra 0,16.-.0,02. При сверлении (рис. 14а) - Ra 80...40. При разверты­вании (рис.14б) чистовом Ra 1,25...0,63, отделочном - Ra 0,63...0,10. При зенкеровании цилиндрическом и коническом (рис. 14в, г) - Ra 20...10 мкм.

 

а- сверление; б- развертка; в- коническое зенкерование;

г) цилиндрическое зенкерование.

Рис. 14 – Обработка отверстий

 

Шероховатость поверхности деталей из латуни и бронзы при тех же технологических операциях получается меньшей, чем для стали.

При обработке резанием неизбежно часть металла переходит в стружку. Чтобы сократить эти потери, все шире используют новейшие способы литья с заданной точностью размеров и шерохо­ватости поверхности, полностью исключающей последующую механическую обработку или с минимальными припусками на нее. Так, литье под давлением позволяет получать шероховатость поверхностей Ra 2,5...0,63 мкм, по выплавляемым моделям — Ra 10...2,5, в оболочковых и металлических формах Rz 80...20 мкм, в керамических и земляных формах Rz 630...160 мкм.

Определяют шероховатость приборами (профилометрами, профилографами и др.), с которыми можно познакомиться в специальной литературе[1].

На рисунке 15 показан пример обозначения шероховатости на чертеже.

Следует обратить внимание на вид заготовки детали, в качестве которой принят прокат – швеллер.

Рис. 15 – Пример обозначения шероховатости

поверхности на чертеже

 

Обозначение шероховатости поверхностей, не подвергаемых обработке по данному чертежу (эти поверхности у готовой детали имеют шероховатость, полученную при прокатке швеллера), выполнено с применением знака, изображенного на рисунке 4в, причем для всех этих поверхностей обозначение указано один раз в правом верхнем углу чертежа по правилу, изображенному на рисунке 8.





Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.27.245
Генерация страницы за: 0.085 сек.