Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебники по психологии в зарубежной школе




Интересно, что все традиционные учебники имеют практи­чески одну и ту же структуру в соответствии с натурфилософской логикой познания.

Особая установка в традиционном преподавании психологии сводится к тому, чтобы дать определенное количество инфор­мации по специальным вопросам, обеспечить изучение некото­рых психологических понятий и категорий.

Предлагая к изучению свои курсы, авторы указывают, что важно не столько провозгласить значение психологии, сколь­ко продемонстрировать ее на практических примерах из повсе­дневной жизни и реальной практики.

Работа преподавателя психологии с учащимися строится здесь по классическому типу, т.е. основной задачей учителя является руководство усвоением учащимися знаний, изложен­ных в учебнике. Главная задача ученика — Изучение материа­ла учебника и обсуждение учителем некоторых наиболее слож­ных вопросов. При этом цели учебных книг формулируются сле­дующим образом:

познакомить читателей (молодых людей) с основными те­ориями и

терминологией современной психологии;

2) вызвать интерес к психологии как отрасли знания;

3) объяснить значимость предмета для жизни.

Мы проиллюстрируем традиционное изложение системы пси­хологических знаний на примере учебников «Psychology Understanding» и «Psychology»

Учебник «Psychology Understanding» содержит 16 глав» сгруппированных в 6 разделов, каждый из которых соотносит­ся с одной из основных областей психологии как науки. Мате­риалы учебника подаются в определенном порядке и взаимо­связях.

Знакомство («Введение») с предметом психологии как спе­циальной областью знаний начинается с «древних представле­ний» о психологии, далее рассказывается о природе психоло­гических знаний и философских основах психологии как на­уки, показываются ее перспективы,

В разделе I, имеющем название «Работа духа», раскрывают­ся три основных пути взаимодействия человеческого духа с ми­ром: через осознание мира, основанное на непосредственной ин­формации, полученной органами чувств в пределах возможнос­тей; через осмысление информации, полученной при помощи внимания, памяти, мышления; через информацию, получаемую благодаря активному и измененному состояниям сознания.

Раздел П «Организм в поведении» посвящен изучению орга­низма человека и особенностям его реагирования в ситуациях научения.

В разделе III «Психическое развитие» дается характеристика психического развития в онтогенезе.

Раздел IV «Человеческие отношения» объясняет необходи­мость конструктивного взаимодействия человека с другим че­ловеком, а также способы эффективного общения.

Раздел V «Личность и эмоциональная жизнь» показывает значение и смысл понятия «личность» с точки зрения некото­рых теорий личности, делая при этом акцент на эмоциональ­ной жизни человека.

Раздел VI «Методы в психологии» представляет способы намерения человеческих способностей, сбора информации о пси­хической жизни человека и описания полученных данных,

В учебнике «Psychology Understanding» используется боль­шое количество иллюстративного материала, предлагаются упражнения и обобщения по каждой главе, а также имеется терминологический словарь и список рекомендуемой научно-популярной литературы по теме. Можно отметить также эмо­циональный язык изложения и дидактически построенную организацию материала внутри каждого параграфа,

Другой типичный учебник» адресуемый старшеклассникам, — «Psychology» — имеет структуру, включающую 12 глав.

Во «Введении» рассказывается о развитии психологическо­го знания в донаучный период, о месте психологии как науки сегодня и дается план книги.

В следующих пяти главах («Психобиология», «Восприятие», «Научение», «Познание», «Наследственность и рост») человек рассматривается с точки зрения его биологических и психофи­зиологических возможностей.

В главе VII «Когнитивное развитие» речь идет об интеллек­туальных возможностях человека.

В главе VIII «Социальное развитие» и главе IX «Социальное поведение» даются характеристики поведения человека в обще­нии и совместной деятельности.

В главе Х «Три взгляда на личность» вводится понятие лич­ности и излагаются подходы к изучению проблемы личности, существующие в теории психоанализа, теории питов и когни­тивной психологии.

Глава XI «Аномальная психология» и глава XII «Психотера­пия» рассматривают некоторые формы патологий психической жизни и способы коррекции личностного развития.

Сравнивая оба учебника, можно заметить, что при отсутствии различия в объеме печатного текста существует различие в со­держании и способах подачи информации. Так, в учебнике «Psychology Understanding» отсутствует (философско-психологический материал и делается акцент на естественнонаучные основы психики. Дидактически учебник «Psychology» удачно выстроен, как и «Psychology Understanding», снабжен массой всевозможных картинок, фотографий и схем, имеет упражне­ния и задания по каждой теме.

Предложенная традиционными курсами система психологи­ческих знаний дает ясное представление о том, что человек име­ет. Так, у него есть нервная система, потребности и рефлексы, которые можно описать, есть интеллект и способности, кото­рые можно измерить, есть скрытые и очень большие личност­ные ресурсы, которые можно обнаружить. Можно заметить, что в подобном построении материала о человеке отсутствует сам человек как субъект, действующий в пространстве собственных взаимоотношений с окружающим миром. Таким образом, пред­лагаемый авторами вариант предполагает не сообщение учени­ку знаний о человеке как о нем самом, а передачу знаний, важ­ных по отношению к нему и остающихся, несмотря на всю свою важность, чем-то отдельным от него.

Сходство также заключается в том, что оба учебника заверша­ются главой о психотерапии, важность и не случайность присут­ствия подобного материала в учебниках определяется, по-види­мому, тем, что он иллюстрирует несколько достаточно глубоких идей. Например, знакомство с результатами психотерапевтичес­кой практики, с одной стороны, показывает, насколько велик и разнообразен диапазон проявления человеческих возможностей, поскольку корреляционная работа в психотерапии основана на актуализации личностных ресурсов. С другой стороны, это по­казывает целительское могущество психологического метода как такового. Кроме того, информация главы о психотерапии под­черкивает идею о самом непосредственном влиянии явлений пси­хической жизни на судьбу конкретного человека,, т.е. об объективности психологической реальности, и подводит к осознанию того, что так называемая «душа» человека живет по определен­ным законам, которые можно и нужно знать.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.