Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изображение обнаженного тела человека в древнерусской живописи XV века и в современном палехском искусстве




Это изображение полуобнаженных сорока мучеников на иконе XV века — исключи­тельное явление в древнерусской живописи. По легенде, их вначале погружали в холодную воду, а потом парили в жаркой бане.

Здесь поражает разнообразие поворотов фигур и выразительность в передаче пережи­ваний — ужаса, сожаления, беспомощности и самопожертвования. Все это ясно выражено позами и положениями рук в ряду первоплановых фигур.

Большой интерес представляет и сама техника в письме человеческого тела. Здесь нет мягкого силуэта и чуть заметных бликов, как на «Распятии» (таблица 64). Выдержан темный силуэт всей группы и светлый — их перепоясий и шаровар. Все тела выполнены и одну силу, одного санкиря, одинаковой и темной описи всех тел, рук и ног.


К таблицам 65, 66 (продолжение)

Выплавки выпуклых частей тела, четкие и сильные, мягко переходят, вливаются в тон общего санкиря. Этот образец заслуживает детального изучения, так как дает ценный материал для творческой переработки палехским художникам в тех их композициях, где требуется изобразить обнаженное тело.

И. И. Голиков в своей композиции «Дружба народов» (ГМПИ) творчески использовал этот материал, изобразив обнаженного негра в традиционной, старинной технике (табли­ца 66). Так ему помогло знание древней живописи в создании современной палехской миниатюры. Все подобного рода рисунки надо выполнять традиционной прорисью в два цвета — черной и красной краской.


К таблице 67

Пробела инокопью в древнерусской живописи

Пробел как прием имеет СВОИ разновидности. Один ИЗ них -пробела ИНОКОПЬЮ, то есть бликами и четкими, прямолинейными штрихами. На выпуклых частях фигуры или выдающихся частях других изображений наносились «силки» (пятна), а от них распола­гались равномерно штрихи, которые от силков несколько утолщены, а расширяясь, посте­пенно сходят на нет.

В древней живописи этим приемом выделялись фигуры особо значительные в компози­ции иконы, подчеркивались формы архитектуры, элементы убранства, украшались такие детали, как щиты и латы воинов, крылья ангелов, птиц и драконов, а также всевозможные сиянии. Этот вид пробелов очень красив. Он выполняется твореным золотом или золотится на ассист.

Здесь, на таблице, изображены детали одежды Владимирской Богоматери (XII в.) и детали одежды младенца (XVII в.). Мы видим, что между ними в приеме нет значитель­ной разницы. Можно отметить только, что в XVII веке штрихи выполнялись несколько тоньше, но по форме и общему расположению оставались теми же.

Этот прием употреблялся с древнейших времен без существенных изменений. Он нашел свое применение и в современном искусстве Палеха. Наши старые мастера И. М. Ба­канов, И. П. Вакуров, А. И. Ватагин и другие не забывали этот вид пробелов и часто применяли его э своих произведениях.

В нашем искусстве пробела инокопью могут занимать значительное место, особенно в исторических, сказочных и былинных композициях. Этот прием надо понять, изучить и не смешивать с другими видами пробелов. Он особо декоративен и выразителен.


К таблице 68

Пробела «в щетинку» в работах И. И. Голикова и И. М. Баканова

Здесь изображены детали одежды фигур из произведений Голикова и Баканова, в ко­торых прекрасно применен старинный прием — пробел «в щетинку».

Эта разновидность пробелов выработалась в XVII веке у мастеров строгановской школы, чьи произведения отличались исключительной миниатюрностью и тонкостью пись­ма с обильным применением золота. Это были иконы совсем небольшого размера, но включающие не меньше отдельных многофигурных сцен, чем целый иконостас. Обычно они посвящались житиям святых. Такие иконы напоминали драгоценные эмалевые изделия своей плотной цветовой гаммой. Их отличает и обилие золота, придающего им особую нарядность. Такая миниатюрная работа сама по себе требовала тонкости и изящества в детальной отделке, и ее можно было хорошо выполнить только особыми золотыми пробе­лами, тончайшими линиями, подобными щетинке.

В это время и выработался в иконописи, для выявления условных объемов, этот прием, получивший название пробел «в щетинку». Наши палехские мастера еще усовершенство­вали этот прием, часто применяя его в своей миниатюрной живописи.

Приведенные примеры из произведений Голикова и Баканова являются классически­ми, в них содержатся все лучшие качества этого приема. Эти примеры заслуживают внима­тельного изучения — следует помнить, как золотые пробелы «в щетинку» выявляют объем фигур. Разобраться в правильной форме тонких золотых линий, разнице их силы, в их роли в передаче складок развевающихся одежд. Все это очень ценно для современного искусства Палеха.


К таблице 69

Пробела краской

Пробел краской наряду с пробелом золотой инокопью входит в числи самых древних приемов иконописи, идущих от Византии. Назначение пробелов краской такое же, как и всех разновидностей пробелов,— выявление условного объема изображений. Здесь пред­ставлены зарисовки с икон XV века, где этот прием по трактовке близок требованиям и характеру искусства современного Палеха.

На этих примерах ярко выражена традиционная основа пробелов краской, места их наложения и форма, 'а так же особенности их технического выполнения. Здесь ни одна черта пробела не нарушает форм человеческого тела, но выделяет и подчеркивает их. Пробела наложены очень четко, в три тона. Первый легкий тон, который должен вливаться в общий тон одежды, второй — несколько светлее первого, а третий — почти белый — «оживка», которая заканчивает почти весь пробел одной линией и кавычками. Теперь художники Палеха редко используют этот прием в миниатюре. В стенописи оп применяется успешно — при условии тщательного его изучения, так как неправильное применение приема приводит к искажению форм фигуры человека.


К таблице 70

Пробела «в перо»

Это особо интересный и показательный пример применения приема пробел «в перо» в иконе известного палехского мастера-иконописца конца XIX — начала XX века М. И. Не­федова «Иоанн Богослов» (ГМПИ).

Пробел золотом «в перо» вырабатывался одновременно с пробелом «в щетинку» в XVIIXVIII веках, но полное свое развитие и широкое применение получил только к концу XIX века. Тогда церкви украшались монументальными резными золочеными иконостасами и иконами крупных размеров. Соответственно иконостасам иконописцы вынуждены были создавать иконы с обилием золота. Часто они писались на вызолочен­ных фонах, а кайма их украшалась цветными эмалями.

Само собой разумеется, что пробела краской не отвечали этим задачам, пробела «в щетинку» в иконах крупных размеров не давали нужного эффекта, не соответствовали густому золоту иконостасов. В это время особенно развился прием пробела «в перо», как наиболее соответствующий декоративному решению в больших композициях. Назначе­ние его то же, что и других пробелов,— выделить, подчеркнуть объем. Но, если пробела «инокопью» и «в щетинку* выполнялись «силками» и отдельными тонкими штрихами, то здесь вначале намечаются и размещаются тонкими золотыми линиями шт'рихи, попарно, и затем уже — «силки» (пятна, блики) на самых выдающихся частях фигур. Главные «силки» проплавляются густым твореным золотом, а жидким золотом — «перья» между основными парными штрихами. Затем очень тонкой кистью и мелкими штрихами от глав­ного блика «перья» усиливаются густым золотом, а дальше от блика «перья» стушевы­ваются жидким золотом на нет, при чем очень тщательно сохраняются тонкие расстояния между «перьями» и роспись складок одежды («козелки»). Здесь надо внимательно про­верять каждое «перо», их силу, их пересечения и то, как они выходят друг из-под Друга и обвивают роспись.

Этот вид пробела оригинален и красив. В современном искусстве Палеха его применя­ли И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин и А. В. Котухин.

Художникам Палеха этот прием очень полезен. Правда, в мелких миниатюрах он неприменим, но в более крупных произведениях может использоваться с успехом.


К таблицам 71, 72, 73




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.