Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устройство надводного корабля




Основой всякого корабля является корпус.

Корпус надводного корабля — водонепроницаемое полое внутри тело обтекаемой формы. Обеспечивает создание силы плавучести и является платформой, на которой монтируется различное вооружение и оборудование, обусловленное назначением корабля. Корпус снабжается рулевым, якорным, швартовным, буксирным, грузоподъемным и другими устройствами. Внутри корпуса размещаются: главные и вспомогательные механизмы, жилые и служебные помещения, погреба боеприпасов, помещения для перевозимой техники и грузов, хранилища топлива, масел, воды, цепные ящики для уборки якорных цепей и другие внутренние устройства.

На верхней палубе корпуса устанавливаются надстройки, выводятся мачты, трубы, находятся другие сооружения и механизмы.

Конструктивно корпус надводного корабля состоит из следующих главных частей: набора (остова), бортовой и днищевой обшивки, палуб и платформ, внутреннего дна, продольных и поперечных водонепроницаемых переборок. Набор и обшивка являются обязательными элементами всякого корпуса; наличие палуб и переборок зависит от назначения корабля.


56 ^л- 3. Назначение и устройство кораблей и судов

Набор корпуса — система жестко связанных между собой продольных, поперечных и вертикальных балок различной конструкции, к которым крепятся наружная обшивка и настил палубы.

В зависимости от направления главных балок относительно корабля различаются три системы набора: поперечная, продольная и смешанная.

В поперечной системе набора корпуса балки главного направления идут поперек корабля и состоят из шпангоутов по бортам, флоров по днищу и бимсов под палубой. Расстояние между осями двух соседних шпангоутов называется шпацией. Шпация при поперечной системе набора обычно составляет 45—60 см. При поперечной системе набора имеются и продольные балки (вертикальный киль, стрингеры), но они являются перекрестными связями и их число невелико (3—5). Эта система набора применяется на небольших морских судах.

В продольной системе набора главные (неразрезные) балки проходят вдоль корабля и состоят из значительного числа стрингеров, идущих непрерывно по днищу и бортам, продольных бимсов, расположенных под палубами, и большого числа простых продольных балок, расположенных по днищу, бортам и верхней палубе между стрингерами и продольными бимсами. Шпангоуты при продольной системе набора делаются в виде мощных рам, расставленных одна от другой на 1,5—2,5 м и разрезанных в местах пересечения с продольными связями. Эта система набора в чистом виде в настоящее время применяется на нефтеналивных судах.

В смешанной системе набор днища и палубы делается продольным, а бортов и оконечностей корабля — поперечным. По этой системе набора строятся военные корабли и крупные морские суда.

Независимо от системы набора корпус корабля должен иметь прочные связи во всех трех направлениях (продольном, поперечном и вертикальном), чтобы надежно противостоять усилиям, действующим на него.

Набор корпуса состоит из набора днища, бортов, палуб и т. п.

Набор днища в свою очередь состоит из взаимно пересекающихся продольных и поперечных связей. К продольным относятся киль и днищевые стрингеры, к поперечным — флоры.

3.3. Устройство надводного корабля 57

Киль — основная продольная связь днищевого набора. Он проходит по всей длине корабля и совпадает с его диаметральной плоскостью. В носовой и кормовой оконечностях корабля киль соединяется со штевнями: с форштевнем — в носу и с ахтерштевнем — в корме.

Днищевые стрингеры — продольные балки, идущие параллельно килю и обеспечивающие вместе с ним продольную прочность корпуса.

Флоры — поперечные балки, составляющие часть шпангоутной рамы. На кораблях с двойным дном различаются непроницаемые флоры, выполненные из сплошных листов, и проницаемые, имеющие вырезы для облегчения веса.

Набор борта состоит из бортовых стрингеров и шпангоутов.

Бортовые- стрингеры •— продольные балки, идущие вдоль борта по всей длине корабля, от носа до кормы. Они соединяют бортовые ветви шпангоутов, воспринимают от них нагрузку и передают ее на поперечные переборки.

Шпангоуты — поперечные ребра бортового перекрытия корабля, соединенные с палубами и днищевыми флорами. Шпангоуты нумеруются от носа к корме. За нулевой шпангоут принимается форштевень. Средний по длине корабля шпангоут условно называется мидель-шпангоутом (миделем).

Для уменьшения размаха корабля при бортовой качке делаются боковые кили. Они выполняют одновременно роль продольных связей и имеют разнообразную конструкцию. Как правило, по ширине они не выходят за габариты корпуса.

Набор палубы — система пересекающихся поперечных и продольных бимсов, карленгсов и полубимсов. Поперечные бимсы идут от борта к борту. Для их поддержания под палубами ставятся балки продольного направления, называемые карленгсами. Бимсы, идущие не по всей ширине корабля, а от борта до карленгса трюма, люка, шахты, именуются полубимсами. При расположении на палубе тяжелых местных грузов — артиллерийских установок, палубных механизмов и др.— под ними в междупалубных пространствах устанавливаются вертикальные стойки — пиллерсы, которые могут быть постоянными и съемными.

Для сообщения с помещениями, расположенными ниже палуб, в последних делаются отверстия — люки. Они бывают круглой, овальной и прямоугольной формы. Для


58 Гл. 3. Назначение и устройство кораблей и судоБ

предотвращения попадания воды люки по своему периметру над палубой окаймляются вертикальными водонепроницаемыми листами (порогами), называемыми комингсами. Каждая крышка люка имеет задрайки и резиновый ободок для обеспечения водонепроницаемости. По назначению люки подразделяются на входные, грузовые и световые. Движение личного состава через люки осуществляется по трапам — лестницам легкой конструкции. Трапы служат для сообщения между палубами и могут быть наклонными и вертикальными. Наклонные трапы, как правило, имеют поручни; вертикальные трапы устанавливаются в шахтах, у выходов из машинно-котельных отделений, погребов боеприпасов и др.

Шахты — вертикальные трубы специальной конструкции, четырехугольного или круглого сечения, проходящие через междупалубные пространства. На верхней палубе шахта обычно имеет горловину с водонепроницаемой крышкой на барашках или задрайках.

Наружная обшивка (бортовая и днищевая) — водонепроницаемая оболочка, которая отделяет внутренний объем корабля от воды и вместе с набором корпуса обеспечивает продольную и поперечную прочность корабля.

Переборки — плоские вертикальные конструкции (стенки), которые состоят из листов и набора и разделяют внутренний объем корабля на отсеки. В зависимости от расположения различаются продольные и поперечные переборки. Они выполняются водонепроницаемыми для обеспечения непотопляемости корабля и проницаемыми — для обеспечения прочности корпуса.

Корпус корабля для размещения оборудования, вооружения, грузов и личного состава, а также для обеспечения непотопляемости, пожарной безопасности и прочности делится по высоте рядом палуб и платформ.

Палуба ограничивает внутренний объем корабля сверху и конструктивно состоит из палубного настила, опирающегося на палубный набор.

В отличие от палуб, простирающихся по всей длине корабля, платформы проходят не по всей длине, а прерываются. Обычно платформы размещаются в оконечностях корабля.

Количество палуб и платформ зависит от конструкции, назначения и размеров корабля. Две палубы основного корпуса называются соответственно верхней и нижней;

3.3. Устройство надводного корабля

три палубы — верхней, средней и нижней; четыре палубы и более — первой (она же верхняя), второй, третьей, четвертой и т. д. В некоторых случаях при большом количестве палубы не нумеруются, а обозначаются сверху вниз буквами алфавита (обычно латинского — А, В, С, D, Е и т. д.).

\- I— I-

'в ^




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.