Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повенецкий уезд.




Августа 1

Прожив в городе 6 дней, поехали из оного обратно через Шальские стеклянные заводы в деревню Унжускую и, проехав от устья Ш.алы 90 верст Онегом, видели остров Мягос, отстоящий в 6 верстах от Толвуйского погоста, на котором производится весьма успешный лов ряпухи: на них находится две тони, на кои съезжается множество крестьян Петрозаводского уезда и ловят около 300 неводов и вытягивают в одну тоню до 200 пуд и более. Ловля начинается с Покрова и продолжается почти весь октябрь.

 

По сем пристали к стоящему на пути на острове Палье того же названия монастырю. Сей древностью превосходит и Соловецкий монастырь, стоит на лугу между дикими и каменистыми горами. Он весьма ветх и без призрения. Церквей 2, начало устроения по неимению рукописей покрыто неизвестностью.

Из монастыря поехали в Шунгский погост. Сей отстоит от Петрозаводска в 118 верстах. Церквей в нем три: во имя святителя и чудотворца Николая, благословения Господня и Благовещания пресвятой Богородицы.

Обывательских домов 42, число живущих в месте сем и окружности оного поселян простирается до 2.802 душ. Питаются наемами и от того небрегут хлебопашеством, возят в разные места соль, хлеб и проч. Многие же нанимаются и ездят матросами в Англию, Португалию, Остиндию и другие страны. Ярманка отправляется дважды: первая с дня Богоявления, вторая же с Благовещания и продолжается до 8 дней.

Лавок 22. Кем построены лавки сии, сего неизвестно, доходы же, с оных собираемые, принадлежат церквям.

На торг приезжают из Москвы, Новгорода, Каргополя, Тихвина, города Архангельска, Вологды, Данилова, Иванова и ближних лопских селений.

Россияне привозят парчу, штоф, бархат, шелка, утварное золото, жемчуг, позумент, сукно, сыромять, кожу, лен, пеньку и проч.

Они все вообще привозят по изустному их объявлению на 65 или 70 тысяч рублей.

Лопляне торгуют мехами, укладом и рыбою, торг их простирается до 15.000 рублей.

Начало переселения в сей погост неизвестно, однако же древность оного свидетельствует подтвердительная грамота царя Василия Иоанновича на владение землею просвитерского, данная от сотворения мира в 7031, от Р. Хр. в 1523 году.

Местоположение погост сей имеет каменистое.

Из Шунгского погоста поехали Онегом в село Пигматку, принадлежащую Даниловой скитне и отстоящую в 20 верстах от Шунги; в нем находится пристань для гальйотов, на которых привозится хлеб и прочее потребное для общежительства из Вытегры и Петербурга. На другой день поехали в Выгорецкое общежительство. К обеду приехали в Тифинский бор, в коем живут раскольники одних с выгорецкими преданий, и около вечера приехали в скитну; сия отстоит от Повенца, взяв путь в оный через Пигматку Онегом, в 70 верстах. Все вообще держат раскол. Сия часть раскольничества именуется беспоповщина и церквей не имеют, но одни часовни. Скитна разделяется на мужскую и женскую половины. Мужскою управляет строитель, женскою же строительница. Число первыя простирается до 50, вторыя же до 500 душ; в каж­дом монастыре устроены для увечных и немощных богадельни. Начало онаго по изустному объявлению строителя воспоследовало в одно время с зачатием Петербурга, что составит около 82 лет...

Из Даниловыя скитны поехали в другую, отстоящую в 20 одной версте от первыя. Сия по текущей близь реке Лексе называется Алексинскою и, как объявляют, устроена Соломонидою, сестрою Андрея Дионисиевича; в ней женская часовня снабжена пребога­тыми унизанными образами. Девиц в скитне находится до 700. Мужчин же до 25, кроме многого числа живущих работников. Может быть ни единый из наших монастырей, не прельщая подобно здешним лицемерием, не имел толико усердных и подательных богомольцев, как сия скитна, владея хотя прежде и многим числом крестьян. Неусыпное бдение нескольких стариков на мольбе и прежния предания прилепляют к ним богатых и набожных невежд; они присылают знатными кучами милостыню на богадельни, в кои собрано для наружности несколько дряхлых стариков и старух и кои, смотря по нужде, бывают глухи, немы, слепы, безноги и подвержены разным тяжким болезням. Содержание их весьма сожаления достойно. Ибо в самом деле болящие лежат без призрения, не дают им никаких лекарств и кормят хлебом и пустою кашицею. Богадельни сии поражают также и бедных поселян; они, надеясь быть в оныя когда-либо приняты, обрабатывают во множестве их поля и прочия нужныя в скитне производят работы; причем многое число девиц, отданных большею частию отцами для избежания по скупости снабжения их приданым, привлекают непосредственно молодцев их согласия и тем общежительство утверждают; богатые имеют право жить в женском монастыре; к ним приставляются 15-летния прекрасный келейницы, чаятельно для большего в правоверии подвизания. Из всех мест привозят им дани; они посылают тучных девиц уговаривать богачей к преселению в монастырь, и строитель Даниловыя скитны есть всей сей части раскольничества, во всех местах России гнезды свои имеющей, сильный первосвященник; он сажает в цепь и бьет бедных, налагает великия денежныя эпитимьи на богатых и изгоняет из женския половины противящихся ему, словом, можно сказать, что он один токмо живет и что все прочие суть его узники и данники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.