Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства восприятия. Классификация восприятия




Классификация восприятия

1. Выделяется несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают:

- зрительное,

- слуховое,

- осязательное,

- кинестетическое,

- обонятельное,

- вкусовое восприятие.

Однако, различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

2. Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

- восприятие пространства;

- восприятие движения;

- восприятие времени.

Восприятие пространства происходит за счет работы вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Взаимосвязь вестибулярного и глазодвигательного аппаратов входит в качестве одного из самых существенных компонентов в систему восприятия трехмерного пространства.

Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и, прежде всего его глубины, является аппарат бинокулярного зрения. Восприятие глубины главным образом связано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительно друг друга.

В восприятии удаления предметов (или пространственной глубины) играет роль конвергенция и дивергенция глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. При обратном переходе – с близкого на далекий предмет – наблюдается дивергенция глаз, т.е. поворот их в стороны, разведение зрительных осей. Как конвергенция, так и дивергенция сопровождаются определенными двигательными ощущениями. Хотя мы обычно не замечаем эти ощущения, в восприятии пространства они играют существенную роль. Импульсы, возникающие вследствие относительного напряжения мышц глаз, являются важным источником информации для сенсорных и перцептивных зон коры головного мозга. Наряду с ощущениями от конвергенции и дивергенции глаз (при переводе взора с далекого предмета на близкий и обратно) мы получаем ощущения от аккомодации глаз. Суть явления аккомодации заключается в том, что форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется. Это достигается сокращением или расслаблением мышц глаза, что влечет за собой определенные ощущения напряжения или расслабления, которых мы не замечаем, но которые воспринимаются соответствующими проекционными полями коры головного мозга.

Расположение предметов по отношению друг к другу также играет большую роль при восприятии пространства. При значительном удалении предмета конвергенция и дивергенция прекращаются. Но мы можем судить об удаленности предметов по косвенным признакам. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера, т.е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, дальше от нас или ближе. И эти признаки часто позволяют нам судить об удаленности предметов в пространстве.

Восприятие движения осуществляется благодаря сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы можем воспринимать одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

Впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект. Для его возникновения пауза между раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются. Если же пауза очень велика (например 1 с), изображения осознаются как раздельные. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах.

Все теории восприятия движения могут быть разделены на две группы:

1. Теории, выводящие восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

2. Теории, утверждающие, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к элементарным ощущениям (позиция М. Вертгеймера). Подобно тому, как мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений.

Однако основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

Восприятие времени. Наиболее простыми формами оценок времениявляются процессы восприятия длительности. В основе этих процессов лежат «биологические часы организма». К ним относятся ритмические процессы (смена процессов возбуждения и торможения), протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Эти процессы обеспечивают такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмику появления голода, смены сна и бодрствования и т.п. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения – торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Оценка длительности времени также зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Интересно, что восприятие времени во время болезни может искажаться. Основное влияние при этом оказывает чувство тревоги, которое влечет за собой состояние напряжения. Если для расслабленного человека время течет незаметно, то при напряжении время тянется очень медленно. Страдающий больной испытывает чувство замедления хода времени, это особенно характерно для людей с болевыми симптомами. Часто боль и ее интенсивность становятся маркерами времени, которые делят сутки по ее затиханию и нарастанию.

Важно в практике врача иметь представление и о восприятии боли пациентом. Боль – это всегда психофизиологическое образование. Восприятие боли включает как само ощущение боли, так и эмоциональную реакцию на это ощущение. Индивидуальное восприятие боли носит сложный характер. Оно может быть различным как у отдельных людей, так и у одного и того же человека в зависимости от периода его жизни; болевые ощущения зависят и от физиологического состояния организма человека. Кроме того, восприятие боли зависит от прошлого опыта человека, от культурных традиций. Существует индивидуальная переносимость боли, зависящая в основном от глубоких структур мозга. Страх и тревога резко усиливают чувство боли, а состояние психического напряжения, ярости и агрессии гасит болевые ощущения. Следовательно, признаками боли выступают следующим симптомы:

- ее присутствие;

- изменение напряжения;

- боль, как правило, можно локализовать с той или иной степенью точности;

- боль ограничена во времени, обладает определенной динамикой;

- боль может быть выражена для другого человека как содержание болевого переживания, как жалоба, и, таким образом, осознана;

Чаще всего, боль рассматривается пациентами как главный симптом болезни. При этом пациенты рассуждают таким образом: «нет боли, нет болезни». В бытовом сознании боль является синонимом тяжести болезни.

В ситуации болезни боль исполняет несколько функций. Наиболее важной из них является сигнальная (информационная) функция. Боль является сигналом тела о том, что случилось. При хронической боли болевая граница смещается. Подпороговая боль может долго не распознаваться, пока не усилится. Часто человек терпит привычную боль, находя для этого различные оправдания. Боль может играть роль важного фактора астенизации – изнурения, утомления человека. Хроническая боль может приводить к дистрессу и к резкому искажению реакций организма, прежде всего, снижению иммунитета.

 

К основным свойствам восприятия относят: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

1. Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

2. Целостность – В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения отдельных свойств предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Впечатления эти возникают условно рефлекторно вследствие образовавшейся связи между зрительными и тактильными раздражениями.

3. Структурность – заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является их суммой. Мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, человек воспринимает структуру мелодии целиком, хотя в каждый конкретный момент времени он слышит лишь ограниченный набор нот. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для восприятия целостной мелодии – в уме слушающего продолжают звучать все услышанные ранее ноты. На этой основе создается структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

4. Константность – это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Константность восприятия цвета — это неизменность цвета при изменении освещения (угол в летний солнечный полдень и в сумерки выглядит красным). Явление константности цвета обусловливается рядом причин, среди которых большое значение имеет адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, а также представления о действительном цвете предметов. Константность восприятия величины предметов — это постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м воспринимаются нами одинаково, хотя изображение на сетчатке глаза меняется. Это объясняется тем, что при небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и напряжением глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. Константность восприятия формы предметов — это неизменность ее восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется. Но благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, восприятие формы предметов остается неизменным.

Механизм происхождения константности восприятия не является врожденным. В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу (и поэтому не видевших предметов на большом расстоянии), обнаружено, что они воспринимают предметы на большом удалении как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. Действительным источником константности восприятия являются механизмы обучения. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

5. Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого человека. В процессе восприятия всегда сказываются особенности личности человека. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Кроме этого, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами, направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

6. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять объект – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.

7. Активность (избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.