Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения способностей.




Можно выделить две крайних точки зрения:

Теория врожденных способностей (Френсис Гальтон, конец 19в.). Способности - это биологически детерминированные свойства личности. Их проявление, функционирование и развитие зависит от унаследованного фонда. Способности созревают у человека к определенному сроку и он включается в определенную ему деятельность.

Френсис Гальтон предпринял попытку изучения биографии выдающихся людей. Он обнаружил заметную закономерность. Некоторые выдающиеся личности имели предков с такими же способностями.

Обычно считается, что доказательством врожденности (наследственности) способностей служит их раннее появление у ребенка. Известно, например, что у Моцарта обнаружились музыкальные способности в 3 года, у Гайдна-в 4 года; Рафаэль проявил себя. как художник в 8 лет, Гаусс как чрезвычайно способный к математике - в 4 года и т. д.

О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Часто в связи с этим приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов и др. К этой же категории относят данные специальных исследований.

 

Теория формируемых способностей. Способности не даны от рождения, они развиваются в процессе жизни человека, когда он включается в различные формы обучения и деятельности.

В рамках отечественной психологии сложились иные воззрения:

 

Задатки – анатомо-физиологические особенности субъекта, которые составляют органическую основу способностей.

 

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

 

Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям эти функции не относятся: первая - по причине непсихологичности, вторая - по причине общности.

Способности так же несводимы к ЗУНам (знаниям, умениям, навыкам) Теплов Б.М.

 

Задатки могут не стать способностями. Задача выявления механизмов формирования и развития способностей не решена полностью.

Известно, что формирование способностей возможно только, если человек начинает выполнять соответствующую деятельность. Важную роль в переходе задатков в способности также играет совпадение первых попыток с сензитивным периодами.

 

Сензитивный период –период периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.

 

Исследования, проведенные, правда, в основном на животных, показали, что сензитивные периоды могут быть очень короткими и составлять недели и даже дни.

 

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

 

Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.