Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 53: Внешняя политика: «новое политическое мышление». Образование СНГ




Вхождение в мировое сообщество

Сохранение политико-экономического единства на территории бывшего СССР

Содружество Независимых Государств (СНГ): Россия, Украина, Белоруссия, Азербайджан; Армения, Казахстан, Киргизстан; Молдавия, Таджикистан; Туркменистан; Узбекистан В рамках СНГ действуют: § Совет глав государств, Совет глав правительств, Парламентская ассамблея, § Межгосударственный экономический комитет; Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) § Совет коллективной безопасности (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан); объединённая система ПРО ; участие российской армии как миротворческих сил ООН в урегулировании конфликтов в Молдавии, Азербайджане, Грузии, Таджикистане

Проблема:«цветные» революции в странах ближнего зарубежья и переход их к проамериканской политике (2003 — Революция роз в Грузии; 2004 — Оранжевая революция на Украине; 2005 — Тюльпановая революция в Киргизии; 2009 — Цветная революция в Молдавии)

Период МИД Задача События
1992-1996 А.Козырев Дальнейшее разоружение 1993 – ратификация договора ОСНВ-2 1994 – завершение вывода войск из стран Восточной Европы и Балтии 1996 – Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний 2010- ратификация договора ОСНВ-3
Расширение сотрудничества 1994 –присоединение к программе НАТО «Партнёрство во имя мира» 1996 – вхождение России в «большую семёрку»; в Совет Европы
1996-2010 Е.Примаков, И.Иванов, С.Лавров Равноправные партнёрские отношения с США 1997– «Основополагающий акт» об отношениях между РФ и НАТО Россия выступает на стороне Сербии во время Балканского кризиса, выступает за недопущение войны в Иране 2002 – договор о взаимном сокращении стратегических вооружений
Идея многополярного мира, поиск союзников 1998 – вступление в «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)

№ 359. (С4)

Назовите не менее трех основных итогов проведения в жизнь прин­ципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР в период перестройки. Приведите не менее трех примеров ее осуще­ствления.

 

№ 359. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие основные итоги проведения в жизнь прин­ципов «нового политического мышления»:

1) начало процесса разоружения;

2) разблокирование некоторых региональных конфликтов;

3) распад социалистической системы;

4) окончание «холодной войны» (ослабление международной напряжен­ности);

5) уничтожение биполярной системы международных отношений (осталась одна сверхдержава — США);

6) снижение обороноспособности страны.



2. Могут быть приведены следующие примеры:

1) соглашение об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса дей­ствия (1987г.);

2) подписание советско-американского договора об ограничении страте­гических наступательных вооружений (ОСНВ-1, 1991 г.);

3) вывод войск из Афганистана (1989 г.);

4) начало вывода советских войск из стран Восточной и Центральной Ев­ропы (с 1989г.);

5) объединение Германии в 1990 г.;

6) сокращение Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону.

7) роспуск в 1991 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Орга­низации Варшавского Договора (ОВД);

 

№ 360. (С5)

Ниже приведены две точки зрения на причины распада Варшавско­го блока и «лагеря социализма»:

1. Распад «социалистического лагеря» имел объективные предпо­сылки, связанные с политическими и экономическими пробле­мами его возникновения и исторического пути.

2. Советский Союз виноват в распаде организации Варшавского Договора и всего «лагеря социализма».

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

 

№360. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) после Второй мировой войны в восточноевропейских странах внедря­лась сталинская модель социалистического развития;

2) отношения СССР с социалистическими странами неоднократно ослож­нялись (с Югославией в 1948 г., Венгрией в 1956 г., Чехословакией в 1968 г. и др.), политические выступления в ряде стран подавлялись с помощью военных сил ОВД;

3) «доктрина Брежнева» ограничивала суверенитет социалистических стран, в которых, как и в СССР, существовавшая модель общественно-политической системы тормозила их развитие, и с наступлением кри­зиса в СССР она неизбежно должна была рухнуть.

 

При выборе второй точки зрения:

1) политика гласности, «нового мышления» в период перестройки не толь­ко привела к демократизации жизни в СССР, но изменила и внешнепо­литические установки руководства;

2) М. С. Горбачёв отказался от давления СССР на социалистические стра­ны, что способствовало демократическим процессам в них (при про­ведении «бархатных революций» в этих странах существовала уверен­ность, что военные силы против них применены не будут);

3) с 1989 г. был начат вывод советских войск из восточноевропейских стран;

4) при полном нейтралитете СССР были распущены СЭВ и ОВД;

5) руководство СССР согласилось на объединение ГДР и ФРГ, не выдвигая особых условий.

 

№ 361. (С5)

Ниже приведены две точки зрения об итогах внешней политики СССР в период перестройки:

1. Внешняя политика периода перестройки имела ряд негативных последствий, приведших к серьезному изменению положения

страны на международной арене, к нарушению ялтинско-постдамской системы международных отношений.

2. Внешняя политика СССР в период перестройки, действия М.С. Горбачёва оказали огромное позитивное воздействие на международные отношения.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

 

№361. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) США и их союзники по праву назвали себя победителями в «холодной войне»;

2) побежденным оказался СССР, прекративший свое существование;

3) была разрушена биполярная система мира, США получили возмож­ность монопольного положения на международной арене;

4) создались условия для передела мира на новые сферы влияния, что под­тверждают процессы, происходящие в странах ближнего зарубежья.

 

При выборе второй тонки зрения:

1) главный итог внешней политики — ослабление угрозы ракетно-ядерной

войны;

2) считается, что ее результатом стало завершение «холодной войны»;

3) был начат процесс сокращения и уничтожения некоторых видов ядер­ных вооружений;

4) были сделаны шаги к ликвидации нескольких региональных конфлик­тов (например, Афганистан);

5) произошли демократические перемены в ряде стран;

6) было положено начало процессу более тесной интеграции экономики страны в мировое хозяйство.

 

№ 362. (С5)

Ниже приведены две точки зрения на оценку внешнеполитического курса М. С. Горбачёва:

1. Внешняя политика М. С. Горбачёва принесла множество поло­жительных результатов.

2. Внешняя политика М. С. Горбачёва заключалась в том, что со­ветская дипломатия шла на односторонние уступки Западу, и это привело к утрате военного потенциала и уменьшению междуна­родного влияния страны.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

 

№ 362. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) улучшились отношения между СССР и США, странами Западной Ев­ропы, Китаем;

2) СССР избавился от экономического бремени, связанного с помощью -союзным режимам в Восточной Европе, Азии и Африке;

3) прекратилась гонка вооружений;

4) упрочилась международная безопасность.

 

При выборе второй точки зрения:

1) был осуществлен роспуск СЭВ и ОВД, хотя был сохранен враждебный западноевропейский военный блок — НАТО;

2) СССР шел на односторонние уступки Западу (например, произошло объединение Германии с сохранением членства в НАТО);

3) начался односторонний вывод войск СССР из стран Восточной Евро­пы, а США не уменьшали своего военного присутствия в странах Запад­ной Европы.

 

№ 363. (С5)

Ниже приведены две точки зрения на внешнеполитический курс периода перестройки:

1. Проведение внешнеполитического курса СССР в период пере­стройки привело к решению многих проблем в стране и мире, оздоровило международные отношения.

2. Внешнеполитическая деятельность М.С. Горбачёва привела ко многим отрицательным последствиям для Советского Союза.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

 

№ 363. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) стали проводиться встречи М.С. Горбачёва с президентами США (Р. Рейганом в 1985 г., 1986 г., Д. Бушем в 1989 г.);

2) итогом встреч с лидерами США стало достижение договоренностей о рас­ширении отношений между СССР и США, принятие СССР программы ядерного разоружения и моратория на испытание ядерного оружия;

3) между СССР и США был подписан договор о ликвидации ракет сред­ней и меньшей дальности (1987 г.);

4) был подписан договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, 1991 г.);

5) была разрушена Берлинская стена (1989 г.), с одобрения СССР состоя­лось объединение Восточной и Западной Германии;

6) в 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана.

 

При выборе второй точки зрения:

1) изменения в отношениях СССР со странами Восточной Европы при­вели к форсированному и неподготовленному выводу советских войск из этих стран;

2) обострение отношений СССР с социалистическими странами привело к роспуску СЭВ и ОВД, ослаблению военного потенциала;

3) прерывание торговых отношений со странами СЭВ ударило по экономическому положению СССР;

4) СССР вынужден был обратиться за финансовой помощью к ведущим странам Запада;

5) экономическая и политическая ситуация в СССР ослабила его роль и на международной арене;

6) проведение «новой политики» содействовало распаду СССР.

 

№ 364. (С5)

Ниже приведены две точки зрения на концепцию «нового полити­ческого мышления» М. С. Горбачёва:

1. Выдвижение М.С. Горбачёвым концепции «нового политиче­ского мышления» в период перестройки в СССР означало шаг, предпринятый под давлением Запада, направленный на отказ от собственных национальных позиций, государственных ин­тересов СССР.

2. Проведение внешней политики на основе концепции «нового политического мышления» способствовало улучшению меж­дународных отношений, укреплению международной безопас­ности.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

 

№ 364. (С5) Ответ:

При выборе первой тонки зрения:

1) во внешнеполитических действиях М. С. Горбачёва проявилась излиш­няя уступчивость Западу;

2) непродуманность и поспешность ряда мер привели к негативным ре­зультатам и потерям для советской стороны, например, при решении проблемы объединения Германии;

3) были разорваны связи со странами Восточной Европы;

4) распад СССР сделал США единственной сверхдержавой в мире;

5) была существенно ослаблена обороноспособность СССР;

6) СССР остался без старых союзников и не сумел приобрести новых;

7) СССР потерял инициативу в международных делах.

 

При выборе второй точки зрения:

1) проведение нового курса способствовало разрядке напряженности в мире, улучшению отношений с Западом;

2) концепция строилась на осознании мира как единого целого, в кото­ром не должно быть места угрозе взаимного уничтожения, применению силы для решения любых противоречий;

3) в результате договоренностей между СССР и США было положено на­чало уничтожению целого класса ракетно-ядерных вооружений;

4) расширилось сотрудничество СССР с США и другими странами;

5) новые внешнеполитические подходы способствовали ликвидации оча­гов международной напряженности и локальных конфликтов (был осу­ществлен вывод советских войск из Афганистана);

6) улучшились советско-китайские отношения (восстановление пригра­ничной торговли, подписание соглашений о политическом, экономи­ческом и культурном сотрудничестве).

 

№ 365. (С6)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В одном из выступлений в начале перестройки Генеральный секре­тарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв подчеркивал, что ГДР — член Варшав­ского Договора, ближайший союзник СССР, а существование двух гер­манских государств — это реальность, с которой нельзя не считаться. Какие события характеризовали отношения СССР и ГДР в последую­щие годы? Укажите не менее двух примеров событий. Назовите не ме­нее двух причин, обусловивших политику СССР в отношении ГДР.

 

№ 365. (С6) Ответ:

1. Могут быть названы следующие события, свидетельствующие о политике СССР по отношению к ГДР:

1) М. С. Горбачёв дает согласие на объединение ГДР и ФРГ при проведе­нии переговоров с руководством ФРГ (1989 г.);

2) в 1990 г. ГДР влилась в состав ФРГ;

3) объединенная Германия сохранила статус полноправного члена Орга­низации Североатлантического договора (НАТО).

 

2. Могут быть названы следующие причины проведения новой внешней поли­тики СССР по отношению к ГДР:

1) проведение советским руководством во главе с М.С. Горбачёвым по­литики «нового мышления», одним из принципов которой был отказ от признания раскола мира на две противоположные общественно-по­литические системы;

2) проведение политики невмешательства в процессы, происходившие в союзных государствах Центральной и Восточной Европы;

3) самоустранение руководства СССР от обсуждения путей, условий, сро­ков создания единой Германии;

4) стремление содействовать воссоединению немецкого народа;

5) отказ М. С. Горбачёва от обсуждения военно-политического статуса объединенной Германии.

 

№ 366. (С7)

Сравните цели, основные черты внешней политики СССР в перио­ды 1964-1985 гг. и 1985-1991 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что — различным (не менее трех разли­чий).

 

№ 366. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) укрепление международного авторитета СССР;

2) защита интересов социалистического государства;

3) руководство КПСС внешней политикой;

4) определяющая роль лидеров государства в проведении внешней поли­тики.

 

С7.2 Различия:

Период 1964-1985 гг. Период 1985-1991 гг.
Изменение внешнеполитических концепций, противоречия политики разрядки международной напряжен­ности Проведение в жизнь концепции «нового политического мышления»  
Стремление предотвратить угрозу распада социалистической системы (ввод войск в Чехословакию), укрепить сотрудничество в рамках СЭВ и ОВД Отказ от вмешательства в дела восточноевропейских стран, распад СЭВ и ОВД  
Поддержка коммунистического и национально-освободительного движения   Отказ от поддержки политических движений, налаживание отношений с разными государствами без идеологических пристрастий
Попытки нормализации отношений с западными странами, сменявшиеся участием в конфликтах (поддержка Северного Вьетнама, арабских го­сударств, ввод войск в Афганистан в 1979 г.) Улучшение отношений с западными с странами (вывод войск из Афганистана в 1989 г. и т.д.)

 

Тема №54: Становление новой российской государственности. Экономические реформы, их последствия. Переход к рыночной экономике. Россия в системе современных международных отношений: РФ и страны СНГ; место России в современных мировых интеграцион­ных процессах. Развитие современной России

№ 373. (С6)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. рассматривались различные пути перехода к рыночным отношениям. Какие программы перехода к рынку предлагались? Назовите не менее двух программ. По какому пути пошло экономическое развитие страны? Укажите не менее трех положений.

 

№ 373. (С6) Ответ:

1. Могут быть названы следующие программы перехода крыночным отноше­ниям:

1) умеренная двухэтапная (1990-1993; 1993-1996) программа Н. И. Рыж­кова, Л. И. Абалкина по стабилизации экономики и переходу к регули­руемому государственному рынку;

2) «500 дней» (ускоренная программа форсированного продвижения к рынку) С. С. Шаталина, Г. А. Явлинского;

3) «шоковая терапия» Е. Т. Гайдара.

 

2. Могут быть указаны следующие положения пути экономического развития страны:

1) либерализация цен (освобождение цен от государственного регулиро­вания);

2) приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяй­стве;

3) снятие ограничений на внешнеторговые операции;

4) резкое сокращение государственных дотаций предприятиям;

5) снятие ограничений на внешнеторговые операции.

 

№ 367. (С4)

Назовите не менее двух положений, характеризующих политику «шоковой терапии» Е.Т. Гайдара. Укажите не менее трех экономиче­ских последствий и результатов ее осуществления.

 

№ 367. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие положения политики «шоковой терапии»:

1) либерализация цен;

2) конверсия ВПК;

3) создание слоя собственников путем приватизации и развития частного предпринимательства в промышленности, сельском хозяйстве.

2. Могут быть указаны следующие экономические последствия и результаты:

1) формирование рынка;

2) ликвидация товарного дефицита (быстрое наполнение внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами);

3) резкое падение уровня жизни основной массы населения;

4) появление огромной инфляции;

5) слой собственников не был сформирован, так как большинство прива­тизируемых предприятий оказалось убыточным;

6) появление безработицы.

 

№ 368. (С4)

Назовите не менее трех положений, характеризующих экономиче­ские реформы 1990-х гг. Укажите не менее трех социальных послед­ствий и результатов их осуществления.

 

№ 368. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие положения, характеризующие экономиче­ские реформы 1990-х гг.:

1) либерализация цен (освобождение цен на большинство товаров и услуг, государство перестало устанавливать цены, они определялись рыночной конъюнктурой);

2) приватизация государственной собственности (вложение ваучеров (неименованных приватизационных чеков) в акции приватизируемых объектов, свободная купля-продажа на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий);

3) преобразование колхозов в производственные паевые товарищества и фермерские хозяйства;

4) реструктуризация экономической системы (создание современной от­раслевой структуры, соответствующей постиндустриальному обществу, отказ от традиционных индустриальных отраслей производства);

5) поощрение предпринимательской деятельности населения;

6) либерализация внешнеэкономической деятельности (государство пре­доставило свободный выход на внешний рынок частных фирм и пред­приятий).

 

2. Могут быть указаны следующие последствия и результаты:

1) насыщение потребительского рынка товарами при резком одновремен­ном взлете цен и высоких темпах инфляции (гиперинфляция) привело к снижению жизненного уровня населения России;

2) сокращение объема промышленного и сельскохозяйственного произ­водства, безработица;

3) нарастание социального расслоения российского общества (разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10 % самого бедного увеличился к 1998 г. в 20 раз);

4) оказались фактически конфискованными государством денежные сбе­режения миллионов граждан в Сбербанке;

5) массовые антиправительственные забастовки и демонстрации рабочих (шахтеров), учителей, ученых против хронических задержек заработной платы;

6) развитие предпринимательства, негосударственных образовательных и медицинских учреждений, коммерциализация культуры;

7) снижение государством финансирования образования, здравоохране­ния, сферы культуры.

 

№ 369. (С4)

Назовите основные итоги проведения радикальной рыночной ре­формы («шоковой терапии») в первые годы ее осуществления (не ме­нее трех). Приведите примеры, характеризующие положение значи­тельной части населения в эти годы (не менее трех).

 

№ 369. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие итоги проведения рыночной реформы — «шоковой терапии»:

1) резкое падение промышленного производства в стране;

2) критическое положение военно-промышленного комплекса, отсутствие госзаказов на вооружение;

3) падение сельскохозяйственного производства;

4) увеличение импорта сельскохозяйственной продукции;

5) преобладание добывающих отраслей в производстве;

6) рост бюджетного дефицита;

7) насыщение рынка товарами;

8) переход значительной части государственной собственности в частную собственность (приватизация);

9) становление основ рыночной экономики;

10) складывание банковской системы;

11) резкий рост инфляции.

 

2. Могут быть приведены примеры, характеризующие положение населения в эти годы:

1) рост цен в десятки раз;

2) обесценивание сбережений населения;

3) сокращение помощи малообеспеченным слоям населения;

4) рост безработицы в стране;

5) распространение «челночного» бизнеса.

 

 

№ 374. (С6)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале 1992 г. Президент России Б. Н. Ельцин сформировал пра­вительство молодых реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Прави­тельство взяло курс на оздоровление экономики за счет ее ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства. Предложенный «младореформаторами» курс стал называться «шоковой терапией». Какие ре­зультаты имела эта политика. Назовите не менее трех положительных результатов и не менее трех отрицательных.

 

№ 374. (С6) Ответ:

1. Могут быть названы следующие положительные результаты «шоковой терапии»:

1) удалось сбалансировать спрос и потребление товаров;

2) уменьшились вложения в ВПК;

3) удалось избежать массовой безработицы;

4) возросла степень открытости общества;

5) началась бесплатная приватизация жилья.

 

2. Могут быть названы следующие отрицательные результаты «шоковой терапии»:

1) либерализация цен способствовала их быстрому росту;

2) снизился уровень жизни населения;

3) высокими темпами росла инфляция;

4) доходы большинства населения сократились (почти на 2/3);

5) ваучерная приватизация не принесла положительных результатов для большинства населения.

 

№ 375. (С7)

Сравните развитие промышленности в СССР в период НЭПа и в России в 1990-е гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

 

№ 375. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) проведение денационализации предприятий, передача их в частные руки;

2) свобода частной торговли;

3) развитие экономических методов стимулирования труда;

4) допущение иностранного капитала в промышленность.

 

С7.2 Различия:

 

Развитие промышленности в период НЭПа   Развитие промышленности в 1990-е гг.  
Государство сохраняло «командные высоты в экономике»   Приватизируется не только мелкая и средняя, но и крупная промышленность
Создание многоукладной экономики происходило одновременно с установлением однопартийной диктатуры в политической сфере Либерализация экономики происходила одновременно с демократизацией политической сферы
Переход к НЭПу произошел после завершения Гражданской войны и начался в тяжелейших экономических условиях Более благоприятная экономическая обстановка, нет экономической разрухи  
Сохранение монополии внешней торговли Отмена монополии внешней торговли

 

№ 376. (С7)

Сравните экономические реформы в СССР в период перестройки и в России в 1990-е гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

 

№ 376. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) цель — динамичное развитие страны, подъем ее экономики;

2) один из основных источников реформ — расчет на финансовую под­держку Запада;

3) условия проведения реформ:

а) проведение реформ в условиях экономического кризиса;

б) осознание реформаторами зависимости эффективности экономи­ческих преобразований от степени демократизации политических институтов;

4) тяжелые социальные последствия реформ.

 

С7.2 Различия:

 

Реформы в период «перестройки»   Реформы в 1990-е гг.  
Непоследовательные меры по сочетанию плановой социалистической экономики с элементами рыночной Одновременные радикальные меры по переходу к рыночной экономике во всех сферах
Попытки поощрения индивидуальной собственности (признание разных форм собственности, возможности аренды земли и др.) Приватизация значительной части государственной собственности, создание слоя собственников  
Частичное разрешение предпринимательской деятельности, свободы торговли (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы) Свобода частного предпринимательства, торговли  
Государственное регулирование цен Освобождение цен
Монополия внешней торговли Либерализация внешнеэкономической деятельности

 

№ 377. (С7)

Сравните цели, методы, итоги политических и экономических ре­форм, проводимых М.С. Горбачёвым во второй половине 1980-х гг. и Б. Н. Ельциным в начале 1990-х гг. Укажите, что было общим (не ме­нее трех общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

 

№ 377. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) стремление предотвратить углубление кризиса в стране;

2) обострение кризисных явлений в экономической сфере жизни обще­ства;

3) отсутствие четкой программы реформ, непоследовательность в их про­ведении;

4) нестабильность, стихийность, кризисность социально-политических процессов;

5) высокая социальная «цена» реформ;

6) утверждение приоритета общечеловеческих ценностей над интересами классов;

7) отказ от силовых решений спорных межгосударственных противоречий;

8) стремление ликвидировать противостояние сверхдержав и установить новый мировой порядок.

 

С7.2 Различия:

Реформы М. С. Горбачёва   Реформы Б. Н. Ельцина  
Устранение недостатков, выявление резервов советского строя и совершенствование общественного строя на базе социалистических ценностей   Ускоренное преобразование общественного строя на демократических, рыночных основах, создание правового государства и гражданского общества
Погружение страны в системный кризис, резкое падение жизненного уровня населения   Ликвидация товарного дефицита, изменение иждивенческой психологии граждан, формирование предприни­мательского слоя
Непоследовательность, половинчатость, нерешительность, частые смены курса   Стремительный переход к рыночной экономике («шокотерапия»), игнорирование российских особен­ностей, неоправданные надежды на помощь Запада
При демократизации советского командно-административного социализма базовые тоталитарные черты политической системы сохранялись (однопартийность, неприятие плю­рализма и т. д.) Полное разрушение советской общественной системы, либеральные идеология и система власти (президентская республика)  
Заложены предпосылки к изменению государственно-политической системы в дальнейшем развитии страны Разрушены основы командной экономики, формировалась новая модель общественного устройства страны

 

Тема № 55. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг.

№ 370. (С4)

Назовите основные задачи внешней политики Российской Феде­рации в середине 1990-х гг. Укажите не менее трех задач. Приведите не менее трех примеров осуществления внешней политики.

 

№ 370. (С4) Ответ:

1. Могут быть указаны следующие задачи внешней политики России в сере­дине 1990-х гг.:

1) развитие и укрепление отношений со странами Запада, и в первую оче­редь с США;

2) активизация восточного направления внешней политики, которое было второстепенным в начале 1990-х гг. (отношения с Китаем, Индией и т.д.);

3) налаживание взаимовыгодного и эффективного сотрудничества со стра­нами СНГ;

4) защита прав русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья.

 

2. Могут быть приведены следующие примеры внешнеполитической деятель­ности России в середине 1990-х гг.:

1) подписание президентами России и США договора ОСНВ-2 в 1993 г.;

2) присоединение России к программе НАТО «Партнерство во имя мира» в 1994 г.;

3) завершение вывода российских войск из стран Центральной и Восточ­ной Европы (1994 г.);

4) преодоление охлаждения с США, вызванного нарушением американ­ской стороной обещания не расширять НАТО на Восток;

5) подписание договора с США о всеобщем запрещении ядерных испыта­ний в 1996 г.;

6) принятие РФ в Совет Европы (1996 г.);

7) принятие России в состав «большой семерки» ведущих западных стран, ставшей «большой восьмеркой» (1997 г.);

8) подписание Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасно­сти между РФ и НАТО (1997 г.);

9) кризис в российско-американских отношениях в конце 1990-х гг. из-за различных позиций по балканскому вопросу, бомбардировка Белграда;

10) проведение переговоров по нормализации отношений с Японией;

11) подписание в рамках СНГ большого количества документов о налажива­нии сотрудничества, в том числе об экономических взаимоотношениях.

 

№371. (С4)

Назовите характерные черты международного положения и внеш­ней политики России в 1990-е гг. Укажите не менее двух черт. Приве­дите не менее трех примеров внешнеполитической деятельности РФ по отношению к странам СНГ.

 

№ 371. (С4) Ответ:

1. Могут быть указаны следующие черты международного положения и внеш­ней политики России в 1990-е гг.:

1) усложнение геополитической ситуации России в связи с распадом СССР и изменением экономической, политической, идеологической ситуации в стране;

2) снижение внешнеполитической активности России, падение ее между­народного престижа;

3) закрепление позиций России в международных организациях (напри­мер, в Совете Безопасности ООН) как правопреемницы СССР;

4) потеря союзников — стран Восточной Европы;

5) становление и развитие отношений со странами ближнего зарубежья, бывшими советскими республиками;

6) ослабление обороноспособности страны.

 

2. Могут быть приведены следующие примеры внешнеполитической деятель­ности России по отношению к странам СНГ:

1) принятие Устава СНГ (1993 г.);

2) решение проблемы раздела вооруженных сил и вооружений между быв­шими республиками СССР;

3) подписание Договора о создании экономического союза в рамках СНГ (1993 г.) и ряд других договоров;

4) подписание договора пяти государств СНГ о создании Евразийского экономического сообщества (1997 г.);

5) участие в урегулировании конфликтов в бывших республиках СССР (Молдова, Грузия);

6) заключение соглашения об образовании сообщества (союза) России и Белоруссии в 1996 г. (курс на создание союзного государства с Белорусью).

 

№ 372. (С4)

Назовите не менее двух внешнеполитических задач, которые стояли перед Российской Федерацией в конце XX — начале XXI вв. Приведи­те не менее трех примеров решения указанных задач.

 

№372. (С4) Отвел

1. Могут быть указаны следующие внешнеполитические задачи:

1) борьба с международным терроризмом;

2) приоритетные отношения со странами СНГ;

3) формирование стабильной системы международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовы­годного сотрудничества;

4) политико-дипломатическое урегулирование кризисных ситуаций (осо­бенно на Ближнем Востоке);

5) разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение ядер­ных вооружений.

 

2. Могут быть приведены следующие примеры:

1) участие в международных мероприятиях по борьбе с терроризмом;

2) интеграционное сотрудничество со странами СНГ в рамках Евразий­ского экономического сообщества;

3) создание единого экономического пространства, Организации Догово­ра о коллективной безопасности;

4) взаимодействие с Евросоюзом;

5) подготовка новых международных договоренностей по ограничению вооружений с США.

 





Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 6582; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.50.26
Генерация страницы за: 0.206 сек.