Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфемика и словообразование




Фонетика и орфография

Описание трехуровневых задач

(проверка аналитических умений)

1 уровень. Для успешного решения заданий 1-го уровня достаточно определять место ударения в слове; знать об отдельных звуковых закономерностях («оглушении» звонких на конце слова и перед глухими, «озвончении» глухих перед звонкими); знать и применять алгоритм или правило в специальных условиях (в условиях заданности алгоритма или правила, обозначенности места применения правила).

Типы заданий: определение ударного и безударного гласного в изолированном слове; определение звука, соответствующего букве в слове; характеристика отдельных звуков (гласные/согласные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие); выбор проверочного слова из предложенного ряда однокоренных слов и т.п.

2 уровень. Для успешного решения заданий 2-го уровня необходимо различать звуки и буквы; понимать смыслоразличительную роль буквы, основания способов проверки орфограмм (сильная/слабая позиция, чередование звуков в пределах одной морфемы – знание терминов не обязательно); различать орфограммы по месту расположения и по способам проверки.

Типы заданий: выведение закономерности и построение модели; определение границ способа проверки орфограммы и т.д.

3 уровень. Для успешного решения заданий 3-го уровня необходимо обладать орфографической зоркостью, т.е. умением предотвращать ошибки, выбирая адекватный способ (от применения правила до обращения к словарю) проверки орфограммы.

Типы заданий: письмо с пропусками «ошибкоопасных мест» (в том числе в незнакомых словах); оценка правильности записи «необычного» (в авторской орфографии, устаревшее, редкое); свободное письмо.

 

1 уровень. Для успешного решения заданий 1-го уровня достаточно опоры на формальные признаки морфемы: 1) положение по отношению друг к другу (приставка – перед корнем, корень – центральная часть, суффикс – после корня и окончание – после корня и суффикса); 2) часто встречающиеся в определенном положении, узнаваемые комбинации букв (н-р, по-, под-, на-, в- и т.п. - приставки; -ок, -ик, -еньк, -оньк и т.п. - суффиксы); владения отдельными приемами (н-р, изменение слова по числам или падежам[2] для выделения окончания в слове).

Типы заданий: разбор слова (предположительно знакомого, с прозрачным морфемным членением); определение значения приставки, суффикса или окончания (для ряда слов с прозрачным морфемным членением и регулярных словообразовательных моделей); образование слова по продуктивной словообразовательной модели (на основе демонстрации/предъявления этой модели; выделение корня слова в ряду однокоренных слов (в словах, не содержащих чередования в корнях) и т.п.

2 уровень. Для успешного решения заданий 2-го уровня необходимо понимать основания выделения морфемы (наличие значения и повторяемость в ряде слов), производить морфемный и словообразовательный анализ [3], соотнося элементы значения слова с формальными элементами структуры слова.

Типы заданий: различение приставки (суффикса, окончания) и части корня; определение значения незнакомой (искусственной, уникальной, заимствованной) морфемы; отождествление морфемы с чередованием (морфемы, имеющей варианты написания) на основе частичного буквенного совпадения и общности значения; различение состава омоформ (н-р, стекла (сущ. Р.п. ед.ч.) и стекла (глаг., пр. в., ж.р.); толкование слова на основе его морфемного состава; образование слова на основе его толкования и т.п.

3 уровень. Для успешного решения заданий 3-го уровня необходимо использовать морфемный анализ в качестве средства для решения задачи, при условии, что на необходимость применения морфемного анализа прямо не указано.

Типы заданий: понимание текста (фрагмента текста) на основе анализа морфемной структуры (внутренней формы) незнакомого (непривычно написанного) слова; интерпретация лжеошибки (непривычного, квазизнакомого слова, слова в авторской орфографии; редактирование текста, обнаружение и исправление смысловой ошибки в тексте (фрагменте текста) на основе анализа соответствия значения морфем и контекстного окружения слова и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.