Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдром Корейши, или Двадцать шесть московских дураков




Иван Яковлевич Корейша — личность чрезвычайно примечательная. В его судьбе как бы в гротескной форме от­ражается беда многих вполне церковных людей, ищущих по­клонения живому пророку и чудотворцу. Неуемная жажда чудесного толкает их на поступки унизительные и, главное, несовместимые с христианским учением.

В 60-х годах XIX века вышла в свет интересная книга под названием "Двадцать шесть московских лжепророков, лжеюродивых, дур и дураков".81 Автор, социолог Иван Прыжов, изобразил портреты 26 ложных праведников, сни­скавших, однако, почтение и поклонение некоторых своих современников. С этой книгой, видимо, был хорошо знаком Ф.М. Достоевский, описавший в романе "Бесы" юродивого Семена Яковлевича. Вот эти строки: "Это был довольно большой, одутловатый, желтый лицом человек, лет пятиде­сяти пяти, белокурый и лысый, с жидкими волосами, брив­ший бороду, с раздутою правою щекой и как бы несколько перекосившимся ртом, с большою бородавкой близ правой ноздри, с узенькими глазками и с спокойным, солидным, заспанным выражением лица". В этом описании виден не­скрываемый сарказм.

Приведем лишь финал описываемой Достоевским сце­ны посещения юродивого. Одна из участниц "чрезвычайно интересной экспедиции" очередной раз "визгливо вопроша­ла" Семена Яковлевича:

 

— Что же, Семен Яковлевич, неужто не "изречете" и мне чего-нибудь? А я так много на вас рассчитывала.

— В... тебя, в... тебя!.. — произнес вдруг, об­ращаясь к ней, Семен Яковлевич крайне нецензур­ное словцо. Слова сказаны были свирепо и с ужа­сающею отчетливостью. Наши дамы взвизгнули и бросились стремглав бегом вон, кавалеры гомери­чески захохотали.83

 

Дальнейший рассказ об Иване Яковлевиче Корейше подтвердит предположение некоторых исследователей84 о том, что образ "юродивого" у Ф.М. Достоевского создан прежде всего на материале книги Н. Прыжова.

Однако обратимся снова к Ивану Яковлевичу, более сорока лет находившемуся в Преображенской психиатриче­ской больнице.

 

"В его палате стены уставлены множеством икон, словно часовня какая... Направо в углу, на по­лу, лежит Иван Яковлевич, закрытый до половины одеялом. Он может ходить, но несколько лет уж предпочитает лежать. На всех других больных на­дето белье из полотна, а у Ивана Яковлевича из темноватого ситца. И этот темный цвет белья, и обычай Ивана Яковлевича совершать все отправ­ления, как то: обеды, ужины (он всё ест руками и об себя обтирается), — всё это делает из его постели какую-то темно-грязную массу, к которой трудно по­дойти. Лежит он на спине, сложив руки на груди. Ему около 80 лет. Лоб высокий, голова лысая, лицо какое-то придавленное. Он молчит или почти не от­вечает на все предлагаемые ему вопросы..."85

 

Как видим, Фёдор Михайлович значительно облагоро­дил внешний облик своего Семёна Яковлевича по сравнению с прототипом. Но откуда же взялся этот Иван Яковлевич и чем привлекал внимание сотен поклонников?

Происходил он из семьи священника, учился в семина­рии, потом немного в академии. После неожиданного ухода был найден в лесу без шапки, ковыряющим землю палкой. Люди построили ему избушку, стали к нему приходить. Его слава всё возрастала. Однако после того как "юродивый" из­рек странные предсказания, сильно подействовавшие на не­весту одного военного, тот, разгневавшись, переломал Ивану Яковлевичу ноги. Далее Корейшу поместили в Московский дом умалишенных, где он пробыл безвыходно 44 года, "пророчествуя" почитательницам о женихах, выздоровлени­ях, морозах, засухе, холере и т.п.

Приносимые дары Иван Яковлевич "освящал" в своих руках и раздавал посетителям. Любил писать записочки, на­рочно выводя каракули и употребляя греческие и латинские слова. Его предсказания всегда были "загадочны", вплоть до полного отсутствия смысла. В них можно было увидеть что угодно, объяснялись они очень близко к мыслям самого про­сителя и потому непременно сбывались. Записочки эти по­клонницы носили на кресте, считая, что от них исходит це­лебная сила. Другими способами передачи "врачебной силы" были следующие: девушек он сажал к себе на колени и вся­чески вертел; пожилых женщин обливал мерзостями; завора­чивал платья; дрался и ругался, несомненно, придавая всему этому символическое значение.

По много лет он не говел, заставлял и других в Вели­кий пост вкушать мясные блюда, впрочем, смешивая их с остальной пищей до однородной массы. Нужду он отправлял под себя, так что с кровати текло и служители сыпали на пол песок. Этот песок почитательницы собирали и уносили до­мой для излечения от самых разных болезней. Многие при­ходили издалека, чтобы купить песочек у сторожей. После смерти юродивого песок стал истощаться, цена на него воз­росла. Тогда догадливые сторожа стали носить песок со дво­ра, мочили его из-под себя и продавали. Тем не менее, "целительные силы" в песочке не угасали.

Похороны "блаженного" превратились в безумие суе­верной толпы. После отпевания ревущая масса народа верну­лась в Преображенскую больницу и "венчала" на место Ива­на Яковлевича нового дурачка, быстро освоившегося с ролью и тут же начавшего раздавать корявые записочки.86

Явление, условно названное нами "синдромом Корей-ши", подробно описывал в своих творениях великий ревни­тель чистоты Православия свт. Игнатий (Брянчанинов). Да и о самом Иване Яковлевиче он отзывался весьма нелестно. Святитель замечает, что предсказания московского лжеюро­дивого напоминали обычный результат сношения со злыми духами, которые доставляли ему сведения "пустые, вещест­венные, удовлетворяющие тщеславию пророка и любопыт­ству плотских людей, его вопрошавших. Святой Дух всегда возвещает что-либо духовное, душеспасительное, сущест­венно нужное, а падший дух возвещает всегда что-либо плотское, как пресмыкающийся по своем падении в греховных страстях и в вещественности ". 87

Однако история с Корейшей на этом не заканчивается. Перед нами лежит книга под названием "Студент хладных вод. Иван Яковлевич Корейша", изданная в 1996 году изда­тельством "Лествица". Автор, А.Ф. Киреев, со слов богобояз­ненных старушек" живописует жизнь и чудеса блаженного, причем без какого-либо критического анализа. Кстати, если верить книге, то в московской Преображенской психиатриче­ской больнице, помимо Ивана Яковлевича, находилось еще несколько собратьев по перу и слову, предсказывающих как через записочки, так и в устной форме. Видимо, появление подобной книги нужно отнести к явному проявлению нераз­борчивости в духовной жизни.88

И все же стоит различать исцеления благодатные, дан­ные как милость Божия, от несомненных подделок. В по­следние десятилетия врачи, особенно психиатры, заинтересо­вались некоторыми заболеваниями, протекающими на фоне нервно-психических расстройств. Наметилась тенденция к сближению психиатрии с соматической ("телесной") медици­ной. Выявлено множество нервно-психических заболеваний, протекающих "под маской телесного недуга".

Есть много пациентов, обивающих пороги различных врачей-специалистов с диагнозами соматической патологии. Порой внимание таких больных сосредоточено исключи­тельно на вопросах собственного здоровья. При этом тягост­ное ощущение внутреннего душевного дискомфорта, ме­шающее нормальной жизни, воспринимается ими как "физические симптомы".

Стоит напомнить, что грех, совершенный человеком, продолжает жить и действовать на уровне сознания и под­сознания, являясь "инородным телом" для души.89 Он разру­шает нормальный душевный строй, гармонию естества, отда­ляет личность от Бога. Человек очень зависим от поддержи­вающей благодати, поэтому перенести такую потерю чрезвы­чайно трудно. Это возможно лишь в состоянии некоего гип­ноза, одурманивания. В этом смысле диавола можно срав­нить со змеей, которая, прежде чем проглотить птичку, ввер­гает ее в состояние транса, долго глядя ей в глаза и покачива­ясь. Так и в человеке притупляется чувство неправды, он ста­новится неспособен отличить свои мысли от подозрительных "помыслов". Следствием этого является разлад психики и, как следствие, тела. В результате появляются длительные бо­лезни, невротические, а то и психические расстройства.

Конечно, приведенная схема не охватывает всех воз­можных причин заболеваний. Есть люди, несущие болезнь как крест, подвиг. Но это бывает им нужно для того, чтобы победить в себе грех. Другие получают болезнь для вразум­ления или отвращения от греха. Однако (за редким исключе­нием) во всех причинах болезни присутствует диавольский яд, некогда смертельно отравивший человечество ( Подробнее см. об этом главу "Очерк психологии болезни" данной книги, а также главу "Человек и болезнь" в нашей книге "О небесном и зем­ном". М, Паломник, 2001).

Типичным условием для возникновения различных за­болеваний является продолжительное воздействие на челове­ка психотравмирующих факторов, "ударов судьбы". Дли­тельные переживания истощают нервную систему, что явля­ется почвой для различных патологических процессов. И подвижники, святые люди, после многих трудов, перегрузок, сопряженных с телесными подвигами, приобретали не только телесные болезни, но и нервные расстройства.90 Однако у людей с глубокими внутренними проблемами существуют особые типы психического реагирования. Чаще всего эти проблемы основаны на гипертрофированном самолюбии, пассивном отношении к собственным духовным проблемам, стремлении обвинить окружающих в своих бедах. В психо­логии этот феномен известен под названием "проекция".

В других случаях срабатывает механизм вытеснения, диктующий, например, истероидным личностям совершенно особый тип адаптации к окружающей действительности.

Нет ничего удивительного в том, что истерики исцеля­ются от болезней в описанных нами условиях. Как правило, их заболевания имеют психосоматическую природу, являясь своеобразной защитой от окружающего мира, способом вы­звать жалость и сочувствие.

Истерические заболевания имеют ряд характерных свойств. Могут наблюдаться любые симптомы, вплоть до припадков "эпилепсии" и "параличей", которые даже опыт­ные невропатологи не всегда могут отличить от настоящих.

Только типичные личностные качества могут натолк­нуть на мысль, что перед нами проявление нервного рас­стройства. Например, в характерных для описываемых нами людей расстройствах обычно отражаются представления больного о каком-либо виде телесного страдания. "Его кар­тину он и старается воспроизвести". 91 При этом пациенты абсолютно уверены в наличии у них серьезных недугов.

Другая отличительная черта подобных болезней — демонстративность и нарочитость. Даже "приступы эпилепсии" происходят только при стечении большого числа людей и практически никогда не сопровождаются прикусом языка или ушибами (Классическим отличием истерического припадка от эпилептиче­ского считается то, что истерики, падая "без сознания", умудря­ются ничего не повредить и не ушибаются, при этом никогда не прикусывают язык до крови. Впрочем, один из авторов знаком со случаем истерического припадка, полностью имитирующим grand mal, то есть большой припадок эпилептиков, с кровавой пеной изо рта и сильными ушибами. То, что это не эпилепсия, было доказано совершенно нормальной энцефалограммой.).

Поэтому и "исцеление" таких больных происходит ча­ще всего в обстановке напряженного ожидания чуда, при­стального внимания окружающих.

В подобных случаях поражает прямо-таки евангельская внезапность и одномоментность выздоровления. При этом душевное и тем более духовное устроение таких людей не изменяется. Тем не менее, подобные "чудеса" очень укреп­ляют авторитет лжепророков и лжестарцев, привлекают к ним всё новых страждущих. Хотя, как указывает свт. Игна­тий, чудеса эти "не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, они чужды истины, преис­полнены лжи, онивсезлобное, лишенное смысла актерст­во, усиливающееся удивить, привести в недоумение и само­забвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошно­го, пустого, глупого эффекта".92

При этом желающие совершать исцеления находятся в явном заблуждении, считая чудеса, предсказания и пророче­ства чем-то обычным и частым. Многолетнее выпрашивание выздоровления, постоянные поездки по старцам и святым источникам не вызывают у нашего верующего люда ни тени неодобрение. Но "искушать Бога, нарушать благоговение к Нему, воспрещается во всяком случае; дозволяется просить помощи Божией в крайней нужде, когда не имеется собст­венных средств, чтобы из нее выйти".93

Когда здравомыслящий приходской священник реко­мендует нашему "больному" изменить образ мыслей, начать с самоукорения и неосуждения, творить дела любви и смире­ния, то встречает агрессивное непонимание.

— Это всё не то... Это мирской поп... Мне нужен ста­рец, который даст "духовную таблетку", и всё будет как нуж­но! — рассуждает наш страдалец.

В итоге происходит порабощение души суетным попе­чением о непременном выздоровлении. Причем обращается человек к себе подобному, заблудшему, лишь выдающему себя за "целителя недугов духовных и телесных". "Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало забо­тясь о том, сопряжено ли исцеление с пользой для души, или со вредом для нас", — показывает духовную изнанку подоб­ных стремлений свт. Игнатий.94

То же можно сказать и о предсказаниях, знамениях, ви­дениях подобного рода. Священник должен быть достаточно подготовлен духовно, чтобы оградить паству от искушения чудесами и знамениями. "Ибо есть много и непокорных, пус­тословов и обманщиков... каковым должно заграждать ус­та: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит. 1, 10-11).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.