Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура идеологии белорусского государства и ее компоненты. 4 страница




Несмотря на серьёзное противостояние политических сил в условиях трансформации экономики, современное белорусское государство не отказалось от опыта прошлых лет и стремиться собрать воедино богатое прошлое в интересах сильной, демократической, образованной, процветающей Беларуси и существенную роль в этом процессе сыграл первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. «Политики будут приходить и уходить (такова жизнь), а курс политического и социально-экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах».

Формирование белорусской этнической общности

Белорусская общность возникла не одномоментно, она появилась в результате этногенетических и политических процессов, происходивших на белорусских землях и смежных с ними территориях на протяжении многих веков.

На территории нынешней Беларуси первые люди появились свыше 40 тыс. лет до н.э., этническая принадлежность их остается пока невыясненной. Судя по финским названиям некоторых рек, на этих землях в то время проживали уральские племена финно-угорской ветви. В III – II тыс. до н.э. здесь появляются первые группы индоевропейцев, среди которых преобладало балтское население – предки современных латышей и литовцев.

Современную этническую карту Европы предопределило Великое переселение народов – массовое передвижение европейских и азиатских племен во II – VII вв. н.э. Этот процесс повлиял и на этнический состав территории будущей Беларуси. Сюда с IV в. стали проникать группы славян – носителей своеобразной земледельческой культуры.

Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VIII – IX вв. К X в. Славяне заселили большую часть современной Беларуси, хотя островки балтского населения среди массивов славянских территорий продолжали существовать еще весьма длительное время.

Проникновение славян на белорусские земли явилось мощным фактором, вызвавшим к жизни новые этногенетические процессы. Большая часть балтского населения была ассимилирована славянами; другая его часть вытеснена на северозапад, в Прибалтику, где стала участником формирования литовского и латышского этносов; третья часть продолжала оставаться на своих прежних местах. Ассимиляция этих групп балтов славянами на территории Беларуси продолжалась до XII – XIII вв. и даже позже.

В процессе расселения славянские племена объединялись в более крупные общности – союзы племен. На территории Беларуси летописи называют несколько этнических общностей, которые рассматриваются учеными как племенные союзы.

С X – XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян, когда начали складываться условия образования древнерусской народности. Постоянное укрепление политических и экономических связей между славянскими племенными объединениями и союзами, проживавшими на территории Западной, Северо-Восточной и Южной Руси, вело к постоянному сглаживанию ряда отличий и появлению общих черт, способствовавших образованию нового этнического сообщества с единым языком, территорией, культурой и этническим самосознанием. Но народность – это не только этническое, но и историческое сообщество людей, характерное для общества, уже поделенного на классы, и где существует государственность. Именно эти условия имели место в Древнерусском государстве. Однако процесс дальнейшего развития и укрепления древнерусской народности прервался уже в первой половине XII в. в связи с начавшимся распадом Киевской Руси как единого государства на ряд самостоятельных удельных княжеств.

Это во многом предопределило начало формирования белорусского, украинского и русского народов. В частности, в новых условиях на территории нынешней Беларуси дальнейшее развитие получили самостоятельные государственные образования – княжества. Это способствовало еще более прочному объединению, консолидации уже исторически сложившихся устойчивых групп людей, характеризовавшихся единым происхождением, ярко выраженной общностью языка, культуры, быта, социально-психологического склада, традиций, обычаев и нравов.

Непосредственное формирование белорусской общности начинается после татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства. В это время на части его территории, а именно северо-западных землях, возникло новое государство – Великое княжество Литовское. На этногенетические процессы в новом государстве стал влиять комплекс разнообразных факторов – политических, экономических, социальных и др.

Первая группа факторов формирования белорусской народности – политические факторы. Необходимость борьбы с агрессией немецких феодалов и татаро-монголов, вхождение белорусских земель в состав ВКЛ содействовали созданию политических условий для усиления связей между разными территориальными частями населения Беларуси, его консолидации и интеграции с соседними народами. В границах ВКЛ была ликвидирована система местных княжений и создан институт наместников, организовано единое государственное управление, введено единое законодательство, что свидетельствовало о складывании системы политико-правовой централизации в стране, усилении политических связей между ее различными территориями.

Формированию белорусской народности содействовал и ряд экономических факторов. Экономической основой этногенетических процессов явилось дальнейшее развитие сельского хозяйства, усовершенствование ремесла, расширение торговли на территории от Припяти до Западной Двины и от Немана до Днепра. Увеличивалась роль крупных городов Беларуси – Полоцка, Бреста, Могилева, Гродно и других как центров региональной и транзитной торговли, средств усиления территориально-экономических связей белорусских земель.

С предыдущими этногенетическими факторами тесно связаны социальные факторы. Дальнейшее развитие феодальных отношений, постепенное введение крепостного права содействовали консолидации многочисленных категорий населения белорусских земель в социальные группы с общими правами и обязанностями для каждой из них. Этот процесс содействовал установлению более широких связей в границах каждого сословия и между ними. Так социальные условия влияли на формирование белорусской народности.

Важнейшим этнокультурным фактором явилось языковое разнообразие населения государства, которое стало предпосылкой дифференциации древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI – началу XVII вв. трех новых этнических общностей – белорусов, украинцев и русских.

Во второй половине XIX века в регионе нынешней Беларуси, Литвы, части Украины возникла и развилась деятельность интеллигентских групп, которые выстраивали свои проекты создания особых наций на базе специфичных крестьянских культур региона.

Из множества такого рода проектов постепенно развились в нечто реальное лишь несколько: литовцы, латыши, украинцы и белорусы, хотя были и другие варианты: кривичи, ятвяги, черноруссы и т. д.

Победа белорусского культурного проекта объясняется тем, что он формировался на базе проводившейся самой Российской империей идеологии триединого российского народа. Белорусы понимались как одна из ветвей российского народа. Крестьяне в массе своей уже к концу XIX века усвоили эту относительно новую для них идентичность, наполняя ее в основном официально дозволенной интерпретацией – белорусы как ветвь русских, происходящая от кривичей. Эта концепция в Беларуси носила название западнорусизма. Западнорусизм, кстати, не отрицал наличия белорусского языка, но трактовал белорусский язык по-разному: от понимания его как комплекса диалектов русского языка до принятия его в качестве отдельного славянского языка (академик Е. Карский. «Белорусы» и т. д.). Белорусская идентичность пришла на смену более антироссийской вариации идентичности крестьян как литвинов или русинов-униатов.

В конце XIX – начале ХХ столетия белорусскость стала все более трактоваться частью интеллигенции (часто шляхетской по происхождению) как проявление культуры особого восточнославянского народа. Эта версия стала получать распространение по мере кризиса Российской империи. Социальные и межконфессиональные противоречия на территории Беларуси стали все чаще принимать форму межэтнических противоречий. Возникла белорусоязычная литература, и сформировался белорусский литературный язык.

Крах Российской империи привел и сопровождался кризисом российской идентичности и распространением нероссийских вариантов самоидентификации крестьян на территории Беларуси, Литвы, Латвии, Польши, Украины. Между национальными проектами началась политическая борьба. В ходе этой борьбы белорусы в большей степени, чем другие народы региона, оказались поддержаны советской Москвой.

 

Национально-государственное самосознание и национальная идея белорусского народа

Национальное самосознание формируется на базе мировоззренческих основ, принадлежности к определенному цивилизационному типу. Беларусь, находясь на самом рубеже славяно-православной цивилизации, впитала в себя и особенности католическо-протестанской цивилизации, что привело к сочетанию в белорусском менталитете восточного мистицизма и западного рационализма. Национальное самосознание проявляется в самоидентификации с устойчивой, исторически сложившейся общностью, основанной на единстве языка, культуры, традиций, а также ощущении своей уникальности, самобытности, отличия от других народов: «мы – белорусы».

Помимо названных признаков в структуру национально-государственного самосознания входит наличие государственности. Кристаллизованным выражением национального самосознания является национальная идея, которая проявляется в высоком самосознании народа и осознании им своего особого исторического пути. Наличие национальной идеи характерно для каждого народа. Так, В. Соловьев использовал термин «русская идея» для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности. Впервые русская идея была сформулирована псковским монахом Филофеем в XVI в. для обозначения особой миссии русского народа: «Москва – Третий Рим», в 30-х годах XIX в. граф С. Уваров представил ее в виде формулы «православие – самодержавие – народность». Во Франции в роли национальной идеи выступает лозунг французской революции «Свобода. Равенство. Братство». Национальная идея особенно проявляется в периоды национального возрождения, а также когда существование нации находится под угрозой.

Белорусская национальная идея также имеет глубинные корни, связанные с тем историческим путем, который прошел белорусский народ в его борьбе за свободу, за право «людзьмi звацца». Суть белорусской национальной идеи заключается в стремлении белорусского народа к свободе, самостоятельности, благосостоянию, в любви к своей Родине, особенно к малой родине, желание сохранить белорусский язык и культуру. Приобщение к национальной идее наделяет человека чувством патриотизма, выражающемся в любви и преданности к своей Родине, гордости за ее успехи и горечи за неудачи.

В результате обретения Республикой Беларусь независимости встал вопрос о формировании национально-государственной идеи, которая обозначается на основе консенсуса и интереса всех граждан, проживающих на территории Беларуси. При этом необходимо учитывать интересы не только титульной нации, но и других национальностей, а также различных политических сил. Доминантой такой идеи выступает «построение сильной и процветающей Беларуси».

По мнению С.Г. Паречиной, национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, - независимость, стабильность, благосостояние.

Функциями национально-государственной идеи являются:

  1. интегративная, так как она выступает ценностно-нормативным фактором объединения общества;
  2. объяснительная, заключающаяся в обосновании существующего политического строя и общественного порядка РБ;
  3. целеполагающая, поскольку она формулирует цели, консолидирующие общество, и закрепляет направления общественного развития.

Таким образом, ценностая сердцевина национально-государственной идеи протса и понятна каждому жителю Беларуси – процветание Беларуси и благосостояние ее граждан.

 

 

Тема 6. Традиционные идеалы и ценности белорусского народа

  1. Духовные ценности и традиции белорусского народа
  2. Особенности социокультурного пространства Беларуси
  3. Сохранение историко-культурного и духовного наследия Беларуси

Духовные ценности и традиции белорусского народа

Любая идеология, а тем более идеология молодого развивающегося государства, способна стать мощным интегративным фактором общественной жизни страны только в том случае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действенной в той мере, в какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, его традициям, устоявшимся формам жизни, обычаям и социально-нравственным ценностям, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе с тем она должна быть вписана не только в национальный, но и в мировой социально-культурный контекст, нести в себе единство национального и общечеловеческого содержания.

Стержневое положение в свойственной для каждого народа своеобразной динамике специфических (национальных) и общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимают выработанные этим народом на протяжении веков ценности жизни. Именно в них сконцентрировано, закреплено и передается из поколения в поколение все то, что отшлифовано и собрано на протяжении многовекового опыта народа, что выдержало испытание временем, что составляет духовный оплот общественного сознания страны и индивидуального сознания и самосознания каждого гражданина.

Огромная значимость ценностей как существенных элементов идеологической системы определяется тем, что они в концентрированном виде несут в себе не только опыт исторического прошлого, но и фиксируют желаемую перспективу будущего, благодаря чему люди видят социальную реальность лучше, четче, глубже, а также дальше, в более или менее отдаленной перспективе. Благодаря этому повышается организованность, активность и эффективность индивидуального и коллективного действия.

В структуру духовных ценностей белорусского народа входят:

  1. общечеловеческие ценности;
  2. общеславянские ценности;
  3. ценности восточного славянства;
  4. духовные ценности белорусов.

Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на протестантскую этику, в основе которой лежит стремление к личному обогащению, а, следовательно, - напористость, прагматизм, расчетливость.

Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Особенностям русского характера посвящено немало исследований. Н. Бердяев в очерке «О власти пространства над русской душой» отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происходят духовные метания в поисках формы, следствием которых является смирение перед необъятной ширью, недостаток инициативы. Особенность ментальности русских исходит из географического расположения России на стыке двух цивилизаций: западной и восточной. С этим связана амбивалентность, двойственность русской души. В русском характере нашли причудливое сочетание славянский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский) компоненты. Присутствие последнего принесло в ментальность русского народа радикализм, агрессивность, основанную на иррациональном стремлении к свободе и проявляющуюся в бунтах, революциях, деспотизме и безбожии, порой доходящего до откровенного богохульства. Напротив, православная составляющая внесла в русский характер смирение, покорность, святость, аскетизм, отречение от себя и служение обществу, идее, Богу.

Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Именно вследствие этого поэтизация «Айчыны», «свайго краю» представляют собой сквозную тему и устойчивую идейно-патриотическую традицию как белорусского народного фольклора, так и всей национальной культуры и искусства. Всем гражданам нашей страны памятны и близки строки народного песнера Якуба Коласа: «Мой родны кут, як ты мне мiлы» или слова из песни В. Аловникова «Радзiма мая дарагая, красуйся и вечна жывi».

Постижение универсальной значимости Отчизны возникает у человека первоначально как ощущение и чувство личной принадлежности к ней, а затем как все более крепнущее осознанное признание неотрывности от нее. Так совершается понимание индивидом своей родовой сущности, утверждение осознанности своей принадлежности к своему народу.

Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосознанию живительная идея патриотизма, высочайшей ценности Родины, органично связана с присущей ему ориентированностью на всемерное укрепление в повседневной жизни начал общинности, соседской взаимопомощи и коллективизма. Широкое распространение и народное признание в XVI – XX вв. в Беларуси приобрела знаменитая «громада», являющаяся основным социально-территориальным, социоземельным и социокультурным общинным объединением жителей деревни. С одной стороны, «громада» была неофициальной демократической организацией, которая складывалась исторически по соседским признакам и вызывалась необходимостью совместного труда, жизни и быта. В этом своем качестве она выполняла функции защиты интересов крестьянина перед государством, землевладельцами, соседними общинами. Особенно рельефно эта функция проявлялась в кооперативно – благотворительной деятельности: содержание шкльных помещений, опека над храмами, проведение календарных земледельческих обрядов, организация праздников, социальный контроль за поведением сельчан и т.д. С другой стороны, «громада» имела статус официально признанной государственными властями организации, существование которой соответствовало интересам правительства и землевладельцев в сборе налогов, осуществлении гражданских повинностей, реализации коллективной ответственности за поведение односельчан перед государством и т.д.

Одной из самых отличительных черт белорусского народа является его глубокая приверженность идеалам гуманизма и демократизма. Формирование этих идеалов общественной жизни белорусов были важнейшими достижениями в развитии белорусской культуры периода Великого княжества Литовского. Гуманизм как идаел жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песни о зубре». В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения Николая Гусовского – гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение.

Поэт близок современному читателю своей горячей приверженностью миру, дружбе и единению народов. Произведение Николая Гусовского – это воплощенный в поэтическую форму глубоко гуманистический трактат, пафосом которого является идеи справедливого правления, социального мира и счастья простых людей. Все симпатии поэта на стороне широких народных слоев, причину же их бед он видит в несправедливой политике правителей. Следует также отметить гуманистическое понимание Гусовским своей ответственности как поэта пред народом. Гражданским долгом писателя он считает просвещение и пробуждение самосознания и достоинства народа.

На протяжении всей истории белорусского народа гуманистический идеал служил белорусам в качестве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепление в следующих строках 2-ой статьи конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общетсва и государства».

Демократизм – принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всем этим решениям. Приверженность идеи народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция уходит своими корнями в глубь истории древних славян. «Славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща», - пишет византийский историк VI в. Прокопий. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.

Отечественные мыслители периода Великого княжества Литовского много внимания уделяли теоретическому осмыслению идеи народовластия, правильных форм организации государственной жизни. В своих теоретических изысках они опирались как на собственные, так и на западноевропейские духовно-культурные традиции. Им были хорошо известны учение о государстве Аристотеля, политико-правовые идеи Цицерона и других европейских мыслителей. По оценкам исследователей, среди их наследия первенствующая роль принадлежит трем эпохальным произведениям – это предисловия Франциска Скорины к Библии Русской, Статуты Великого княжества Литовского и трактат Андрея Волана «О политической, или гражданской свободе».

Главный вклад Скорины в формировании гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры – Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого, пусть и боговдохновенного, разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку для самостоятельного изучения.

Издание Библии на языке само по себе становилось мощным фактором раскрепощения его сознания и демократизации общественной жизни. Реализовав данную задачу, Скорина стал самым ярким представителем гуманистического и демократического направления в отечественной, да и в восточнославянской в целом, общественной мысли.

Политико-правовые взгляды Андрея Волана также демократичны по своей сути. В главном его труде «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав люде, проблемы свободы, равенства и справедливости. Важнейшим прирожденным свойством человека Волан считал стремление к свободе. Мыслитель подробно анализирует условия свободы человека и одновременно высказывает положение о возможности превращения свободы в свою противоположность, что и подтвердила история Речи Посполитой, где одним из факторов такого процесса стали чрезмерные шляхетские вольности.

Поставленная и разработанная отечественными мыслителями идея демократической организации общественной жизни последовательно воплощалась политико-правовой практике. Наивысшей своей юридической формы она достигает в Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. С вступлением в действие первого Статута начался новый этап в развитии отечественной и правовой культуры, суть которой – формирование правового государства. Основополагающей идеей Статутов явилась идея верховенства закона.

Одной из важнейших традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т.п.) желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Так в народе с удовлетворением воспринимают доброжелательную улыбку, доброжелательное отношение, доброжелательную поддержку каких-либо новых начинаний и дел.

В традиционной для белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. Толерантность – такое социальное качество личности или социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнеру. Она предполагает сознательное подавление появляющегося в определенных условиях чувства неприятия, отторжения, вызванного тем, что знаменует в другом человеке, другой культуре или языке что-то существенно отличающееся от того, что свойственно мне и моей культуре. Толерантность включает в себя настроенность на взаимопонимание с другим человеком (другими людьми, другой культурой, религией), на доброжелательный диалог с ними, на признание и уважение их права на отличие. В ней синтезирован исторический опыт свойственных белорусскому народу веротерпимости, эмпатии (дружественных посылов по отношению к другим людям), постижения эмоционального состояния другого человека участливым сопереживанием с ним.

Важно подчеркнуть, что понимание и терпимость к чужой точке зрения или к иным политическим, религиозным, научным убеждениям не предполагает отказа от критической оценки или от собственных убеждений и жизненных позиций. Особенно желательна и необходима толерантность в тех сферах общественной жизни, где отсутствуют четкие критерии оценки и доказательности каких-либо взглядов и жизненных позиций, будь то вопросы религиозной веры, художественных вкусов, политических предпочтений, моральных убеждений или национальных традиций.

Убедительным свидетельством глубокой укорененности принципов толерантности в самосознании белорусского народа является распространенное среди его большинства убеждение, что каждый народ имеет неотъемлемое право сохранять и развивать свой родной язык, культуру, обычаи, традиции, уклад жизни, своеобразие религиозных верований.

Среди традиционных ценностей, характерных для белорусского народа, существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В обычной разговорной речи под самоуважением понимается свойственное личности осознание своего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинства другими людьми. Самоуважение может занимать в модели самосознания и притязаний индивида либо доминирующее положение (личность с высоким самоуважением), либо второстепенное место (личность, которая во взаимодействии с другими людьми готова пойти на унижение собственного достоинства в угоду узко понимаемых интересов, целей и т.п.). В народном менталитете белорусов бесспорным приоритетом обладает первый вариант в трактовке самоуважении, нВ нем высоко ценится стремление человека к утверждению своей независимости, своего гражданского достоинства.

Особенности социокультурного пространства Беларуси

Особенность и во многом уникальность социокультурного пространства Беларуси обусловлены ее геополитическим расположением на самых западных рубежах русско-православной цивилизаций. Территория Беларуси стала местом столкновения двух политических дискурсов, обусловивших появление и долговременное существование культурного конфликта на территории Беларуси. И. Кончевский в этой связи в начале 20 века писал: «Беларусь от 10 века и до сих пор фактически является полем борьбы двух направлений… – западного и восточного… Колебания между Востоком и Западом и искренняя непринадлежность ни к тому, ни к другому является основной чертой белорусского народа».

Выработанный в этих условиях тип политической культуры белорусов заключается в стремлении к достижению и сохранению общественного согласия. При этом согласие трактуется как самоценность, некий табуированный символ, который не может быть разрушен. Основными признаками этой культуры является неприятие конфликтов и противоречий, стремление к стабильности, неприятие радикализма и открытой оппозиции.

Наряду с этим, конфликт двух цивилизационных начал отражает столкновение двух исторических типов политической культуры, определяющих содержание политического пространства, – социо-центристского (восточного) и персоно-центристского (западного), которые одновременно присутствовали в социокультурном контексте Беларуси, определяя его амбивалентность. В этом контексте легко объясняется еще одна черта социокультурного пространства Беларуси. Любая смена режима здесь мгновенно поднимает множество исторически обусловленных вопросов разного масштаба. О трактовке многих событий местной истории. О взаимоотношениях между разными культурными группами населения. О роли государства и права в регуляции тех противоречий, которые могут расколоть регион в случае доминирования какой-либо одной радикальной трактовки его истории и культуры

Это в свою очередь, обуславливает особенность политической культуры белорусов. Местная политическая традиция, которая в состоянии обеспечивать выживание на этой территории и прогресс, это культура унии, перманентной консолидации региона в контексте более широких объединительных процессов. Белорусская политическая традиция – это традиция региональная: это стремление объединяться на определенных условиях с сохранением каждым субрегионом своих прав, обязанностей и отличий. Политическая культура белорусов – это, прежде всего культура переговоров об очередной унии или уточнении условий для заключенной унии. Такие исторические события и персоналии, как коронация князей Миндовга и Даниила, Кревская и Люблинская уния, вся история правления Ягеллонов и даже сегодняшний курс на интеграцию с Россией без потери самостоятельности Беларуси – абсолютно логичны в политической культуре и традиции белорусов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.