Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка в Церковь 61 страница




 

191. Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. M., 2003. С. 80.

 

192. Протоиерей Александр Шмеман. Исторический путь Православия. Париж, 1989. С. 876.

 

193. Это было сказано по поводу Льва Толстого человеком, близко знавшим его; отзыв процитирован у И. А. Бунина: «Как это никто не видит, что Толстой переживает и всегда переживал ужасную трагедию, которая заключается прежде всего в том, что в нем сидит сто человек, совсем разных, и нет только одного: того, кто может верить в Бога. В силу своего гения он хочет и должен верить, но органа, которым верят, ему не дано» (Бунин И. А. Освобождение Толстого H Бунин И. А. Собрание сочинений. Т.9. M., 1967. С. 83). Стоит только сделать уточнение: из евангельской притчи о талантах следует, что совсем бездарных людей, людей, совсем неспособных к отклику на Евангелие, нет. Хоть один талант, — но есть у каждого.

 

194. Подробнее см. главу «Женщина в Церкви» в моей книге «Церковь в мире людей».

 

195. «Еще когда мы учили катехизис митрополита Филарета в школе, то приводимые тексты никогда не действовали на нас убедительно. Например: Бог вездесущ. Откуда видно? И тотчас приводятся слова Псалмопевца: «Камо пойду от духа Твоего? И от лица твоего камо бежу» и т. д. Вопрос «доказан» и исчерпан» (Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. С. 50).

 

196. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние: Письма. M., 1997. С. 298, 319,347.

 

197. «Можно ли ожидать от будущих пастырей нелицемерной любви к своей пастве, если во время обучения в духовной школе их общение с преподавателями, инспекторами будет строиться исключительно вокруг административных требований?» (Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. M., 2004. С. 150).

 

198. Цит. по: Архимандрит Макарий Веретенников. Всероссийский патриарх Иоасаф Il // Альфа и Омега. M., 2005, № 3(44). С. 325

 

199. Духовный Регламент. О монахах, 36 // Законодательство Петра I. M., 1997. С. 599. Впервые подобное запрещение вышло 31 января 1701 года. Указ Петра от 19 янв. 1723 г. подтверждал: «Монахам никаких по кельям писем как выписок из книг, так и грамоток советных без собственного ведения настоятеля под жестоким на теле наказанием никому не писать, понеже ничто так монашеского безмолвия не разоряет, как суетные и тщетные письма» (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т.З. СПб., 1875. С. 19)

 

200. Митрополит Арсений (Стадницкий). Выступление на Соборе 15 августа 1918 г. // Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Обзор деяний. Третья сессия. M., 2000. С. 174

 

201. «Да, это беда наша русская, что одни создают свои общественные христианские идеалы не на аскетической сущности, а другие, служа лично по совести аскетическому идеалу, знать не хотят общественной жизни. Знаете что? Я знал одну великую игуменью, она говорила: "Нам нужны новые монашеские ордена, которые могли бы больше влиять в мире"» (Леонтьев К. Избранные письма. СПб., 1993. С.497).

 

202. В предреволюционные годы исследователь русской народной религиозности отмечал, что «Крестьяне Смоленской губернии в прежние годы в гроб умершего клали особенно любимые им предметы, но делали это незаметно для других. Любителям выпить клали на гроб бутылочку с водкой. Теперь этот обычай вывелся» (Гальковский И. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С. 206). Но вот грянула «прогрессивная революция», а затем еще более «прогрессивная» перестройка. И уже отмершие народно-языческие поверья ожили: в могилы «новым русским» кладут мобильные телефоны и пейджеры, а ставить бутылку или стакан с водкой на могилу

 

203. Вознесенский А. Ахиллесово сердце. M., 1966. С. 195–197.

 

204. Пименов А. Непрошедшее прошлое: к характеристике нетеистической религиозности // Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. M., 1997. С. 285–286 и 289.

 

205. И это хорошо понималось как раз теми, кто сознательно стремился к вхождению в мир дохристианской религиозной архаики: «Необходимо выдвинуть претворение буддизма в ленинизм» (Дневник Е. Рерих. Запись от 5.7.1926. — «Я вижу, как неслыханно пылает Восток». Алтайские записи Е. Рерих. // Рериховский вестник. Публикации-сообщения-исследования. Вып. 4.1991, СПб.—М. — Извара — Барнаул — Горно-Алтайск. С. 40).

 

206. По данным Центра социологических исследований МГУ: «Среди респондентов в возрасте 18–24 лет в колдовство, порчу, дурной глаз верят 62,5 %, в предсказания астрологов 35,6 %, в спиритизм 28 %. Среди этой же возрастной группы причащаются в церкви 26 %, верят в воскресение Иисуса Христа 40 %. По данным телефонным опросов 1993–1996 гг. в колдовство, спиритизм, астрологию верят не меньше, а то и больше из 1000 опрошенных москвичей, чем в христианские догматы. И что самое удивительное, это не две разные категории людей, верящих либо в колдовство, либо в Христа, а одни и те же верующие» (Варзанова Т. Во что верят россияне. Колдовство и оккультизм пока уверенно лидируют// НГрелигии. M., 1997, февраль). «В астрологию верят 26 % православных. В спиритизм 18 %. Стоит обратить внимание, на то, что если в колдовство, порчу и дурной глаз верят 47 % христиан, то в дьявола только 32 %. Значит, далеко не все считают магические чары пособничеством дьявольских сил. Атеисты в 2–4 раза меньше подвержены влиянию суеверий, оккультизма, сатанизма. Так, соотношение верящих в колдовство среди верящих и атеистов соответственно 57 % и 21 %, в астрологию 29 и 15, в спиритизм — 25 и 6. Более того, распространенность веры в колдовство среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Так, численность верящих в колдовство, порчу, дурной глаз почти одинакова среди посещающих церковь еженедельно (54 %), 2–3 раза в месяц (59 %), 1 раз в месяц (50 %), 2–5 раза в полгода (54 %); снижается она только среди посещающих церковь довольно редко — 1 раз в полгода и 1 раз в год (соответственно 41 и 40 %); еще ниже становится среди тех, кто вообще не посещает церковь (31 %), хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Верящих в астрологию, гороскопы также максимальное и почти неизменное число среди наиболее частых прихожан: среди посещающих церковь еженедельное 34 %, 2–3 раза в месяц — 39 %, 1 раз в месяц — 34 %. Среди тех, кто не ходит в церковь, верящих в предсказания астрологов вдвое меньше 16 %. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, что и пришли» (Варзанова Т. Во что верят прихожане? Религиозное сознание современных верующих. // Русская Мысль 4.9.97)

 

207. Смешной случай (хотя и с отнюдь не базовым понятием христианской традиции) встретился мне в атеистической публицистике начала 80-х. Тогда в журнале «Наука и религия» появился очерк из жизни колхозного духовенства. Автор очерка решил продемонстрировать читателю, что он вполне владеет церковной терминологией. И поэтому в самом начале его повествования появилась такая фраза: «Когда я вошел в храм, там как раз шла служба. В эту минуту дьякон вышел на амвон, размахивая паникадилом»… Тем, кто еще не засмеялся, поясню: то, чем «машет» дьякон, называется «кадило». «Паникадило» — это название люстры в храме. Впрочем, и в 2004 году журналист, который к позору «Известий» ведет в ней и религиозную и научную тематику, вляпался в ту же дурь. Его статья была названа: «Прошлись паникадилом по университету» (Известия 29.5.04).

 

208. Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993. С. 139

 

209. О том, в каком душевном состоянии он находился, есть очень интересное свидетельство у Шульгина. По возвращении в СССР он был арестован и находился в одной камере с Д. Андреевым (см. Шульгин В. В. Пятна //Лица. Биографический альманах. СМ.,СПб., 1996. С. 378). Андреев вставал до подъема и ложился после отбоя. Все время он непрестанно курил и непрерывно играл в шахматы. И то, и другое признак огромной душевной неуравновешенности (игра в шахматы развивает не только ум, но и самолюбие). Так что голоса и видения, наполняющие его тюремное прозведение, — это не признак духовного здоровья. Ну а если не считать "мистический опыт" Д. Андреева плодом обычной психической болезни, то ведь придется его считать плодом бесовского одержания. "Великий враг не дремал, и даже в книгах Нового Завета явственно различается местами его искажающее влияние… Враг, проникая в человеческое сознание авторов Евангелия, сумел извратить многие свидетельства, исказить и омрачить идеи, снизить и ограничить идеал, даже приписать Христу слова, которых Спаситель мира не мог произнести… Само учение оказалось искаженным, перепутанным с элементами Ветхого Завета — как раз теми элементами, которые преодолевались жизнью Христа, а если бы эта жизнь не оказалась оборвана, были бы преодолены окончательно. Основная черта этих элементов — привнесение в образ Бога черт грозного судьи и приписывание Ему законов нравственного возмездия… Вместо продолжения Христова дела апостол Павел развертывает широчайшую организационную деятельность… Павел не испытал нисхождения Святого Духа… лишенный благодати Павел оказывается центральной фигурой" (Андреев Д. Роза мира. M., 1991. С. 114–117). Интересно, что даже по мнению Е. Блаватской, "Павел был Посвященным" (Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Рига, 1937. Т. 2. С. 644). Оккультисты держат на одной полке книги Андреева и Блаватской, даже не вдумываясь в противоречия между ними. А противоречия-то неизбежны, — ибо каждый оккультный автор действует на основе собственных" откровений" и никаких путей для проверки своих утверждений не предлагает.

 

210. Там же. С. 224–228.

 

211. Вот текст тем более показательный, что создан он чиновником синодального ведомства (в 1906 г.): «Наука должна рождать только оптимистов, так как подготовляет человека ко всякого рода неожиданностям на его жизненном пути, вооружает его всеми нужными орудиями для успеха в борьбе со всякого рода препятствиями и дает в числе их то главное, что не только увеличивает в человеке веру в себя, но и, напоминая ему о его назначении, укрепляет в то же время и волю его, рождая любовь активную, деятельную» (Жевахов Н. Назначение школы, СПб., 1998. С. 8). Поразительно, что от науки здесь ожидается то, чего естественно было бы ожидать от религиозной веры… Впрочем, о странностях «религиозного» мировоззрения Жевахова, вершиной карьеры которого был пост помощника обер-прокурора Синода, мне уже приходилось писать (см. Диакон Андрей Кураев. Оккультизм в православии. M., 1998. С. 286–287).

 

212. Lonchamp J.-P. L'affaire Galilee. Paris, 1988. P. 95

 

213. Налимов В. В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке // Вопросы философии. 1996, № 11. С. 73–73. Кстати, моя книга «Соблазн неоязычества» В. Налимову показалась полной «вызывающих высказываний» (там же, с. 67).

 

214. Ю. Самарин, обращаясь к богословам, с полным правом вопрошал: «Обратимся к результатам. Целые поколения, вами воспитанные, прямо из под ваших кафедр, ударились очертя голову в самое крайнее неверие, и при этом всего поразительнее не число отпадений от вас, а легкость отпадения. Ваши ученики бросили Церковь без внутренней борьбы, безъ сожалений, даже не задумываясь. И какими же силами они у вас отбиты? Две брошюры Бюхнера, да две или три книжки Молешотта и Фохта, да жизнь Христа Ренана (даже не Штрауса), да десяток статей Добролюбова и Герцена, и дело было сделано. Отчего это? Подумайте: не оттого ли, что мы предлагаем истины веры как выводы из силлогизмов, в старом, растрескавшемся сосуде, и что слушатели, бросая сосуд, бросают зараз и то, что в нем сберегается?» (Самарин Ю. Предисловие // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. Т.2. Сочинения богословские. Прага, 1867. С. XXXXVI–XXXXVII).

 

215. Ерошенков М. Г. Балаев В. В. Введение в современную магию. M., Диалог-МГУ, 1998.

 

216. Конец света отменяется. Беседа Д. Гордона и П. Глобы. // Куранты. Информационно-рекламный вестник. Издание первичной организациии союза журналистов СССР г. Феодосии. Март 1991, № 3 (10). (Перепечатка из «Вечернего Киева» без указания даты первой публикации).

 

217. Неплохо было бы также поинтересоваться — случайно ли астролог крещение Руси поминает в ряду катастроф… Антихристианские нотки очень уж заметны в публикациях глобовского центра. Например, астрологический прогноз, составленный «Школой авестийской астрологии» Павла Глобы на 15–21 апреля 1996 года и опубликованный в газете "Труд" (М., 12.4.1996) был озаглавлен: "Черная полоса". Это — прогноз на Светлую седмицу. Аналогичным был прогноз и на пасхальную неделю 1999 г.: «Нептун обещает "черный четверг"» (Труд. 9.4.1999).

 

218. Ученые, не согласные с оккультными доктринами, величаются однозначно: академическое тряпье (Письма Махатм. — Самара, 1993. С. 96).

 

219. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. M., 1983. С. 29.

 

220. Ломоносов М. В. Блаженство Общества вседневно возрастает // Полное собрание сочинений. Т.8. M.-J1., 1959. С. 784.

 

221. Цит. по: Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социологос. Вып. 1. M., 1991. С. 319.

 

222. Гессе Г. Из статьи "Моя вера". // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. M., 1982. С. 186–187.

 

223. Кстати, ничего дурного я в этом студенческом западничестве не вижу. Все те, кого мы можем назвать интеллектуальными лидерами славянофильско-патриотического движения в русской философии, в молодости прошли через серьезное увлечение западной философией. Вспомним Киреевского, слушавшего лекции Шеллинга, Ильина, чья диссертация была посвящена Гегелю, и «веховцев», в юности переболевших Марксом.

 

224. Варзанова Т. Во что верят прихожане? Религиозное сознание современных верующих // Русская Мысль 4.9.97.

 

225. Цветаева М. Неизданные письма. Париж, 1972. С. 415

 

226. Кстати: «Бабушка — победоносное слово. Для внучек нет теплее места, как у бабушек» (Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. M., 1914. С. 4).

 

227. Это не только русская ситуация. В Сербии из двух рядом стоящих монастырей более населен молодыми послушниками именно тот, в котором строже устав. И у европейских католиков замечается та же тенденция. «В церквах "прогрессивных" священников процент прихожан чрезвычайно низок (в Северной Европе — 8 %; это приблизительно столько же, сколько в протестантских храмах), а священнические призвания вовсе отсутствуют. У традиционных католиков количество прихожан удерживается на гораздо более высоком уровне (20 %) и выше, причем среди них много молодежи, а также имеют место случаи священнического и монашеского призвания» (Мартинетти Дж. Человек, Бог, Вселенная. Основания для веры сегодня. Милан-Москва, 1997. С. 245).

 

228. Горичева Т. М. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. Взгляд русского человека, живущего на Западе. СПб., 1997. С. 38.

 

229. НарвозовЛ. Есть ли литература на Западе? // Новый мир. 1992. № 6. С. 195.

 

230. Увы, большинству «образованной» публики второй половины XIX века было присуще «воззрение на Православие как на Ia pravoslavie, состоящее из нескольких неприличных анекдотов об отношении священника к народу, того, что народ поклоняется доскам, да в посту ест капусту и редьку» (протоиерей Философ Орнатский. О православии русского народа // Ф. М. Достоевский и Православие. M., 1997. С. 57).

 

231. Цит. по: Лосский И. О. Бог и мировое зло. M., 1994. С. 386.

 

232. Даже оккультисты начинают высказывать обеспокоенность массовостью контактерских опытов: «Количество известных Учителей, опубликованных Каналов с ними и даже портретных фотографий Высочайших Сущностей в последнее время значительно увеличилось. Кажется, весь Духовный Мир только стоит и, затаив дыхание, ждёт, когда же человек соизволит обратить на него внимание. Что же происходит? «Спрос рождает предложение». И вот подсознание человека, выполняя индивидуальный или социальный заказ на контакт с Учителем, формирует облик Учителя в соответствии с идеальным образом из сознания. Для того, чтобы убедить, используются знания человека, а также информация из коллективного бессознательного. Полученная таким образом модель легко удовлетворяет религиозные потребности и даёт приятное чувство собственной избранности и исключительности. Усугубляют положение обитатели нижних уровней астрального мира. Они любят наряжаться в чужие наряды, представляясь Иисусом Христом, Богоматерью, инопланетянином, Учителем Эль Moрия и т. п.» (Ерошенков М. Г. Балаев В. В. Введение в современную магию. M., Диалог-МГУ, 1998. С. 143).

 

233. Летом 2001 г. по опросу ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) раз в год причащается 9 процентов жителей российской провинции и 12 процентов москвичей. Несколько раз в год — 5 процентов жителей провинции и 6 процентов москвичей; раз в месяц — 1 процент россиян и 3 процента москвичей (то есть в три раза больше!). Раз в месяц посещают храм 3 процента не-москвичей и 7 процентов столичных жителей. Несколько раз в год — соответственно 17 процентов и 26. (см. Россия и москвичи о религии // Вечерняя Москва. 23 августа 2001 г.).

 

234. Зубов А 5. «Если бы от мира сего было царство Мое…». // Знамя. 1997, № 10. С. 182 и 185.

 

235. Митрополит Антоний Мельников. X. Сомань. Святой Киприан, епископ Карфагенский и «папа» Африканский // Богословские труды. СПб., № 18. M., 1978. С. 237.

 

236. Изречения египетских отцов. СПб., 1993. С. 106–107.

 

237. Всем входящим в церковную жизнь очень советую прочитать роман Грэма Грина "Сила и слава", в котором это различение проводится очень ясно.

 

238. Победоносцев К.П. О реформах в нашем богослужении // Москва. M., 1998, № 5. С. 211.

 

239. Ерм. Пастырь // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 179.

 

240. Святитель Климент Римский. Первое послание Коринфянам // Там же. С. 44.

 

241. Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов древней Церкви: Тексты и комментарии. M., 1994. С. 124.

 

242. Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 271–272

 

243. Цит. по: Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества // Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. M., 1986. С. 343.

 

244. Святитель Киприан Карфагенский. Книга о падших H Отцы и учители Церкви III века: Антология. В 2-х т. M., 1996. Т. 2. С. 280–282.

 

245. Святитель Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви Ill-го века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877. С. 176.

 

246. Евсевий Памфил. Церковная история. М. 1993. Ce. 286,287,288.

 

248. Святитель Григорий Богослов. Слово 43 // Указ. соч. Т. 1. С. 620.

 

249. Святитель Григорий Богослов. Слово 3 // Там же. С. 26.

 

250. Святитель Григорий Богослов. К епископам // Там же. Т. 2. С. 399.

 

251. Святитель Григорий Богослов. Письмо 49. К Василию Великому // Указ. соч. Т. 2. С. 447.

 

252. Святитель Григорий Богослов. Письмо 71. К Евдоксию ритору // Указ. соч. Т. 2. С. 460. Последнюю фразу надо соотнести с Евангелием от Луки. (см. Лк 8:23). Позднее это же выражение — «Христос спит» — употреблял преподобный Феодор Студит (Послание 333.2. и 1.9-12): «Следует оплакивать то, что происходит: люди стали испорченными и недостойными, церкви немыми и оскверненными, повсюду богохульствуют, а Христос спит (цит. по: КажданА. П. История византийской литературы (650850 гг.). СПб., 2002. С. 323). «Христос же еще спит, одним отверзая дверь покаяния, испытывая любовь других» (Преподолбный Феодор Студит. Послание 80. К Антонию епископу // Послания. 4.2. M., 2003. С. 178)

 

253. Святитель Григорий Богослов. Слово 3 // Там же. Т. 1. С. 53–55.

 

254. Святитель Григорий Богослов. К епископам // Указ. соч. Т. 2. С. 400.

 

255. Святитель Григорий Богослов. Послание 2, к Нектарию, епископу Константинопольскому // Там же. С. 6.

 

256. Святитель Григорий Богослов. Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает жизнь свою // Там же. С. 350–351.

 

257. Святитель Григорий Богослов. Слово 3 // Там же. Т. 1. С. 26.

 

258. Святитель Василий Великий. Письма // Творения: В 7 ч. Сергиев Посад, 1892. Ч. 6. С. 77.

 

259. Там же. С. 282.

 

261. Там же. С. 135.

 

262. Тамже. С. 181.

 

264. Там же. С. 267.

 

265. Там же. С. 282.

 

266. Там же. С. 318.

 

267. Святитель Григорий Нисский. На свое рукоположение // Творения. В 8 ч. M., 1862. Ч. 4. С. 365 и 367.

 

268. Святитель Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану. // Творения. Ч. 8, M., 1872. С. 442–443.

 

269. Святитель Григорий Нисский. Письмо 2. О тех, которые путешествуют в Иерусалим // Творения. Ч. 8, M., 1872. С. 452.

 

270. Святитель Григорий Нисский. Письмо 17, пресвитерам Никомидийским. // Творения. Ч. 8. M., 1872. С. 501.

 

271. Святитель Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану. // Творения. Ч. 8, M., 1872. С. 439.

 

272. Преподобный Ефрем Сирин. Цит. по: Священномученик митрополит Владимир. Слово на литургии 5.7.1909 на слова «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный» // Первый съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. M., 1999. С. 99.

 

273. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве // Творения. В 12-ти т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 438.

 

274. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Коринфянам // Указ. соч. СПб., 1904,1. Т. 9. Кн. 2.

 

275. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 23,4//Творения святителя Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, СПб., 1904. С. 229.

 

276. Святитель Иоанн Златоуст. Слово 44 О сокрушении, терпении и пожелании будущих благ и о втором пришествии // Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.12.4.2. СПб., 1906. С. 869.

 

277. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве // Т. 1. Кн. 2. С. 436, 436.

 

278. Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках и лжеучителях // Там же. Т. 8. Кн. 2. С. 704.

 

279. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве // Там же. С. 438.

 

280. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.З. С. 643.

 

281. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве // Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 453.

 

282. Святитель Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления // Там же. Т. 2. Кн. 1. С. 412.

 

283. Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде, 14,4 // Там же. Т.З. Кн.2. СПб., 1897. С. 413.

 

284. Святитель Григорий Богослов. Слово 5 // Указ. соч. Т. 1. С. 134–135.

 

285. Цит. по: Новоселов М. А. Письма друзьям. M., 1994. С. 126.

 

286. Блаженный Иероним. Письмо 21 Евстохии о сохранении девства // Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 1. Киев, 1893. С. 111–112.

 

287. Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 278.

 

288. Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 14. К монаху Илиодору // Творения. В 27 ч. 4.1. Киев, 1893. С. 39.

 

289. Исидор Пелусиот. Письмо 625. Пресвитеру Фесосию (Цит. по: Аксаков Н. Предание Церкви и предания школы // Богословский вестник. M., 1908. Т. 1. № 3. С. 523–524).

 

290. Сократ Схоластик. Церковная история. M., 1996. С. 247.

 

291. Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, 20//Ученые записки Российского Православного Университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 3. M.,1998. С. 242.

 

292. Древний патерик. С. 324.

 

293. Цит. по: ЛюбакАнри де. Католичество. Милан, [1992]. С. 306.

 

294. Иоанн Мосх. духовный Луг. 1915. С. 151.

 

295. Там же. С. 157.

 

296. Там же. С. 59.

 

297. Преподобный Максим Исповедник. Творения. В 2 кн. M., 1993. Кн. 1. С. 89.

 

298. Письмо С. И.Смирнову от 16.07.1907. Публ. в: Протодиакон Сергий Голубцов. Стратилаты Академические. M., 1999. С. 210.

 

299. Святитель Григорий Великий Двоеслов. Беседа 10. Слово к епископам и к народу, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла // Избранные творения. M., 1999. С. 125–141.

 

300. Святитель Григорий Великий Двоеслов. Беседа 27 // Избранные творения. M., 1999. С. 251.

 

301. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. С. 198.

 

302. Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 319.

 

303. Слово святителя Мефодия, архиепископа Константинопольского, о святых иконах // Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). M., 1997. С. 194.

 

304. Цит. по: Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви в IX, X и Xl веках. M., 1902. С. 269–270.

 

305. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 79 // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 1991. Вып. 6. С. 15.

 

306. Цит. по: Архиепископ Василий (Кривошеий). Преподобный Симеон Новый Богослов. Paris, 1980. С. 298.

 

308. Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973. С. 388

 

309. Цит. по: Рацингер Й. Введение в христианство. Брюсель, 1988. С. 272.

 

310. Святитель Серапион Владимирский. О маловерии // Красноречие Древней Руси (XI–XVII вв.). M., 1987. С. 121.

 

311. Алфавитная Синтагма М. Властаря. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. M.,1996. С. 443.

 

312. Цит. по: Троицкий С. Халкидонский Собор и восточный папизм // Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата. Paris, 1959. № 32. С. 259.

 

313. Там же.

 

314. В собрании творений этого отца оно опубликовано в разделе Spuria (Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках, и об лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего. Было сказано в ожидании близкой смерти/Яворения.,). Т. 8. Кн. 2. С. 695–715.

 

315. Слово о лживых учителях святого отца нашего Иоанна Златоустого // КлибановА. И. Духовная культура средневековой Руси. M., 1996. С. 307–308.

 

316. Преподобный Максим Грек. Слово XX. О том, какое исповедание надлежало бы епископу Тверскому принести Создателю… // Творения. В 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. Ч. 1. С. 165–167.

 

317. Преподобный Максим Грек. Слово XXVI. В котором пространно и с жалостию излагаются нестроения и бесчиния царей и властей последнего времени //Там же. С. 212–213.

 

318. Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. ТС/1,1902. С. 115–117.

 

319. Посошков И. Книга о скудости и богатстве. M., 1937. С. 106.

 

320. Цит. по: Костомаров И. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 7 вып. СПб., 1874. Отд. 2. Вып. 5. С. 526–528.

 

321. Творения святителя Димитрия Ростовского. M., 1848. Ч. 2. С. 592.

 

322. Там же. С. 214.

 

323. Там же. Ч.З. С. 287

 

324. Там же. 4.1. С. 213–214.

 

325. Смирнов С. Древне-русский духовник. M., 1913. С. 195–198.

 

326. Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа // Избранные произведения в

 

327. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Сергиев Посад, 1913. Вып. 1. С. 151.

 

328. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к Антонию (Бочкову), игумену Череменецкому. M., 1875. С. 25.

 

329. Цит. по: Новоселов М. А. Указ. соч. M., 1994. С. 95.

 

330. Епископ Игнатий (Врянчанинов). Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. M., 1875. С. 22–23.

 

331. Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1981. С. 394.

 

332. Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. В 8 вып. M., 1994. Вып. 3. С. 52.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.