Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура России 1991 – 2003 г




Происходящие в культуре и 90-е гг. изменения явились следствием отказа от государственного регу­лирования этой сферы общественной жизни. Положительными моментами этого процесса стал отказ от государственной идеологии, цензуры, обретение под­линной свободы творчества. Но одновременно резко сократилось государственное финансирование образо­вания, науки, учреждений культуры, частично - теат­ров, музыкальных коллективов, библиотек. Фактичес­ки лишились государственной поддержки литература, изобразительное искусство, кино.

Наиболее драматичными для духовной жизни по­стсоветской России стали 1992- 1993 гг. В этот период сократились до минимума все сферы научной и интеллектуально-художественной деятельности: фактически прекратился выпуск научной и классической литера­туры, остановилось производство отечественных кино­фильмов, замерла театральная жизнь из-за оттока зри­телей, упала престижность высшего образования. Рез­кое сокращение государственных дотаций привело к уходу в коммерцию только за эти годы порядка 300 тыс. научных и технических работников в основном из обо­ронной сферы. Конверсия оборонной отрасли оберну­лась фактически разорением наиболее наукоемких отраслей военной промышленности, которые долгое время обеспечивали стратегический военный паритет нашей страны с США. 3а рубеж только в 1992 г. уехало около 3,5 тыс. научных работников, в основном физи­ков-ядерщиков. В течение всех 90-х гг. отток высоко­квалифицированных специалистов из России на 3апад не уменьшался, что резко ослабило интеллектуальный потенциал страны.

Кроме того, российская интеллигенция оказалась расколотой на два противоположных лагеря по миро­воззренческим позициям. Часть интеллигенции сохранила верность идеалам социализма, коллективизма и социальной справедливости, национальной самобытно­сти и государственности. Другая часть отдала приоритет идеям антикоммунизма, незыблемости частной соб­ственности, индивидуализма, западным стандартам культуры.

В 90-е гг. происходил переход к новой схеме фун­кционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство - искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей.

Несмотря на все трудности, на достаточно высо­ком уровне находится российская система образова­ния. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата диплома, лицензирование частной образовательной деятельности). Средняя и высшая школа, как могли, приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Однако этот процесс тормозится низкой в большинстве регионов покупательной способностью населения (за исключением крупных промышленных центров, сырьевых ре­гионов и столиц).

Особенно много всевозможных изменений при­шлось претерпеть школьной системе образования. В начале 1990-х гг. школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множества скоропалительно со­ставленных учебников, программ, что привело к нару­шению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталась только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась. Это автоматически превраща­ло среднюю школу в двухуровневую. Все эти действия являлись шагом назад по сравнению с ситуацией кон­ца 1980-х гг.

В середине 1990-к гг. потребовалось введение об­щеобразовательных государственных стандартов, вклю­чающих в себя обязательный федеральный и региональный минимумы учебных предметов в школьных программах. Новая редакция закона «Об образовании» в январе 1996 г. закрепила полное среднее образование в качестве общедоступного и бесплатного. Однако, вследствие крайне низкой оплаты труда учителям, которая и выплачивается не вовремя, в 1990-е гг, начал­ся и продолжается массовый отток педагогических кад­ров из школ. В итоге российская школа в начале XXI в. ис­пытывает огромный кадровый голод, который особен­но ощутим в глубинке и регионах, где местные власти не могут доплачивать работникам образования. В бюд­жеты 1990-х гг. периодически закладывалось недофи­нансирование образовательных учреждений. Положительным моментом в системе среднего образования явилось проведение с начала 1990-х гг. всероссийско­го (и соответственно подобных на местах) конкурсов «Учитель года», победитель которых определяется по результатам открытых уроков.

Несмотря на тяжелое положение в системе обра­зования в конце 1990-х гг. возрос престиж высшего об­разования, увеличились конкурсы в вузы, старшие классы престижных школ. Во многих средних учебных заведениях появились профильные классы, с углублен­ным изучением отдельных дисциплин. В большинстве государственных вузов были созданы коммерческие отделения, в том числе и для желающих получить вто­рое высшее образование, аспирантура частично также стала платной. В вузах в качестве вступительных экза­менов проводится эксперимент с единым государствен­ным экзаменом, который предусматривает засчитывать выпускные экзамены в школах в качестве вступитель­ных в вузы. В этом случае потенциальный абитуриент может подавать свои документы сразу в несколько учебных заведений и быть зачисленным в тот, где его документы прошли конкурсную комиссию.

В России в 1990-е гг. появилось большое количе­ство частных учебных заведений, рассчитанных на до­статочно состоятельных людей. Час­тные вузы в основном специализируются на экономи­ческих, юридических и психологических специальностях и привлекают, прежде всего, сокращенными сроками обучения. С августа 1996 г. для частных вузов предусмотрена система государственной аккредита­ции.

В научно-техническом плане Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. Кризис фунда­ментальной и прикладной науки 1990-хгг. обусловлен двумя причинами. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки -- пример­но в 20 раз по сравнению с 80-ми гг. В среднем расхо­ды на науку предусмотрены в размере 2,6-2,7% от расходной части бюджета. В среднем в 14 раз сокра­тился объем государственных заказов на военные на­учно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Очевидна тенденция к свертыванию ин­новационного потенциала. Конкурсы на получение грантов не выправляют положения, а подкармливают лишь часть одних и тех же научных работников, преж­де всего из Москвы. Лишь очень немногие научные коллективы смогли приспособиться к рыночным усло­виям, организовав собственное производство техничес­ких новинок или находя покупателей за границей. Во­ - вторых, отсутствие государственной стратегии науки, что выразилось в сохраняющейся устаревшей системе ее организации. Появилась масса академий, в том числе и на общественных началах, которые присужда­ют звания академиков за установленный ими денеж­ный взнос практически каждому желающему, а также деятелям высшей школы, которые не в состоянии по­лучить звания академика своего отделения РАН (преж­де всего это руководящий состав региональных вузов).

Отсутствие государственного управления и конт­роля науки привело к тяжелой растрате научного по­тенциала «утечке мозгов» за рубеж и в коммерческие структуры. Число работающих ученых в сфере науки сократилось за 1990-е гг. с 4,2% до 2,5% от общего чис­ла занятых в национальной экономике. Исследователь­ская и приборная база российской науки, которая со­ответствует мировому уровню, составляет по оснащен­ности 26% от оснащения мировых научных учреждений. В итоге только примерно 10% российских научных работ являются конкурентно способными на мировом рынке научной продукции.

В искусстве 1990-е гг. породили несколько новых тенденций. Во-первых, российская культура оказалась свободной для творчества, открыта для мира. Итогом стало включение в нее всех художественных форм и стилей. В театре продолжали работать старейшины советского театра О. Ефремов, В. Плучек, М. Захаров. Режиссерами новой волны можно назвать В. Фокина, П. Фоменко, К. Райкина, Р. Виктюка, в музыкальном те­атре - В. Гергиева. Мировую известность приобрели певцы Д. Хворостовский, Н. Басков, ансамбль «Вирту­озы Москвы». На западный рынок стали проникать российские ленты Н. Михалкова, С. Бодрова, Е. Соку­рова. В 1995 г. фильм Н.С. Михалкова «Утомленные сол­нцем» получил премию «Оскар» американской акаде­мии киноискусства как лучший зарубежный фильм года.

Во-вторых, распались творческие союзы (кроме Союза театральных деятелей). Творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществлялось в 1990-е гг. в ходе организованных на деньги спонсоров многочисленных фестивалей, конкурсов, выставок. Так, в литературе присуждается премия для молодых, талантливых авторов «Малый Букер», прово­дятся ежегодные кинофестивали «Кинотавр» и «Кино­шок», фестиваль телевизионных программ «Бархатный сезон» (с 1993), выставка-конкурс графического дизай­на «Золотая пчела». С 1995 г. проводится всероссийский театральный конкурс «3олотая маска», определяющий победителей по 21 номинации и другие.

В-третьих, непосредственно в сфере художествен­ной культуры наиболее полно заработали рыночные механизмы регулирования. Процесс этот стал регулировать потребитель, что позволило преодолеть к сере­дине 1990-х гг. излишнюю политизированность россий­ской культуры. Одновременно это привело к коммерциализации искусства. Следуя за массовым потребителем, российское искусство резко снизило свой художествен­ный уровень, переориентировавшись на наиболее низ­кие в эстетическом уровне западные стандарты: сери­алы, разнообразные шоу, боевики, мистику, насилие, порнографию. Особенно в этом преуспело телевидение. Это также широкой. волной охватило и книжный рынок. В бедственном положении оказались музеи, особенно провинциальные, финансирование которых было пре­кращено.

Государство поддерживает искусство в основном тогда, когда речь идет об организации массовых юби­лейных торжеств (50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 300-летие города Санкт-Петербурга). Выделялись средства на восстановление храма Хрис­та Спасителя, монументальную скульптуру. Можно выделить обелиск Победы и многофигурную композицию«Трагедия народов» на Поклонной горе в Москве, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади и мону­мент Николаю II в подмосковном селе Тайнинское (взорван 1 апреля 1997 г.. неизвестными). Однако худо­жественные достоинства ряда скульптурных компози­ций в частности таких известных и финансируемых авторов как М. Шемякин и 3. Церетели вызывают у большинства ценителей скульптуры сомнения.

Отрадным фактом в 1990-е гг. стала деятельность Русской православной церкви по восстановлению храмов и монастырей - оплотов духовности в стране. Особенно в небольших городах и селениях, где в целом больше потеряли, чем получили что-либо в годы реформ. С 1996 г. в администрации Президента ра­ботает инициативная специальная группа по разра­ботке новой общенациональной идеологии, которая бы объединила всех россиян и культура играет здесь не последнюю роль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 5210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.