Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок разработки УМК




Общие требования к содержанию и форме учебно-методического комплекса.

Выделенные в п.3.2. разделы УМК разрабатываются и оформляются в соответствии с существующими общими правилами, принятыми в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

5. Особенности магистерской подготовки, определяющие специфические требования к учебно-методическому комплексу:

· Деятельностно-компетентностный подход, который формирует новые требования к содержанию дисциплины, технологиям и методам обучения, видам контроля и оценки компетенций магистрантов;

· Высокая доля самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов;

· Наличие индивидуальных планов подготовки у каждого магистранта, следовательно, гибкость дисциплин, возможность их адаптировать под разные планы магистрантов;

· Научная направленность подготовки, высокая доля НИР, в том числе, при освоении дисциплины.

6. Дополнительные требования по содержанию и форме отдельных элементов учебно-методического комплекса, связанные с особенностями подготовки магистров:

6.1. Титульный лист.

На титульном листе должны быть указаны как направления, так и соответствующие магистерские программы, в учебные планы которых включена дисциплина.

6.2. Лист согласования.

В листе согласования указываются следующие сведения об авторе (авторах): занимаемая должность на ЭФ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, занимаемая должность по основному месту работы (для совместителей и почасовиков), ученая степень, ученое звание. В магистратуре возможны дисциплины, читаемые несколькими преподавателями, бизнес-тренерами, практиками. Если УМКД является коллективным продуктом, то указываются сведения обо всех авторах.

УМКД должен быть согласован с факультетом и кафедрой (кафедрами), осуществляющими профессиональную подготовку магистров, о чем должны свидетельствовать подписи декана и руководителей соответствующих программ.

6.3. Тематический план дисциплины и распределение общего объема часов.

В плане необходимо предусмотреть большой объем самостоятельной внеаудиторной работы магистранта (не менее 50% от объема аудиторных занятий).

Если дисциплина ведется несколькими преподавателями или по ней предусмотрены «гостевые лекции», мастер-классы приглашенных тренеров, консультантов, представителей организаций, то следует указать за кем какие темы (занятия в рамках темы) запланированы.

6.4. Аннотация дисциплины (цель, задачи, и пр.).

Цель и задачи дисциплины формулируются в соответствии с требованиями ГОС ВПО подготовки магистра по направлениям «Менеджмент» и «Экономика», а именно требованиями общепрофессиональной, гуманитарной и специальной подготовки магистра.

При описании представлений, знаний, навыков и умений, которыми должен обладать магистрант после освоения дисциплины, необходимо также руководствоваться требованиями ГОС ВПО.

Деятельностно-компетентностный подход к разработке структуры и содержания основных образовательных программ ВПО должен быть отражен в УМК в части описания компетенций, методов их формирования и контроля.

Выделенные автором-разработчиком УМК компетенции определяют:

1. необходимость учебной дисциплины в структуре учебного плана соответствующей программы (дисциплину, в малой степени участвующую в формировании требуемых компетенций, нецелесообразно включать в учебный план)

2. объем часов по дисциплине (чем в большей степени задействована дисциплина в формировании компетенций и чем более значимые компетенции она формирует, тем больший объем часов может быть выделен на неё)

3. состав и содержание тем по дисциплине (каждая тема должна быть ориентирована на формирование определенных(-ной) компетенций(-ции))

4. технологии и методы обучения, направленные на формирование компетенций (выбор технологий и методов обучения должен находиться в прямой связи с формированием конкретных компетенций)

5. методы контроля уровня компетенций магистранта (под выделенные компетенции должны быть выбраны соответствующие формы и методы их оценки).

В этой связи, после общего описания методом перечисления представлений, знаний, навыков и умений магистранта необходимо заполнить таблицы, демонстрирующие место данной дисциплины в формировании компетенций выпускника магистратуры по определенной программе (таблица 1), а также связь между формируемыми компетенциями и темами дисциплины, методами обучения, формами контроля и оценки степени развития каждой компетенции (таблица 2). Если УМК предназначен сразу для нескольких направлений и программ подготовки магистров, то необходимо представить таблицы по каждой совокупности компетенций, формируемой в рамках той или иной программы. Приведенная в таблицах 1 и 2 классификация компетенций (деление их на пять групп) является примерной и может быть изменена решением экономического факультета. Классификация компетенций должна быть единой для различных направлений и программ подготовки магистров на экономическом факультете.

Таблица 1

Участие дисциплины «Название» в формировании компетенций магистра

по направлению «Название», программе «Название»

Компетенции Дисциплины
                                   
Общенаучные: -                                    
Инструментальные: -                                    
Социально-личностные и общекультурные: -                                    
Общепрофессиональные: -                                    
Специальные профессиональные: -                                    

 

Таблица 2

Методы формирования, формы контроля и критерии оценки компетенций,

развиваемых в дисциплине «Название»

Компетенции Темы Методы формирования Вид контроля (оценочное средство) Показатель уровня компетенции
Общенаучные: -        
Инструментальные: -        
Социально-личностные и общекультурные: -        
Общепрофессиональные: -        
Специальные профессиональные: -        

 

В разделе «Аннотация дисциплины» описываются междисциплинарные связи, а именно связь данной дисциплины с другими дисциплинами учебных планов подготовки магистров по направлениям и программам. Необходимо также указать, знания каких дисциплин учебных планов подготовки специалистов и бакалавров, требуются для успешного освоения данной дисциплины. Это позволит четко определить преемственность общеобразовательных программ, дисциплин и логику формирования компетенций магистров. Рекомендуемая форма – таблица 3.

Таблица 3

Связь дисциплины «Название» с дисциплинами учебных планов

подготовки магистров, бакалавров, специалистов

Общеобразовательные программы подготовки: Дисциплины, закладывающие основы знаний для данной дисциплины Дисциплины, использующие знания данной дисциплины
магистров: - перечень направлений и программ    
специалистов    
бакалавров    

 

6.5. Содержание дисциплины.

В описании содержания тем курсивом выделяются понятия, термины и словосочетания, заданные проблемным полем направления подготовки, в перечне аннотированных магистерских программ ГОС ВПО (см. разделы ГОС).

6.6. Планы практических занятий.

Данный раздел должен быть детально проработан в связи с тем, что в структуре компетенций магистра ключевую роль играют навыки и умения в рамках высококвалифицированных направлений деятельности. В частности, на практических занятиях магистрант должен:

· овладеть навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

· приобрести умения самостоятельно разрабатывать и предлагать алгоритмы решения задач,

· приобрести умения выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы и технологии;

· ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;

· системно анализировать общие тенденции и конкретные ситуации в соответствующей области;

· научиться владеть методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления и процессы;

· разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты и пр.

Поэтому в данном разделе по каждой теме указываются формы, методы, технологии проведения занятий и выполнения включенных в планы заданий, к которым для магистрантов относятся:

· мастер-классы (следует описать программу и основные вопросы, привести опорные слайды, раздаточный материал и т.д.)

· электронные семинары (необходимо представить подробный план его проведения)

· разработка проектов, моделирование технологий, разработка новых или модифицирование имеющихся методик

· применение методов (анализа, проектирования, контроля, внедрения и т.д.) при решении поставленных преподавателем задач

· самостоятельная разработка магистрантом задач и алгоритмов их решения

· лабораторные работы с использованием баз данных из реальных научных экспериментов и производственной практики

· анализ деловых ситуаций (case-study method).

· деловые игры, тренинги, дискуссии

· подборка, научный анализ, рецензирование статей и т.д.

6.7. Планы самостоятельной внеаудиторной работы и методические рекомендации магистранту по её выполнению.

Так как магистранты обучаются по индивидуальным учебным планам, предполагающим высокий уровень самостоятельной внеаудиторной работы, подбираемой преподавателем в зависимости от уровня подготовки каждого магистранта, то должен быть разработан пакет заданий с указанием порядка их выполнения, сроков и формы сдачи, а также формы контроля.

Рекомендуется следующий вариант оформления данного раздела УМК:

1. тема, по которой предложено задание

2. описание задания

3. технология выполнения (индивидуально или в подгруппе, рекомендуемые источники информации и регламент работы с ними, предполагаемый алгоритм выполнения и пр.)

4. нормативные сроки выполнения задания

5. форма представления результатов выполнения задания, при необходимости предлагаются стандартные формы отчета, бланки выполнения задания и пр.

6. форма контроля результатов выполнения задания и условия выставления оценки за задание, степень влияния на общую оценку по дисциплине.

В конце этого раздела необходимо указать график и форму консультаций преподавателя по самостоятельной внеаудиторной работе магистранта. Например, на каком этапе выполнения задания, изучения темы магистрант может (или должен) воспользоваться консультацией, в каком режиме возможна консультация (индивидуально или в подгруппе, очно или заочно посредством электронной почты), какие материалы магистрант должен представить на консультацию и т.д.

6.8. Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля знаний.

В данном разделе указываются формы текущего контроля выполнения заданий на практических занятиях (контроль самостоятельной внеаудиторной работы вынесен в отдельный раздел – п. 6.7.). В магистратуре возможен текущий контроль знаний не только со стороны преподавателя, но и методами самооценки, перекрестной взаимной оценки, коллективных форм контроля и оценивания.

Описание промежуточного контроля знаний должно содержать указание формы контроля (экзамен, зачет), характеристику условий допуска к нему, порядка его проведения, условий выставления оценок за экзамен или зачет, порядка повторной сдачи в случае неявки или неудовлетворительной оценки.

6.9. Материалы для текущего и промежуточного контроля.

Особое внимание должно быть уделено системе аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ), позволяющих оценить уровень усвоения компетенций.

Кроме традиционных тестов, экзаменационных билетов с вопросами, списка вопросов, к материалам контроля могут быть отнесены аналитические задания, построение кластера проблем, анализ разных позиций, проекты и пр.

Желательны методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля магистрантом результативности изучения дисциплины.

В этом разделе также приводится примерный перечень вопросов по дисциплине, выносимых на итоговую аттестацию магистрантов (если данная дисциплина включена в программу ГЭК).

Могут быть представлены рекомендуемые темы, направления по вопросам дисциплины, которые магистрант может изучать в рамках своей научно-исследовательской работы и магистерской диссертации.

6.10. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины.

Список обязательной и рекомендуемой литературы формируется в соответствии с требованиями, во-первых, ГОСТ ВПО, в котором говорится о том, что «уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения»; во-вторых, в соответствии с внутренними документами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, рекомендующими в список обязательной литературы включать не более 4-х источников, в список рекомендуемой литературы – не более 8-10 источников, список дополнительной литературы – не ограничен.

Учитывая инновационный и преимущественно авторский характер содержания магистерских дисциплин, в список обязательной литературы допускается включение учебных материалов, предлагаемых магистранту в электронном виде (электронные учебники и учебно-методические пособия разных авторов), а также учебники, разработанные преподавателями кафедры, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и /или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами и пр.

В список рекомендуемой и дополнительной литературы желательно включать статьи ведущих научных российских и зарубежных изданий, исследовательские научные работы, материалы мастер-классов, материалы, размещенные на сайтах ВУЗов и пр.

6.11. Методические рекомендации магистранту по изучению дисциплины.

Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих магистранту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:

• Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;

• Описание последовательности действий студента-магистранта, или «сценарий изучения дисциплины»;

• Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;

• Рекомендации по работе с литературой;

• Советы по подготовке к экзамену (зачету);

• Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, с материалами самоконтроля знаний.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы выносятся в отдельный раздел, п. 6.7.

6.12. Методические рекомендации преподавателю.

Методические рекомендации преподавателю оформляются в табличной форме (таблица 4).

Таблица 4

Методические рекомендации преподавателю

Тема занятия Применяемые средства обучения Применяемые формы обучения Используемые методы обучения
       

7.1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки магистрантов по направлениям, программам. Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны

отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих магистрантам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

7.2. Программа по дисциплине, как основной элемент УМК, разрабатывается перед началом чтения дисциплины и является обязательным условием включения данной дисциплины в учебный план. Срок разработки проекта всех элементов УМК – первый учебный год чтения дисциплины. Конкретные даты разработки учебно-методических материалов устанавливается кафедрой-разработчиком УМК по соответствующей дисциплине, фиксируется протоколом заседания кафедры, подготовка элементов УМК включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя.

7.3.Апробация материалов УМК проводится на первом потоке магистрантов, осваивающих соответствующую дисциплину. Основная задача апробации – оценка усвоения учебного материала магистрантами, соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, качества подготовки и логической последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного комплекта учебных и учебно-методических материалов, но являющегося достаточным минимумом для усвоения дисциплины.

7.4.По результатам апробации материалов УМК разработчики критически оценивают качество чтения дисциплины, готовят полный комплект документации УМК.

7.5.Кафедра-разработчик УМК в течение года после апробации дисциплины в учебном процессе:

• Корректирует и рекомендует к утверждению документацию УМК;

• Включает в план изданий кафедры учебные пособия и методические указания, подготовленные авторами УМК и прошедшие апробацию в учебном процессе;

• Оценивает качество чтения дисциплины и подготовки материалов УМК.

7.6.При последующем чтении дисциплины преподаватели вносят изменения в материалы УМК с целью улучшения качества преподавания, включения в УМК новых материалов, более полно отражающих своевременное состояние материалов УМК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.