Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем смысл, то есть польза жизни?




Вопрос приводит в растерянность, ошеломляет — ошибочен, если в нем нет уточнения — для кого польза, или речь идет о пользе жизни как факта существования для самой себя.

Куда пропала Крыса, которую не родил слон или ошибка разума

Пока разум использовался для выявления ценности явлений для жизни или одних ее проявлений для других, все было в порядке, но, поставив вопрос о смысле жизни для жизни или вообще ни для кого и ни для чего, сам разум утрачивает смысл, так как перестает осуществлять свою основную функцию — служить жизни.

Ведь полезным, имеющим смысл, может быть что-то для чего-то другого, этим первым не являющегося. Мышь — для кошки. Ложка — для обедающего. Мое поведение — для моего существования. Я — для моего общества, когда оно - условие этого моего существования, без которого я невозможен. Я — для себя как члена такого общества. Общество — для меня другой человек — для меня и так далее. Вопрос о пользе явления для самого себя является неверно поставленным. Таким неверно поставленным, невозможным, неразумным, сумасшедшим является и вопрос о смысле жизни для жизни. С таким же успехом можно спросить: «Когда захочет прокукарекать давно дохлая кошка, сочтет достойным наступить прошлое столетье, и стоит ли мне родить свою прабабушку?» Кстати, куда пропала крыса, которую не родил слон и никто?..

Иногда беспристрастный, сомневающийся во всем разум требует обоснования пользы жизни логикой. Но такого обоснования не нужно. Ведь не жизнь является проявлением разума (внутри материалистической картины мира), а разум, логика — проявление жизни, ее инструмент, средство. Жизнь определяет назначение, функцию этого инструмента, а не наоборот. Только средство может быть вредным и полезным, и только владелец средства (здесь жизнь) может спрашивать: «зачем, почему, и в чем смысл средства (здесь разума)?» Напротив, сам разум, поставив под сомнение интересы спрашивающего (жизни), теряет смысл — становится безумием.

Продуктивная постановка вопроса о смысле предполагает субъекта, для которого смысл, и объект, в котором заключен смысл, поэтому верно поставленный вопрос о смысле — пользе жизни всегда имеет в виду смысл одной жизни для другой или других жизней и смысл одних проявлений одной и той же жизни для других ее же проявлений. Но непременно выявление смысла чего-то для жизни.

Для кого смысл (польза)?

(уточнение содержания вопроса)

В применении к жизни отдельного человека, той или иной группы людей, вопрос верно поставлен, если предполагает другого человека, другую группу, пусть человечество в целом с его прошлым и будущим, с точки зрения которых обсуждаемая жизнь полезна или не полезна.

Правомерен вопрос - и когда он рассматривает те или иные проявления жизни для других ее проявлений или жизни в целом.

Верными были бы, например, такие формулировки вопроса:

«В чем смысл (польза) для меня

• этого общества,

• этого человека,

• их жизни,

• прошлого,

• настоящего,

• вне меня движущегося бытия?»...

Под «для меня» разумеется тогда тот или иной актуальный в момент постановки вопроса комплекс уже сформировавшихся у человека потребностей, соподчиненных в осуществляемой или сознаваемой шкале ценностей, и определяемые этим комплексом его направленности и цели.

В этом плане правомочен и вопрос о смысле (полезности, ценности) той или иной приобретенной и даже врожденной потребности[41].

«В чем смысл (польза) моей жизни (здесь поведения, деятельности)

• для меня (например, для моего здоровья или моего физического выживания или для утверждения выбранных мною, определяющих меня ценностей...),

• для моего общества,

• для моего или чужого дела,

• для утверждения тех или иных нравственных идеалов (отражающих интересы определенных социальных групп или отдельных людей в определенную эпоху)?»

 

2. В чем смысл, то есть цель жизни? («Зачем жизнь? Зачем жить?»)

«Ведь для какой-то же цели я родился?! Ведь были во мне силы необъятные!», — когда такой вопрос о смысле бытия как о цели его, существующей до человека, задает себе Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»), то предполагает неведомый ему божественный промысел, который хотел бы угадать. Он живет в идеалистической концепции мира.

В рамках же материалистического мировоззрения - если вопрос предполагает наличие предопределенной, до человека существующей цели (речь не о наследовании или присвоении), то он оказывается неверно поставленным.

Вопрос верно поставлен только - если предполагает поиск собственных жизненных целей, соответствующих индивидуальным потребностям, целей конкретных людей, микро— и макросоциальных групп, народов, классов, цивилизаций, человечества, наконец.

Можно искать чужие смыслы, можно — свои, они могут быть завтрашними, сегодняшними, могут касаться давно прошедших и отдаленных будущих эпох. Речь может идти о наследовании или принятии чьих-то, уже существовавших целей, но непременно о целях, которые сам человек выберет.

В чем смысл - цель жизни?

(уточнение формулировок вопроса)

В верной постановке вопрос о смысле жизни как о цели ее звучал бы так:

«В чем смысл моей жизни? Каким целям я хочу ее посвятить, что и кого я люблю?»

«В чем смысл бытия? Какие его части я сделаю моими целями, чему стану служить? Для каких целей и что буду использовать?»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.