Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устройство подводной лодки




U 13 П 11

Ее

А В-В Б-В Л-М

Рис. 3.1. Схема седлоьатости и прогиба палубы:

а — седЛоватость; б, е, г — прогиб на различных сечениях по длине корабля

Верхняя палуба (основная) является своеобразной крышей корабля и выдерживает наибольшие напряжения растяжения и сжатия при продольном изгибе корпуса (на волне). Для уменьшения заливания водой при волнении и улучшения тем самым мореходных качеств корабля палуба обычно имеет седловатость, т. е. подъем от средней части к носу и корме (рис. 3.1). В поперечном направлении верхняя палуба имеет прогиб — выпуклость, обеспечивающую сток воды к бортам.

Верхняя палуба условно делится на участки: бак — участок верхней палубы в носу корабля от форштевня до фок-мачты или боевой рубки; шкафут — средний участок палубы от фок-мачты (боевой рубки) до грот-мачты или кормовых надстроек; ют — участок палубы от грот-мачты (кормовых надстроек) до среза кормы.


60 Гл. 3. Назначение и устройство кораблей и судов

Некоторые боевые корабли, многие вспомогательные и транспортные суда имеют дополнительные палубы: над баком — полубак, над шкафутом — спардек, над ютом — полуют.

На верхней палубе по бортам устанавливаются ватервейс (водосток) и шпигатная система для удаления воды с палубы. Чтобы палубу меньше заливало водой, на баке (полубаке) оборудуются волноотводы (волнорезы) и козырьки.

I

Рис. 3.2. Суда с раздельными надстройками: а — трехостровиое; б —с удлиненным баком: в — с удлиненным ютом; 1 — ют; 2 — верхняя палуба; 3 — средняя надстройка; 4 — бак; 5 —удлиненный бак; б —удлиненный ют

3.3. Устройство надводного корабля 61

Непосредственно на верхней палубе, а также на специальных фундаментах и основаниях размещены различного назначения и вида надстройки, рубки, мостики.

Палубные надстройки — части корпуса корабля, расположенные на верхней палубе по всей ширине корабля и образующие закрытые объемы, используемые в качестве жилых и различных служебных помещений (рис. 3.2). В соответствии с делением верхней палубы на участки надстройки, находящиеся на ней, называются носовой (баковой), средней и кормовой (ютовой). Надстройку, длина которой превышает 15% длины судна, называют длинной,. при меньшей длине — короткой. Палубы надстройки считаются снизу вверх и обычно именуются в зависимости от основного назначения: прогулочная, шлюпочная и пр.

Рубка — закрытое помещение, расположенное на верхней палубе или выше ее (чаще всего на надстройке), с продольными стенками, отстоящими на некотором расстоянии от бортов (ширина рубки меньше ширины корабля). В зависимости от назначения и расположения рубка может быть боевой, рулевой, штурманской, радиорубкой, носовой, кормовой и т. д. (рис. 3.3).

; •>..4 3

' \~ ' 4 П

ц

? 3 5

Рис. 3.3. Схема расположения рубки, надстройки и палуб:

/ — палуба надстройки (шлюпочная, прогулочная и

т. п.); 2 — надстройка; 3 — рубка; 4 —нижняя палуба;

5 — верхняя палуба


t. 3. Назначение и устройство кораблей и судов

мостик — возвышенная надстройка или огражденная площадка (помост) над верхней палубой, где размещаются посты связи и наблюдения, устанавливаются приборы для управления кораблем и оружием, а также прожекторы, дальномеры и т. п. В зависимости от назначения мостики разделяются на ходовые, сигнальные, дальномерные и т. п.; в зависимости от места расположения — на носовые и кормовые.

Общая схема корпуса судна приведена на рис. 3.4.

12 3 4 5 6 3 7

Рис, 3.4. Схема корпуса судна: / — ют; 2 — ахтерпиковая водонепроницаемая переборка; 3 — фальшборт; 4 —средняя надстройка; 5—машинное отделение; 6 —водонепроницаемая переборка; 7—бак; 8 — форштевень; 9 — форпик; 10 — форпиковая водонепроницаемая переборка; // — киль; 12 — внутреннее (двойное) дно; 13 — тоннель гребного вала; 14 — ахтерштевень; 15 — гребной винт; 16 — руль; 17 — ахтерпик

Якорным устройством называется совокупность технических средств, предназначенных для удержания корабля на месте при стоянке его на рейде, в гавани, а если позволяет глубина, и в открытом море. Якорное устройство состоит из якорей, якорных цепей и приспособлений для отдачи, подъема, крепления и хранения якорей и якорных цепей (шпили или брашпили, стопора и якорные клюзы). На надводном корабле должно быть два становых якоря (каждый со своей якорной цепью), на катерах водоизмещением до 35 т — один. Кроме становых имеются вспомогательные якоря, размещаемые в кормовой части корабля.

На десантных кораблях кормовой якорь служит для удержания корабля в определенном положении относительно берега, волны, ветра или течения и обеспечения быстрого отхода от берега после приема (высадки) десанта.

3.3. Устройство надводного корабля

Швартовное устройство — совокупность приспособлений и механизмов, расположенных на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала, пирса, плавучих сооружений или борта другого корабля.

Швартовное устройство включает: швартовы — гибкие стальные, синтетические или растительные тросы, с помощью которых подтягивают и крепят корабль; приспособления для хранения швартовов и их подачи (вьюшки, линеметательные устройства); кнехты, битенги, утки, служащие для закрепления швартовов на палубе корабля; швартовные клюзы и киповые планки, предназначенные для вывода швартовов за борт, придания им нужного направления и предохранения от перетирания о борт; швартовные механизмы — шпили, брашпили, лебедки, предназначенные для выборки и травления швартовов; кранцы, смягчающие удары корпуса о причал или борт другого корабля.

•Пеерное устройство ограждает открытые участки верхней палубы или надстройки. Оно состоит из металлических леерных стоек, соединенных трубчатыми, тросовыми или цепными леерами.

При базировании в тропических районах корабли могут оснащаться на стоянке тентовым- устройством. Брезентовый тент натягивается поверх тентовых лееров, которые располагаются вдоль и поперек палубы, соединяя специальные треногие тентовые стойки.

Корабельными системами называются трубопроводы с арматурой и механизмами, которые служат для перемещения внутри корабля различных жидкостей и газов (паров), обеспечивающих его живучесть, а также бытовые потребности личного состава.

На корабле имеются следующие системы: противопожарная, затопления и орошения погребов боеприпасов, креновая и дифферентовочная, водоотливная, осушительная, вентиляции, отопительная, питьевой, мытьевой и соленой воды, сточно-фановая.

Забортные трапы предназначены для входа с плавсредств на корабль, стоящий на якоре (бочке), и схода с него. Правый трап является парадным, левый — рабочим.

Штормтрап — трап (лестница) из растительного троса с деревянными ступеньками (балясинами), опускаемый по наружному борту или подвешиваемый к выстрелу для


64 Гл. 3. Назначение и устройство кораблей и судов

подъема на корабль личного состава с катеров и шлюпок и спуска с него.

Выстрел — прикрепленная перпендикулярно к борту деревянная или металлическая балка, оснащенная соответствующим такелажем и служащая для постановки катеров и шлюпок у борта крупного корабля и посадки в них личного состава по штормтрапам и шкентелям.

По конструктивному исполнению различаются однокорпусные, полуторакорпусные и двухкорпусные подводные лодки.

Однокорпусные подводные лодки имеют один прочный корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо обтекаемыми оконечностями легкой конструкции.

Полуторакорпусные подводные лодки кроме прочного корпуса имеют легкий с бортов, носа, кормы и сверху.

Двухкорпусные подводные лодки имеют два корпуса — прочный и легкий, причем последний полностью облегает по всему периметру прочный и простирается на всю длину лодки. В настоящее время большинство подводных лодок являются двухкорпусными.

Прочный корпус — основной конструктивный элемент подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение ее на предельной глубине. Он образует замкнутый объем, непроницаемый для воды. Пространство внутри прочного корпуса разделяется поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки.

Внутри прочного корпуса располагаются помещения для личного состава, главные и вспомогательные механизмы, вооружение, различные системы и устройства, аккумуляторные батареи (на дизель-электрических подводных лодках), различные запасы и т. п.

Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов и обшивки. Шпангоуты для обеспечения наибольшей прочности имеют, как правило, кольцевую, а в оконечностях — эллиптическую форму. Они устанавливаются на расстоянии 30—70 см один от другого.

Обшивка прочного корпуса изготовляется из специальной особо прочной стали и приваривается к шпангоутам. Толщина листов обшивки зависит от диаметра проч-

3.4. Устройство- подводной лодки

ного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки.

Прочные переборки делят внутренний объем подводной лодки на 6—10 водонепроницаемых отсеков и обеспечивают подводную непотопляемость корабля. Отсеки сообщаются через водонепроницаемые двери, имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти двери снабжены быстродействующими запирающими устройствами.

В вертикальном направлении отсеки разделяются платформами на верхнюю и нижнюю части. Иногда помещения лодки имеют многоярусное расположение. Расстояние между платформами составляет 2 м и более.

В верхней части прочного корпуса устанавливается также прочная боевая рубка, сообщающаяся через люк с расположенным под ней центральным постом. На большинстве современных подводных лодок она выполняется в виде круглого цилиндра небольшой высоты. Снаружи прочная рубка и различные устройства, находящиеся за ней, для улучшения обтекания при движении в подводном положении закрываются легкими конструкциями, которые называются ограждением рубки.

Для погружения, всплытия, удифферентования лодки, а также для хранения жидких грузов на подводной лодке имеются цистерны: главного и вспомогательного балласта, корабельных запасов и специальные. Они располагаются в прочном корпусе, между прочным и легким корпусами и в оконечностях.

Легкий корпус состоит из наружного корпуса, носовой и кормовой оконечностей, палубной надстройки и ограждения рубки. Конструктивно он представляет собой жесткий каркас из шпангоутов, стрингеров, поперечных водонепроницаемых переборок и обшивки. Легкий корпус придает подводной лодке хорошо обтекаемую форму, обеспечивает необходимые мореходные качества.

Выдвижные устройства. Современная подводная лодка имеет большое число различных устройств и систем, которые обеспечивают управление ее маневрами, использование оружия, живучесть, нормальную работу энергетической установки и других технических средств в различных условиях плавания. К ним относятся выдвижные перископы, радиоантенны, выхлопное устройство для работы дизеля под водой (РДП), воздушная шахта РДП, радиолокационные антенны и др.

5 Зак. 938


66 Гл- 3. Назначение и устройство кораблей и судов

3.5. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТРОЙСТВО ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ*

Одним из основных тактико-технических элементов десантного корабля (судна) является десантовместимость — его способность вместить для длительной перевозки морем определенное количество личного состава, боевой техники и материально-технических средств морского десанта без потери остойчивости и при сохранении кораблем своих маневренных и боевых качеств. Обычно каждый десантный корабль имеет несколько вариантов десантовместимости в зависимости от веса и размеров перевозимой техники и длительности перехода морем.

Десантные корабли характеризуются также дальностью плавания, скоростью хода, мореходностью и осадкой.

Конструкция десантных кораблей имеет ряд особенностей, обусловленных их назначением.

Пехотно-десантные корабли предназначались для перевозки десантников (морской пехоты) с легким оружием. Наибольшее распространение они получили в период второй мировой войны. В разных странах было построено около 1000 пехотно-десантных кораблей различного типа. Большие пехотно-десантные корабли обладали хорошей мореходностью и даже совершали переходы через Атлантику; средние и малые — являлись судами с ограниченным районом плавания. Сравнительно небольшая осадка носом (1—1,5 м) позволяла им подходить близко к берегу. Для выхода десантников на берег в носовой части больших пехотно-десантных кораблей предусматривались выдвижные сходни и ворота, створки которых раскрывались в стороны от диаметральной плоскости.

В настоящее время пехотно-десантные корабли большого распространения не имеют и используются в качестве десантно-высадочных средств. Основные тактико-технические данные некоторых пехохно-десантных кораблей приведены в табл. 3.1.

Танко-десантные корабли предназначены для транспортировки морем десантных подразделений с подвижной боевой техникой (танками, орудиями, бронетранспортерами и т. п.) и высадки их на необорудованное побережье без использования высадочных средств, а также для

* По данным зарубежной печати.

3.5. Основные характеристики и устройство кораблей 67

приема техники с берега. Кроме того, танко-десантные корабли могут использоваться для транспортировки, спуска на воду и приема с воды плавающей техники, а также для военно-транспортных перевозок колесной и гусеничной техники между оборудованными портами.

В настоящее время на флотах капиталистических государств танко-десантные корабли являются одним из наиболее многочисленных подклассов десантных кораблей (рис. 3.5).

ШШ£Ъ

Рис. 3.5. Средний танкодесантный корабль:

/ — помещение десанта; 2 —рулевая рубка; 3 — помещения команды; 4 —машинное отделение; 5 — танковый трюм; 6 —танковая палуба; 7 — створки ворот; 8 — аппарель (опускной трап); 9 — кладовые (в бортовых отсеках)

Отличительной особенностью танко-десантных кораблей является наличие высадочного устройства с носовой сходней (аппарелью). Для высадки десанта они подходят непосредственно к берегу, так как имеют относительно малую осадку носом и небольшой угол дифферента на корму (2—3), равный углу уклона морского дна в районе высадки или меньше его.

5*


68 Гл. 3. Назначение и устройство кораблей и судов

Для беспрепятственной высадки на берег колесной и гусеничной техники глубина воды над носовым концом сходни (глубина брода на ноке сходни) не должна' превышать 1—1,2 м. Чтобы выполнить это требование, танкодесантный корабль должен иметь небольшую осадку носом, тем меньшую, чем меньше длина сходни. Придание танко-десантным кораблям столь малых эксплуатационных осадок несовместимо с обеспечением им необходимых мореходных качеств. Поэтому современные крупные танкодесантные корабли могут высаживать десант на необорудованное побережье с уклоном дна до 2° только при неполном использовании своей грузоподъемности.

Для обеспечения необходимых мореходных качеств на переходе морем в район высадки десанта танко-десантный корабль обычно принимает жидкий балласт, после частичной откачки которого водоизмещение и осадка доводятся до требуемых по условиям высадки.

Чтобы глубина брода на ноке сходни составляла 1,2 м при дифференте на корму 2°, современные большие танкодесантные корабли могут иметь на борту десант общим весом не более 500—800 т и запас топлива не более 6— 7% полного. Поскольку днище корабля при этом по всей длине касается грунта, то он принимает также несколько сотен тонн жидкого балласта, откачка которого облегчает стягивание с мели и отход от берега.

При высадке неплавающей техники непосредственно на необорудованное побережье с уклоном дна 2—3° грузоподъемность современных танко-десантных кораблей по десанту обычно не превышает 25—30% полной грузоподъемности.

Полная грузоподъемность современных танко-десантных кораблей может быть:

— при перевозке десанта и грузов между оборудованными портами;

— при высадке десанта на побережье с уклоном дна, значительно большим 2—3°;

— при высадке десанта на берег после частичной разгрузки корабля на рейде с помощью десантно-высадочных средств или за счет Еыпуска на воду плавающей техники;

— при высадке техники на берег по составленным из понтонов наплавным мостам (понтонным причалам), перекрывающим малые глубины.

3.5. Основные характеристики и устройство кораблей 69

Высадочное устройство танко-десантных кораблей, находящихся в настоящее время в строю, состоит из носовых ворот с разъемом в диаметральной плоскости и аппарели (сходни), которая в положении по-походному обычно служит водонепроницаемой форпиковой переборкой. Носовые ворота на некоторых кораблях раскрываются с помощью червячной передачи с электроприводом. Створки ворот герметически соединяются между собой и с наружной обшивкой. После закрытия створок носовой отсек может быть полностью осушен. Аппарели на большинстве кораблей поднимаются и опускаются электрической лебедкой с помощью стальных тросов. Ось вращения аппарели, как правило, находится на уровне нижней (танковой) палубы или несколько ниже ее.

Аппарель может быть монолитной, складной или выдвижной (телескопической). Монолитная аппарель отличается простотой и надежностью конструкции, но не обеспечивает достаточной длины сходни, что заставляет уменьшать осадку носом и, следовательно, снижать десантовместимость корабля. Более эффективными являются складные или выдвижные сходни, наиболее распространенные, несмотря на некоторую сложность конструкции.

Для обеспечения более мореходной заостренной формы носовой части корабля на некоторых из них кормовой конец сходни с осью вращения поднят с уровня танковой (нижней) палубы на уровень верхней палубы. При таком расположении сходни размещаемая в танковом трюме подвижная техника перед выходом на берег по специальной аппарели должна подниматься с танковой палубы на верхнюю, тогда как на большинстве существующих танко-десантных кораблей перевозимая на палубе легкая подвижная техника перед высадкой должна спускаться в танковый трюм. Для предотвращения скольжения и пробуксовки на проезжей части сходни устанавливаются поперечные бруски, образующие ребристую поверхность и обеспечивающие проезд гусеничной и колесной техники по мокрой сходне.

Современные большие танко-десантные корабли кроме носового высадочного устройства имеют кормовые сходни В положении по-походному кормовая сходня служит водонепроницаемым закрытием, а в опущенном положении используется для погрузки и выгрузки подвижной техники


70 Гл. 3. Назначение и устройство кораблей и судов

на пирс или плашкоуты, а также для выпуска на воду и приема с воды плавающей техники. Грузоподъемность кормовой сходни обычно меньше грузоподъемности носового высадочного устройства.

Отличительной особенностью танко-десантных кораблей является наличие танкового трюма. Его протяженность, как правило, составляет 75—85% длины корабля, а высота равна двойному междупалубному пространству (4,6—5 м). На новейших кораблях танковый трюм в кормовой части, переходит в менее широкий танковый коридор, благодаря чему обеспечивается проезд техники по всей длине корабля. Танковый трюм ограничен вдоль бортов двумя продольными переборками и верхней палубой, на которой могут перевозиться автомобили, бронетранспортеры, а также десантно-высадочные средства. В танковых трюмах современных больших танко-десантных кораблей может быть размещено от 20 до 30 танков, а также другая крупногабаритная боевая техника — ракетные установки и т. п.

В танковом трюме предусматривается специальное оборудование для раскрепления подвижной техники. Для удаления отработавших газов двигателей самоходной техники танковые трюмы оборудуются мощной вентиляционной системой. Кроме того, предусматриваются усиленные противопожарные средства.

В бортовых отсеках, можду танковым трюмом и бортами, обычно находятся помещения десантников, мастерские, кладовые и др. Под нижней (танковой) палубой располагаются сухогрузные трюмы ограниченной вместимости и различные цистерны.

Машинное отделение и надстройки на танко-десантных кораблях, как правило, размещаются в корме. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на верхней палубе кораблей предусматриваются грузовые стрелы или грузовые краны.

Танко-десантные корабли могут быть оснащены носовым подруливающим устройством, которое облегчает снятие корабля с мели после высадки или приема с берега десанта, а также подход к плавающему (понтонному) причалу при боковом ветре. Основные тактико-технические данные некоторых танко-десантных кораблей иностранных флотов приведены в табл. 3.1.

3.5. Основные характеристики и устройство кораблей 71

'жвпиме
еЛ 'Etfox члэоаоиэ
Мощность механизмов, л. с.

'AeAdj a




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.295 сек.